Моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» icon

Моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»



НазваниеМоу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»
Дата конвертации27.09.2012
Размер84.93 Kb.
ТипУрок
источник

МОУ «Светлинская средняя общеобразовательная школа № 2»


Развитие творческого потенциала младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения.

( из опыта работы)


Учитель: Хохлачева Наталья Михайловна, учитель первой квалификационной категории.


2010-2011 учебный год


Развитие творческих способностей и положительной мотивации к учению у учеников начальных классов через литературное образование.

Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии ( Л. Н. Толстой ) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.

Творческие способности детей я стараюсь развивать на всех уроках : труда, изобразительного искусства, математики, природоведения. Но родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. К. Д. Ушинский писал: "Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за пределами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, … вся история духовной жизни народа. …Язык есть самая живая, cамая обильная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое." Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями. Через язык он приобщается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературе других народов.

Язык - это средство литературного творчества - поэзии, прозы. Языковой анализ текста - это всегда исследование, всегда творчество.

Начало обучения в школе - очень важный момент в жизни ребенка. Меняется основной вид деятельности: на смену игре приходит ученье. Этот новый неизвестный вид деятельности может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствует формированию заниженной самооценки. И если ребенку отводится роль не учащегося, а обучаемого, то очень скоро интерес к учению у части детей пропадает. Одним из важных приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, служит работа по учебнику " Мастерская слова". И детям, и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, страшилки, смешилки, небылицы. Все эти стишки в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без этих смешных стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не сможет ясно выразить свои мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему. Ведь веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это и есть своеобразная словесная игрушка. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Например, скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки - все это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной фразы, в расчет, в подтрунивание над детскими ошибками, в неожиданный и напрасный испуг и т.д. Но в то же время все это стихи - детская игровая поэзия , которая помогает детям открыть для себя новый мир - мир творчества. Отсюда один шаг до сочинения собственных стихов.

Работу по литературному образованию в течении первых 23 недель интегрирую в уроки обучения грамоте. В это же время провожу различные упражнения на развитие чувства ритма и слухового внимания. Пользуясь толковым словарем, выясняем с ребятами, что такое рифма. Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма - это рифма с ударением на последнем слоге, женская - с ударением на предпоследнем слоге стиха. Рифмовать - значит подбирать слова для получения рифмы. Затем наблюдаем рифму стихов, напечатанных в " Азбуке". Читая с детьми стихи, наблюдаем, что строчки рифмуются по- разному :

1)------------- 2) ------------- 3) ------------- 4) -------------

------------- ооооооооо ------------- ооооооооо

ооооооооо ------------- ооооооооо -------------

ооооооооо ооооооооо ------------- -------------

ооооооооо

Прочитав в журнале " Начальная школа " статью Э.Д. Пфляумер о работе по стихосложению, я стала проводить аналогичную работу со своими учениками.

В период обучения грамоте включаю различные упражнения по рифмовке слов :

1.Дополни слоги до слов.

са -

ка -

да -

ма -

( Саша, каша, Даша, Маша )

чай -

май -

( чайка, майка )

? - чик

? - чик

( мальчик, зайчик )

? - лень

? - лень

( тюлень, олень )

2.Придумай рифму к слову :

Доска ( тоска, треска )

3.Чистоговорки :

Са - са - са - прилетела к нам оса.

Ец - ец - ец - Вова молодец.

4.Игра " Доскажи словечко ".

Как зовут меня , скажи.

Часто прячусь я во ржи.

Скромный, полевой цветок,

Синеглазый … ( василек ).

5.Отгадай ребус и составь стишок.

- ечка

- ечка

- ечка

- ечка

( Печка, свечка, речка, овечка.)

В доме затоплена печка,

Мигает зажженная свечка,

Льдом покрылася речка,

Дремлет в хлеву овечка.

6.Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных.

Круглое, гладкое,

Красное, сладкое. ( Яблоко ).

7.Придумай стишок по его началу или концу.

Как у наших у ворот,

Бабка курочек зовет.

Петуха - то не позвали

И все зернышки склевали.

Ха - ха - ха ! Ха - ха - ха !

Как нам жалко петуха !

Осипова Катя .

Долго думал я , гадал.

Петуха нарисовал.

Но петух не получился

И весь класс развеселился.

Ха - ха - ха ! Ха - ха - ха !

Как нам жалко петуха !

Заярнюк Юля


Загадки, пословицы, поговорки - древнейшие жанры устного народного творчества. В них много поэзии. красоты. Они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств. Они воспитывают в ребятах высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

Данные жанры устного народного творчества как ценнейший языковой материал я широко использую в обучении и воспитании учащихся. Они как игра, развлечение. Но в то же время через них дети по- другому видят окружающий их мир. Уроки мною строятся так. Чтобы захватить не только ум, но и развивать и чувства детей. На уроках всегда создается атмосфера творческого поиска .

Любовь к Родине сильнее смерти.

Вольному воробью и соловей в клетке завидует.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Тому тяжело , кто помнит зло.

Добрая совесть не боится клеветы.

Без друга на сердце вьюга.

Летом бежит, а зимою стоит. ( Река.)

Без рук, а строить умеет. ( Птица. )

Не огонь, а жжется. ( Крапива.)

Дети очень любят не только разгадывать загадки, но и сочинять их.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал скорлупки вниз ? ( Белка ).

Тимофеева Саша.

Детские стишки ненавязчиво и деликатно предостерегают: " На крапиву не садись, если сядешь - берегись". ( потешки, шутки, прибаутки.) Маленькие стихотворения помогают ребенку обрести утраченное душевное равновесие: снимают агрессию (дразнилки)., защищают от страхов (страшилки), устанавливают справедливость (считалки). Дети с удовольствием слушают эти стишки, быстро их запоминают, а потом начинают сочинять собственные игровые стишки.

СЧИТАЛКИ.

Раз, два.

Пришла весна.

Ожила земля.

Собирайся детвора,

А тебе водить пора.

Поликарпов Сергей


Раз, два.

У нас вкусная еда.

Медок, сахарок.

Поди вон в уголок

Тареев Коля.

Раз, два, три.

Мама, мама помоги

Всех ребят пересчитать,

Чтобы нам игру начать.

Фишер Яна


МОЛЧАНКИ.

Пришел к нам в гости старичок.

Он принес мне сундучок.

В сундучке сидел сверчок.

Но об этом все молчок.

Тимофеева Саша

Мы пришли смотреть кино.

Интересное оно.

Все ребята не шумим.

Дружно смотрим и молчим.

Осипова Катя.

Пчелка весело летала

По лугам и полям.

Потом села на цветок

И сказала всем: "Молчок".

Иванова Варвара.

СТРАШИЛКИ.

Зайчик, зайчик, ты куда?

Ждет тебя в лесу беда.

Там лиса тебя найдет

И с собою уведет.

Осипова Алена.

Вася, Вася, дружок.

Не ходи ты в лесок.

Там лисица живет.

Малых деток крадет.

Фишер Яна

Коля, Коленька, дружок.

Скушай , Коля, пирожок.

А то волки придут

И тебя с собой возьмут.

Осипова Катя.

Дети очень любят рифмовать. Некоторые дети имеют тетради, в которые записывают свои стишки. Мы проводим творческие вечера, где ребята читают свои небольшие произведения. Вот некоторые из них.

^ ПРО СИНИЧКУ.

Летала синичка -

Веселая птичка.

Летала, летала

И очень устала.

На веточку села,

Хвостом повертела,

Песенку спела,

Опять полетела.

Осипова Катя.

ОСЕНЬ.

Вот и осень к нам пришла.

Светит солнышко с утра.

И встаешь уже пораньше,

Урожай собрать пора.

Мы идем по полю в лес.

Полон лес цветных чудес.

Мы резвимся, и играем,

И грибочки собираем.

Осень, осень к нам пришла.

Улетают птицы.

И сегодня очень рано

Солнышко садится.

Тимофеева Саша.

А эти стихи дети сочинили на уроке ОБЖ.

Чтоб беды не случилось у вас,

Выключайте, пожалуйста, газ.

А так же электричество и воду заодно.

Тогда у вас в квартире все будет хорошо.

Тареев Коля.

У вас на кухне есть плита.

Но лучше ты ее не трогай.

А то ,включив, о ней забудешь.

А пламя вспыхнет, не затушишь.

Иванова Варвара.

Маленький мальчик решил поиграть.

Взял в руки спички и стал зажигать.

Если пожарные бы опоздали,

Мальчика больше бы мы не видали.

Тимофеева Саша.

Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий уровень проводимых в школе уроков. В содержании этих уроков присутствует народный дух, национальная мудрость.

Любимым делом ребят являются фольклорные праздники, где дети исполняют народные песни, водят хороводы , исполняют народные танцы. Инсценируют сказки, изображают в рисунках художественный образ, нравственный и поэтический смысл пословиц, поговорок. Любимые праздники детей: " Масленица ", " Святки ", " У ворот хоровод ". Живой интерес вызывает новогоднее колядование. Накануне Нового года ряженые ходили по квартирам одноклассников и колядовали. Их радушно встречали родители, старались угостить.


К колядующим с удовольствием присоединялись и взрослые и дети. Огромное внимание уделяется знакомству ребят с народными промыслами. Дети проявляют глубокий интерес. В классе работает мастерская " Умелые руки". Проводятся беседы, фольклорные праздники для лучшего знакомства ребят с народными промыслами. Все это обеспечивает глубокий интерес детей к произведениям устного народного творчества, осознанию специфики малых литературных форм, их художественного своеобразия и прелести, дает возможность познакомить детей с бытом , культурой наших далеких предков. Живой интерес и активное участие в подготовке праздников проявили родители учеников.

Проводимая мною работа с детьми по стихосложению, развивает творческие способности, воображение, вызывает положительные чувства, воспитывает любовь к народному творчеству и народным традициям, способствует воспитанию патриотизма у детей. А также воспитывает положительную мотивацию к учению.




Похожие:

Моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» iconПлан работы моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» на 2011 2012 учебный год

Моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» iconПлан работы моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» на 2011 2012 учебный год

Моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» iconПлан работы моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» на 2011 2012 учебный год

Моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» iconПлан работы моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» на 2011 – 2012 учебный год июнь

Моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» iconПлан работы моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» на 2011 2012 учебный год
Составление и утверждение в Роспотребнадзоре годового календарного учебного графика
Моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» iconПлан работы моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» на 2011 2012 учебный год
Профилактическое занятие по эвакуации детей из оу при чрезвычайных ситуациях. Анализ
Моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» icon23 июня 2010 года были подведены итоги районного этапа окружного смотра-конкурса информационно-правовых стендов (уголков профилактики)
Моу «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа №2», моу «Пурпейская средняя общеобразовательная школа №3», моу «Ханымейская...
Моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» iconПлан работы моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» на 2011 2012 учебный год
Предварительная тарификация на новый учебный год. Редактирование календарно-тем планов
Моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» iconЭкологическая акция «Покормите птиц зимой» 30 марта были подведены итоги районной экологической акции «Покормите птиц зимой!»
Моу «Добросельская основная общеобразовательная школа», моу «Средняя общеобразовательная школа им. В. Г. Шухова», моу «Козинская...
Моу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» iconПоложение о применении поощрений и наложении взысканий на учащихся оу
Учреждение «Светлинская средняя педагогического совета и общеобразовательная школа №2» общешкольного родительского
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы