Паспорт проекта icon

Паспорт проекта



НазваниеПаспорт проекта
проекта
Дата конвертации16.09.2012
Размер294.2 Kb.
ТипДокументы
источник



Паспорт проекта



Автор проекта:

Фамилия, имя, отчество:

Белецкая Елена Валентиновна

Название ученого заведения:

общеобразовательная школа I-III ступеней №41

Город:

г. Мариуполь




Описание проекта

Название проекта:

^ Формирование внутренней мотивации к изучению математики на основе использования материала «Семь чудес Украины»

Консультанты:


Трубина Н. А. учитель истории Мариупольской общеобразовательной школы I-III ступеней №41

^ Ершова З.И. учитель географии Мариупольской общеобразовательной школы I-III ступеней №41


Основные вопросы:




Ключевой вопрос:

^ Как сформировать стойкую внутреннюю мотивацию к изучению математики




Тематические вопросы:

  1. Какое влияние внешняя и внутренняя мотивации оказывают на развитие личности?

  2. В чём необходимость использования материала о «Семи чудесах Украины» на уроках математики?

  3. Как внедрять в содержание уроков материал о «Семи чудесах Украины»

^ Актуальность темы: Концепция общего среднего образования (12-летняя школа) провозглашает образование ХХІ века образованием для человека. Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников. Именно на внутренней потребности в приобретении новых знаний должен основываться процесс образования современного поколения.

^ Тип проекта:

Индивидуальный, практический, краткосрочный

Краткое описание:

Проект рассчитан

  • на обновление и углубление практической направленности содержания учебных заданий по математике в 5 классе;

  • на формирование внутренней мотивации учащихся к изучению математики;

  • на формирование жизненноважных компетенций.




Нормативная база проекта:

  • Концепція 12-річної середньої загальноосвітньої школи (2001р.).

  • Державний стандарт базової і повної середньої освіти.

  • Національна доктрина розвитку освіти.

  • Концепция математического образования.

  • Математика 5-12 класи. Програма з математики.

Цель проекта:

Создание технологии формирования внутренней мотивации к изучению математики путём внедрения материала о «Семи чудесах Украины» в содержание уроков.

Задачи:

  1. Разработка и апробация системы уроков обобщения и систематизации знаний по курсу математики 5 класса.

  2. Создание банка фактического материала математического содержания по теме

«Семь чудес Украины».

  1. Повышение уровня знаний по математике у учащихся 5-х классов.

  2. Создание условий для осознания учащимися значимости математических знаний в повседневной жизни.




^ Участники проекта:

Учитель математики Белецкая Елена Валентиновна

Учащиеся 5-А ,5-Б, 5-В классов 2008-2009 учебного года.



^ Сроки, необходимые для реализации учебного проекта:

Проект краткосрочный (начало - сентябрь 2008 г, окончание – май 2009 г.)

Базовый материал:

  • исторический и географический материалы о «Семи чудесах Украины»;

  • нормативная база проведения мониторинга качества образования;

  • программа по математике;

  • учебник по математике: А.Г. Мерзляк «Математика 5 класс», 2005г. Харьков.

Оборудование:

литература по проблеме, современные технические средства обучения (компьютер), дидактические материалы к урокам

Печатные материалы:

  1. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников, М. Педагогика, 1983.

  2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

  3. Груденов, Я.И.. Совершенствование методики работы учителя математики, М:

  4. Просвещение, 1990.

  5. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001.

  6. Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів у системі загальної освіти//Директор школи. – 2000. – №39 – 40.

  7. Шарко В.Д. Сучасний урок. Київ. 2007.

  8. Кульневич С.В. Современный урок. –Ростов- н/Д:»Учитель», 2005.

  9. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

Ресурсы Интернета:

www.mon.gov.ua

www.osvita.org.ua

www.uk.wikipedia.org.

Другое:

Приказы МОНУ, ГУОН, УОН, облИППО о проведении мониторинга качества образования

Ключевые слова:

внутренняя мотивация, внешняя мотивация



^ Часть 1. Теоретические положения.

В Национальной доктрине развития образования выделена основная задача - создание условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, воспитание поколения людей, способных эффективно работать и обучаться на протяжении всей жизни.

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже недостаточно овладения школьниками суммой знаний. Поэтому важная задача сегодня - научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться, т.е. сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению предмета. Актуальность формирования мотивации на всех этапах становления личности подростка обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции.

Мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Поэтому формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

Мотив – это побуждение к активности в определенном направлении.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Можно выделить два вида мотивации:

  • внешняя;

  • внутренняя.

К внутренней мотивации можно отнести следующее:

  • интерес - суть этого вида мотивации отражена в русской поговорке «Охота» пуще неволи»;

  • осознание необходимости;

  • желание получить похвалу;

  • страх наказания;

  • целеустремлённость;

  • стремление к удовольствию и т.д.

Т.е. в конечном итоге можно сказать, что внутренняя мотивация определяется в первую очередь уровнем сформированности «Я-концепции» ученика: отношением к себе, отношением к людям, отношением к окружающему миру.

Внешняя мотивация определяется:

  • атмосферой, в которой живёт, учится, общается, работает человек;

  • традиционными установками семьи, школы, общества и государства, в целом;

  • системой наказаний и поощрений, принятых в семье, в обществе, в школе или на предприятии;

Причём, источники свидетельствуют, что положительная внешняя мотивация всегда даёт больший эффект, чем негативная. Например, мотивация с помощью страха (боязнь наказания) очень часто даёт не положительный, а наоборот отрицательный результат. Например, постоянная установка на то, что если не выучишь урок, то сразу получишь 1, в конечном итоге отбивает охоту вообще учить этот предмет. Эффект положительной внешней мотивации наглядно отражает известная фраза из кинофильма «Мимино»: «Ты мне сделай хорошо - я потом тебе сделаю так хорошо, что нам обоим будет хорошо».

Внутренняя и внешняя мотивации, осознание необходимости являются одним из важнейших факторов результативности обучения, в том числе и математики.

Формирование у учеников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе не приходиться. Поэтому важно обеспечить такое ее формирование, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную деятельность каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.

Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

^ 1. Первый путь формирования мотивации - содержание учебного материала.

Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует ценностно-личным возникающим потребностям ребенка. Поэтому при разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие. Именно это в наибольшей степени способствует возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей. Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей. Вместе с тем, материал должен быть достаточно трудным и сложным, нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно не достаточно для установления подлинной сущности явления.

Итак, содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивированно, однако не с помощью создания сиюминутных скоро проходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни, а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания, на усиление практической значимости предмета в повседневной жизни. Только в этом случае у школьников будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.

^ 2. Организация учебной деятельности – второй путь формирования мотивации.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап.

На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно им придется изучить и освоить. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1) ^ Создание учебно-проблемной ситуации, вводящих учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы.

б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.

в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

2) ^ Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.

3) ^ Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, опущенное на изучение темы, сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что у учащихся наличествует, а что требует пополнения. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторят, и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.

Операционально-познавательный этап

На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна учащимся необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.

В осознании учащимися содержания темы призвано помочь моделирование. Оно должно вступать и как средство наглядного представления объектов и закономерностей (всеобщих отношений) изучаемого материала, и как средство наглядно-действенного представления тех действий и операций, которые нужно выполнить и освоить учащимся для выявления этих объектов и закономерностей, а также для решения широкого круга задач, основанных на этих закономерностях.

Рефлексивно-оценочный этап

Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела (темы) необходимо организовать так, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т. е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Организация этого этапа должна быть проведена так, чтобы учащиеся смогли обозреть пройденный ими путь познания, выделить в нем наиболее значимые вехи и дороги, оценить их с точки зрения будущих задач обучения. целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить учащимся самостоятельность и инициативу.

^ 3. Организация различных коллективных форм учебной деятельности – третий эффективный путь влияния на мотивацию учения.

Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами.

Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации.

Когда ученик, работая коллективно в группе учащихся, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становиться его потребностью и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к мотивации учения.

Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса. При данной форме организации каждый ученик выполняет определенную роль в процессе обучения. Это способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для школьников признаваемую ценность.

Таким образом, различные формы коллективной деятельности дают возможность дифференцировать эту деятельность для разных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого ученика. Это также важно для становления мотивации учения.

^ 4. Повышение значимости позитивной оценки – важный момент в становлении мотивации учебной деятельности.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная оценка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе их не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе. Такой анализ надо где-то фиксировать. При тематической форме учета и оценке работы учащихся это легко сделать.

Это различные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.


^ Часть 2. Основная часть.

1 этап: Диагностический (срок: сентябрь 2008 г.)

Цели: определение уровня сформированности внутренней мотивации учащихся 5-х классов и уровнем овладения учителем созданием условий для внешней мотивации.

Задачи: 1. изучение теоретических материалов о мотивации по

литературным источникам и ресурсам Интернет;

2.проведение анкетирования среди учащихся 5-х классов по

определению уровня сформированности внутренней мотивации

к изучению математики;

3.изучение возрастных психологических особенностей

учащихся 5-х классов;

4.анализ результатов анкет учащихся;

5.анализ уровня овладения условиями создания внешней

мотивации на уроке.

Мною была изучена и проанализирована литература по теме «Формирование внутренней мотивации к изучению математики», в результате чего, были выявлены наиболее эффективные методы развития интереса к учению.

Для выявления мотивации к изучению математики было проведено анкетирование среди учеников 5-х классов (приложение 1) по выявлению наличия трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных.

Особенности мотивации к изучению математики учеников 5 – х классов отражены в диаграмме 1.

Вывод таков: внутренняя мотивация к изучению составляет 30%, внешняя положительная 45%, внешняя отрицательная- 18%, отсутствует мотивация - 8%.




^ Диаграмма 1. Выявление мотивации учащихся 5-х классов к изучению математики

Также была проведена беседа с родителями учеников 5-х классов для выявления мотивационных установок детей к изучению математики (приложение 2).

Основная деятельность учителя – это урок. Хорошим урок будет тогда, когда педагог владеем психолого–педагогической характеристикой данного класса. Безусловно, знание темперамента учащихся, ведущего канала восприятия, знание индивидуально–психологических проблем каждого ребёнка, по которым можно сделать вывод о тенденции обучаемости, всё это повышает учебную мотивацию к предмету. В соответствие с этим мною была проделана работа по изучению психолого–педагогических характеристик учеников 5-х классов.

^ 2 этап: Организационный (срок: октябрь 2008 г.)

Цель: подборка и систематизация материалов о «Семи чудесах Украины» и разработка уроков обобщения и систематизации знаний.

Задачи: 1. поиск материала в Интернете;

2. консультации с учителями истории Трубиной Н.А и географии Ершовой З.И. по вопросу осуществления межпредметных связей;

3. разработка уроков обобщения и систематизации по курсу математики 5 класса.

На данном этапе работы над проектом мной был осуществлен сбор информации о «Семи чудеса Украины». Это семь историко-культурных памятников Украины, определённых всеукраинским одноимённым конкурсом. Для поиска данной информации были использованы ресурсы Интернета, а также проведены консультации с учителями истории и географии. В результате чего был создан банк фактического материала математического содержания по теме «Семь чудес Украины».


Класс

Тема урока

Тип урока

Технология проведения

5

Натуральные числа

урок обобщения знаний

Урок - прогулка по парку «Софиевка»

5

Сложение и вычитание натуральных чисел

урок обобщения знаний

«Рыцарский турнир» в Хотинской крепости

5

Умножение и деление натуральных чисел

урок обобщения знаний

Экспедиция в Каменец-Подольский

5

Геометрические фигуры

урок обобщения знаний

«Реставрация» Софийского собора

5

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

урок обобщения знаний

Урок-экскурсия по Киево-Печерской лавре

5

Сложение и вычитание десятичных дробей

урок обобщения знаний

Урок – путешествие по Херсонесу

5

Умножение десятичных дробей

урок обобщения знаний

«Исследование» острова Хортица
Материал о «Семи чудесах Украины» послужил основой для создания 7 уроков обобщения и систематизации по математике в 5- классах (^ таблица 1).

Таблица 1.

Разработанные мною уроки о «Семи чудесах Украины» содержат в себе элементы историзма, элементы необычного, удивительного, что нацелено нам развитие у школьников глубокого интереса, как одного из стимула внутренней мотивации, к учебному предмету и способствует созданию благоприятных условий для развития творческих способностей и самореализации личности.

Включение в уроки материала о достопримечательностях Украины дидактических игр и игровых моментов дает возможность сделать процесс обучения интересным, занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, а также способствует формированию мотивации к обучению и ключевых компетентностей учащихся.

Подбирая и составляя задания к данным урокам, я стремилась переформулировать их таким образом, чтобы получились проблемные задачи, решение которых направлено на расширение кругозора учащихся. В эти задания включены элементы, вызывающие у учащихся чувства удивления, сомнения, доставляющие эстетическое удовольствие, интерес к задаче. Также в разработанные уроки я включила физкультминутки в стихотворной форме, лирику о достопримечательностях Украины.

Таким образом, главная задача данной методической разработки - наполнение уроков обобщения и систематизации знаний смысловым тематическим содержанием, формирующим стойкую мотивацию к изучению математики, развивающим ключевые компетентности и воспитывающим гражданина и патриота Украины.

^ 3 этап: Практический (срок: ноябрь 2008 г.- март 2009 г.)

Цели: последовательная апробация разработанных уроков и коррекция материала.

Задачи: 1. осуществить апробацию проекта;

2. сделать самоанализ каждого урока;

3.сделать необходимую коррекцию содержания учебного

материала и учебных заданий.

В ходе апробации систематически проводился самоанализ уроков по каждой теме (приложение 3), систематизировались материалы обратной связи с учащимися, экспресс-анализ уроков обобщения и систематизации знаний в каждом классе. Экспресс анализ проводился следующим образом:

  • за что себя могу похвалить;

  • за что себе объявляю выговор;

  • выводы.

Результаты экспресс-анализа оформлялись в виде таблицы (таблица 2):

Экспресс- анализ

урока математики в 5-А классе по теме «Натуральные числа»

Могу себя похвалить

Делаю себе выговор

  1. Создала обстановку комфорта

для учащихся.

  1. Использовала новые виды заданий.

  2. Смогла заинтересовать учеников.

  3. Детям понравилось на уроке.

  4. Все учащиеся активно работали над выполнением всех заданий.

  5. Полностью выполнила всё задуманное.




  1. Не научила детей работать бесшумно в группах.

  2. Была несколько зажата.

  3. Неудачно была подобрана задача о видах растений.

  4. Мало времени отвела на рефлексию.

  5. Не использовала украинскую математическую терминологию.

  6. Не включила в домашнее задание творческую работу для желающих

Я молодец, потому что достигла цели урока, получила от него удовлетворение и сделала коррекцию своей деятельности на будущее.

Таблица 2.

В ходе апробации всего было проведено 21 урок обобщения и систематизации знаний по курсу математики 5 класса на основе материала «7 чудес Украины»

Обратная связь осуществлялась с использованием следующих приёмов:

  • листочки , выражающие эмоциональное состояние учащегося в конце урока;

  • заполнение учащимися книги отзывов в маршрутных листах;

  • работа с «индикаторами настроения» и т.д.

В результате апробации были собраны :

  • 7 самоанализов урока с выводами и самооценкой;

  • 21 экспресс-анализ;

  • материалы оценочной деятельности учащихся;

  • мониторинговые ведомости.

4этап: Контрольно-оценочный (срок: март-май 2009г.)

Цели: проведение анализа результативности проекта

Задачи: 1.осуществить анализ результатов мониторинга учебной

деятельности по математике среди учащихся 5-х классов;

2.провести повторное анкетирование среди учащихся 5-х классов по выявлению уровня сформированности мотивации к изучению математики и повторные беседы с родителями.

Результаты мониторинга учебной деятельности учащихся 5-х классов по математике представлены диаграммой 2:


^ Диаграмма 2. Результаты мониторинга тематических контрольных

работ

Результаты повторного анкетирования среди учащихся 5-х классов по выявлению уровня сформированности мотивации к изучению математики показали следующее (диаграмма3):


Диаграмма 3: Выявление мотивации учащихся 5-х классов к изучению

математики

Итоги повторного собеседования с родителями свидетельствуют о возрастании интереса, ответственности и уровня понимания учебного материала учащимися. Об этом говорит и рост уровня учебных достижений учащихся 5 –х классов по математике во втором семестре 2008-2009 учебного года (диаграмма 4):


^ Диаграмма 4. Динамика учебных достижений по математике среди учащихся 5-х классов (средний балл)

Таким образом, результаты собственной деятельности по реализации проекта показывают эффективность выбранного направления в повышении уровня учебных компетенций учащихся по математике, развития их творческих способностей и внутренней мотивации.

Вместе с тем, работа над проектом позволила в профессиональном плане повысить эффективность собственной педагогической деятельности, самооценку и результативность участия в методической работе школы и города.

Результативность участия в методической работе на уровне города следующая:

  • городской конкурс «Калейдоскоп методичних ідей - 2009», ІІІ место в номинации «Кращий методичний матеріал»;

  • публикация материала уроков в журнале «Методичний вісник №3 2009»

  • выступление на городском МО учителей математики о «Семи чудесах Украины» на уроках обобщения и систематизации знаний по математике в 5 классе».

Результатом собственного личностного и профессионального роста являются:

  • овладение техникой подготовки учебных презентаций;

  • создание собственного сайта в сети Интернет (http://uchitmatematika.ucoz.ru/)

  • овладение методикой мотивации;

  • систематизация собственного опыта и подготовка материалов

для печати;

  • в работе над данным проектом появились две идеи: ввести в содержание заданий для 6 класса материал «7 природных чудес Украины» и «Математика здоровья»



Приложение 1.

Тест на выявление мотивации учащихся (можно дать только три ответа):

Дорогие ребята! Внимательно прочитайте анкету и подчеркните в ней три пункта, которые отвечают твоим мыслям, стремлениям, чувствам, желаниям.

1. Я учусь потому, что на уроке интересно

2. Я учусь, потому, что заставляют родители

3. Я учусь потому, что хочу больше знать

4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать

5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям

6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей

7. Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс

8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой

9. Я учусь потому, что нравится учитель

На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление внешних отрицательных мотивов направлены вопросы №№ 2, 6, 7.

Приложение 2.

Вопросы для беседы с родителями.

1. Пути формирования мотивации в учебной деятельности детей в современных условиях.

2. Практические советы родителям для повышения мотивации детей к обучению

  • Учите ребенка правильно выбирать цель деятельности с точки зрения понимания «Зачем это нужно именно тебе, а не родителям или учителям». Для этого ставьте перед ребенком следующие вопросы: «Какого результата ты стремишься достичь в обучении?», «Кем ты себя видишь в будущем?», «Что ты можешь сделать для этого?», «Кто тебе может помочь?» и т. д.

  • Давайте своему ребенку право на ошибки. Не осуждайте, а помогайте учиться преодолевать трудности — это формирует уверенность в своих возможностях и способностях, повышает самооценку.

  • Формируйте ответственность.

  • Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат вне зависимости от того, будет он положительным или отрицательным.

  • Анализируйте прошлые успехи и достижения, даже если они были совсем незначительными. Таким образом, вы поддерживаете попытки ребенка добиться новых результатов.

  • Повторяйте и закрепляйте успехи. Повторяя вчерашнюю работу, дети используют уже отшлифованные знания и умения, поэтому делают меньше ошибок, зато переживают чувство успешности.

  • Учите ребенка не бояться трудностей. Пусть он чувствует, что вы всегда готовы прийти ему на помощь.

  • Учите ребенка не просто учиться, а получать удовольствие от процесса и результата выполненной работы.

  • Всегда объясняйте своему ребенку причины ваших требований и требований учителей.

Приложение 3.

Самоанализ урока.

1. Оценка общей структуры урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

7. Работа учителя на уроке.

Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом?

8. Работа учащихся на уроке.

Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?




Похожие:

Паспорт проекта iconПаспорт проекта – это краткое описание проекта. Паспорт проекта
Цели проекта
Паспорт проекта iconПаспорт Проекта
Наименование Проекта: «Информатизация образовательной среды моу сош №44 г. Полысаево Кемеровской области»
Паспорт проекта iconДоу №2, Африканда 2008 год паспорт проекта
Подготовительный. Формулируется проблема, цель проекта. Педагог формулирует в игровой форме задачи
Паспорт проекта iconПаспорт проекта Наименование (тема) проекта

Паспорт проекта iconПаспорт проекта Титульный лист
...
Паспорт проекта iconЭкологический проект: паспорт проекта разработчик проекта
Учитель биологии и географии Дубравской оош богучарского района Воронежской области Ушакова Надежда Викторовна
Паспорт проекта iconC. Бурмакино. 2007 г. Паспорт проекта. Тема проекта
Проблема проекта: людям пожилого возраста со стороны государства оказывается финансовая помощь в качестве пенсии. Но для них этого...
Паспорт проекта iconПаспорт проекта Название проекта
Состав проектной группы: воспитатель – Ушакова Е. Г., воспитанники 2-ой младшей группы, родители
Паспорт проекта iconПаспорт проекта Название проекта
Школа, представляющая проект (полное название) моу «сош №27 «Эврика-Развитие» г. Мирного рс (Я)
Паспорт проекта icon2009 год Паспорт проекта Название проекта
Состав проектной группы: воспитатель – Елисеева А. С., воспитанники старшей логопедической группы, родители
Паспорт проекта iconПаспорт проекта свойства проекта
Сибирь. Глубина строительства – от 15 до 25 метров. Внешняя защита – бетонная стена с теплоизоляцией толщиной 0,5 метра. Помимо основных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы