Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч icon

Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч



НазваниеУрок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч
Дата конвертации16.09.2012
Размер58.35 Kb.
ТипУрок
источник

Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч.

(к учебнику Геометрия 7 класс, Г.П. Бевз, Киев, 2007.)


Цели.

Образовательные – познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка и прямая, «лежать между» («лежать на») для точек прямой, с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости.

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные – прививать учащимся интерес к предмету с помощью изучения истории и развития науки; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.


^ Ход урока.

1. Организационный момент.

Оформление тетрадей. Планирование работы на 1 семестр. Творческие работы.


2. Вводное слово. В начале XX века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия».

Эти слова очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам предмет – геометрия, который мы начинаем изучать с этого урока.

Геометрия – одна из древнейших наук. Она зародилась в Древнем Египте.

В этом государстве плодородные земли были расположены на очень узком участке земли – в долине реки Нил. Каждую весну Нил разливался и удобрял землю плодородным илом. Но при разливе реки смывались границы участков, менялись их площади. Тогда пострадавшие обращались к фараону, он посылал землемеров, чтобы восстановить границы участков, выяснить, как изменилась их площадь и установить размер налога.

В долине Нила землю измеряли

И звездный изучали небосвод.

Какими были вы, как жили, египтяне,

Трудолюбивый, сказочный народ?

Вы строили высоко пирамиды,

Вы измеряли правильно углы,

Вы в геометрии немало всем открыли,

Но не дерзали истину найти.

Ремесленникам необходимо было изготавливать посуду, строителям - подбирать камни различной формы для строительства храмов и пирамид, астрономам – измерять углы для определения положения звезд.

Знания постепенно накапливались и систематизировались. Так около 4 тыс. лет назад возникла наука об измерении расстояний, площадей и объемов, о свойствах различных фигур.

Т. к. в основном речь шла о земельных участках и различных измерительных работах, то древние греки, узнавшие от египтян об этой науке, назвали ее геометрия, т.е. “земля”, ”измеряю” (землю измеряю, землемерие).

Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей. Это отразилось и в названиях многих геометрических фигур.

Например, название фигуры трапеция происходит от греческого слова trapezion - “столик”, от которого произошло также слово “трапеза”. Термин линия возник от латинского linum – “лён, льняная нить”.

Важную роль играли и эстетические потребности людей: сооружение жилищ, храмов, желание украсить свой дом и одежду, рисовать картины окружающей жизни. Всё это способствовало формированию и накоплению геометрических сведений.

Первым, кто начал получать геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств), был древнегреческий математик Фалес (VI в. до н. э.), который в своих исследованиях применял перегибание чертежа, поворот части фигуры и т. д., то есть то, что на современном геометрическом языке называется движением. Фалес Милетский имел титул одного из семи мудрецов Греции, он был поистине первым философом, первым математиком, астрономом и вообще первым по всем наукам в Греции. Фалес был для Греции то же, что Ломоносов для России.

Постепенно геометрия становится наукой, в которой большинство фактов устанавливается путём выводов, рассуждений, доказательств.

Попытки греческих учёных привести геометрические факты в систему начинаются уже с V века до н. э.

Наибольшее влияние на всё последующее развитие геометрии оказали труды греческого учёного Евклида, жившего в Александрии в III в. до н. э. Сочинение Евклида “Начала” почти 2000 лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. Эта книга была переведена на языки многих народов мира, а сама геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией.

Посмотрите вокруг. Многие окружающие нас предметы напоминают геометрические фигуры.

Итак, геометрия – это наука, изучающая форму и взаимное расположение фигур на плоскости и в пространстве.

Геометрия не только даёт представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить.

Школьный курс геометрии делится на планиметрию и стереометрию.

Такие фигуры, как отрезок, луч, треугольник, круг, прямоугольник ... являются плоскими, то есть целиком укладываются на плоскости. В стереометрии мы познакомимся с такими пространственными фигурами, как куб, шар, конус, цилиндр, параллелепипед и т. д. Планиметрия изучает свойства фигур на плоскости, а стереометрия – в пространстве.

Мы начнём изучение геометрии с планиметрии.


^ 3. Изучение и закрепление нового материала.

Как вы думаете, какие чертёжные инструменты нам понадобятся при изучении геометрии? Показать и рассказать об инструментах: линейка, циркуль, транспортир.

С предыдущих классов вам уже знакомы некоторые геометрические фигуры и их свойства.

Давайте вспомним их еще раз. (ответы учеников).

Ребята, а сейчас я хочу предложить вам небольшую игру.

Правила игры:

- за пять минут вы должны в своих тетрадях изобразить и раскрасить предмет или объект, состоящий только из известных вам геометрических фигур;

- затем обменяться тетрадями, посчитать друг у друга количество этих фигур и выписать рядом с рисунком соответствующее число;

- победителем считается тот, у кого число использованных фигур наибольшее (одинаковые фигуры, использованные несколько раз, считать за одну).

Точка. (Точка – результат мгновенного касания, укол

Отсюда же произошел медицинский термин пункция-прокол.

Пунктир.) Построим несколько точек. Как они обозначаются?

Прямая. (от латинского linum – “лён, льняная нить”). Построим прямую.№7. Ее обозначения.

Выполним №8.

Знак є означает принадлежание, т.е. А є m означает, что точка А принадлежит прямой m или лежит на ней. И Вm соответственно, не принадлежит или не лежит.

Глядя на свой рисунок, запишите рассказ, используя условные обозначения.

Итак, первое свойство расположения точек на прямой: Какова бы ни была прямая, существуют точки, принадлежащие ей, и точки, ей не принадлежащие.

^ Зрительная гимнастика. Проверка искривления линейки (№22,23)

Выполним №9. Вывод. Через одну точку можно провести бесконечно много прямых.

Выполним №11 (устно).

А сколько необходимо точек, чтобы провести одну прямую? Две.

Итак, второе свойство расположения точек на прямой: Через любые две точки можно провести прямую, и только одну.

Выполним №13.

Выполним №14.

Какая из этих точек лежит между двумя другими?

Итак, третье свойство расположения точек на прямой: Из трех точек на прямой одна и только одна лежит между двумя другими.

Луч. Его обозначения. (рис.9). Дополнительные лучи. (рис.10)

Разбиение плоскости прямыми.

Выполним №17.Устно по рис.13.


4. Итоги урока.

Вопросы и задания для самоконтроля на с.9.

Что особенно вам понравилось на уроке?


5. Домашнее задание.

п.1, вопросы на с.9, решить №10, 15, 20*. Подобрать иллюстрации, демонстрирующие широкое применение геометрических фигур в реальной жизни. На с. 8 для любознательных. На с. 9 чертите красиво.

Геометрия - это предмет,

Где все измеряют подрят.

Решают, ищут, находят

В интересных задачах ответ.

Лучи, углы и отрезки,

Прямые и разные точки,

Играют тут важную роль,

В них и спрятана вся соль.

Здесь признаки и аксиомы,

Помнить и знать все обязаны мы,

Чтобы задачи и теоремы,

Могли без труда доказать сами мы.

Свойства фигур изучаем мы здесь,

Самых различных – с углами и без,

Научимся площади их вычислять,

И формулы все запоминать.




Похожие:

Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Терновка Балашовского района Саратовской области»
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный...
Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч iconI четверть. Начальные геометрические сведения Треугольники
Объяснять, что такое прямая, луч, отрезок, угол. Изображать и распознавать указанные фигуры на чертежах и в окружающем мире
Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч iconУрок №4. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные геометрические фигуры»

Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч iconУрок №1. Тема: Повторение и систематизация знаний по теме «Основные геометрические фигуры»

Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч iconВ 1 «В» классе Тема: Точка. Прямая и кривая линии

Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч iconУрок математики в 5 классе
Цели: Обобщения и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Геометрические фигуры»
Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч iconПрактическая работа по теме: «Точка. Прямая. Отрезок. Луч. Ломаная» Цели работы
Цели работы: закрепить знания учащихся об основных геометрических фигурах, отрезке, луче; умение измерять отрезки и находить длину...
Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч iconГеометрические фигуры

Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч iconИзучаем геометрические фигуры

Урок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч iconИзучаем геометрические фигуры

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы