Классный час «Поговорим о толерантности» icon

Классный час «Поговорим о толерантности»



НазваниеКлассный час «Поговорим о толерантности»
Дата конвертации17.09.2012
Размер78.24 Kb.
ТипКлассный час
источник

Классный час «Поговорим о толерантности»


Вступительное слово учителя.

Единственная настоящая роскошь -

это роскошь человеческого общения

Антуан де Сент Экзюпери

Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство родного языка.

Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрыва­ются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко дове­сти свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, поко­рять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.

Так что же такое общение? Что мы вкладываем в смысл этого слова? (Ответы ребят.) Обратимся к словарю.

Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совер­шаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, де­литься сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться.

Как вы думаете, какие качества человека помогают соблюдать эти правила? (ответы детей)

А какие мешают? (ответы детей)

На доску в 2 колонки прикрепляются карточки с названием качеств помогающих (в левую колонку) и мешающих (в правую колонку) общению.

А кто из вас знает правила общения? (ответы детей)

Памятка (правила культурного общения)

  • Уважай собеседника.

  • Будь тактичен.

  • Не унижай собеседника.

  • Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в нелов­кое положение.

  • Будь внимателен к собеседнику.

  • Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.

  • Стремись к взаимопониманию.


Те качества, которые помогают людям общаться, имеют одно общее название. У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю.


Из истории.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.


Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.


Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

^ Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

^ В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).


Вопросы к учащимся:

  • Какое из определений вам импонирует более всего?

  • Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

  • А что же объединяет эти определения?

  • Почему так актуальна толерантность в настоящее время?


Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению. Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми, проявляется через конфликтное и агрессивное поведение.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.


Сейчас у вас будет возможность проявить качества толерантной личности при выполнении следующего задания.

Сейчас вам будет прочитан текст. Внимательно прослушав его и обсудив в группах, вам предстоит ответить на вопросы.


^ 1. Сказка: «Любовь и Доброта»


Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

Любовь: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтоб я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Учитель: Подумал волшебник и сказал:

Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет.

Учитель: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Волшебник: Вот выбирай. Одну зовут радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…

Волшебник: Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Учитель: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась. А кого бы выбрали вы? Почему? (Ответы).

Учитель: Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Учитель: Назовите учащихся в нашем классе, которые всегда добрые. (Ответы).


Учитель: Но в жизни человек совершает разные поступки. В одних ситуациях он правильно поступает и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает наоборот.


«Перед вами две дороги, выбирайте»


Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.


- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.


- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.


- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.


- А нам-то что? Он сам виноват.


- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.


- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?


- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.


- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.


- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.


- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.


- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.


- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».


- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?


Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.


- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.


- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.


Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.


- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.


- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.


- Вы обязательно найдете себе счастье.


Вопросы к учащимся:

  • Почему молодой человек отказался помочь?

  • Как бы вы поступили в этом случае?

  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

  • Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?



Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.


Есть два пути развития личности:

  1. Толерантный

  2. Интолерантный


^ 2. Работа учащихся по группам


а) Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

^ Толерантная личность

уважение мнения других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе

понимание и принятие

чуткость, любознательность

снисходительность

доверие,

гуманизм


^ Интолерантная личность

непонимание

игнорирование

эгоизм

нетерпимость

выражение пренебрежения

раздражительность

равнодушие

цинизм

немотивированная агрессивность


Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.


Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.


б) Составить правила толерантного общения.


Например:

  • Уважай собеседника.

  • Старайся понять то, о чем говорят другие.

  • Отстаивай свое мнение тактично.

  • Ищи лучшие аргументы.

  • Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

  • Стремись учитывать интересы других.


Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.


в) Эмблема.

Давайте подумаем и изобразим эмблему толерантности. Защита эмблем.


Заключительный этап


Молитва о встрече:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.


И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.


Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, печально.


На память о сегодняшней встрече я дарю каждому из вас частичку своего сердца. И вы тоже можете поделиться с другими людьми частичкой своего сердечного тепла. (детям раздаются сувенирные «сердечки»).




Похожие:

Классный час «Поговорим о толерантности» iconКлассный час для 7-9классов. Составила: Редих Н. В. Классный час о толерантности в 9 классе Цели : познакомить учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной и интолерантной личности
Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами
Классный час «Поговорим о толерантности» icon20 ноября в Филиале моу сош с. Мещерское «Основная школа с. Долгоруково» для учащихся 1,3 классов прошел классный час «Режим дня и правильное питание» Классный руководитель Пронина Н. А
Классный руководитель Пронина Н. А. сказала, что мы поговорим на тему «Режим дня и правильное питание», вспомним, что такое здоровье,...
Классный час «Поговорим о толерантности» iconКлассный час «поговорим об ответственности»
Оборудование: на доске определение слов «преступление», «ответственность», «правонарушение»
Классный час «Поговорим о толерантности» iconКлассный час «Конвенция ООН о правах ребенка» Ноябрь Кл руководители, мастера п/о Классный час «Конституция РФ -основной закон страны»
Классный час Уголовная ответственность и их родителей за приобретение спиртных напитков
Классный час «Поговорим о толерантности» iconДокументи
1. /Международный день толерантности/Классный час Что такое толерантность.doc
2....

Классный час «Поговорим о толерантности» iconКлассный час во 2-м классе "Поговорим о дружбе"
Когда мои друзья со мной”; мультимедийный проектор, экран; электронная презентация
Классный час «Поговорим о толерантности» iconКлассный час «Поговорим о любви»
Поэт. Коль не любовь сей дар, какой недуг? За последнее время я не написал ни строчки
Классный час «Поговорим о толерантности» iconКлассный час в 7-м классе Кл. Богданова Л. А
Задачи: – продолжить формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла, любви, толерантности
Классный час «Поговорим о толерантности» iconКлассный час «Чернобыль-трагедия 20 века» 26. 04. 13, 11. 00 1а,30ч классный руководитель Сарушкина О. А. Классный час «Чернобыльская-трагедия»
Классный час с просмотром презентации «Чернобыль-трагедия, подвиг, предупреждение»
Классный час «Поговорим о толерантности» iconКлассный час Тема: «Поговорим о здоровье»
Здоровье сохранить очень трудно. Однако многое зависит от нас. Давайте поразмышляем
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы