Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования icon

Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования



НазваниеОрганизация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования
МАЛЬЧЕВСКАЯ Ирина Витальевна
Дата конвертации19.12.2012
Размер337.27 Kb.
ТипАвтореферат
источник

На правах рукописи


МАЛЬЧЕВСКАЯ Ирина Витальевна


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ» В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА


13.00.01. – общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ


диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


МОСКВА

2006


Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии профессионального образования НОУ ВПО «Российский Новый Университет»


Научный руководитель: действительный член РАО

доктор педагогических наук,

профессор

Сластенин Виталий Александрович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор

^ Виленский Михаил Яковлевич

кандидат педагогических наук

Петров Константин Владимирович


Ведущая организация – ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет» им. М.А.Шолохова


Защита состоится « 15 » июня 2006 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.06 при ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу: 105005, г. Москва, улица Радио, дом 10-а.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет».


Автореферат разослан «___» ____________ 2006 года


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор Л.П. Крившенко


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


Актуальность исследования. Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек. Физическое и духовно- нравственное здоровье населения определяет интеллектуальный потенциал, экономические возможности и обороноспособность страны. Здоровый, воспитанный и образованный гражданин определяет уровень цивилизованности государства, силу его общественных институтов, возможности его властных структур.

В национальной Доктрине развития образования1 и в Федеральной программе развития образования на 2000-2010 гг.2 в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья подрастающего поколения, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Решая эти вопросы, школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса, но трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся. Зачастую современная массовая школа не только не укрепляет здоровье детей, но и сама превращается в его снижающий фактор.

Концепции сохранения и укрепления здоровья учащихся в современной школе имеют много вариантов своего воплощения, но большинство из них не предусматривает доминирующее использование содержательных возможностей педагогической среды образовательного учреждения и целостной системы ведущих факторов школьной жизни, призванных обеспечить у детей и подростков формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.

В современной «педагогике здоровья» сложилось несколько направлений деятельности образовательных учреждений, превращающих их в здоровьесберегающий фактор:

- школы, широко реализующие медицинские услуги, имеющие в своей структуре современно оснащенные медицинские центры,

- школы, организующие пятую оздоровительную четверть,

- школы, ставящие центром воспитания физкультурно-оздоровительную деятельность,

- школы, организующие воспитание здорового образа жизни и обеспечивающие особый санитарно- гигиенический режим образовательного процесса и специфические условия для восстановления потенциала здоровья (санаторные школы)

Решение проблемы превращения школы в здоровьесберегающий фактор сталкивается с рядом объективных противоречий, сдерживающих реализацию ее потенциальных возможностей в этом направлении:

- между целями государства в области образования и воспитания здорового поколения и реальными условиями реализации этих целей в образовательных учреждениях;

- между реально существующим воспитательно-образовательным потенциалом школы и невостребованностью возможностей школы по формированию культуры здоровья, здорового образа жизни частью учащихся, их родителей, общественностью, социумом;

- между ценностями гуманизации образовательного процесса, построении его на личностно-антропологических началах и недостаточной разработанностью модели учебно-воспитательного процесса, технологий и психолого-педагогических условий его осуществления, стимулирующих проявление субъектной позиции школьника в сохранении, улучшении, развитии своего здоровья как неотъемленной стороны полноценного личностного развития.

Несмотря на то, что деятельность «Школы здоровья», ее цели, структура достаточно широко исследованы в современной педагогической теории и практике, исследователей не привлекал вопрос организации «Школ здоровья» в специфических условиях мегаполиса. По нашему мнению, особенность деятельности «Школы здоровья» в мегаполисе состоит в том, что такая школа зачастую находится в условиях агрессивной экологической и социальной внешней среды. Учащиеся школ мегаполиса, как правило, представители разных этносов, носители разных культур, представлений о сущности здоровья и способах его сохранения. Основная часть их жизни проходит в условиях крупного города, своими масштабами осложняющего выполнение режима дня, отдыха, своевременную смену видов деятельности. Массовая общеобразовательная школа подчас не предоставляет детям необходимых медицинских услуг, не проводит мониторинговых исследований состояния здоровья большинства школьников, а следовательно, не корректирует образовательный процесс с целью его соответствия запросам и возможностям детей с разным уровнем здоровья.

Все изложенное выше позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности теоретического и экспериментального обоснования эффективной деятельности «Школы здоровья» в мегаполисе?

Решение этой проблемы составляет цель исследования, которая формулируется следующим образом:

Выявить особенности теоретического и экспериментального обоснования эффективной деятельности «Школы здоровья» в мегаполисе.

^ Объект исследования: Здоровьесберегающее образовательное пространство мегаполиса.

Предмет исследования: Деятельность «Школы здоровья» в условиях столичного мегаполиса.

С учетом поставленной цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить основные особенности деятельности «Школы здоровья» в условиях мегаполиса, превращающие ее в здоровьесберегающий фактор социально-экологического пространства мегаполиса.

  1. Определить ценностно-целевые приоритеты деятельности «Школы здоровья» и систему основных принципов организации ее деятельности в мегаполисе.

  2. Обосновать теоретические подходы к проектированию содержания образования в «Школе здоровья».

  3. Разработать психолого-педагогические условия, основные критерии и показатели эффективной деятельности «Школы здоровья» в мегаполисе.

^ Гипотеза исследовани основывается на предположении, что успешность деятельности «Школы здоровья» в мегаполисе может быть обеспечена следующими факторами:

  • Интеграцией оздоровительной и образовательной деятельности школьников в целостном педагогическом процессе и инициированием инноваций, расширяющих здоровьесберегающее пространство школы.

  • Формированием экологической среды осуществления педагогического процесса, минимизирующей влияние негативных средовых факторов мегаполиса и продуцирующей факторы развития здоровья школьников.

  • Целенаправленным обучением школьников основам здорового образа жизни, активному противодействию употребления наркотиков и психоактивных веществ, формированию социальной и личной компетенции в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

  • Организацией психолого-педагогического сопровождения формирования личностного развития школьника, процесса формирования субъектной позиции школьника как носителя здорового образа жизни, эмоционально-ценностного отношения к этому процессу, реализации системы мониторинга изменений психофизиологического состояния учащихся, их психического, физического и духовного здоровья.

^ Теоретико-методологической основой исследования являются:

- психолого-педагогические и социально - педагогические концепции развития личности, ее социализации, гуманистического воспитания (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, А.Г Асмолов, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн);

- концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, В.А.Сериков, И.С.Якиманская);

- основные положения теории управления развитием инновационных образовательными систем (А.С. Антипов, И.С. Батракова, В.А. Бадил, Э.Д. Днепров, В.А. Караковский, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, В.С. Лазарев, О.Е. Лебедев, М.М. Поташник, Н.И. Роговцева, В.П. Симонов, А.Г. Соколов, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Т.И. Шамова);

-концепция «Педагогики здоровья» (Р.И. Айзман, И.И. Брехман, А.И. Бурханов, Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский, И.В. Дубровина, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, Г.А.Кураев, Е.А.Овчаров, Н.К. Смирнов, Л.Г.Татарникова, А.Г. Щедрина, О.А.Шклярова).

- теория целостного педагогического процесса, обеспечивающего, наряду с воспитанием, обучением, сохранение и развитие здоровья школьника, системное

использование здоровьесберегающих технологий в образовании (М.В. Антропова, В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, С.М. Тромбах, В.Н. Касаткин, Д.В. Колесов, Н.Н. Куинджи, И.В. Кузнецова, В.Р.Кучма, С.В. Кулиева, В.Н. Ирхин).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использован комплекс следующих методов исследования: анализ философской, педагогической, социально – психологической, медицинской литературы, изучение и систематизация педагогической и управленческой документации, теоретическое моделирование, опирающееся на системно - структурный анализ исследования, констатирующий и формирующий эксперименты, обобщение эмпирического материала и практического опыта, исследование продуктов творчества учащихся, включенное наблюдение за деятельностью «Школы здоровья», опросы, интервью, анкетирование учителей, учащихся, родителей и других участников экспериментальной работы, проведение мониторинга здоровья школьников, антропометрическое тестирование учащихся, диагностика психофизиологического здоровья школьников по методу электропунктурной диагностики по Накатани с помощью компьютерного комплекса «Диакомс», обобщение, систематизация и классификация полученных в ходе эксперимента результатов, количественный и качественный анализ оценки.

Исследование проводилось в несколько этапов:

^ Первый эта (2000 – 2001 г.г.) - анализ и теоретическое исследование проблемы, изучение уровня разработки проблемы в философской, психолого-педагогической, методической и периодической литературе, сбор эмпирических данных о работе «Школ здоровья» в России, европейской модели «Школы здоровья», формирование концептуального замысла исследования; проведено обоснование выбора темы исследования и научного аппарата, их актуальности, определены цель и задачи исследования.

^ Второй этап (2001-2003 г.г.) - сбор эмпирических данных, обеспечивающих подтверждение и уточнение концептуального замысла исследования, его конкретизация, определены теоретико-методологические подходы к проектированию модели «Школы здоровья» в условиях мегаполиса. Итогом этапа стала разработка теоретической модели «Школы здоровья», спроектированы основные направления ее деятельности, содержание образования, технологии, психолого–педагогические условия эффективной деятельности «Школы здоровая» в мегаполисе.

^ Третий этап (2003-2005г.г.)- экспериментальная проверка выдвинутой модели, анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Четвертый этап (2005-2006 г.г.)- систематизация и классификация результатов эксперимента, апробация и внедрение результатов исследования в практику работы «Школ здоровья» Западного учебного округа г. Москвы.

^ Научная новизна исследования состоит в том, что в нем

- определены положения, составляющие теоретическую основу деятельности «Школы здоровья» в условиях мегаполиса;

- вскрыты и экспериментально доказаны особенности содержания, технологии деятельности «Школы здоровья» в условиях мегаполиса;

- разработана и описана модель обеспечения сохранности и улучшения здоровья школьников в «Школе здоровья», действующей в условиях мегаполиса;

- выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, направленные на формирование субъектной позиции школьника в процессе деятельности «Школы здоровья» (интеграция оздоровительной и образовательной среды, целенаправленное изучение школьниками основ здорового образа жизни, активное противодействие употреблению наркотиков и психохоактивных веществ, организация психолого-педагогического сопровождения формирования субъектной позиции школьника как носителя здорового образа жизни, мониторинг психофизического, духовного здоровья);

- выявлены особенности обогащения содержания образования в «Школе здоровья» (программа «Педагогика здоровья», разработка модулей по предметам областей «Естествознание» и «Здоровье», интегрированный курс «Здоровье», обучающие программы по профилактике наркомании, курения, алкоголизма, дорожно-транспортного травматизма, доврачебной помощи в условиях чрезвычайных ситуаций, объединяющие знания по отдельным учебным предметам и умения здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности);

- выявлены критерии результативности деятельности «Школы здоровья» (высокий уровень формирования субъектной позиции школьника, формирование целостной системы знаний о сущности здоровья, положительная динамика мониторинга психофизического состояния здоровья, успешности в обучении, эмоционально – положительное отношение к формированию собственного здоровья, устойчивое неприятие употребления психоактивных веществ);

- обоснованы функции «Школы здоровья» по созданию здоровьесберегающего социума (субъективирующая, интегрирующая, пространствообразующая, пространстворасширяющая).
Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что определены теоретические аспекты организации деятельности «Школы здоровья» в мегаполисе, расширяющие научно-педагогическое представление о сущности применения здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения школьников в мегаполисе и позволяющие осуществить целостный подход к расширению проблемы проектирования педагогического процесса как среды всестороннего развития учащихся, сохранения и обеспечения его психофизиологического и духовного здоровья.

^ Практическая значимость исследования определяется тем, что работа, содержание и представленные в ней рекомендации, исследовательские материалы способствуют построению учебно-воспитательного процесса в массовой школе и школах повышенного уровня с позиций сохранения и обеспечения здоровья ребенка. Положения и выводы исследования могут быть распространены в организации методического сопровождения «Школы здоровья», организации экспертизы, самоаудита «Школы здоровья». Результаты исследования могут стать основой разработки спецкурсов и спецсеминаров в системе педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров.

^ Достоверность и надежность полученных результатов, основных положений и выводов исследования обеспечена сочетанием научно-теоретического и практического подходов, практическим подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе, успешной апробацией их в педагогической работе, анализом полученных данных.

^ База исследования: ГОУ СОШ № 97, ГОУ СОШ № 29, ГОУ СОШ № 384, ГОУ СОШ № 1317 Западного округа г. Москвы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования, основные теоретические положения, выводы обсуждались и получили одобрение на августовских педагогических чтениях Комитета образования г. Москвы «Уменьшение заболеваемости и поведенческих рисков, опасных для здоровья школьников: комплексные подходы к решению проблемы», 2002г.,

круглых столах: «Перспективные технологии, обеспечивающие качество образования» в рамках VIII международной научно-практической конференции «Система деятельности факультетов повышения квалификации в подготовке руководителей образовательных учреждений к реализации концепции модернизации образования России», 2003г., «Здоровьесберегающее образование» в рамках акции «Образование Москвы - образованию Смоленской, Псковской областей», 2004г., семинарах Департамента образования г. Москвы «От «Школы здоровья» к микрорайону здоровья», 2004 г., «Создание системы мониторинга психофизиологического состояния школьников», 2005г., «Организация работы по созданию здоровьесберегающей среды в учреждениях образования» в рамках международной встречи педагогов города Минска и Западного округа города Москвы, 2004 г., в системе повышения квалификации ФПК и ППРО МПГУ для руководителей образовательных учреждений г. Москвы, 2004 - «Создание модели школы, реализующей здоровьесберегающее образование», в системе профессиональной подготовки студентов Психолого-педагогического университета г. Москвы (цикл семинаров в 2003, 2004 гг.), в рамках международного форума «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знаний», Минск, 2005 г, научно- практической конференции Российской академии государственной службы при президенте РФ «Акмеологические основания развития творческого потенциала учащихся», 2006 г.,

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной и инновационной деятельности школы в рамках городских экспериментальных площадок:

  • «Воспитательное пространство округа - социальная инфраструктура детства», 2003- 2006 г.г. Проект создания «Школы здоровья» - победитель конкурса перспективных социально значимых проектов, внесен в реестр проектов по созданию воспитательного пространства округа.

  • «Формирование адаптивной среды как средства влияния на физическое и нравственное здоровье личности на основе апробации междисциплинарной программы «Здоровье», 2002 - 2006г.г.


^ На защиту выносятся следующие положения:


1.Деятельность «Школы здоровья» в условиях мегаполиса имеет ряд характерных особенностей: интегрирует образовательную, оздоровительную деятельность ребенка в целостном образовательном процессе, формирует экологически благоприятную среду, «здоровый социум», минимизирует влияние негативных социально-экологических факторов мегаполиса и продуцирует факторы развития здоровья школьника.

2.Деятельность «Школы здоровья» формирует и активизирует субъектную позицию школьника как носителя здорового образа жизни, сознательно пропагандирующего цель и ценности здорового образа жизни, владеющего технологиями преумножения собственного здоровья в условиях положительных и негативных социально-экологических факторов мегаполиса.

3.Педагогический процесс в «Школе здоровья» предполагает освоение школьниками системы специфических знаний о сущности здоровья, выработку эмоционально-ценностного отношения к здоровью, овладение системой практических навыков по созданию и расширению здоровьесберегающего пространства.

4.Оптимальным путем обогащения, изменения содержания образования в «Школе здоровья» является реализация программы «Здоровье» посредством интегрированного курса, системы модулей, профилактических программ, раскрывающих совокупность знаний о сущности здоровья (целях, ценностях, преимуществах здорового образа жизни) и способах формирования у школьников культуры здоровья.

^ Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении дана общая характеристика диссертации и обоснована актуальность выбранной темы, рассмотрена степень изученности темы в педагогике, психологии и социологии; определены цель, задачи, объект и предмет исследования; охарактеризована методологическая, источниковая и организационная база, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определены рамки исследования, указаны его этапы, сформулированы основанные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Психолого-педагогические основы образовательного процесса в «Школе здоровья»» определены цели и ценности педагогического процесса в специфических условиях «Школы здоровья» - в условиях мегаполиса. Разработана модель «Школы здоровья» в мегаполисе, определены условия и принципы организации здоровьесберегающего пространства - «здорового социума». Раскрыты основы проектирования содержания образования, технологии осуществления режима «Школы здоровья».

Во второй главе «Приоритеты развития деятельности «Школы здоровья»» раскрыты основные принципы развития моделирования и разработки инновационной деятельности» «Школы здоровья», формирования эмоционально- ценностного отношения школьников к здоровью. Определены критерии и показатели работы «Школы здоровья» и проведена оценка эффективности деятельности экспериментальной модели.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные выводы по результатам опытно-экспериментальной работы, а также перспективы дальнейшего изучения проблемы исследования.

В приложениях приведены документы, дополнительно раскрывающие психолого-педагогические основы и методические особенности педагогического процесса, направленного на формирование у школьников здоровьесберегающего мышления.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Состояние здоровья школьников, уровень сформированности культуры здорового образа жизни в современных условиях правомерно рассматривается исследователями в качестве одного из ведущих факторов, обеспечивающих эффективность образовательного процесса в целом (Э.Н. Вайнер, Г.К.Зайцев, Э.М Казин, Л.Г. Татарникова, В.Н. Касаткин, И.В. Кузнецова, С.В. Кулиева, Н.Н. Шарова).

Проблема сохранения здоровья детей имеет глубокие исторические корни. Определенное внимание ее изучению уделяли И.И Бецкой, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, К. Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Ф.Ф. Эрисман, Е.А. Покровский и др. Идеи сбережения здоровья в современных условиях отражены в исследованиях М.М. Безруких, Н.Н. Куинджи, Д.Д. Шариповой, М.Я. Виленского, В.И. Дубровского, А. А. Дубровского, Ю.Ф., В.Н. Ирхина, Знаменского, Ю.П. Лисицына, И.И. Брехмана, Р.И. Айзмана, А.Г. Щедриной, И.В. Дубровиной и др. На основании проведенных исследований ими были выделены факторы риска в сохранении здоровья в современной школе, установлена их значимость в различных условиях, разработана теоретическая основа формирования здорового образа жизни и сформированы принципиальные положения «педагогики здоровья», ставшей основой разработки проектов «Школ, содействующих здоровью».

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и обобщение эмпирических материалов позволили определить основные направления «превращения» традиционной модели школы в «Школу здоровья», работающую в специфических условиях столичного мегаполиса.

Принципиальным подходом такого моделирования является выделение в построении образовательной системы «Школы здоровья» № 97 общезначимой идеи ценности культуры здоровья, здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающего социума. Результаты проведенного нами исследования подтвердили, что организация деятельности «Школы здоровья» на выделенных ценностных основах, принятых всеми субъектами педагогического процесса, – главная основа «Школы здоровья» в мегаполисе.

Результатом осмысления стало проектирование «Школы здоровья» в условиях мегаполиса – образовательного учреждения, в котором созданы предпосылки для формирования здоровья ребенка, организован образовательный процесс, основанный на системе личностных ценностей, главной из которой является культура здоровья, обеспечивающая включение самого ребенка в построение здоровьесберегающего пространства, ограждающего ученика от влияния негативных факторов мегаполиса, способствующего привлечению всех его личностных положительных ресурсов в здоровьесберегающей деятельности.

В процессе разработки теоретических основ организации деятельности «Школы здоровья» решались следующие задачи: определение приоритетов системы образования в «Школе здоровья», формирование культуры здоровья и навыков ЗОЖ как универсальной базовой ценности, отражающей нравственную зрелость человека, являющейся критерием его личностного роста, условием и фактором его полноценной жизнедеятельности, показателем творческого потенциала, определение специфичных функций «Школы здоровья», характерных для ее деятельности в мегаполисе:

  • Интегрирующая (объединяющая усилия всех коалиций по созданию «здорового социума» «Школы здоровья», способствующая формированию экологической среды, минимизирующей негативные влияния мегаполиса и продуктирующей факторы развития здоровья школьников).

  • Субъективирующая – реализующая возможность для каждого школьника максимально проявить и реализовать свой личностный потенциал в сохранении, укреплении здоровья, формировании устойчивых ценностных ориентаций культуры здоровья, позволяющая рассматривать здоровье как результат особого отношения к себе, культуры взаимодействия с окружающим миром, продуктом собственного творчества.

  • Пространствообразующая (формирующая «здоровый социум», системообразующая в создании коалиции всех заинтересованных лиц в сохранении здоровья детей: организаций культуры, медицины, физического воспитания, дополнительного образования, органов власти, в том числе Управы, муниципалитета).

  • Пространстворасширяющая (укрепляющая позиции «здорового социума», раздвигающая рамки позитивного влияния «Школы здоровья»).

Как показала система многолетнего наблюдения, полноценное проявление функций «Школы здоровья» ведет к формированию «здорового социума» - единой инфраструктуры, которая не только объединяет учреждения микрорайона школы, работающих с детьми, но и интегрирует технологии, обеспечивающие комплексность влияния на совершенствование деятельности «Школы здоровья». По сути дела, это означало превращение территории школы и микрорайона в дружественную детям, безопасную воспитательную среду, в которой создаются условия взаимодействия и сотрудничества взрослых и детей, где все взрослое сообщество в целом несет ответственность за безопасность и здоровье детей.

Процесс формирования «здорового социума» стимулировал создание модели школы, рассчитанной на включение детей и подростков в решение проблем сохранения своего здоровья, реализацию своих интересов по овладению навыками здорового образа жизни, побуждал детей формировать вектор личностного самоопределения, снижения проявления агрессивных факторов социально-экономической среды, формировал молодежную субкультуру, базирующуюся на социально позитивных ценностях личности и ценностях культуры здоровья, и инициировал активное включение самих школьников в процесс создания здоровьесберегающего пространства своей жизнедеятельности.

На этом этапе было разработано содержание образования в «Школе здоровья». В основу его было положен системный подход к обучению школьников основам здорового образа жизни- сохранению физического и психического здоровья, формированию здорового жизненного стиля, личной компетенции в вопросах сохранения и укрепления здоровья, культуре безопасности жизнедеятельности, правильному, рациональному питанию.

Опытным путем была определена структура и содержание образования, охватывающего все возрастные группы школьников и реализуемого во всех направлениях целостного педагогического процесса.

Содержание образования отражено в разработанных программах обучения культуре здоровья и навыкам здорового образа жизни («Педагогика здоровья»), профилактики наркозависимости, курения, алкоголизма («Шанс», «Скажи жизни ДА!»), социальной адаптации в условиях мегаполиса («Шаг навстречу», «Без страха в будущее»), обучения школьников умелым действиям в чрезвычайных ситуациях («Обучился сам - обучи другого»), профилактике дорожно-транспортного травматизма («Внимание! Дорога!»), повышению ресурсов организма ребенка по сопротивляемости негативным средовым факторам и профилактике заболеваемости («Здоровые дети», «РАДОСТЬ»), интегрированном курсе «Здоровье» и модулях (для учеников - «Я и моя семья», «Какой я? Познай себя сам!», «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний», «Основы личной безопасности и профилактика травматизма», «Предупреждение употребления психоактивных веществ», «Культура потребления медицинских услуг», для родителей - «Конфликты и способы их разрешения», «Психологический климат в семье», «Ребенок и семья»), содержание которых отбиралось на основе программно – целевого, антрополого-гуманистического, личностно-ориентированного подходов. При этом анализ практико-ориентированной деятельности педагогического коллектива «Школы здоровья» позволил определить основные принципы отбора содержания образования:

^ Принцип системности применительно к «Школе здоровья» требует рас­сматривать ее не только как самостоятельное звено, все эле­менты которого не просто связаны, а находятся во взаимоза­висимости, но и как часть здоровьесберегающего образовательного пространства округа и Москвы в целом.

^ Принцип партнерства обеспечивает становление детско-взрослой общности в образовательном процессе, способствующей решению целей и задач «Школы здоровья».

^ Принцип дополнительности позволяет создать в «Школе здоровья» особое содержание образования, дополненное специальными курсами и модулями программы «Здоровье», обеспечивающее обучение школьников навыкам здорового образа жизни и формированию культуры здоровья.

^ Принцип равновесия регулирует дополнение к содержанию основных школьных курсов материалом программы «Здоровье», что позволяет распределять учебный материал в разных предметных областях соразмерно возрастным особенностям школьников, возможностям содержания основного курса.

^ Принцип создания успеха в обучении, развитии, воспитании стимулирует взаимопонимание между учителем и учеником, родителями и детьми, родителями и учителями, обеспечивает единство действий школы и семьи.

Опора на эти принципы дала основание представить целостную систему знаний о здоровье, культуре здоровья, опыте осуществления здоровьесберегающей деятельности, ценностного отношения к здоровью и средствам деятельности человека по его укреплению.

Особое место в содержании образования заняли разработанные интегрированный курс «Здоровье» и образовательные модули предполагающие более детальное изучение учащимися ресурсов собственного здоровья, формирование у школьников мировоззрения, основанного на культуре ценности здоровья и здорового образа жизни, обучение навыкам сохранения, формирования, укрепления здоровья, одновременно интегрируя разделы программы «Здоровье» с предметами образовательной области «Естествознание». В программы предметов цикла «Естествознание», в состав курса и модулей включены системообразующие понятия, научные положения, закономерности, которые позволяют полнее раскрыть сущность здоровья, создать у школьников целостную картину здоровья человека и путей его сохранения и укрепления. Курс обладает значительным потенциалом в формировании у учащихся культуры здоровья и здорового образа жизни.

Курс был построен на основе личностного подхода и реализовывался через организацию совокупности проектов, разрабатывая которые, ученик выстраивал собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов. В процессе освоения интегрированного курса школьники овладевали умением составлять личностный образовательный маршрут, продумывать организацию своей жизнедеятельности, способствующей сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

«Школа здоровья» в условиях мегаполиса призвана совершенствовать не только навыки укрепления здоровья и навыки здорового образа жизни у своих воспитанников, но и развивать у них позитивные эмоции, формировать устойчивые ценностные ориентации, совершенствовать опыт творческой деятельности, развивать волевые качества, осваивать позитивный опыт здоровьебережения и здоровьетворчества. С этой целью разработана совокупность технологий, обеспечивающих возможность активного вовлечения каждого школьника в здоровьесберегающую деятельность, в познание ценности здорового образа жизни, посредством организации практико-ориентированной деятельности, в ходе которой школьник находит ответ на решение актуальной проблемы или задачи, возникающие у него в ходе освоения здоровьесберегающего социума.

Ученик в ходе работы над проектом обучается навыкам сохранения здоровья, здорового образа жизни, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, анализировать конкретные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям, использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач: в проекте «Изучение влияния витаминов на организм человека» - оценивать состояние здоровья, выявлять факторы, влияющие на самочувствие, связанное с авитаминозом, разрабатывать рекомендации по правильному использованию витаминов и тест для определения состояния авитаминоза, в проекте «Влияние избыточного веса на функциональное состояние школьников» - определять систему мер, ведущих к снижению веса, в проекте «Как сохранить жизнь на улице Кременчугская» - выработать предложения по созданию безопасной для пешеходов обстановки на улицах вблизи школы.

В ходе опытно – экспериментальной работы нами разработаны технологии формирования субъектной позиции школьника в процессе освоения здоровьесберегающей среды «Школы здоровья» - акции и коллективные творческие дела. Содержанием их является пропаганда ценностей культуры здоровья и содействие расширению здоровьесберегающего пространства жизни, организация совместной деятельности школы и семьи, привлечение потенциала социальных служб, органов государственного управления, образования и здравоохранения района школы по развитию, оздоровлению ребенка. В ходе исследования было установлено, что комплексное использование этих технологий позволяет эффективно формировать культуру индивида, влиять на формирование культуры здоровья в семье, ближайшем социальном окружении и в референтных группах сверстников, развивать творческий потенциал учащихся.

Отличительной особенностью коллективных творческих дел (фестиваль искусств, «Неделя здоровья», творческие конкурсы, КВН, занятия «Дети для детей» и др.) является формирование социальных установок школьников, обеспечение не только общественно-значимой, но и личностно- значимой коллективной деятельности, стимулирование сотрудничества в коллективе, инициирование партнерских отношений, тренинга организационных умений и демонстрация общих и индивидуальных достижений с использованием ярких форм, создающих привлекательность, эмоциональную атмосферу событийности и успеха такой деятельности.

Акция – краткосрочное по времени проведения и долгосрочное по подготовке мероприятие, в котором активизируется позиция школьника по отношению к формированию культуры здоровья, меняются его поведенческие установки. Это яркий, эмоционально насыщенный акт, в котором открыто и публично проявляются субъективные качества личности школьников в здоровьетворчестве, подтверждается значимость собственных умений и навыков, демонстрируется личностная гражданская позиция. Акции «АНТИСПИД», «Нет курению!», «Сделай свой выбор! Скажи наркотикам – НЕТ!» «Внимание! Дорога!», «Помоги себе сам!» (конкурс демонстрации умений по оказанию доврачебной помощи в условиях чрезвычайной ситуации) позволили школьникам участвовать в конкретной агитационно-пропагандистской работе, формировать личностную позицию, отличающуюся высоким социальным и нравственным проявлением. Проведение ежегодного цикла мероприятий «Школы здоровья» заканчивается итоговым соревнованием под общим лозунгом - марафон «ЗДОРОВЬЕ! Будь с нами!» (Знай! Друзья, Охваченные Радостью Оздоровления, - Великое Единение! Будь с нами!). Цель марафона – интеграция всех знаний, умений, навыков, приобретенных в «Школе здоровья» за год, заставляющих школьников подтверждать свою компетентность носителя здорового образа жизни на различных этапах состязания. Это соревнование-эстафета учащихся, прошедших подготовку по оказанию первой доврачебной помощи, транспортировке пострадавшего в условиях чрезвычайной ситуации, в ходе которого школьники демонстрируют приобретенные навыки по безопасности жизнедеятельности, высказывают свою позицию в воспитании культуры здоровья и здорового образа жизни, месте каждого юноши и девушки в пропаганде противостояния наркомании, алкоголизму, в формировании здоровья поколения, близких, сверстников. Высказывают свое мнение в адрес властных структур по организации условий сохранения и укрепления здоровья, воспитанию молодежи на принципах здорового образа жизни, обеспечению положительных перемен в образе жизни россиян. В проводимых акциях принимало участие подавляющее большинство учащихся школы. Значимость такого рада мероприятий в воспитании подрастающего поколения, высокая активность школьников отмечены управлением образования округа, главой Управы «Фили-Давыдково», руководителями районного отделения общества «Красный Крест», представителями комитета общественных связей Правительства г. Москвы.

Важным исследовательским выводом явилось подтверждение идеи в том, что технологии осуществления режима «Школы здоровья» и организация ее деятельности интегрированы с лечебно- оздоровительной, профилактической деятельностью в целостном педагогическом процессе, обеспечивая оптимальное взаимодействие субъектов здоровьесберегающей деятельности, организации мониторинга изменений психологического и физического состояния школьников. Интеграция образовательного и оздоровительного процессов повышает функциональные возможности учащихся, способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию школьников. В ходе опытно- экспериментальной деятельности в «Школе здоровья» организован центр содействия укреплению здоровья учащихся «РаДоСТь» (Растить Добрых, Счастливых, Талантливых), обеспечивающий взаимодействие и координацию всех участников, обеспечивающих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья школьников. Его структурные подразделения – медицинская, мониторинговая, психологическая, социально- педагогическая, методическая службы – обеспечили эффективность организации профилактической оздоровительной деятельности в «Школе здоровья».

В «Школе здоровья» реализованы защитно-профилактические программы, обеспечивающие выполнение гигиенических требований к организации образовательного процесса, защищенность учащегося от неблагоприятных для здоровья воздействия: предотвращение перегрузки утомляемости, правильная организация режима занятий и отдыха, обеспечение всех школьников двухразовым витаминизированным питанием, питьевой режим, санаторно-оздоровительные мероприятия в дни каникул, организация третьего урока физической культуры, организация занятий спортом и дополнительным образованием в соответствии с состоянием здоровья и рекомендациями врачей. В разработке программ оздоровления и профилактики заболеваемости детей мы отталкивались от исходного уровня здоровья детей, выявленного в ходе мониторинга здоровья, данных медицинского обследования, анализа санитарно- гигиенических условий проживания семьи и обеспечения действия оздоровительных факторов, организованных непосредственно в школе: обследование врачом - ортопедом, кардиологом всех учащихся, организация занятий лечебной физкультурой, массажа, лечебной гимнастики, профилактика сезонных простудных заболеваний витаминами, кислородным коктейлем, проведение ингаляций солями Мертвого моря, фитотерапия, занятий по коррекции зрения, обучение навыкам правильного дыхания, самостоятельной коррекции осанки. Мониторинг здоровья осуществлялся как врачебное наблюдение, опросы детей, родителей, скрининг диагностики зрения, электропунктурной диагностики по Накатани с помощью компьютерного комплекса «Диакомс». Данные медицинского мониторинга дали основания для вывода о том, что важнейшим условием успешного образования школьников без нанесения ущерба их организму, повышению его резервов является интеграция образовательной и оздоровительной деятельности.

Мониторинг позволил установить, что в результате проведенного эксперимента наблюдается улучшение состояния здоровья школьников.

Таблица 1

Уровень сформированности физического здоровья школьников


Заболеваемость

2002

2005

Инфекционные заболевания:

  • Краснуха

  • Ветряная оспа

  • Гепатит



81 ч







10 ч

6 ч

0 ч

ОРВИ

29%

19,3%

посещаемость

7,4 чел/день

6,3 чел/день

Группы здоровья:

  • первая

  • вторая

  • третья

  • четвертая


19,3%

68,8%

11,9%

0%


22%

66,9%

10,1%

0%

Характер заболеваемости:

  • Нарушение зрения

  • Нарушение осанки

  • ЖКС

  • Сердечно- сосудистые

  • Органов дыхания

  • Сколиоз



28%

38%

18%

9%


9,7 %

5,5%



21%

22%

12%

5%


6,8%

4,3 %


Таблица 2

Уровень сформированности психофизиологического здоровья


Соматические проблемы

76%

39%

Тревожность

24%

8%

Конфликтность

17%

4%

Фобии

15%

3%

Склонность к истощению ЦНС

27%

16%

Повышенная возбудимость

32%

16%

Социальная дезадаптация

51%

24%

Снижение волевого уровня

38%

32%

Снижение мотивации

31%

1 5%



Данные таблиц показывают, что на протяжении исследовательского периода физическое здоровье школьников стабилизируется и улучшается: снижается число пропусков по болезни, хронически больные дети практически не пропускают занятий, находясь в состоянии стойкой ремиссии, снижены показатели инфекционных заболеваний, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательной системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта.

Нашими исследованиями мы подтвердили, что наличие благоприятной экологической среды осуществления педагогического процесса доказало, что обучение ребенка в созданной «Школе здоровья» проходит в благоприятных антропологических условиях, обеспечивающих полноценное интеллектуаль - ное, нравственное и физическое развитие коллектива учащихся. Содержание образования, технологии, условия обучения создают устойчивый положительный фон, способствующий повышению качества образования, успеваемости, воспитанности, повышению мотивации к обучению. В школе наблюдается динамика роста качества знаний, числа учащихся, награжденных за успехи в обучении медалями, отсутствие второгодничества, безнадзорности, серьезных правонарушений, снижение численности поведенческой «группы риска», снижение тревожности, агрессивности, склонности к фобиям. Повышается уровень личностного развития школьников, формируется устойчивая потребность к освоению ключевых компетенций здорового образа жизни, умению стойко противостоять негативным влияниям социальной среды мегаполиса, продуктивно использовать его позитивные факторы. Здоровьесберегающая деятельность ребенка – личностно–значимая, ярко эмоционально окрашена, повышает его личностный статус, позволяет адаптироваться к социальным изменениям мегаполиса и противостоять его вызовам.

Результаты эксперимента позволяют нам утверждать, что «Школа здоровья» в мегаполисе – образовательное учреждение, где здоровье воспитанников рассматривается как смыслообразующая цель, важнейшая ценность и доминирующий фактор, определяющий содержание, технологии осуществления образовательного процесса, результатом которого является не только учебные успехи, но и сохранение, приумножение здоровья школьников, воспитание учащихся активными носителями, пропагандистами культуры здоровья и здорового образа жизни.

Образовательный процесс такой школы нацелен на формирование здоровья школьников, навыков безопасного поведения в экологической и социально агрессивной среде мегаполиса, обеспечивает систему знаний о здоровье: обучение знаниям о сущности здоровья, приемам и способам поддержания собственного здоровья и методам его сохранения, укрепления, навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности в условиях мегаполиса, воспитание ученика как субъекта собственной здоровьесберегающей деятельности, активного носителя, пропагандиста ценностей собственного здоровья, здоровья близких.

В ходе исследования определены общие и специфические критерии оценки жизнедеятельности «Школы здоровья» в мегаполисе, показатели развития участников образовательного процесса:

- высокий уровень сформированности субъектной позиции школьника в здоровьесберегающем пространстве социума,

- освоение учащимися целостной системы знаний о сущности здоровья, способах его формирования, поддержания и приумножения,

- положительная динамика мониторинга психофизического состояния здоровья,

- возрастание успешности школьников в обучении,

- устойчивое неприятие употребления психоактивных веществ.

Конкретные показатели проявления этих критериев на различных этапах деятельности «Школы здоровья» отражены в приводимых в диссертации диаграммах и таблицах. Разработанные в ходе исследования критерии легли в основу экспертной карты Центра Качества г. Москвы для проведения аккредитации «Школ здоровья» города.

Под влиянием «Школы здоровья» трансформируется «здоровый социум», происходит ценностное становление выпускника школы – носителя здорового образа жизни, сопоставляющего свои действия, мысли, чувства с системой ценностей здоровья, способного принимать ответственные решения и отстаивать свою позицию, определять выбор собственного поведения соответственно ценностным ориентирам – культуре здоровья и здорового образа жизни.

Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов деятельности «Школы здоровья» в мегаполисе. Дальнейшая разработка проблемы может идти по следующим направлениям: разработка методов формирования молодежной субкультуры, определение условий развития «здорового социума» через объединение здоровых сил общества.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:

1. Мальчевская И.В. и др. Создание модели школы, содействующей здоровью / Отв. ред. В.А. Бадил.- М.: Созидание-3000, 2004. - 188 с.- 11,8 п.л. (авт. текст 5,2 п.л.)

2. Мальчевская И.В. Создание модели школы здоровья // Западный округ – игра на опережение: Руководство для управленцев и педагогов – М.: Пушкинский институт, 2004. – С. 152 – 172.- 0,7 п.л.

3. Мальчевская И.В. Концепция развития школы, содействующей здоровью учащихся // Использование результатов экспериментальной деятельности в образовательной практике/ Отв. ред. В.А. Бадил - М.: Созидание-3000, 2004. - С. 187-205. – 1,1 п.л.

5. Мальчевская И.В. Создание модели школы, реализующей здоровьесберегающее образование //Система деятельности факультетов повышения квалификации в подготовке руководителей образовательных учреждений к реализации концепции модернизации образования России: Материалы 8 международной научно-практической конференции: В 2 ч.- Ч.2.- М.: АПК иПРо,2004. – С.200-204.- 0,25 п.л.

6. Мальчевская И.В. Программы, реализуемые школой в ходе создания модели школы, содействующей здоровью детей и обучению здоровому образу жизни// Опыт работы образовательных учреждений Западного округа по реализации городской программы «Здоровье детей Москвы на 2002 – 2005 годы» /Отв. ред. В.А. Бадил. - М.: Созидание-3000, 2004. - С.40 –56.- 1,1 п.л.

7. Мальчевская И.В, Бережанская Н.С. Комплексная профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди подростков // Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании / Отв. ред. В.А. Бадил,- М.: Созидание-3000, 2004.- С. 3-16. – 0,9 п.л. (авт. текст 0,5 п.л.)

8.Мальчевская И.В. Комплексно – целевая программа организации отдыха детей и подростков в каникулярное время // Воспитательное пространство округа – социальная инфраструктура детства / Отв. ред. В.А. Бадил – М.: Созидание-3000, 2003.- С. 179 - 183.- 0,9 п.л.

  1. Мальчевская И.В. Создание единого воспитательного пространства школы // Воспитательное пространство округа – социальная инфраструктура детства / Отв. ред. В.А. Бадил – М.: Созидание-3000, 2003г.- С. 60 - 63.- 0,3 п.л.

10. Мальчевская И.В. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе // Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании» /Отв. ред. В.А. Бадил,- М.: Созидание-3000, 2004.- С. 20-23- 0,3 п.л.

11. Мальчевская И.В, Пелешко О.В. Содержание образования и воспитания в «Школе здоровья» // Профилактика употребления психоактивными веществами в образовательной среде. - Серия: Нормативно-правовая и инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в г. Москве / Отв. ред. В.П. Моисеенко.- М.: Центр «Школьная книга», 2005.- С.282-292.- 0,7 п.л. (авт. текст 0,5 п. л.)

12. Мальчевская И.В, Бережанская Н.С. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Профилактика безнадзорности правонарушений и наркомании среди обучающихся образовательных учреждений города Москвы. - Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. ред. В.П. Моисеенко.- М.: Центр «Школьная книга», 2005. - С.224-230. – 0,4 п.л. (авт. текст 0,2 п.л.)

13. Мальчевская И.В. Интегрированный курс «Здоровье»// Директор школы.-2005.-№8. - С.95-100. – 0,4 п.л.

14. Мальчевская И.В. Работа по воспитанию культуры здоровья и формирования навыков здорового образа жизни как условие развития творческого потенциала учащихся //Акмеологические основания развития творческого потенциала учащихся: Материалы научно- практической конференции 30 марта 2006 г. – М.: Международная академия акмеологических наук, 2006.- С.170-177.- 0,5 п.л.

15.Мальчевская И.В. и др. Образование и здоровье, выпуск № 7. - Серия: Нормативно-правовая и инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в г. Москве / Отв. ред. В.П. Моисеенко.- М.: Центр «Школьная книга», 2006.- 125 с. – 8 п.л. (авт. текст 2 п.л.)

16. Мальчевская И.В. Содержание образования в «Школе здоровья» // Актуальные проблемы современной педагогики: Сборник научных трудов/ Под ред. проф. Крившенко Л.П.-М.: Изд-во МГОУ,2006.- С. 51-56.- 0,4 п.л.

17. Мальчевская И.В. Развитие творчества учащихся в здоровьесберегающей деятельности // Современные проблемы психологии, педагогики и образования: Вестник Российского Нового Университета / Под ред. Е.В. Лобановой- М.: 2006.-№10.-С.190-193.-0,25 п.л.



1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование.-1999.-№ 11.- с. 3-10

2 «Собрание законодательства РФ», 17.04.2000, № 16, с.16-39.




Похожие:

Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования iconВопросы для кандидатского экзамена специальность: 13. 00. 01 – Общая педагогика, история педагогики и образования
Педагогика как наука. История её развития. Система педагогических наук. Объект, предмет, основные категории педагогики. Функции,...
Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования iconВопросы вступительного экзамена по общей педагогике и истории педагогики специальность 13. 00. 01 – общая педагогика, история педагогики и образования
...
Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования iconОрганизация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по укреплению и сохранению здоровья обучающихся
Вопросы обеспечения здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе школы входят в число приоритетных. Цель работы школы разработать...
Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования iconТесты для аттестации педагогических работников системы дополнительного образования (демоверсия) Общая педагогика, методика Какие из мотивов не относятся к познавательным
Какому этапу занятия соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация процесса восприятия, осознания, осмысления...
Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования icon«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…»
Тема эксперимента: «Педагогика самоопределения: профильное обучение как средство индивидуально-ориентированной педагогики»
Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования iconПодпрограмма Программы развития школы на 2012-2017г г. «Музейная педагогика» Музейная педагогика
Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия...
Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования iconРеализация программы развития школы как один из факторов сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса «Школа здоровья»
Выступление на городском семинаре по теме: «Организация работы учреждения образования по сохранению здоровья школьников»
Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования iconОбщая педагогика и философия образования
Процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначения это
Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования iconЦиклограмма плана работы школы организация деятельности школы, направленная на получение бесплатного общего образования
Организация деятельности школы, направленная на получение бесплатного общего образования
Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования iconПриказ роо №01/20 -710 05. 05. 2012г. Директор, учитель истории и обществознания
Бакалавр педагогики по направлению «Педагогика» Профиль – начальное образование
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы