Что такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка? icon

Что такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка?



НазваниеЧто такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка?
Дата конвертации17.09.2012
Размер129.41 Kb.
ТипДокументы
источник

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРНЕТ?

КАКОЕ МЕСТО ОН ЗАНИМАЕТ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА?



В 1969 году в США была создана компьютерная сеть ARPAnet, объединяющая компьютерные центры министерства обороны и ряда академических организаций. Эта сеть была предназначена для узкой цели: главным образом для изучения того, как поддерживать связь в случае ядерного нападения и для помощи исследователям в обмене информацией. По мере роста этой сети создавались и развивались многие другие сети.

Еще до наступления эры персональных компьютеров создатели ARPAnet приступили к разработке программы Internetting Project («Проект объединения сетей»). Успех этого проекта привел к следующим результатам. Во-первых, была создана крупнейшая в США сеть internet. Во-вторых, были опробованы различные варианты взаимодействия этой сети с рядом других сетей США. Это создало предпосылки для успешной интеграции многих сетей в единую мировую сеть. Такую «сеть сетей» теперь всюду называют Internet (в отечественных публикациях широко применяется и русскоязычное написание – Интернет).

Сейчас Интернет – это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети, предоставляющая информационные и коммуникационные свободы пользователям1.

Интернет сегодня выступает в качестве основной движущей силы информационного общества. В современном обществе практически нет области человеческой деятельности, которая не была бы представлена в сети. Интернет сегодня не только источник информации, но и удобное, а самое главное, быстрое средство коммуникации, благоприятное пространство для бизнеса, источник развлечений и т.п.

Выделим ряд факторов определяющих уникальность функционирования Интернет2.

1. Отсутствие в сети единого центра управления и границ делает невозможным установление тоталитарного контроля над всей сетью, что делает ее уникальным, подлинно демократическим «государством».

2. Свободный доступ к огромному количеству информации представленной в любой из технически существующих форм (текст, графика, аудио, видео), дает возможность реализовать информационные потребности, в том числе и потребность в самообразовании. С другой стороны, актуальной является проблема достоверности информации и возможность оценки пользователем степени достоверности этой информации. Возможность обратной связи между пользователем и субъектом, предоставляющим информацию, является одним из средств выбора достоверных и информативных источников.

3. Интернет является самым универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки любых видов информации в форме электронной почты, форумов, конференций, досок объявления, рассылок; общения в реальном режиме времени (чаты, ICQ, и др.); Интернет – телефония; видео-конференции и др. При этом исчезает фактор расстояния и границ, что дает безграничное увеличение аудитории общения. Многие средства общения не требуют личного знакомства, что снимает целый ряд психологических барьеров и дает неограниченные возможности самовыражения в диалоге.

4. Возможность анонимного представления себя в сети дает возможность создавать новый образ себя, основанный на своих мечтах или идеальных представлениях. Возможность существования нескольких виртуальных образов, по-разному раскрывающих его внутреннее «Я», дает возможность для самопознания и самореализации в различных своих проявлениях.

5. Интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным уникальным набором факторов, воздействующих на личность3. Как и всякая субкультура, Интернет определяет большие группы людей по интересам, стимулирует развитие межличностных отношений, и имеет как положительные, так и отрицательные показатели влияния на формирование личности.

Широкое распространение Интернет, влечет за собой и некоторые негативные моменты, такие как:

• огромный ущерб от компьютерных преступлений;

• реальная угроза такого понятия как «информационная война», которая возникла благодаря возможности осуществлять в глобальных масштабах информационное психологическое воздействие на людей;

• кризис нравственных устоев общества, обусловленный свободой выбора и самореализации в виртуальном пространстве;

• Интернет – зависимость, как новая социальная проблема. По мнению исследователей, уже можно говорить о синдроме привязанности к Всемирной сети как о новой болезни, аналогичной пристрастиям к наркотикам или алкоголю. Психологи отмечают, что все больше подростков и молодых взрослых, выросших играя в компьютерные игры и обмениваясь сообщениями, у которых имеются серьезные проблемы развития – дефицит внимания и отсутствие социальных навыков.

Учитывая тот факт, что Интернет становится все более доступным, актуализируется фактор влияния его на воспитание подростков. Им предоставляется возможность пользоваться Сетью дома, в различных клубах, в Интернет-кафе, учащиеся пользуются Сетью на уроках в школе, под наблюдением учителей, и самостоятельно, на переменах и после уроков. Это и понятно. Ведь именно данная возрастная категория живо откликается на все новое и неизведанное.

Наблюдения за подростками показывают, что вначале их работа носит в основном информационно-коммуникативный характер. Сначала мотив – желание получить новую, не слишком полную и полезную информацию. Затем – потребность в общении со сверстниками. Интернет привлекает их богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативным поиском интересующей информации о знаменитостях, любимых музыкантах, футбольных командах, различных городах и странах, о новых молодежных течениях, о жизни других подростков. Учащиеся с удовольствием просматривают школьные странички, ведь жизнь сверстников их интересует больше, чем жизнь взрослых. Кроме всего прочего, школьники не только ищут интересующую их информацию, но стремятся предоставить в Интернет информацию о себе и о своих школах, друзьях и т. д.

Глобальная Сеть уже давно стала привычным элементом жизни современников. Между тем, ученые, психологи, педагоги и медики до сих пор спорят относительно полезности Интернета. Время от времени в Сети публикуются довольно противоречивые сведения относительно того, как влияет на человека, например, длительное интернет-общение или поиск информации в Сети.


^ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА


Об Интернет зависимости говорить модно, но можно ли сравнивать Интернет с наркотиком? Не лучше ли использовать термин "привыкание" к Интернету? Привыкание означает, что то, с чем вы соприкасаетесь, лишено явно выраженных кодирующих, зомбирующих или программирующих свойств, оно нейтрально по отношению к вам. Привыкнуть можно к чему угодно: к кофе, к теплому дождю, к мексиканским телесериалам. Можно привыкнуть и к интернету.

2% ребят всё же зависят от интернета4. Эта зависимость сродни зависимости игрока от казино. Для некоторых людей та или иная азартная игра становится смыслом жизни, лейтмотивом их существования. А ведь десятки миллионов людей по всему миру ежедневно проводят в игровых залах все свое свободное время. Это не значит, что они зависимы, они так отдыхают, а вот среди них встречаются уже и патологические случаи. С интернетом то же самое. Но об интернет-зависимости можно говорить только тогда, когда человек использует Интернет не меньше 1 года. Можно выделить следующие симптомы сетевой зависимости:

  • ты выходишь в Интернет тогда, когда у тебя плохое настроение;

  • чувствуешь себя подавленно, когда проводишь в Интернете меньше времени, чем обычно;

  • чувствуешь, что предполагаемая интернет-зависимость мешает работе (учебе) или отношениям с людьми вне Интернета;

  • скрываешь от родных и знакомых, сколько времени на самом деле проводишь в Интернете и что там делаешь;

  • пытаешься проводить в Интернете меньше времени, но безуспешно;

  • находясь в оффлайне, часто думаешь о том, что сейчас происходит в Интернете;

  • предпочитаешь общаться с людьми или искать информацию через Интернет.

Однако Интернет - это не только область общения и поиска информации. Это еще и огромное количество интерактивных компьютерных игр. Просиживая за экранами компьютеров, подростки зачастую впадают в настоящую зависимость от этих развлечений. Об этом можно судить хотя бы по количеству игровых компьютерных клубов и их постоянной наполненностью, они никогда не пустуют, ни днем, ни ночью. Зависимость достигает такой силы что, ради того, чтобы найти деньги на клуб, некоторые подростки идут на разбой, кражи, продажу собственного имущества, имущества родителей. А руководит их действиями непреодолимое желание вновь оказаться в виртуальном пространстве. Это происходит потому, что уровень современных игр настолько высок, что подросток, играя, попадает в другую реальность. Компьютерная графика способна на время игры полностью заменить реальность. Большинство современных игр являются сетевыми или оснащены подобием "искусственного интеллекта", что в совокупности с реалистической графикой позволяет вызвать в процессе игры увлеченность, выброс адреналина, состояние виртуала, получить острые, яркие впечатления. Известно, что при создании компьютерных игр, разработки сюжетов и графики, работают не столько программисты, сколько психологи, которые отлично знают, как заинтересовать и привлечь пользователя. В итоге компьютерная игра - это результат синтеза новейших информационных технологий и достижений в психологии, что позволяет вызывать у человека зависимость. Таким образом, игры становятся новым наркотиком. Наибольшей популярностью пользуются компьютерные игры, основанные на насилии и убийстве: что наказуемо в реальном мире, то с лихвой доступно в виртуальном.

Зачастую игры учат насилию, массовым убийствам, безнаказанности, вседозволенности. Существует мнение, что пусть уж лучше подростки убивают виртуальных монстров и друг друга в виртуальном пространстве, избавляясь от ненависти и агрессивности, проявляя эти качества в виртуальном мире, а не в реальном. Но с другой стороны, психологи считают, что ситуация здесь диаметрально противоположная: попадая в зависимость от компьютерных игр с их привлекательностью, вседозволенностью, ненаказуемостью, подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь. В правоохранительных органах уже появилась формулировка "Убийство на основе компьютерной игры" (был прецедент, подросток зарубил топором мать, на основе игры Quake, и продолжал более недели играть на компьютере, как ни в чем, ни бывало). И это страшно, это доказывает, что компьютерные игры влияют на хрупкую подростковую психику, вызывая ее нарушения, асоциальное поведение.

Другая проблема, связанная с зависимостью подростков от Сети, это потребность в виртуальном общении.

Дело в том, что постепенно пользователи начинают предпочитать виртуальное общение реальному, этому способствую чаты, ICQ, Mail.ru Агент, форумы… Подвержены этому, как правило, замкнутые, необщительные люди, к сожалению, не думающие о том, что виртуальное общение не в силах заменить реального, - оно не должно его заменять, а только лишь дополнять.

К сожалению, всемирная информационная сеть дает доступ не только к полезной и интересной информации, но и к такой, которой следовало бы быть закрытой. Это информация порнографического содержания. В Интернете легко найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с разной порнографией. К сожалению, вычислить авторов этих сайтов практически невозможно, даже для спецслужб, так как эти «специалисты» регистрируют сайты на подставных лиц. Кроме того, очень часто, забивая в поисковую строку вопрос самого невинного содержания, можно получить ссылку на страничку, переполненную изображениями, предназначенными, мягко говоря, не для детских глаз.

Наиболее очевидными являются проблемы со здоровьем, прежде всего, нарушения осанки и зрения. Часто возникают боль и онемение пальцев и правой руки. Появилось даже название симптома - "рука, держащая мышь". При работе за компьютером руки бывают постоянно согнуты в локтях, кисти в напряжении висят над клавиатурой. Когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается, и снабжение тканей кислородом замедляется. Происходит отек, сжимается нерв. В результате появляется боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение.

Тенденция засиживаться в Интернете по ночам приводит к развитию синдрома хронической усталости, появлению "букета" разных болезней.





^ ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА


Мы рассмотрели некоторые отрицательные стороны воздействия Интернета. Но все ли так ужасно? Говоря отвлеченно об этом, можно с уверенностью сказать, что Интернет – это великое достижение современности. Ведь благодаря ему, можно найти работу, старых, давно потерянных друзей, пообщаться со знакомыми людьми. Интернет является одним из средств массовой информации. С его помощью всегда можно узнать последние новости, интересующие факты. Масса информации в Интернете становится главным источником для формирования общественного мнения. Всемирная компьютерная сеть предоставляет множество разнообразных услуг.

Возможности Интернет практически безграничны, единственное, что глобальная сеть никогда не сможет заменить, - это прелести живого общения, прелести писем, написанных рукой друга или любимого человека, сидя перед мерцающим экраном, никогда нельзя будет сходить погулять с друзьями в «реале». Это, конечно, большой недостаток сети, но вместе с тем и большое достоинство, потому что нельзя навечно переселяться в виртуальную реальность, всё-таки мы живые люди, а не машины.

Также миллионы инвалидов получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться с друзьями. В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, в первую очередь ценна научная литература. Интернет дает возможность многому научиться, получить профессию либо поднять свои навыки на иной уровень.

Благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все, некоторое время назад интересовавшие его вопросы. На базе разрешенных вопросов возникнут новые. Давая возможность ребенку познавать информационный мир подобным образом, родители подтолкнут его к самостоятельному получению дополнительного, внеклассного образования.

Интернет - это обширная библиотека, где можно найти тексты на любую тему. В некоторых отношениях она лучше, чем большинство библиотек, по крайней мере, с точки зрения подростка. Сколько информации может содержаться в общественной библиотеке о рок-группах или телевизионных звездах? С одной стороны, подобная информация бесполезна и лишена всякого практического значения. С другой - Интернет предоставляет подросткам самим решить для себя, какая информация полезна, а какая - нет.

Положительное влияние Интернета прослеживается не только в том, что он помогает в учебе. Так, многие психологи полагают, что общение подростков друг с другом в Интернете положительно влияет на развитие их коммуникационных навыков и вырабатывает правильные модели поведения. Например, формат блога помогает им понять принципы построения пересказа, развивать навыки общения, а также учиться правильно и интересно излагать свои мысли.

Сейчас, по данным исследований, каждый пятый подросток ведёт собственный блог5. Специалисты уверены, что в онлайновых подростковых сообществах участники выбирают так называемых «эмпатических» лидеров, тех, кто им сопереживает, а не тех, кто закидывает их всевозможными советами.

Центром цифровых технологий будущего (^ Center for the Digital Future) Великобритании проведено исследование по использованию Интернета подростками6. В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 12 до 14 лет из 13 стран мира.

Исследование показало, что популярность Интернета и пребывание в Сети, онлайн-игры и онлайновое общение с другими людьми положительно влияют на развитие подростков и школьников.

Эти результаты отчасти противоречат устоявшемуся мнению относительно того, что длительное пребывание в Интернете является исключительно негативным фактором в жизни молодых людей. "Юные интернет-пользователи осваивают азы новых технологий и повышают уровень своей грамотности, - считает автор исследования Мими Ито (Mimi Ito). - Они общаются, создают собственные страницы, обмениваются ссылками". А главное – Сеть является способом самовыражения и развития творческих способностей.

Ученые отметили, что подростки, которые много времени проводят онлайн, являются более технически подкованными и опытными пользователями по сравнению со своими сверстниками.

Помимо возможности более быстрого постижения нового, необходимо отметить и спектр доступной при обучении информации. Уже в детстве осознав, что интернет - это неограниченный источник данных, ребенок или подросток начинают его исследовать. Процесс поиска в этом случае тоже является частью самообразования ребенка. Будучи завтрашним основным потребителем информации, он должен уметь в ней ориентироваться, ее находить и структурировать. Чтобы всего этого достичь, ему необходимо научится пользоваться поисковыми системами, разобраться в булевой логике, понять тонкости формулировки ключевых слов для поиска и т.д.

Также именно благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все некоторое время назад интересовавшие его вопросы. На базе разрешенных вопросов возникнут новые. Давая возможность ребенку познавать информационный мир подобным образом, родители подтолкнут его к самостоятельному получению дополнительного, внеклассного образования.

Фактом также является и то что, общаясь в сети, иногда подростки начинают вести себя так, словно на другом конце провода робот, что порой выплескивается в банальную пошлую грубость. Возможность не открывать себя делает их абсолютно защищенными и позволяет безнаказанно оскорблять и говорить непристойности. Но даже в этом негативном моменте присутствует позитив. Подобные выходки - это всего лишь способ уйти от подростковых стрессов, неприятностей с родителями и учителями, это способ расслабиться.

Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции отделения от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Интернет в этом плане особенно заманчив: он удовлетворяет потребности в лидерстве и стимулирует предприимчивость. Известно, что подростковый период - время стрессов. Подросток испытывает стресс везде: в школе, в семье, с друзьями. Что делать с этим чувством неудовлетворенности, особенно когда оно связано с сексуальностью и агрессией? Подростку необходимо дать выход своим эмоциям. Анонимный мир киберпространства подходит для этого как нельзя лучше.



1 Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д.Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний., 2005. - С. 413.

2 О.Ю.Калягина. Влияние развития интернет-технологий на школьный предмет «информатика». [Электронный ресурс] http://www.naukapro.ru/ot2006/1_005.htm

3 Интернет как средство организации досуговых мероприятий среди несовершеннолетних / Министерство образования российской Федерации. – М.: 2004. – С. 6.

4 А. Игнатьев. Подросток в Интернете. Что он там делает? [Электронный ресурс] http://www.eti-deti.ru/teens/123.html


5 Центр цифровых технологий будущего [Электронный ресурс] http://net.compulenta.ru/253817

6 Н. Баловсяк. Интернет подросткам полезен, британцы это понимают. [Электронный ресурс] http://telnews.ru/Nadezhda_Balovsyak/c78553




Похожие:

Что такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка? iconЧто такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?
В связи с многочисленными вопросами учителей-предметников о рабочих программах, их разработке и оформлению, предлагаем Вам, для ознакомления,...
Что такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка? iconЧто такое рабочая программа? Какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?
В связи с многочисленными вопросами учителей-предметников о рабочих программах, их разработке м оформлению, предлагаем Вам, для ознакомления,...
Что такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка? iconЧто такое интернет-трейдинг?
Интернет-трейдинг это покупка и продажа ценных бумаг через всемирную сеть Интернет. Появление интернет-трейдинга стало возможным...
Что такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка? iconДоклад Веры Байковской Ученицы 10 класса «Лиги Школ»
Здравствуйте. Тема моего доклада «Я, ты, он и телефон». Моей задачей было выяснить, какова роль телефона в жизни человека, какое...
Что такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка? iconИспользование интернет – переписки на уроках английского языка
Компьютер занимает много времени как в нашей жизни, так и в жизни наших учеников. Наша главная задача – научить наших подопечных...
Что такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка? iconУрок по теме: «Межотраслевые комплексы России» Какое место в мире по добыче нефти занимает Россия?
Оренбургско-Астраханский; б Западно-Сибирский; в Якутский; г Шельф Баренцева море
Что такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка? iconОбособленные определения
Независимо от того, чем выражено определение и какое место оно занимает по отношению к определяемому слову, если оно относится к...
Что такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка? iconР п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» «интернет и его обитатели» сказка
Приснился мне удивительный сон, что пришел ко мне в гости мудрый волшебник дед Буквоед и рассказал о том, что такое Интернет
Что такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка? iconПамятка для учителей и классных руководителей как не допустить суицид у подростка что в поведении подростка должно насторожить учителя
У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность
Что такое интернет? Какое место он занимает в жизни подростка? iconЦель: формировать у детей привычку детей вести здоровый образ жизни. Ход праздника: Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Сегодня у нас будут соревноваться 4 команды по 8 человек. Ребята проверят свои знания по теме: «Здоровый образ жизни»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы