Рабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса icon

Рабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса



НазваниеРабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса
Дата конвертации23.12.2012
Размер217.38 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Боровская основная общеобразовательная школа


Согласовано Утверждаю:

на заседании методического объединения Директор МОУ Боровская ООШ

протокол от «____»_________ _____г №____ Трифонова Г.Н.______________

Предс. Методического объединения

________________________________________ «____» _____________ _______г

Рабочая программа


по «Музыке»

на 2011 – 2012 учебный год

для 5 класса


Разработчик программы учитель Музыке:

Шаманская С.Н.; педстаж: 21 года; 12 разряд


Разработана на основе:

Программы для общеобразовательных учреждений М. Просвещение. 2009г.

Учебник Е.Д. Критская. 5 класс» М. Просвещение 2010г.
Количество часов в год -34 ч
Количество часов в неделю - 1 ч


2011 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по музыке МО РФ для 5 класса, которая соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта. Количество часов в год – 34ч, в неделю 1 ч. Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».


^ Цель - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.


Задачи:

  • Повторение изученного в начальной школе.

  • Дать представление о существовании неразрывных связей музыки с другими сферами искусства: литературой и изобразительным творчеством.

  • Дать представление о существовании тесной взаимосвязи между музыкой и изобразительным искусством.

  • Привитие интереса к миру творчества.

  • Учить вдумчивому отношению к произведениям искусства.

  • Воспитание зрителя и слушателя


Критерии уровня музыкального развития учащихся:

- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;

- умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;

-умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

- каков уровень исполнительской культуры.


^ Требования к уровню подготовки учащихся

  • В умении находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;




  • В умении определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;




  • В знании новых имен композиторов—К. Дебюсси и М. Равеля, а так же некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;




  • В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a’capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).



^ Календарно-тематическое планирование



^ Раздел 1. Музыка и литература




Дата

план/факт

Тема урока

Используемый муз. материал.

Работа с

понятиями

Задача урока

Оборудование

1




Что роднит музыку с литературой

Романс. Песня. Симфония. Концерт. Сюита. Опера. Инструментальные произведения.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

2




Вокальная музыка

Россия, Россия, нет слова красивей…

Мир искусства. Художник. Поэт. Писатель. Композитор. Пейзаж.

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

3




Вокальная музыка

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

Календарные песни: трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические,заклички.

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

4




Вокальная музыка

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…



Романс



Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

5




Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»



Симфоническая миниатюра



Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

6




Фольклор в музыке русских композиторов

«Что за прелесть эти сказки…»

Симфоническая сюита


.

Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

7




Жанры инструментальной и вокальной музыки

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

Вокализ, песня без слов, баркарола



Углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноут.

8




Вторая жизнь песни

Живительный родник творчества.

Цитирование мелодии. Аранжировка. Оригинал. Обработка. Переложение. Интерпретация.

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомить с современными интерпретациями классической музыки.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

9




Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны» «Звучащие картины»

Симфония-действо.

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноут.

10




Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Зерно-интонация



Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноут.

11




Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Гармонии задумчивый поэт»

Прелюдия. Этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноут.

12




Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»


Канон

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноут.

13




Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Оперная мозаика.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль

Музыкальный портрет


Более подробно ознакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.)

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

14




Второе путешествие в музыкальный театр. Балет



Развитие музыки. Симфоническое развитие.

Образ танца

Более подробно ознакомить учащихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

15




Музыка в театре, кино, на телевидении

Литературный сценарий

Музыкальный фильм

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

16




Третье путешествие в музыкальный театр.

Мюзикл




Речитатив. Ария. Хор.

Познакомить учащихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, разыграть отдельные сцены.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноут.

17




Мир композитора




Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноут.

^ Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство

18




Что роднит музыку с изобразительным искусством

Живописная музыка.

Музыкальная живопись. Интонация.

Звуковая палитра. Цветовая гамма.

Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства



Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

19




Небесное и земное в звуках и красках

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

Песенность

Солист, орган.

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

20




Звать через прошлое к настоящему

«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст, набат.

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

21




Звать через прошлое к настоящему

«Ледовое побоище». «После побоища».

Хор. Тенора. Басы. Сопрано. Альты

Выразительность

Изобразительность Контраст

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

22




Музыкальная живопись и живописная музыка

«Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

Мелодия-линия, ритм в музыке – ритм в картине, лад – цветовая гамма, форма музыки – композиция картины.

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?»

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

23





Музыкальная живопись и живописная музыка

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

Мелодия-линия, ритм в музыке – ритм в картине, лад – цветовая гамма, форма музыки – композиция картины.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта)

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

24




Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

«Весть святого торжества».


Сюита – фантазия.

Расширение представлений учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

25




Портрет в музыке и изобразительном искусстве

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

Скрипка соло

Интерпретация, трактовка, версия, обработка

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

26




Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира»

Симфонический оркестр.

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноут.

27




Образы борьбы и победы в искусстве



Ритм. Динамика. Штрихи.



Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноут.

28




Застывшая музыка


Гармония. Органная музыка, хор а капелла, полифония.

Постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноут.

29




Полифония в музыке и живописи

Полифония. Фуга

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноут.

30




Музыка на мольберте



Образы живописные и музыкальные

Расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноут.

31




Импрессионизм в музыке и живописи

Импрессионизм

Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.







О подвигах, о доблести, о славе...

Реквием

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

32




В каждой мимолетности вижу я миры...


Цикл фортепианных миниатюр.

Музыкальный пейзаж.

Сказочный портрет.

Ввести учащихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

33





Мир композитора. С веком наравне




Обобщить представления учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.

34




С веком наравне




Обобщение музыкальных представлений учащихся.

Магнитофон, фонотека, фортепиано, аккордеон, ноутбук.



^ Список научно-методического обеспечения.


Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2009г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2009г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2009г

  • фонохрестоматия для 6 класса (6 аудио кассет)

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.

  • учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2009г.

  • «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2009 г.



MULTIMEDIA – поддержка предмета


1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008


Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г..




Похожие:

Рабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса iconНовышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе Государственного стандарта начального образования по искусству. Рабочая...
Рабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса iconРабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 6 класса
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...
Рабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса iconРабочая программа по математике для 6 класса на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа предназначена для работы в 6 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса iconРабочая программа по черчению для 8-9 класса на 2011/2012 учебный год А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов
Рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса iconРабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов,...
Рабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт» для 6 класса 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса iconРабочая программа по предмету «Алгебра и начала анализа» на 2011-2012 учебный год для 11 класса
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса iconРабочая программа по предмету «Геометрия» на 2011-2012 учебный год для 11 класса
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов: Тематическое планирование...
Рабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса iconРабочая программа по предмету «Математика» на 2011-2012 учебный год для 6 класса
Рабочая программа составлена к учебнику «Математика 6» авторы Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд
Рабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса iconРабочая программа по английскому языку для 1 класса к умк верещагиной И. Н., Притыкиной Т. А. для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий
Рабочая программа по английскому языку для 1 класса к умк верещагиной И. Н. 2011-2012 учебный год
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы