Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока icon

Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока



НазваниеУрок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока
Дата конвертации27.09.2012
Размер86.74 Kb.
ТипУрок
источник

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с требованиями к сочинению-рассуждению (Часть 3 ГИА) и алгоритмом его написания.

  2. Совершенствовать коммуникативную компетентность учащихся, работать над развитием связной речи.

  3. Создать условия для реализации творческих способностей учащихся, способствовать формированию эстетического вкуса.

Технологии обучения: работа в группах, педмастерская

Оборудование урока: слайдовая презентация, раздаточный материал, музыка А.Вивальди, эпиграф.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Задача нашего урока – помочь вам, дорогие ребята, эффективно подготовиться к государственной итоговой аттестации. В центре нашего внимания сегодня, пожалуй, самое сложное задание – написание сочинения-рассуждения. Я хочу рассказать вам о некоторых моментах, которые помогут вам более успешно справиться с этим видом работы. «При изучении науки примеры полезнее правил,» - писал И.Ньютон, и мы, следуя его совету, каждое положение будем закреплять, выполняя практические задания.

2. Лекция учителя.

Итак, напоминаю вам, что третья часть экзаменационной работы содержит 2 альтернативных творческих задания, из которых вы должны выбрать только одно.

  • С2.1- сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

  • С2.2 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста

Рекомендуемое время - 55 минут

Объём сочинения не менее 50 слов.

Объём свыше 150 слов рассматривается как избыточный.


- Какие же умения должен показать каждый из вас, выполняя это задание?

  1. Умение самостоятельно интерпретировать смысл текста.

  2. Умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.

  3. Умение аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст

- И наконец, каким образом оценивается ваша работа?

Критерии оценки сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2):

  • Понимание смысла фрагмента

  • Наличие примеров-аргументов из прочитанного текста

  • Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения мыслей, абзацное членение текста

  • Композиционная стройность, продуманность, завершённость работы.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

При проверке сочинения оценивается также ваша практическая грамотность:

  • Соблюдение орфографических норм

  • Соблюдение пунктуационных норм

  • Соблюдение грамматических норм

  • Соблюдение речевых норм

  • Фактическая точность речи

3.Редактирование

- Давайте остановимся на 3 и 4 критериях. Карточки для работы в группах. Сейчас мы выполним задание, которое называется редактирование.

Задание: Исправьте речевые (грамматические) ошибки. (3 минуты)

  1. Действительно, обида не должна касаться в наших мыслях.

  2. Нужно уметь радоваться жизнью.

  3. Спустя некоторого времени, обидчик спрашивает

  4. Только не зная обиды, в нашей душе появляется место для светлых мыслей, планов на будущее.

  5. Человек постоянно думает об обиде, которую ему причинили.

  6. Человек постоянно думает о обиде.

  7. Олесенька просто сорвала свою злость на первопопавшемся.

  8. Сегодня мой лучший друг дал мне пощёчине.

  9. Один из них ударил другого пощёчину.

  10. Действительно, обида не должна копиться в нашей памяти, а должна исчезать бесследно. Ведь они не дают нам радоваться жизни.

  11. Агрессия мешает нам сосредоточиться на важном. Нужно ли оно нам? Нужно искать людей, которые помогут настроиться на волну позитива.

  12. Почувствуя боль от удара, он ничего не сказал.

  13. Наши обиды не должны храниться в нашей душе.

  14. Когда он пришёл в себя, он написал на песке

  15. Обида не даёт человеку сосредоточиться о чём-то очень важном

  16. Продолжая идти, друзья решили искупнуться.

  17. Чтобы ветер стёр эту надпись обиды, а хороший поступок был запомнин навсегда.

  18. Научившись прощать и любить самому, ведь нам нужно радость от нашей жизни.

  19. Но один друг едва не утонул. Но его спас тот друг, который же и ударил. Когда он пришёл в себя, друг написал на камне: «Мой лучший друг спас мне жизнь»

  20. Негативные мысли в первую очередь разрушают, одолевают тебя, а не того человека, с кем произошёл конфликт.

  21. Научившись прощать, любить самому, дарить радость другим. И можно строить планы на будущее.

  22. Тогда его друг спросил его

  23. Ударенный написал на песке

Коллективное обсуждение результатов работы

Какой вывод вы можете сделать? Постоянно следите за грамотностью и правильностью речи

В этом и заключается первый секрет хорошего сочинения: обращайте внимание на правильность, грамотность и точность речи.

Секрет второй. «Научитесь вести диалог с текстом» (Т. М. Пахнова)

Что для этого нужно? Внимательно, вдумчиво прочитать текст и выполнить задания части А, которые не только проверяют глубину и точность понимания содержания исходного текста, но и помогут вам осмыслить

  • основную проблему текста

  • позицию героя и(или) автора

  • важные для содержательного анализа моменты и ключевые слова.

Из книги: «Задания с выбором ответов и с кратким ответом постепенно готовят вас к сочинению-рассуждению: чем чаще вы будете перечитывать текст, обращать внимание на отдельные слова, словосочетания, предложения, на изобразительно-выразительные средства, на орфографию и пунктуацию, тем успешнее справитесь с самым сложным заданием – творческим».

А теперь – практикум. Для работы я вам предлагаю текст из ДЕМО-версии, помещённый на сайте ФИПИ, отрывок из книги Владислава Крапивина «Бронзовый мальчик»

Слушание текста (под музыку) – 5 минут

Выполнение заданий части А. (7 минут)

Самопроверка. (на доске)

А1 - 3

А2 -4

А3 -2

А4 -1

А5 -3

А6 –2

Секрет третий. Продумайте композицию сочинения.

Схема сочинения-рассуждения.

  1. Вступление

  2. Тезис (основная мысль)

  3. Аргументы

  4. Своё мнение

  5. Вывод .

- Перечитайте ещё раз задания к тексту и ответы к ним

План

  1. Проблема – влияние музыки на человека.

  2. Почему Кинтеля светлая музыка сразу же «взяла в плен»?

а) «девочка умела вложить в мелодию душу»,

б) сам герой «был способен на душевные порывы».

3. Заключение, вывод. Музыка пробуждает эмоции, приносит людям утешение, рождает в человеке добрые чувства.

^ Секрет четвёртый. С чего начать?

Труднее всего начало, именно первая фраза. Она, как в музыке, даёт тон всему произведению, обыкновенно её ищешь весьма долго… (М. Горький)

Первая фраза имеет решающее значение. Она определяет…звучание всего произведения в целом. И вот ещё что. Если этот изначальный звук не удастся взять правильно, то неизбежно или запутаешься и отложишь, или отбросишь начатое, как негодное.

(И. Бунин)

Пример сочинения-рассуждения.

1 вариант вступления.

О влиянии музыки на человека было известно с давних времён. Музыка обладает особенностью оказывать заметное воздействия на эмоциональное состояние человека. Именно этим вопросам посвящён отрывок из произведения В.Крапивина «Бронзовый мальчик». Почему же главный герой «пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку…»?

2 вариант вступления

Одно из лучших произведений В.П.Крапивина «Бронзовый мальчик» рассказывает о сложной, но увлекательной жизни мальчика Дани по прозвищу Кинтель. В нём через судьбу обыкновенного подростка отображается вся сложность современной жизни. Когда читаешь эту историю, начинаешь понимать, как важно быть человечным и отзывчивым в нашем порою циничном мире и какой могучей силой должна обладать музыка, способная влиять на формирование человеческого характера. «Слушать прекрасное – значит улучшаться»,- утверждал ещё Аристотель.

( Услышав прекрасную музыку, Кинтель, полчаса стоял, словно заворожённый, а потом «пошёл, не решаясь оглянуться . И ещё долго слышал скрипку… »)

Варианты зачина:

  1. Предложение (или несколько предложений), четко формулирующее тезис, который отражает основную мысль текста, то, что необходимо доказать, аргументировать. Роль такого зачина часто выполняют двусоставные предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.

  2. Вопросительные предложения (в том числе и риторический вопрос)

  3. Предложения, включающие цитирование

  4. СПП, в которых придаточные обстоятельственные с союзами когда, если, чтобы обычно предшествуют главному

  5. Назывное предложение. (Именительный темы).

Практикум (Придумайте собственный зачин к сочинению) (3 минуты)

^ Секрет пятый. Используйте речевые клише. (_Инд. задание –что такое клише?) Раздаточный материал на столы.

Клише (речевые модели):

Какие проблемы поднимает автор?

  • …посвящён проблемам…

  • …задумывается над вопросом…

  • …на первый план выдвигает мысль о …

  • …в центре внимания автора находятся…

  • Автор приглашает к разговору…

Как вы аргументируете свою позицию?

  • Чтобы доказать (понять) это, обратимся к предложению ……

  • Какие факты (примеры) убеждают нас в этом?

  • В справедливости этого утверждения можно убедиться, если…

  • Как показать это? Обратимся к примерам…

  • В том, что это утверждение бесспорно, мы убеждаемся, если проанализируем…

Как выразить собственное мнение?

  • Мне близка мысль автора(героя) о том, что …

  • Нельзя не согласиться с точкой зрения автора…

  • Я могу с уверенностью сказать, что…

  • Анализ языковых особенностей текста помог мне глубже понять замысел автора, его отношение к …

  • Некоторые сомнения у меня возникли, когда …

Вводные слова:

  • Во-первых, во-вторых,

  • с одной стороны, с другой стороны,

  • на мой взгляд, по моему мнению, по-моему,

  • следовательно, итак, действительно,

  • бесспорно, безусловно, разумеется,

  • возможно, вероятно и т.д.

Для связи предложений в тексте:

  • Именно это…

  • Вот почему…

  • Именно так…

Работа по слайду: связь предложений в тексте.

Тезис.

По-моему, смысл финала текста заключается в том, что «Кинтеля печальная и светлая музыка» сразу же «взяла в плен», и сама девочка тоже. Чем же покорила героя маленькая скрипачка?

Аргументы

Во-первых, мне кажется, потому, что «девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое» и Это отмечает автор в предложении 14.

Во-вторых, сам Кинтель «был способен на душевные порывы». Мальчик побрёл домой, унося в душе что-то тёплое, щемящее, доселе неизвестное. Заворожённый, восхищённый Кинтель долго ещё слышал скрипку.

^ Собственное мнение

Я думаю, когда Кинтелю было грустно, он всегда вспоминал эту девочку и эту мелодию. Девочка со скрипкой осталась в его памяти как что-то волшебное, какой-то сон.

Заключение .

Да. Музыка делает людей лучше, она пробуждает эмоции, приносит людям утешение, рождает в человеке добрые чувства. Действительно, музыка – могучее средство духовного обогащения. И Кинтель это чувствовал, как никто другой.

- Сочинение написано, но закончена ли работа над ним? Нет.

Секрет шестой.

Перечитайте получившееся сочинение несколько раз и обратите внимание на:

  • Соответствие теме

  • То, является ли ваш текст сочинение-рассуждение

  • Абзацное членение

  • «Мостики»-связки между его частями

  • Точность передачи мысли

  • Грамотность письменной речи (соблюдение речевых и грамматических норм, орфография и пунктуация).


Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Что понравилось?

  • Что запомнилось?

  • Что было интересным? Полезным?

  • Удалось ли реализовать цели урока?

Практикум. Творческая работа.

(на фоне музыки) 15-20 минут.




Похожие:

Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока iconКонспект урока русского языка в 1 классе «Перенос слов» учителя начальных классов моу зато северск «сош №76» Мешковой Светланы Сергеевны Цели урока
Сейчас у нас урок русского языка. Сегодня мы продолжим знакомство с орфографическими правилами русского языка и будем учиться применять...
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока iconУрок русского языка в 7 классе. Тема урока: Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему в жанре sms-сообщения
Дидактическая цель урока – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях,...
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока iconКонспект урока русского языка во 2 классе. Тема : Главные члены предложения. Закрепление. Тип урока : урок закрепления вид урока : творчески-поисковый
Оборудование урока : на доске деформированные предложения; ребус; волшебное дерево; таблички –слова –ребята; подлежащее;сказуемое;...
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока iconУрок русского языка в 3 классе Тема: «Работа с деформированными предложениями»
Цели урока: умение составлять предложения из слов, закрепление понятия о предложении
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока iconУрок русского языка во 2 классе Тема. Имя прилагательное
Цели: ответить на вопрос урока: Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока iconУрока Тема урока: правописание не с глаголами
Форма проведения урока – интегрированный урок русского языка и литературного чтения
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока iconУрок русского языка в 5 классе.( По учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской) Тема урока: Правописание приставок на з-с
Цель урока: повторение звонких и глухих согласных, усвоение правила правописания приставок на з-с
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока iconУрок русского языка в 4 классе
Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Исходя из темы, сформулируйте цель и задачи урока
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока iconУрок : литература Класс: 11 Тема урока : Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой
Конспект урока учителя русского языка и литературы моу «сош №29 г. Чебоксары» Кирзенковой Юлии Алексеевны
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока iconУрок по музыке в 5 классе Тема урока: «Музыкальная живопись» сказок и былин. Цели и задачи урока
Цели и задачи урока: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы