Рекомендации москва 2009 icon

Рекомендации москва 2009



НазваниеРекомендации москва 2009
страница1/5
Дата конвертации19.11.2012
Размер0.51 Mb.
ТипРеферат
источник
  1   2   3   4   5


СОГЛАСОВАНИЕ ЗАПРОСОВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА



РЕКОМЕНДАЦИИ


Москва

2009

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ: факторы и тенденции изменения потребностных запросов в системе начального образования 3

Обоснование рекомендаций результатами мониторингового исследования 7

Анализ специфики взаимоопределения запросов общества, личности и государства в начальном общем образовании 8

Анализ факторов, препятствующих удовлетворению образовательных потребностей в начальном общем образовании 14

Социокультурные факторы 14

Факторы мобильности и действие территориальных барьеров 15

Экономические факторы: неравенство в возможностях удовлетворения потребностных запросов 17

Анализ проблемных зон согласования потребностных запросов в начальном общем образовании между различными субъектами образовательного процесса 19

Критический случай: поступление в первый класс 19

^ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТных запросов ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: 22

на пути к общественному договору 22
^

ВВЕДЕНИЕ: факторы и тенденции изменения потребностных запросов в системе начального образования



Проведенная в 2008 г. вторая волна мониторинга зафиксировала некоторую – не всегда очевидную, но уже вполне существенную – динамику в изменениях потребностных запросов практически всех обследованных субъектов. Этот факт уже сам по себе примечателен: прошел всего год после первой волны мониторингового исследования и два года с момента апробации инструментария. В стабильной ситуации функционирования системы образования год слишком маленький промежуток, чтобы принципиально новые потребностные запросы успели выкристаллизоваться из аморфной массы надежд и чаяний и, более того, успели получить внятную артикуляцию, стать предметом обсуждения. Тем не менее изменения налицо, причем изменения не только в иерархии потребностных запросов – это было бы легко объяснимо естественным удовлетворением одних запросов и их не менее естественной заменой другими, но и в самих механизмах, режимах их производства.

Дело, по-видимому, в том, что последние три года развития российской системы образования лишь очень условно можно назвать стабильным периодом функционирования. Сама повседневная учительская практика – традиционно консервативная и неизменно инертная – подверглась радикальным преобразованиям. До тех пор пока масштабные реформы и модернизационные проекты проходили по касательной к школьной повседневности, относительная стабильность системы поддерживалась за счет ее внутренних ресурсов. Но сегодня эти ресурсы оказались исчерпанными: неопределенность условий развития, смена приоритетов, радикальная трансформация отношений между школой, семьей и органами управления образованием – все это формирует новые условия и новые основания формирования потребностных запросов. Прежние фигурации взаимодействий распадаются, возникают новые. Этот процесс более всего похож на перемещение стекол в калейдоскопе – одни узоры (казавшиеся весьма устойчивыми и органичными) распадаются, возникают новые «сцепки» и соответственно новые стили отношений – форматы согласования потребностей. Причем можно с уверенностью утверждать, что сейчас мы находимся только в самом начале этих трансформаций.

Каковы же внешние и внутренние факторы, оказавшие столь сильное влияние на изучаемый нами предмет? И каковы те тенденции, на фоне которых происходят масштабные изменения анализируемых нами фигураций? Выделим лишь самые основные из них.

  1. Первый фактор-то, что реализация Приоритетного национального проекта «Образование» привела к коренному преобразованию рутинной повседневной практики учителей. Изменился их бюджет времени – произошла стремительная бюрократизация учительского труда (работа по подготовке разного рода документов сейчас отнимает порядка 35% времени среднего учителя в школах 3 – 5-х кластеров и около 50% в школах 6 – 8-х кластеров). Как говорят наши респонденты, «учитель сегодня становится чиновником, который с бумагами работает больше, чем с людьми». Соответственно меняются политические стратегии школ. Какие изменения в структуре запросов это провоцирует? Прежде всего формирование новых потребностных запросов: к примеру, возникают новые компетентностные запросы – запросы на дополнительное образование педагогов. Учителя, сталкиваясь с «кризисом некомпетентности», ищут способы справиться со все возрастающей нагрузкой. Соответственно новые компетенции становятся востребованы и директорами – им необходимо освоить такие меры управления, которые позволяют стимулировать учителей к «…массе неоплачиваемого, часто бюрократического труда». Национальный проект дал старт менеджериальной революции в школе. Позитивной стороной изменений, связанных с реализацией ПНПО, оказалась тенденция к усилению инновационного потенциала школ и рождению новых компетентностных запросов. Негативная сторона – бюрократизация учительского труда, перегрузка школьной системы, которая неминуемо сказывается на потребностном фундаменте общественного договора.

  2. Второй фактор – окончательное утверждение системы нормативно-подушевого финансирования (и более широко– изменение принципов финансирования школ). Как минимум, две негативные тенденции можно отметить вследствие действия данного фактора: а) увеличился размер классов (до 30 – 35 человек), что продиктовано элементарными экономическими соображениями; б) сбилась шкала оценки – преподаватели перестают ставить двойки и тройки, боясь испортить оценку своих собственных трудов. В новых образовательно-экономических реалиях школы любой новый стандарт будет функционировать принципиально иначе, нежели предыдущий.

  3. Помимо этих двух политических (или модернизационных) факторов, на ситуацию влияют и абсолютно внешние системе образования тенденции, в частности, демографические, экологические и медицинские. Так, вследствие изменения миграционных потоков и общего ухудшения здоровья дошкольников растет дифференциация на входе в начальную школу – дети приходят с весьма неодинаковой готовностью к школьному обучению. Разброс по этому показателю усиливается, и школа постепенно перестает справляться со своей исконной функцией выравнивания (гомогенизации) социальных сред. В тот момент, когда у школы иссякнут ресурсы для преодоления нарастающей гетерогенности, она прекратит свое существование в качестве «социального миксера», обеспечивающего объективные возможности преодоления стратификационных барьеров, закрепляющих неравенство в обществе. К этому следует прибавить еще один фактор – демографический рост, увеличение числа детей, поступающих в начальную школу.

  4. Еще один фактор, находящийся на стыке демографии и образовательной политики, – старение педагогического состава (особенно заметное именно в начальной школе) и отсутствие стратегии его омоложения. В частности, упомянутый национальный проект, как показало исследование, не рассчитан на поощрение молодых педагогов.

  5. Стремительная информатизация, наглядно представленная в результатах исследования, создает новые форматы взаимодействия различных субъектов образовательного процесса (например, теперь не редкость регулярное общение директора школы с родителями на сайте школы, на специально для этого созданной «гостевой странице»), но отнюдь не всегда эти новые форматы создают новые режимы производства и удовлетворения потребностных запросов. Иными словами, далеко не всегда новая форма отношений создает новое содержание запросов.

  6. Развитие общественно-государственного управления школой, несомненно, позитивный фактор, который мог бы способствовать формированию новых режимов удовлетворения потребностных запросов. Более того, совет школы – это в потенциале и есть то «незримое сообщество», подписывающее общественный договор и готовящее почву для его реализации. Однако в настоящий момент эффективные школьные советы существуют не более чем в четверти российских школ.

  7. Стоит также отметить, что проведенная в этом году апробация стандартов нового поколения также является значимым фактором изменения динамики школьной жизни (хотя пока и не столь массовым, как мероприятия ПНПО). В частности, уже сейчас возникают зачатки будущих конфликтных ситуаций с обеспечением 10 часов внеучебной деятельности, предусмотренной новым стандартом. Родители в целом поддерживают это нововведение – оно удовлетворяет их запрос на делегирование воспитательной функции школе (подробнее об этом в разделе, посвященном специфике взаимоопределения потребностных запросов). Школы 7-го и 8-го кластеров относятся к нему нейтрально – эти 10 часов в них и так обеспечиваются, поскольку это предписание статуса (7-й и 8-й кластеры составляют элитные гимназии и лицеи). Тогда как руководство школ 1 – 6-х кластеров категорически против закрепления этого норматива в стандарте (из-за недостатка ресурсного и кадрового обеспечения), что создает общий негативный фон для внедрения новых стандартов.

  8. Наконец, последняя, весьма тревожная тенденция, непосредственно отражающаяся на потребностных запросах в локусах начальной школы, – явная перегрузка предшкольного образования, стихийное и неконтролируемое развитие различных обучающих программ для дошкольников, утверждение негласной нормы – требования во что бы то ни стало научить ребенка читать и писать до поступления в первый класс.



  1   2   3   4   5




Похожие:

Рекомендации москва 2009 iconРабочая программа по русскому языку 4 класс 2011 2012 учебный год Разработчик: Тихонова И. М
Москва, «Просвещение», 2009 год, авторской программы Т. И. Рамзаевой, утверждённой мо РФ (Москва, 2009 г.), в соответствии с требованиями...
Рекомендации москва 2009 iconРекомендации москва 2009
Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора
Рекомендации москва 2009 iconРекомендации москва 2009
Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора
Рекомендации москва 2009 iconДокументи
1. /Информатика/задания/7-8 класс.doc
2. /Информатика/задания/9-11...

Рекомендации москва 2009 iconДокументи
1. /Информатика/задания/7-8 класс.doc
2. /Информатика/задания/9-11...

Рекомендации москва 2009 iconРабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса
Москва, «Просвещение», 2009 год, авторской программы Кузина В. С. «Изобразительное искусство», утверждённой мо РФ (Москва, 2007 г.),...
Рекомендации москва 2009 iconМетодические рекомендации для учителя 2011 г, баласс, Москва. Пронина О. В. Уроки чтения в 1 классе по книге «Капельки солнца». Методические рекомендации для учителя. 2011 г., баласс, с-инфо, Москва
Обеспечение инвариантной части учебного плана программами, методическими пособиями и учебниками
Рекомендации москва 2009 iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта
Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005
Рекомендации москва 2009 iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс 2011 2012 учебный год Разработчик: Тихонова И. М
Москва, «Просвещение», 2009 год; авторской программы «Литературное чтение» Г. М. Грехнёвой, К. Е кореповой, Москва «Дрофа», 2006...
Рекомендации москва 2009 iconРабочая программа по технологии 4 класс 2011 2012 учебный год Разработчик: Тихонова И. М
Москва, «Просвещение», 2009 год; авторской программы Т. М. Геронимус «Школа мастеров» 4 класс, утверждённой мо РФ (Москва, 2004 г.);...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы