Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» icon

Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»



НазваниеРабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Томилова Надежда Валентиновна
Дата конвертации28.12.2012
Размер241.57 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Рассмотрено на МО Согласовано: Зам. Утверждаю:

Руководитель МО_________ директора по УВР__ Директор школы_____

Протокол №__ от Дурасова С.А.. Зобов А.В.

« _ » сентября 2011 г «__» сентября 2011г «__»сентября 2011


Рабочая программа

по биологии

8 класс


Составитель: Томилова Надежда Валентиновна,

учитель биологии-химии


МОУ «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»

2011-2012 учебный год

8 КЛАСС.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М..Пакуловой (сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М..:Дрофа,2006), регионального компонента государственного стандарта основного общего образования Архангельской обл. полностью отражает содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов (2 часа в неделю)

Лабораторных работ -10

Практических работ-7

Региональный компонент- 9

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у уч-ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии, гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. Далее дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной регуляции, их связи, анализаторах, поведении и психике.

На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний включены лабораторные и практические работы.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности уч-ся. В связи с этим предполагается работа с тетрадью на печатной основе.


Условные обозначения:

Л.Р.- лабораторная работа. Р.К.- региональный компонент

П.Р.- практическая работа. Р.Т.- рабочая тетрадь.


^ Цели и задачи курса:

  • освоение знаний о строении, жизнедеятельности человека; о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.




  1. ^ Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся

  1. Должны знать:

- место человека в системе органического мира, черты сходств человека и животных

- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас

- науки, изучающие организм человека

- особенности строения органов и систем, функции, расположение органов

- внутреннюю среду организма, иммунитет

- обмен веществ и энергии

- развитие организма человека

- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ

2. Должны уметь:

- распознать изученные органы и системы органов на таблицах

- оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых и солнечных ударах, обморожениях, кровотечении

2.уметь:

находить:

  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о человеке; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;



проводить простые биологические исследования:

  • рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Тематическое планирование


Введение (1час)

Раздел 1. Происхождение человека (2ч.)

Раздел 2. Строение и функции организма (58ч)

Тема 2.1. Общий обзор организма (1ч)

Л.Р.1. «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани. (3ч).

Л.Р.№2 «Изучение микроскопического строения тканей».

Зачет 1. «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани».

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 ч.)

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (8 ч.)

Л.Р.3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».

Л.Р.4 «Выявление влияния статической и динамической работы мышц»

Зачет 2 «Опорно-двигательная система».

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3ч.)

Р.К.-1: «Экстремальность условий проживания на Севере»

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6.ч.)

П.Р.1 «Измерение кровяного давления».

П.Р.2 «Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке»

П.Р.3 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений»

Зачет 3 по темам «Кровь. Кровообращение».

Тема 2.7. Дыхательная система (5ч.)

Л.Р.6 «Определение частоты дыхания»

Зачет 4 по теме «Дыхание».

Р.К.-1: «Экологические условия и состояние здоровья жителей Архангельской обл.»

Тема 2.8. Пищеварительная система (6ч.)

Л.Р.7 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Л.Р.8 «Изучение действия желудочного сока на белки»

П.Р.4 «Измерение массы тела и роста своего организма»

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (4ч.)

П.Р.5 «Определение норм рационального питания в условиях Севера» Р.К.

Зачет 5 по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ».

Р.К.-2:1.П.Р.5

2. «Содержание витаминов в северных ягодах»

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3ч.)

Тема 2.11. Выделение (2ч.)

Р.К.-1: «Особенности нашей воды»

Тема 2.12. Нервная система человека (4ч.)

Л.Р.9 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).

Тема 2.13. Анализаторы (5ч)

Л.Р.10 «Изучение изменения размера зрачка»

Зачет 6 «Нервная система. Органы чувств. Анализаторы».

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5ч)

Р.К.-2: «Наблюдения за состоянием своего организма»

«Особенности организма коренных жителей Севера»

Тема 2.15.Эндокринная система.(2ч)

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (6ч +1час на обобщение)

П.Р.6 «Личность и ее особенности».

П.Р.7 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье северян». Р.К.

Зачет 7 по темам «Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма»

Р.К.-2: «Образ жизни, традиции северян и здоровье»

П.Р.7


Резерв – 2час

Всего Р.К.-9


^ Развернутое тематическое планирование. 8 кл.



Дата

План/

Факт.

Тема урока

Кол-во

часов

Виды и формы

контроля

Домашнее

Задание

Введение (1час)

1




Биологическая и социальная природа

человека. Науки об организме человека.

1

Фронт. уст. опр. Вопр. к §1.

Р.Т. №3.

Текущий.


Введение.

§1,2.

Раздел 1. Происхождение человека (2ч.)

2




Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.

1

Индив. уст. опр.Р.Т. №6 (л. ст.). Текущий

§3

3




Доказательства животного происхождения человека.

1

Письм. пров. Р.Т. №6 (пр. ст.)

Тематический


§3,5

Раздел 2. Строение и функции организма (58ч)

Тема 2.1. Общий обзор организма (1ч)

4




Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Л.Р.1. «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

1

Индив. уст. опр.,

Р.Т.№15,16, Л.Р.1.

Текущий.

§6, зад.

2 к §6

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани. (3ч).

5




Клеточное строение организма. Строение и функции клетки.

1

Фронт. письм. опр.

Текущий.


§7

Р.Т. №17,20,21

6




Ткани животных и человека. Л.Р.№2 «Изучение микроскопического строения тканей».

1

Письм. пр. Л.Р. 2. Р.Т.№22,23

Текущий

§8,повт. тему.

7




Зачет 1. «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани».

1

Тестирование

Тематический

Повт. из 7 кл. нерв. с.

млек.

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 ч.)

8




Нервная регуляция

1

Вопр. 1-3 перед §9 беседа. Инд. опр. Текущиий

§9. Р.Т. №26

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (8 ч.)

9




Скелет. Строение, состав и соединение костей.

1

Вопр.1,2,3 после §10 и 11.Фр.опр.

Р.Т. №30,31

§10, 12 (соед.

костей)

10




Скелет головы и скелет туловища

1

Инд. уст. опрос

Текущий

§11,№1 .

11




Скелет конечностей. Л.Р.3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».

1

Письм. пров.Л.Р.3

Текущий

§12

12




Мышцы человека. Работа мышц. Л.Р.4 «Выявление влияния статической и динамической работы мышц»

1

Л.Р.4 письм. пров.

Инд. уст. опрос

Текущий.

§13,14.

13




Нарушение осанки и плоскостопие

1

Беседа по вопр.1-3 перед

§15, Р.Т.53-55.

§15,пров. осанку и плоскост.

14




Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

Вопр.1,2 перед

§16,1-4 после.

Р.Т.№56,57

§15, задание к §16

15




Развитие опорно-двигательной системы.

1

Зад. со своб. ответом.

Повт. §10- 16

16




Зачет 2 «Опорно-двигательная система».

1

Тестирование.

Тематический

Повт. по 7 кл. знач.и стр.крови

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3ч.)

17




Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Л. Р.5 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»

1

Л.Р.5, Р.Т. №59,61,62,64.

Письменная проверка.

Текущий

§17

18




Иммунитет. Р.К. «Экстремальность условий проживания на Севере»

1

Инд. устный опрос

Текущий

§18, 19 (до тк.

несовм), Р.Т. № 72

19




Тканевая совместимость и переливание крови.

1

Р.Т.№75,76-78

Письм. инд. пров.

§19,зад. после

§19

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч.)

20




Органы кровеносной и лимфатической систем.

1

Фронт. уст. опрос.Текущий.

§20, зад. после

§21


21




Круги кровообращения.

1

Индив. уст. опрос. Текущий

§21

22




Строение и работа сердца.

1

Инд. уст. опр.

§22

23




Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. П.Р.1 «Измерение кровяного давления». П.Р.2 «Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке»

1

Письм. пров.

Текущий.

§23, Р.Т.№96, зад.

после§23

24




Гигиена сердечно- сосудистой системы. Первая помощь при кровотечении. П.Р.3 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений»

1

Письм. работа.

Заполнение таблицы.

П.Р.3

§24,25,зад. после

§25

25




Зачет 3 по темам «Кровь. Кровообращение».

1

Тестирование

Тематический

Повторение темы

Тема 2.7. Дыхательная система (5ч.)

26




Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

1

Фронт. уст. опр.

Текущий

§26,27

27




Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Л.Р.6 «Определение частоты дыхания»

1

Уст. работа по вопр. §28

Текущий

§28,29

28




Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. Р.К. «Экологические условия и состояние здоровья жителей Архангельской обл.»

1

Индив. уст. опр.

Текущий

§26,28

29




Первая помощь при поражении органов дыхания.

1

Уст. опрос

Текущий

§29,подг. к

зачету

30




Зачет 4 по теме «Дыхание».

1

Тестирование

Тематический

Повт.тему

Тема 2.8. Пищеварительная система (6ч.)

31




Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.

1

Фронт. опрос

Текущий

§30,зад. после

§30


32




Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы.

1

Инд. уст. опр.

Текущий

§30 повт.

33




Пищеварение в ротовой полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Л.Р.7 «Действие ферментов слюны на крахмал»

1

Письм. провер. работа.

Л.Р.7.

Текущий

§31,34.

34




Пищеварение в желудке. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Л.Р.8 «Изучение действия желудочного сока на белки»

1

Проверка Л.Р.8.

Уст. инд. опрос

Текущий

§32,34

35




Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Фронт. и инд. уст. опрос

Текущий

§33

36




Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания. П.Р.4 «Измерение массы тела и роста своего организма»

1

Письм. пров. работа

Тематический

§35

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (4ч.)

37




Обмен веществ и энергии - основное свойство живых существ.

1

Фронт. опрос.

Текущий

§36

38




Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания. П.Р.5 «Определение норм рационального питания в условиях Севера» Р.К.

1

Уст. инд. опрос,

Письм. пров. П.Р.5

Текущий

§36,38

39




Витамины. Р.К. «Содержание витаминов в северных ягодах»

1

Работа по карточкам

Текущий

§37, подг. к зачету

40




Зачет 5 по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ».

1

Тестирование

Тематический

повторение

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3ч.)

41




Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.

1

Инд. уст. опрос

Текущий

§39

42




Роль кожи в обменных процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями.

1

Беседа

Текущий

§39,40 до травм кожи,41.

43




Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

1

Индив. уст. опрос

Текущий

§40

Тема 2.11. Выделение (2ч.)

44




Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Р.К. «Особенности нашей воды»

1

Выполнение заданий Р.Т.

Текущий

§42

45




Контроль знаний по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа».

1

Тестирование

Тематический

Повт. по уч.7 кл. нерв. сист. млекоп.

Тема 2.12. Нервная система человека (4ч.)

46




Значение и строение нервной системы.

1

Фронт. опрос.

Текущий

§43,44

47




Строение и функции спинного мозга.

1

Инд. уст. опрос.

Текущий

§44, №171 Р.Т.

48




Отделы головного мозга, их значение. Л.Р.9 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).

1

Проверка Л.Р.9.

Текущий

§45,46,

повт. тему

49




Вегетативная нервная система, строение и функции.

1

Письм. пров. работа

Тематический

§47

Тема 2.13. Анализаторы (5ч)

50




Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

1

Беседа по вопр.№1 перед §

48, №1,2,3 после

§48, Р.Т. №183

§48,52.

51




Орган зрения и зрительный анализатор. Л.Р.10 «Изучение изменения размера зрачка»

1

Л.Р.10.

Работа по карт.

Текущий

§49,зад. №1 после

§49

52




Заболевания и повреждения глаз.

1

Беседа.

Текущий

§50,№1,2,после §50

53




Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

Письм. работа в Р.Т.

§51,подг.к зачету.

54




Зачет 6 «Нервная система. Органы чувств. Анализаторы».

1

Тестирование

Тематический

Повторение

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5ч)

55




Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

1

Индив. уст. опрос

§53, Р.Т. №198

56




Врожденные и приобретенные программы поведения.

1

Беседа, письм. работа в Р.Т.

§54

57




Биологические ритмы. Сон и его значение. Р.К. «Наблюдения за состоянием своего организма»

1

Фронт. опрос

§55

58




Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

1

Фронт. и инд. уст. опрос

§56,Р.Т.№206.

59




Воля и эмоции. Внимание. Р.К. «Особенности организма коренных жителей Севера»

1

Беседа по ? с.293

§57,л.р. с. 293

Тема 2.15.Эндокринная система.(2ч)

60




Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

Письм. проверка по вопросам.

§58,зад.1 после §58

61




Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

Инд. уст. опрос

§59,задания Р.Т.

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (6ч +1час на обобщение)

62




Половая система человека.

1

Письм. пров. работа

§60,61, сообщ.

о СПИДе, вен.

заболеваниях


63




Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

1

Сообщения учащихся

§62. Повторить

тему


64




Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

Письм. пров. работа

§63

65




«Личность и ее особенности». П.Р.6

Р.К. «Образ жизни, традиции северян и здоровье»

1

Беседа по ? с.324

§63

66




П.Р.7 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье северян». Р.К.

О вреде наркогенных веществ.


1

Выполнение П.Р.7

§63,64 повт., подготовиться к зачету.

67




Зачет 7 по темам «Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма»

1

Тестирование

Тематический

Повторение

68




Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

1

Устный опрос.

Летние задания

69,

70




Резерв

2









УМК


для учащихся:


1.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек» 8 класс- М.: Дрофа,2011.

2. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся- М. Дрофа, 2010,2011


для учителя:


1.Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус,2008.

2.Биология. Человек. Н.И.Сонин, М. Р. Сапин. М. Дрофа. 2006.

3.Методическое пособие к уч. Н.И. Сонина, М.ПР. Сапина «Биология. Человек. 8 кл.»

4.Контрольные и проверочные работы по биологии.6-8 кл.» М. Дрофа.1997

5.Тесты. «Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек» М. Дрофа. 2003

6.Домашний репетитор. Ел. Шалапенок, Л. Камлюк, Н. Лисов «Тесты по Биологии для поступающих в ВУЗы» М. Айрис Пресс. 2004

7. Региональный компонент общего образования Архангельской области. Биология. ПГУ, 2006, АО ИППК РО, 2006.

8.Интернет-ресурсы. Сайты: www.bio.nature.ru- научные новости биологии

www.km.ru/education-учебные словари и материалы на сайте «Кирилл и Мефодий»

Дополнительная литература для учащихся и учителя:

  1. Я познаю мир. Медицина. Н.Ю. Буянова. М. АСТ-ЛТД-1998г.

  2. Я познаю мир. ОБЖ. Москва. ООО Астрель 2003.

  3. Книга для чтения по анатомии. Зверев И.Д. М. Просвещение 1989.




Похожие:

Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 7 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пикуловой, регионального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа курса химии 10класса, составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы- м.: Дрофа,2006., регионального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы- м.: Дрофа,2006., регионального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Программы курса химии для 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О. С. Габриелян, 2006г., и государственного...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 9 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
О. С. Габриеляна. Москва. «Дрофа», которая одобрена Федеральным экспертным советом и включена в перечень рекомендованных Министерством...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 6 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России...
Рабочая программа по биологии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по алгебре 9 класс Составитель: Кивачицкий Александр Викторович, учитель математики. Моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы. Составитель: Т. А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение». 2008г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы