Рабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» icon

Рабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»



НазваниеРабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Томилова Надежда Валентиновна
Дата конвертации28.12.2012
Размер153.91 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Рассмотрено на МО Согласовано: Зам. Утверждаю:

Руководитель МО_________ директора по УВР__ Директор школы_____

Протокол №__ от Дурасова С.А.. Зобов А.В.

« _ » сентября 2011 г «__» сентября 2011г «__»сентября 2011


Рабочая программа

по биологии

11 класс


Составитель: Томилова Надежда Валентиновна,

учитель биологии-химии


МОУ «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»

2011-2012 учебный год


11 класс. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы- М.: Дрофа,2006.), регионального компонента государственного стандарта основного общего образования Архангельской обл. полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии в 11 классе на базовом уровне отводится 35 часов (региональный компонент-8). Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 1час в неделю.


В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

-овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественны и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

-воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природе, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит подход, в соответствии с которым Учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим особое внимание в программе уделено содержанию, лежащему в основе формирования естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций.


^ Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

· выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

·определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

·отличать научные методы, используемые в биологии;

·определять место биологии в системе естественных наук;

·доказывать, что организм - единое целое;

· выделять уровни организации живой природы;

·обосновывать единство органического мира;

·выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

·отличать теорию от гипотезы.

^ Требование к уровню подготовкиобъяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно - научной картины мира – носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

·определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живой природы;

·объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

·указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

·отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.


Перечень лабораторных работ в 11 кл.

Л.Р.4.Описание особей вида по морфологическому критерию.

Л.Р.5.Выявление изменчивости у особей одного вида.

Л.Р.6.Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Л.Р.7.Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Л.Р.8.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.


Перечень практических работ в 11 кл.

П.Р. 6.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле.

П.Р.7.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

П.Р. 8.Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых

цепей и сетей).

П.Р.9.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей

местности.

П.Р.10.Решение экологических задач.

П.Р.11.Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

глобальных экологических проблем и путей их решения.

Лабораторных работ -5

Практических работ -6


^ Условные обозначения:

Л.Р.-лабораторная работа Р.К.- Региональный компонент

П.Р.-практическая работа

К.Р.-контрольная работа


Тематическое планирование.

Раздел 4. Вид (21 час)

Тема 4.1. История эволюционных идей (4 часа)

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (9часов)

Л.Р.4 «Описание вида по морфологическому критерию» Р.К.

Л.Р.5 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Л.Р.6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». Р.К.

Зачет №1 «Основные закономерности эволюции».

Р.К. – 4. Л.Р. - 3

Тема 4.3. Происхождение жизни на земле (3 часа.)

П.Р.6. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Тема 4.4. Происхождение человека (5 часов)

П.р.7 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Зачет №2 «Происхождение человека»

Раздел 5. Экосистемы (12 часов)

Тема 5.1. Экологические факторы (3часа)

Р.К. – 1

Тема 5.2. Структура экосистем (4 часа)

П.Р.7. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». Р.К.

Л.Р.7 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» (Вып. дома). П.Р.8 «Решение экологических задач»

Л.Р.8 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» (Вып. дома).

П.Р.9 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» Р.К.

Р.К. – 2

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)

Тема 5.4. Биосфера и человек (3 + 1 час на заключительный урок)

П.Р.11.(1часть) «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде». Р.К.

П.Р.11 (2часть) «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

Зачет №3 «Экосистема».

Р.К.-1

Всего Р.К. – 8 , Л.Р.-5, П.Р.-6


^ 11 класс. Развернутое тематическое планирование.



Дата

План/

факт

Тема урока

Кол- во

часов

Виды и формы

контроля

Домашнее

задание

Раздел 4. Вид (21 час)

Тема 4.1. История эволюционных идей (4 часа)

1




Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.

1

Текущий

Задания со своб. ответом

§4.1

2




Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1

Текущий

Уст. инд. опрос

§4.2, вопр. с.204

3




Предпосылки развития теории Ч.Дарвина.

1

Текущий

Фронт. опрос, работа в тетр.

§4.3-4.4, сообщ. о Ч. Дарвине

4




Эволюционная теория Ч.Дарвина.

1

Текущий

Сообщ., инд. опрос.

§4.3-4.4, вопр. с.217

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (9часов)

5




Вид. Критерии и структура. Л.Р.4 «Описание вида по морфологическому критерию» Р.К.

1

Текущий

Л.Р.4,

Фронт. опрос

§4.5, дописать вывод

6




Популяция – структурная единица вида и эволюции. Р.К.

1

Текущий

Беседа по вопр. §4.6,4.7

§4.6, 4.7

7




Факторы эволюции. Л.Р.5 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

1

Текущий

Инд. устн. опрос.

Л.Р.5.

§4.8, вопр. с.232

8




Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

1

Текущий

Инд. уст. опрос

§4.9, записи в тетр.

9




Адаптации организмов к условиям обитания. Л.Р.6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». Р.К.

1

Текущий

Л.Р.6.

§4.10, записи в тетр.

10




Видообразование.

1

Текущий

Инд. уст. опрос

§4.11, сообщ. о процв. и исчез. видах

11




Сохранение многообразия видов. Р.К.«Редкие и исчезающие виды Архангельской области»

1

Текущий

Сообщения

§4.12, записи в тетр.

12




Доказательства эволюции органического мира.

1

Текущий

Беседа, конспект

§4.1-4.13 повт.

13




Зачет №1 «Основные закономерности эволюции».

1

Тематический

Тестовая к.р.




Тема 4.3. Происхождение жизни на земле (3 часа.)

14




Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

1

Текущий

Беседа, письм. работа

§4.14-4.15

15




Современные представления о возникновении жизни. П.Р.6. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

1

Текущий

П.Р.6

Тезисный конспект.

§5.15-4.16

16




Развитие жизни на Земле.

1

Текущий

Беседа, инд. опрос

§4.16, записи в тетр.

Тема 4.4. Происхождение человека (5 часов)

17




Гипотезы происхождения человека. П.р.7 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

1

Текущий

Тезисный конспект. П.Р.7

§4.17,4.18

18




Положение человека в системе животного мира.

1

Инд.опрос, обс. вопр. с.290 и 301

§4.18, 4.19. Инд. задания.

19




Эволюция человека.

1

Инд. задания со своб. отв.

Текущий


§4.19-4.20, сообщ. о геноциде и расизме.

20




Человеческие расы.

1

Фронт. опрос,

Сообщения.

Текущий

Повт. §4.17-4.20,подг. к зачету.

21




Зачет №2 «Происхождение человека»

1

Тест. К.Р.

Тематический




Раздел 5. Экосистемы (12 часов)

Тема 5.1. Экологические факторы (3часа)

22




Организм и среда. Экологические факторы.

1

Инд. уст. опрос

Текущий

§5.1, схема в тетр.

23




Абиотические факторы среды. Р.К.

«Экологические особенности региона»

1

Беседа по вопр. с. 313

Текущий

§5.2, схема в тетр.

24




Биотические факторы среды.

1

Инд. уст. опрос, беседа по вопр. с 319

Текущий

§5.3, схема в тетр.

Тема 5.2. Структура экосистем (4 часа)

25




Структура экосистем.

1

Биолог. диктант

Текущий

§5.4, вопр. с.325

26




Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. П.Р.7. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» (на местных примерах). Р.К.

1

Фронт. опр. Индив. творч. задания.

П.Р.7.

Текущий


§5.5, творч. задание

27




Причины устойчивости и смены экосистем. Л.Р.7 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» (Вып. дома). П.Р.8 «Решение экологических задач»

1

Л.Р.7, задания со своб. отв.

П.Р.8.

Текущий


§5.6, вып. Л.Р.7 и

28




Влияние человека на экосистемы. Л.Р.8 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» (Вып. дома). П.Р.9 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» Р.К.

1

Инд. уст. опрос,

Л.Р.8, П.Р.9.

Текущий


§5.7, записи в тетр.

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)

29




Биосфера - глобальная экосистема.

1

Уст. инд. опр.

Текущий

§5.8

30




Роль живых организмов в биосфере.

1

Рассказ по рис. 170,171.

Текущий

§5.9,сост. схему кр. N, P (по жел.)

Тема 5.4. Биосфера и человек (3 + 1 час на заключительный урок)

31




Биосфера и человек. П.Р.11.(1часть) «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде». Р.К.

1

П.Р.11, задания со своб. отв.

Текущий


§5.10, сообщения об экол. пробл.

32




Основные экологические проблемы современности, пути их решения. П.Р.11 (2часть) «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

1

Тезисный конспект.

Текущий


§5.11-5.12

Подг. к зачету

33




Зачет №3 «Экосистема».

1

Тематический

Тестовая К.Р.




34




Роль биологии в будущем.

1

Обсуж. вопр. с 364 и 365




35




Резерв

1







УМК

Список литературы для учащихся:

1.В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Биология. Общая биология. Базовый уровень.10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011

2. Рабочая тетрадь к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. Биология. Общая биология. Базовый уровень.10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011(2010).

Список литературы для учителя:

1.Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус,2008.

2.Репетитор. Весь курс школьной программы. Биология. Схемы. Таблицы. Санкт-Петербург. Изд. «Тригон» 2008.

3.Биология. Словарь- справочник школьника в вопросах и ответах. Г.И. Лернер. М. 2006.

4.Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. 10-11 классы.- Авт.-сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель,2007.

5.Тесты. ЕГЭ. 2003-2011.

6.Общая биология: Учебник для 10 кл. Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н. И.-М. Дрофа,2006.

7.Т.Л.Богданова «Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы». М. Высшая школа 1984.

8. Репетитор по биологии для поступающих в мед. колледжи и училища. Т.И.Наумова. «Феникс» 2006.

9.Мультимедийное приложение к уч-ку В.И.Сивоглазова. Дрофа. 2011.

10. Региональный компонент общего образования Архангельской области. Биология. ПГУ, 2006, АО ИППК РО, 2006. 11. Интернет-ресурсы. Сайты:www.km.ru/education-учебные словари и материалы на сайте «Кирилл и Мефодий»




Похожие:

Рабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 7 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пикуловой, регионального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа курса химии 10класса, составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный...
Рабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы- м.: Дрофа,2006., регионального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Программы курса химии для 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О. С. Габриелян, 2006г., и государственного...
Рабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Биология. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М дрофа,2006, регионального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 9 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
О. С. Габриеляна. Москва. «Дрофа», которая одобрена Федеральным экспертным советом и включена в перечень рекомендованных Министерством...
Рабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России...
Рабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 6 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России...
Рабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по алгебре 9 класс Составитель: Кивачицкий Александр Викторович, учитель математики. Моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы. Составитель: Т. А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение». 2008г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы