Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» icon

Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»



НазваниеРабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Томилова Надежда Валентиновна
Дата конвертации28.12.2012
Размер280.04 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Рассмотрено на МО Согласовано: Зам. Утверждаю:

Руководитель МО_________ директора по УВР__ Директор школы_____

Протокол №__ от ДурасоваС.А.. Зобов А.В.

« _ » сентября 2011 г «__» сентября 2011г «__»сентября 2011


Рабочая программа

по биологии

8 класс


Составитель: Томилова Надежда Валентиновна,

учитель биологии-химии


МОУ «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»

2011-2012 учебный год

9кл.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (Статья 55, п. 4); Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО России от 05.03.2004г. № 1089); Федеральным Базисным учебным планом 2004г. (Нормативные документы и методические рекомендации, приказ МО России от 09.03.2004 г. № 1312) на основании примерных программ основного общего образования по биологии и среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне, разработанных Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана» от 7 июля 2005г. № 03-1263) и Федерального перечня учебников на 2011-2012 уч. год.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в 9 классе предусмотрено 70 часов, 2 часа в неделю. На региональный компонент взято 8 часов. Р.К. на основании «Регионального компонента государственного стандарта основного общего образования Архангельской обл.»

Программа полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10- 11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней школе.

Последовательность изучения материала способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, и является продолжением ими освоения биологической дисциплины, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешанова и Н.И. Сонина.

Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.


  1. ^ Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся




  1. Должен знать:

- основные отличия живых организмов от объектов неживой природы

- уровни организации живой материи

- объекты и методы изучения в биологии

- основные понятия: эволюция, вид, популяция, естественный отбор и др.

- многообразие форм и распространенность бесполого размножения

- половое размножение и его биологическое значение

- органические и неорганические вещества

- оплодотворение

- особенности растительной и живой клеток

- органоиды

- митоз, биологический смысл митоза

- мейоз

- понятия: ген, генотип, фенотип

- наследственная и ненаследственная изменчивость

- селекция, гибридизация и отбор

- сорт, пород

-биосфера, биомасса, биологическая продуктивность, биологический круговорот

2. Должны уметь:

- объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле

- объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи

- объяснять рисунки и схемы в учебниках

- самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке

- иллюстрировать ответ простейшими схемами клеточных структур

- характеризовать сущность полового и бесполого размножения

- составлять простейшие родословные, решать генетические задачи

- понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности с/х производства

- выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических ситуациях

- анализировать видовой состав биоценозов

- выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах

- владеть языком предмета


  1. ПРОГРАММА

«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы» Н.И. Сонин М. «Дрофа» 2006г



  1. ^ Введение 1 час

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.


  1. ^ Эволюция живого мира на Земле 19 час

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.


  1. ^ Структурная организация живых организмов 14часов

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино – и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).


  1. ^ Размножение и индивидуальное развитие организмов 5 часов

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.


  1. ^ Наследственность и изменчивость организмов 13часов

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Селекция. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.


  1. ^ Взаимоотношения организмов и среды 11 часов

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.


^ Обобщение 5часов

Резерв- 1час


Условные обозначения:

П.Р. – практическая работа

Р.К. – региональный компонент

Р.Т. – рабочая тетрадь


Развернутое тематическое планирование





Дата.

План/

факт

Тема урока

Кол-во часов

Виды и формы контроля

Домашнее

задание

^ Введение (1час)


1



Биологическая наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей

1

Текущий

Задания со своб. ответом

Стр.3-5

Р.1. Эволюция живого мира на Земле (19 час)

Т.1.1.Многообразие живого мира, основные свойства живых организмов (2час)


2




Признаки живых организмов

1

Текущий

Р.Т. №3-8

Гл.1, с.7-11

3




Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие

1

Текущий

Р.Т. №1-7

Гл.2, §1

^ Т.1.2.Развитие биологии в додарвинский период (1час)


4




Предпосылки возникновения и учения Ч.Дарвина

1

Текущий

Устные ответы

§2,3,4.

Устно отв. на вопр.

Т.1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

(3час)

5




Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

1

Текущий

Инд. опрос

§5, с.24-26,

Вопр. 3,4,6

6




Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

1

Текущий

Инд. опрос

§5, вопр. 1,2,5,7

7




Формы естественного отбора

1

Текущий

Инд. опрос

§6, ворп.1-3

Сообщ. о присп.

^ Т.1.4.Приспособленостьорганизмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора(2час)

8




Результат эволюции-приспособленность организмов к среде обитания.

1

Текущий

Сообщения

Гл. 4. §7,8,9

9




П.Р.1 «Выявление приспособленности к среде обитания» Р.К.

1

Текущий

П.Р.1

§9 повт., вопр.1-5

^ Т.1.5. Микроэволюция (3час)

10




Вид, его критерии и структура

1

Текущий

Гл. 5, §10, записи в тетр.

11




Популяция

1

Текущий

Гл. 5, §10,Вопр.6

12




Видообразование

1

Текущий

Р.Т.№2,3

Гл. 5, §11 вопр.1-4

^ Т.1.6. Макроэволюция (3час)

13




Биологические последствия адаптации

1

Текущий

Устн.опрос

Гл.6, с. 59,повт. тему

14




Главные направления эволюции

1

Текущий

Гл. 6, §12, сообщ.

15




Зачет 1 «Учение об эволюции органического мира»

1

Тематический

Тестирование

Повторить тему

^ Т.1.7. Возникновение жизни на земле (2час)

16




Современные представления о происхождении жизни на Земле

1

Текущий

Фронт. опрос.

Гл.7, §14.

Вопр. 1-4

17




Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни

1

Текущий

Беседа

Гл.7,§15,повт. §11,сообщ.

^ Т.1.8.Развитие жизни на Земле (3часа)

18




Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры

1

Текущий

Сообщения

Р.Т. № 1-12

Гл. 8, §16,17, вопр.1-4

Р.Т. додел.

19




Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры

1

Текущий

Сообщения

Р.Т.№ к§18

Гл.8, §18.19,

Р.Т. к §19

20




Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

1

Текущий

Р.Т. №1,3,4,8,11

Гл.8, §20,Р.Т. додел.

Р.2.Структурная организация живых организмов (14часов)

Т.2.1. Химическая организация клетки (4часа)

21




Химическая организация клетки. Неорганические вещества

1

Текущий

Фронт. и индив. опрос

Гл.9, §21.

Вопр.1-4.

Р.Т.№1-5

22




Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.


1

Текущий

Устн. опрос

Р.Т.№12-19

Гл.9, §22,

Вопр.1,5-9

23




Органические вещества клетки. Белки.



1

Текущий

Устн. опрос и

Письм.работа Р.Т.№2-10

Гл.9, §22,с.107-109, вопр.1-4


24




Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты

1

Текущий

Р.Т.№26-29

§22, с.111-112

^ Т.2.2. Обмен веществ и энергии в клетке (3часа)

25




Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

1

Текущий

Р.Т. №1,2

§23, стр.113, повт. фотосинтез

26




Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.

1

Текущий

Фронт. и инд. опрос

§23,записи в тетр.

Вопр.1-5

27




Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.

1

Текущий

Р.Т. №1-14

§24, вопр.1-4


^ Т.2.3. Строение и функции клеток (7 час)

28




Прокариотические клетки. П.Р.2 «Изучение клеток бактерий».

1

Текущий

П.Р.2

Устн. опрос

Гл.11, §25,

Вопр.1-5

29




Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, органоиды цитоплазмы.

1

Текущий

Устн. опрос

Гл.11, §26,вопр.1-4

30




Эукариотическая клетка. Ядро.

1

Текущий

Уст. и письм. опрос

§27, задания Р.Т.

31




П.Р.3 «Изучение клеток растений и животных».

1

Текущий

П.Р.3

Повт. по уч.6 кл. о делении клеток

32




Деление клеток


1

Текущий

Р.Т.№1-5

§28, вопр.1-5

33




Клеточная теория строения организмов.

1

Текущий

Вопр.1-3 со своб. ответом

§29, подг. к зачету.

34




Зачет 2 по теме «Клетка»

1

Тематический

Тестирование

Повт. о размножении

Р.3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5час)

Т.3.1. Размножение организмов (2час)

35




Бесполое размножение организмов

1

Текущий

Р.Т. №1-5

§30, гл.12, с. 146

36




Половое размножение организмов. Развитие половых клеток. Оплодотворение.

1

Текущий

Задания Р.Т.

§31

Р.Т. доделать

^ Т.3.2. Индивидуальное развитие организмов (3час)

37




Онтогенез. Эмбриональный период развития.

1

Текущий

Фронт. и инд. опрос

§32, гл.13, вопр. 1-6

38




Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

1

Текущий

Уст. опрос

Р.Т.№ 1,2,4,6,7

§33, гл.13

39




Общие закономерности развития.

1

Текущий

Р.Т.№3,4,6

Тесты

§34, гл.34

Р.4.Наследственность и изменчивость организмов (13час)

Т.4.1.Закономерности наследования признаков (8час)

40




Генетика как наука. Основные понятия генетики

1

Текущий

Биол. диктант

Р.Т.№1,4,6,7

Гл.14,§35

41




Гибридологический метод изучения наследственности

1

Текущий

Устн. опрос


§36

Р.Т. №1-7

42




Законы Менделя. Моногибридное скрещивание

1

Текущий

Устн.опрос

Генет. задачи

§37,с.176-180

Р.Т.№1-6

43




Дигибридное скрещивание

1

Текущий

Р.Т. №7-14

§37, с.180-185

44




Сцепленное наследование генов

1

Текущий

Устн. опрос

Генет. задачи

§38

Вопр. уст.


45




Генетика человека

1

Текущий

Р.Т. №1-7

Уст.опрос

§39, сост. родослов. семьи (по желанию)

46




Взаимодействие генов

1

Текущий

§40

47




П.Р.4 «Решение генетических задач»

1

Тематический

П.Р.4

Повт. тему

^ Т.4.2.Закономерности изменчивости. (2час)

48




Наследственная (генотипическая) изменчивость

1

Текущий

Р.Т. № 1-12

§41, Р.Т. доделать

49




Фенотипическая изменчивость. П.Р.5. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев» Р.К.

1

Текущий

Р.Т. №1-5, П.Р.5

§42, вопр. уст.

^ Т.4.3.Селекция растений, животных, микроорганизмов (3час)

50




Методы селекции растений и животных

1

Текущий

Усн.опрос

Эврист.беседа

§43,§44

51




Селекция микроорганизмов

1

Текущий


§45,подг. к зачету

52




Зачет 3 по т. «Наследственность и изменчивость»

1

Тематический

Тестирование




Р.5.Взаимоотношения организмов и среды (11час)

Т.5.1. Биосфера, ее структура и функции (7час)

53




Структура биосферы. Р. К. «Основные экосистемы Архангельской области»

1

Текущий

Беседа

Гл.17,с.216, §46

54




Круговорот веществ в природе.


1

Текущий

Устн. опрос

Гл.17, §47, сост. схему кругов.серы (по жел.)

55




Биогеоценоз и биоценоз.

1

Текущий

Беседа

§49

56




П.Р. 6 «Изучение и описание экосистемы своей местности» Р.К.

1

Текущий

П.Р.6.

Повт. §49

57




Абиотические факторы среды.

1

Текущий

Задания Р.Т.

§50,51

58




Пищевые связи в экосистемах. П.Р.7 «Составление схем передачи веществ и энергии» Р.К.

1

Текущий

П.Р.7


§52, вопр. (уст.), сообщ. о взаимоот.


59




Биотические факторы. «Взаимоотношения между организмами в экосистемах Европейского Севера». Р.К.

1

Текущий

Беседа

Сообщения

§52, §53, сообщ. о ресурсах земли

^ Т.5.2. Биосфера и человек (4час)

60




Природные ресурсы и их использование. Р.К. «Природные ресурсы Архангельской области»

1

Текущий

Сообщения

§54, задания Р.Т.

61




Роль человека в биосфере. П.Р.8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах Архангельской области» Р.К.

1

Текущий

Беседа

§55, сообщ.о

Пинежском запов., редких видах

62




Охрана природы в Архангельской области. Р. К.

1

Текущий

Сообщения

Записи в тетр., сообщ.

63




Экологические проблемы

1

Тематический

Сообщения.

Повт. гл.2-6

^ Обобщение (6час)

64





Становление современной теории эволюции

1

Тематический

Повт. гл.9-11

65




Клетка – структурная и функциональная единица живого

1

Тематический

Повт. гл.14-16

66




Закономерности наследственности и изменчивости

1

Тематический

Повт. гл. 17-18

67




Взаимодействие организма и среды обитания

1

Тематический

Подг. к итог. К.Р.

68-69




Итоговая контрольная работа

2

Итоговый

Тестирование




70




Резерв

1










  1. Практическая часть

    1. П.Р.1 «Выявление приспособленности к среде обитания» Р.К.

    2. П.Р.2 «Изучение клеток бактерий».

    3. П.Р.3 «Изучение клеток растений и животных».

    4. П.Р.4 «Решение генетических задач»

    5. П.Р.5. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев» Р.К.

    6. П.Р. 6 «Изучение и описание экосистемы своей местности» Р.К.

    7. П.Р.7 «Составление схем передачи веществ и энергии» Р.К.

    8. П.Р.8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах Архангельской области» Р.К.




  1. Учебно-методический комплекс.

Для уч-ся:

Учебник «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин М. «Дрофа» 2009г

Биология. Общие закономерности. Рабочая тетрадь к учебнику. А.Ю. Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. М.: Дрофа 2009

Для учителя:

«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы» Н.И. Сонин М. «Дрофа» 2006г

Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности». М. «Дрофа» 2002г

Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус,2008.

Мультимедийное приложение к уч-ку В.И.Сивоглазова. Дрофа. 2011.

Региональный компонент общего образования Архангельской области. Биология. ПГУ, 2006, АО ИППК РО, 2006.

Интернет-ресурсы.


Тематическое планирование

Введение (1час)

Р.1. Эволюция живого мира на Земле (19 час)

Т.1.1.Многообразие живого мира, основные свойства живых организмов (2час)

Т.1.2.Развитие биологии в додарвинский период (1час)

Т.1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

(3час)

Т.1.4.Приспособленостьорганизмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора(2час)

П.Р.1 «Выявление приспособленности к среде обитания» Р.К.

Т.1.5. Микроэволюция (3час)

Т.1.6. Макроэволюция (3час)

Т.1.7. Возникновение жизни на земле (2час)

Т.1.8.Развитие жизни на Земле (3часа)

Р.2.Структурная организация живых организмов (14часов)

Т.2.1. Химическая организация клетки (4часа)

Т.2.2. Обмен веществ и энергии в клетке (3часа)

Т.2.3. Строение и функции клеток (7 час)

П.Р.2 «Изучение клеток бактерий».

П.Р.3 «Изучение клеток растений и животных».

Р.3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5час)

Т.3.1. Размножение организмов (2час)

Т.3.2. Индивидуальное развитие организмов (3час)

Р.4.Наследственность и изменчивость организмов (13час)

Т.4.1.Закономерности наследования признаков (8час)

П.Р.4 «Решение генетических задач»

Т.4.2.Закономерности изменчивости. (2час)

П.Р.5. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев» Р.К.

Т.4.3.Селекция растений, животных, микроорганизмов (3час)

Р.5.Взаимоотношения организмов и среды (11час)

Т.5.1. Биосфера, ее структура и функции (7час)

Р. К. «Основные экосистемы Архангельской области»

П.Р. 6 «Изучение и описание экосистемы своей местности» Р.К.

П.Р.7 «Составление схем передачи веществ и энергии» Р.К.

Р.К.«Взаимоотношения между организмами в экосистемах Европейского Севера.

Т.5.2. Биосфера и человек (4час)

Р.К. «Природные ресурсы Архангельской области»

П.Р.8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах Архангельской области» Р.К.

Р.К.Охрана природы в Архангельской области.

Обобщение 6час, в том числе К.Р.-2часа

Резерв 1час




Похожие:

Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 7 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пикуловой, регионального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа курса химии 10класса, составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы- м.: Дрофа,2006., регионального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы- м.: Дрофа,2006., регионального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Программы курса химии для 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О. С. Габриелян, 2006г., и государственного...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Биология. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М дрофа,2006, регионального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 9 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
О. С. Габриеляна. Москва. «Дрофа», которая одобрена Федеральным экспертным советом и включена в перечень рекомендованных Министерством...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 6 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по алгебре 9 класс Составитель: Кивачицкий Александр Викторович, учитель математики. Моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы. Составитель: Т. А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение». 2008г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы