Рабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» icon

Рабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»



НазваниеРабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Томилова Надежда Валентиновна
Дата конвертации28.12.2012
Размер168.62 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Рассмотрено на МО Согласовано: Зам. Утверждаю:

Руководитель МО_________ директора по УВР__ Директор школы_____

Протокол №__ от Дурасова С.А.. Зобов А.В.

« _ » сентября 2011 г «__» сентября 2011г «__»сентября 2011


Рабочая программа

по биологии

10 класс


Составитель: Томилова Надежда Валентиновна,

учитель биологии-химии


МОУ «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»

2011-2012 учебный год


Базовый уровень. 10 класс.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы- М.: Дрофа,2006.), регионального компонента государственного стандарта основного общего образования Архангельской обл. полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе:

в ^ 10 классе-35 часов (региональный компонент-5),

в 11классе- 35 часов (региональный компонент-8).

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 1час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

-овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественны и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

-воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природе, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит подход, в соответствии с которым Учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим особое внимание в программе уделено содержанию, лежащему в основе формирования естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций.

^ Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

· выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

·определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

·отличать научные методы, используемые в биологии;

·определять место биологии в системе естественных наук;

·доказывать, что организм - единое целое;

· выделять уровни организации живой природы;

·обосновывать единство органического мира;

·выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

·отличать теорию от гипотезы.

^ Требование к уровню подготовкиобъяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно - научной картины мира – носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

·определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живой природы;

·объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

·указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

·отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Перечень лабораторных работ в 10-11 кл.

  1. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

  2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

  3. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

  4. Описание особей вида по морфологическому критерию.

  5. Выявление изменчивости у особей одного вида.

  6. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

  7. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

  8. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Перечень практических работ в 10-11 кл.

1.Сравнение строения клеток растений, животных.

2.Составление простейших схем скрещивания.

3.Решение простейших генетических задач.

4.Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их

влияния на организм.

5.Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в

биотехнологии.

6.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле.

7.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

8.Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых

цепей и сетей).

9.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей

местности.

10.Решение экологических задач.

11.Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

глобальных экологических проблем и путей их решения.

Лабораторных работ: в 10 классе - 3 в 11 классе -5

Практических работ: в 10 классе -5 в 11 классе -6

^ Развернутое тематическое планирование. 10 класс.



Дата

План/

Факт

Тема урока

Кол-во

часов

Виды и формы

контроля

Домашнее

задание

Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания (3часа).

1




Краткая история развития биологии.

Методы биологии.

1

Текущий

Фронт. и инд.

уст. опрос

§1.1, 1.3,

2




Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации жизни.

1

Текущий

Устный опрос.

§1.2, 1.3(до

методов познания)

3




Зачет №1 «Биология как наука. Методы научного познания».

1

Тематический

Кроссворд Р.Т. с.7

Тест.

Повт. из 9 кл.

об ист. изуч.клетки

^ Глава 2. Клетка (10часов+ 1час на зачет)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (1час)

4




История изучения клетки. Клеточная теория. Л.Р.1 Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

1

Текущий

Фронт. опрос.

Л.Р.1.

Р.Т.1-3

§2.1

Тема 2.2. Химический состав клетки. (4час)

5




Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Р.К. «Особенности химического состава клеток живых организмов на Европейском Севере».

1

Текущий

Устный инд. опрос

Р.Т. №3с. 23, 5с.24

№3 с.27, №5с.28

§2.2,2.3.


6




Органические вещества. Липиды и углеводы.

1

Текущий

Беседа по вопр.

уч-ка, с.40

Р.Т. №4с.32

§2.4, 2.5(до

белков)

7




Органические вещества. Белки.

1

Текущий

Задания со своб. ответом

§2.5

Р.Т.№12,13

8




Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

1

Текущий

Фронт. и инд. опрос, тест с.40,45

§2.6

Р.Т. №1 с.42 ,4-6 с.43

Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клетки (3часа)

9




Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. Л.Р.2 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. П.Р.1 Сравнение строения клеток растений и животных.

1

Текущий

Фронт. опрос,

Л.Р.2, П.Р.1

Р.Т. №5

§2.7

Р.Т.№ 8, 10

10




Клеточное ядро. Хромосомы.

1

Текущий

Тесты. Биол. диктант, уст.опрос

§2.8,опыты по выр.бактерий, сообщения.

11




Прокариотическая клетка.

Р.К. «Бактериальные заболевания, распространенные в нашей местности»

1

Текущий

Фронт. и индив. опрос, сообщения.


§2.9, задачи.

Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке (1час)

12




Реализация наследственной информации в клетке.

1

Текущий

Беседа по вопр. С.48, выпол. зад. Р.Т.№7,8 с.66

§2.10, сообщение о СПИДе

Тест с.69

Тема 2.5. Вирусы (1час)

13




Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

Текущий

Сообщение, Индив. уст. опрос

Р.Т. с.71№1-11

§2.11

Р.Т. №13-15,

Подг. к зачету

14




Зачет №2 «Клетка».

1

Тематический

Тестовая к.р.

Повт.из 9 кл. об обмене в-в

^ Глава 3. Организм (20час)

Тема 3.1 Обмен веществ и преобразование энергии (3часа)

15




Многообразие организмов (на примере своей местности).

Р.К.

1

Текущий

Беседа по ? уч-ка, с.93 Р.Т. №11 с.89

§3.1

16




Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.

1

Текущий

Уст. инд. и фронт. опрос Р.Т.№5 с.81

§3.2

Р.Т.№6-8 с. 82

17




Пластический обмен. Фотосинтез.

1

Текущий

Письм. работа

по зад. Р.Т. с.86

§3.3

Р.Т. доделать

Тема 3.2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)

18




Деление клетки. Митоз.

1

Текущий

Уст. опрос

Р.Т.№1,5 с.55

Тест с.94 Р.Т.

§3.4 Р.Т. №2-4, 6, 8, 9


19




Размножение: бесполое и половое. Р.К. «Региональные особенности размножения организмов разных систематических групп»

1

Текущий

Р.Т. №1-4

Тест с.100 №11-14 Р.Т.


§3.5

Р.Т. №5-11

20




Образование половых клеток. Мейоз.

1

Текущий

Уст. инд. опрос

Р.Т.№ 2,4,6с.103-105

§3.6,вопр. после §3.6

Р.Т. №7-10

21




Оплодотворение.

1

Текущий

Письм. работа

№2 и 5 Р.Т.

Тест Р.Т.

§3.7

Р.Т. №1,6,7

22




Индивидуальное развитие организмов.

1

Текущий

Уст. опрос

§3.8 Р.Т. №13-15, сообщения

23




Онтогенез человека. Л.Р.3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих»

1

Сообщ. уч-ся о вреде алк, никотина, нарк. на разв. зародыша. Л.Р.3, Табл.№5 Р.Т.

§3.9

Р.Т. №6-8

Тема 3.3. Закономерности наследственности и изменчивости (10 часов)

24




Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости


1

Текущий


Биологический диктант

§3.10, доклад

о Г. Менделе

Р.Т.№2,5,6

25




Моногибридное скрещивание. П.Р.2 «Составление простейших схем скрещивания (родословных)»

1

Текущий

П.Р.2, Доклад о Г.Менделе, уст. опрос.

Р.Т.10

§3.11

Р.Т.11,12


26




Дигибридное скрещивание. П.Р.3 «Решение элементарных генетических задач».

1

Текущий

П.Р.3. Р.Т.7-9

Уст. инд. ответ.

§3.12

Р.Т.10

27




Хромосомная теория наследственной изменчивости. Сцепленное наследование.

1

Текущий

Фронт. и инд опрос

Решение генет. задач.

§3.13


Р.Т.№6

28




Современные представления о гене и геноме.

1

Текущий.

Беседа по вопр.

Р.Т.№4

§3.14

Р.Т.№2


29




Генетика пола.

1

Текущий

Уст. опрос, реш. ген. Задач. Р.Т.1-7

§3.15

30




Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

1

Текущий

Задания со своб. ответом. Р.Т.№16-18

§3.16

Р.Т.№14,15

31




Генетика и здоровье человека. П.Р.4 «Важнейшие мутагены Архангельской области, их источники и оценка возможных последствий их влияния на организм» Р.К.

1

Текущий

Самост. работа. Р.Т.№1-6,10

П.Р.4

§3.17

Р.Т.7-9

Тема 3.4. Основы селекции. Биотехнология (2часа + 1 час на зачет)

32




Селекция: основные методы и достижения. Р.К. «Районированные сорта растений и породы животных Архангельской области»

1

Текущий


Фронт. и инд. опрос

§3.18,№6-11 Р.Т.

33




Биотехнология: достижения и перспективы развития. П.Р. 5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

1

Текущий


П.Р.5, уст. опрос

§3.19, подг. к

зачету

34




Зачет №3 «Организм».

1

Тематический

Тестовая К.Р.




35




Резерв

1









Л.Р.- Лабораторная работа Р.К.- Региональный компонент

П.Р.- Практическая работа

Р.Т.- Рабочая тетрадь

К.Р.- Контрольная работа

УМК

Список литературы для учащихся:

1.В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Биология. Общая биология. Базовый уровень.10-11 классы. -М.: Дрофа, 2011

2. Рабочая тетрадь к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. Биология. Общая биология. Базовый уровень.10-11 классы. -М.: Дрофа, 2011(2010).

Список литературы для учителя:

1.Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус,2008.

2.Репетитор. Весь курс школьной программы. Биология. Схемы. Таблицы. Санкт-Петербург. Изд. «Тригон» 2008.

3.Биология. Словарь- справочник школьника в вопросах и ответах. Г.И. Лернер. М. 2006.

4.Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. 10-11 классы.- Авт.-сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель,2007.

5.Тесты. ЕГЭ. 2003-2011.

6.Общая биология: Учебник для 10 кл. Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н. И.-М. Дрофа,2006.

7.Т.Л.Богданова «Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы». М. Высшая школа 1984.

8. Репетитор по биологии для поступающих в мед. колледжи и училища. Т.И.Наумова. «Феникс» 2006.

9.Мультимедийное приложение к уч-ку В.И.Сивоглазова. Дрофа. 2011.

10. Региональный компонент общего образования Архангельской области. Биология. ПГУ, 2006, АО ИППК РО, 2006.

11. Интернет-ресурсы. Сайты: www.bio.nature.ru- научные новости биологии

www.km.ru/education-учебные словари и материалы на сайте «Кирилл и Мефодий»


Тематическое планирование.10 класс.

Глава 1.Биология как наука. Методы научного познания (3часа)

Зачет №1

Глава 2.Клетка (10 часов + 1 час на зачет)

Тема 2.1.История изучения клетки. Клеточная теория (1час)

Л.Р.1. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

Тема 2.2 Химический состав клетки (4часа).

Р.К. «Особенности химического состава клеток живых организмов на Европейском Севере».

Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клетки (3часа).

Р.К. «Бактериальные заболевания, распространенные в нашей местности»

Л.Р.2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. П.Р.1 Сравнение строения клеток растений и животных.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1час)

Тема 2.5. Вирусы (1час)

Зачет №2

Глава 3. Организм (20 часов)

Тема 3.1. Обмен веществ и преобразование энергии (3часа)

Р.К. Многообразие организмов (на примере своей местности).

Тема 3.2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)

Р.К. «Региональные особенности размножения организмов разных систематических групп»

Л.Р.3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих»

Тема 3.3. Закономерности наследственности и изменчивости (10 часов)

П.Р.2 «Составление простейших схем скрещивания (родословных)»

П.Р.3 «Решение элементарных генетических задач».

П.Р.4 «Важнейшие мутагены Архангельской области, их источники и оценка возможных последствий их влияния на организм» Р.К.

Тема 3.4. Основы селекции. Биотехнология (2часа + 1 час на зачет)

Р.К. «Районированные сорта растений и породы животных Архангельской области»

П.Р. 5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Зачет №3

Р.К.-5

Резерв-1час


Рассмотрено на МО Согласовано: Зам. Утверждаю:

Руководитель МО_________ директора по УВР__ Директор школы_____


Протокол №__ от Дурасова С.А.. Зобов А.В.

« _ » сентября 2011 г «__» сентября 2011г «__»сентября 2011


Рабочая программа

по биологии

10 класс


Составитель: Томилова Надежда Валентиновна,

учитель биологии-химии


МОУ «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»

2011-2012 учебный год




Похожие:

Рабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 7 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пикуловой, регионального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа курса химии 10класса, составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный...
Рабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы- м.: Дрофа,2006., регионального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Программы курса химии для 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О. С. Габриелян, 2006г., и государственного...
Рабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Биология. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М дрофа,2006, регионального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 9 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
О. С. Габриеляна. Москва. «Дрофа», которая одобрена Федеральным экспертным советом и включена в перечень рекомендованных Министерством...
Рабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России...
Рабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 6 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России...
Рабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по алгебре 9 класс Составитель: Кивачицкий Александр Викторович, учитель математики. Моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы. Составитель: Т. А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение». 2008г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы