Комплексно-процессуальный метод icon

Комплексно-процессуальный метод



НазваниеКомплексно-процессуальный метод
Дата конвертации28.10.2012
Размер39.94 Kb.
ТипДокументы
источник

Д.п.н., проф. Жеребило Т.В.

Ингушский государственный университет, Россия

КОМПЛЕКСНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ МЕТОД



Комплексно-процессуальный метод мы трактуем как один из методов исследования и описания языка, а также осуществления речевой деятельности на основе фукционально-стилистического инварианта языковой системы и его модификаций, в качестве которых были разработаны информационные модели функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового, художественного, разговорного); стилистически дифференцированных текстов: книжных, разговорных, массмедийных, описательного, повествовательного характера, текстов-рассуждений; коммуникативных качеств речи: правильности, точности, логичности, чистоты, выразительности, богатства, уместности; информационных моделей СТ, задающих способы исследования, анализа и описания лингвостилистических особенностей языка, а также способы интеллектуальной и речевой деятельности. [1; 2; 3; 4; 5]

Здесь мы остановимся на лингвостилистических моделях СТ, в которых, наряду с комплексной информацией, презентирующей особенности словообразовательных типов, дается модель действия, прогнозирующая пооперационные способы работы с материалом: вначале даётся информация о производящей базе, затем указывается, от какой производящей основы образуется то или иное производное, с помощью каких средств, что мы получаем на выходе в результате словообразовательного процесса и какое деривационное значение присуще полученному производному.

Например: всходи(ть) – восхожд’- + ени(е) = восхождение – действие, названное глаголом всходить; закалива(ть) – закалива- + ни(е) = закаливание – процесс, названный глаголом закаливать; мысли(ть) – мышл’- + ени(е) = мышление – способность человека мыслить.

В первом случае берется глагол всходить. В процессе словообразования усекается тематический гласный – и-, происходит чередование д/жд’, к производящей основе восхожд’- присоединяется суф. -ени(е). На выходе получаем отглагольное существительное восхождение, имеющее деривационное значение «действие, названное глаголом всходить», обладающее рядом стилистических окрасок (книжн., возвыш., офиц., поэтич.), выражающее отвлеченность книжных стилей речи, вступающее в различные синтаксические конструкции.

Во втором случае взят глагол закаливать. В процессе работы с ним отсекается финаль, производящая основа адаптируется к вступлению в словообразовательный процесс: закалива-, добавляем суф. -ни(е), получаем девербатив закаливание, имеющий деривационное значение «процесс, названный глаголом закаливать». Существительному закаливание присуща книжная стилистическая окраска, прогнозирующая его употребление закаливание в научной и профессиональной речи, в книжных текстах, использование в разнообразных синтаксических конструкциях.

В третьем случае от глагола мыслить образовано существительное мышление. В модели действия программируются следующие процессы: в производящей базе мыслить отсекается окончание -ть, усекается тематический суффикс -и-, наблюдается чередование сл/шл, к производящей основе присоединяется суф. -ени(е). В результате словообразовательного процесса получаем производное мышление с деривационным значением «способность человека мыслить». Существительное мышление имеет книжную стилистическую окраску, используется как общенаучный термин в философии, когнитивной лингвистике, психологии, психолингвистике и др. науках. Используется в разнообразных синтаксических конструкциях.

Как видим, комплексно-процессуальный метод исследования позволяет рассмотреть процессуальные свойства языковой материи. Использование комплексно-процессуального метода неотделимо от свойства процессуальности, присущего языковой материи на всех уровнях: не только на словообразовательном, но и на уровне фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса. Процессуален также и текст, ибо он не только парадигматичен, но, в первую очередь, линеен, синтагматичен. Текст разворачивается в пространстве и времени, в результате чего возникает информационное поле, которому свойственны различные процессы: 1) процесс движения языковой материи; 2) процесс эмерджентности, приращения смысла, 3) синергетический процесс, нацеленный на самоорганизацию текстовых структур.

Понятие процессуальность мы используем в двух основных значениях. С одной стороны, это беспрерывное движение языковой материи, ее дальнейшее усложнение, дифференциация, способность к самоорганизации. С другой стороны, процессуальность – одно из свойств нашего познания. Оно указывает на движение знаний, усложнение каждого элемента информации о ней [языковой материи] по мере овладения последующими элементами. Процессуальность направлена на освоение не изолированных элементов, а на осмысление роли языковых единиц в целостной системе. Она проявляется в том, что, усваивая новые знания, познающий субъект включает материал, осмысленный ранее, в новые соотношения, поэтому усвоенная информация не остается на прежнем уровне: она вступает в системные связи с новыми информационными структурами и на этой основе прогрессирует.

Таким образом, комплексно-процессуальный метод, с одной стороны, дает возможность исследовать «процессуальные» структуры в языковой материи, с другой стороны, он формирует научный тип мышления, нацеленный на анализ нерасчлененных процессов.

Литература


  1. Жеребило Т.В. Проблемы описания понятийно-терминологического аппарата и общеупотребительной лексики в учебных целях. – Грозный: Изд-во ЧИГПИ, 1993. – 236 с.

  2. Жеребило Т.В. Лингвостилистическая абстракция как метод исследования. – Магас: Изд-во ИнгГУ, 2003. – 223 с.; Изд-е 2-е. - Нальчик: «Эль-Фа», 2005. – 288 с.

  3. Т. Жеребило Т.В. Функционально-стилистический инвариант в учебной лексикографии. – Назрань: Пилигрим, 2005. – 363 с.

  4. Жеребило Т.В. Метод лингвостилистической абстракции в языкознании: Методы. Модели. Приёмы. - Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, Германия, 2012. – 169с. ISBN: 978-3-659-17320-2

  5. Жеребило Т.В. Лингвостилистическая парадигма в современном языкознании: Парадигма. Теория. Метод. - Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 420с. ISBN: 978-3-659-18260-0




Похожие:

Комплексно-процессуальный метод iconПолучим: 
Метод разложения на множители, уравнения, сводящиеся к квадратным, однородные уравнения, метод введения вспомогательного аргумента,...
Комплексно-процессуальный метод iconПрограмма по учебному курсу «Индивидуальные и групповые коррекционные занятия» (1-4 классы)
В основу занятий положен комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты и лексические приемы в сочетании с наглядными приемами. Программа...
Комплексно-процессуальный метод iconВ. Г. Сизова Принято. Утверждаю Директор моу лицей имени В. Г. Сизова 2011 г В. А. Ермоленко 20 11 г Комплексно-целевая программа
Комплексно-целевая программа управления качеством лицейского образования «Путь к успеху»
Комплексно-процессуальный метод iconВ. Г. Сизова Принято Утверждаю Директор моу лицей имени В. Г. Сизова 2011 г В. А. Ермоленко 20 11 г Комплексно-целевая программа
Комплексно-целевая программа определяет нормативно-правовые требования к условиям образования в учреждении повышенного уровня
Комплексно-процессуальный метод iconПроектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине X ix века в школах США...
Комплексно-процессуальный метод iconВ. Г. Сизова принято утверждаю директор моу лицей имени В. Г. Сизова 2011 г. В. А. Ермоленко 2011 г. Комплексно-целевая программа
Комплексно-целевая программа формирования духовно-нравственного отношения к миру «Традиции и современность» (далее – кцп «Традиции...
Комплексно-процессуальный метод iconЛабораторная работа №2 по вычислительной математике. Тема:«Решение системы линейных уравнений»
Составить программы решения системы линейных уравнений, используя метод Гаусса, итерационный метод, метод Гаусса-Зейделя
Комплексно-процессуальный метод iconГражданский процессуальный кодекс Украины
Приостановление и закрытие производства по делу. Оставление заявления без рассмотрения (ст. 201-207)
Комплексно-процессуальный метод iconДокументи
1. /Метод письма 9 кл в Рособрнадзор/Алгебра метод письмо 2008 9 кл ок.doc
2.
Комплексно-процессуальный метод iconИнтерактивное учение, интерактивная демонстрация, интерактивный опрос
Способы повышения плотности опроса и включенность в урок (метод тестирования, метод проектов)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы