Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет» icon

Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет»



НазваниеРазработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет»
Маурер М.И
Дата конвертации03.12.2012
Размер62.41 Kb.
ТипУрок
источник

МОУ «Чернокурьинская СОШ»


Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет»




Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

Маурер М.И.

Используемая технология: ИКТ

(мульмедийная презентация, СD-диск «Большой словарь русского языка»

ЭОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a151a29a-68e1-4615-88ce-d477cee86883/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_003W%5D.swf,

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c3b62492-4f4f-4b85-baf7-031ae40d2c72/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_002W%5D.swf,

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c9f2f0fb-f28b-469a-8fa4-2110ce0390ef/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_010W%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4171c29-15f2-4936-a582-d72da3402223/%5BIS-RE_05-06-002%5D_%5BMA_002%5D.swf

с. Чёрная Курья

2011-2012учебный год

^ П Л А Н – К О Н С П Е К Т УРОКА

развития речи в 5 классе по теме «Речевой этикет»

Цель урока

- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

- развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;

- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.

^ Ход урока:

  1. Организационный момент (3 мин).

Приветствие учителя с учащимися. (Слайд 1).

Учитель: Здравствуйте, меня зовут Маурер Марина Игоревна, сегодня я проведу у Вас урок русского языка.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

Ребята повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!»

Теперь я вижу, что настроение у вас хорошее. Можно начинать урок. Благодарю вас, спасибо, садитесь.

Спинки держим прямо!!! Следим за правильной осанкой!!!

^ Запись даты и темы урока.

Учитель: Открываем тетради и аккуратно записываем дату и тему урока. (Слайд 2)

Тема сегодняшнего урока «Речевой этикет». Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы учащихся.)

Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие. А путешествовать мы будем по станциям речевого этикета, на которых вы поведаете его тайны, вспомните вежливые слова, и надеюсь, станете культурными в общении.)


^ Работа с электронным словарём.

Учитель: Ребята, откуда мы узнаём о значении непонятных нам слов, новых слов? (Из словарей)

Так как тема сегодняшнего урока «Речевой этикет», нам нужно познакомиться со значением слова « этикет». А в этом нам поможет электронный словарь.

(Слайд 3) Кто из вас готов выполнить эту работу? СD-диск «Большой словарь русского языка»

Работа с эпиграфом.

- Пожалуйста, обратите внимание на экран. Прочитайте эпиграф к уроку. (Слайд 4)

Эти замечательные слова сказал испанский писатель Мигель де Сервантес. Вы, может быть, слышали о его герое Дон Кихоте, но вряд ли знаете, что он был галантным и вежливым человеком. Слова эпиграфа относятся к 16 веку, а как вы думаете, актуальны ли они в наши дни?

  1. ^ Объяснение нового материала (10 мин).

Быть вежливым - одно из правил речевого этикета. А станция, на которой мы остановились, так и называется«Будь вежлив!» (Слайд 5)


Мы с вами пришли к выводу о том, что этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться, а значит правильно вести диалог

^ III. Повторение пройденного материала.

– Что же такое диалог?

– Как правильно оформить диалог на письме?

– С чего чаще всего начинается любой диалог? С этого  и я начала разговор с вами.

(С приветствия)

– Какое самое распространенное приветствие? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

– Какие вы ещё знаете формулы приветствия? (Добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет)

– Какие вообще вежливые слова вы используете в диалогах?

Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать.(Слайд 6)

Словарно-орфографический диктант.(Слайд 7)

До св_дания, п_жалу..ста,

изв_ните, бл_г_д_рю,

сп_сибо, здра_ствуйте,

добрый веч_р, пр_вет, 

добр_е утро. Проверка (Слайд 8)

Вы не забыли, что у нас - урок путешествия, поэтому мы возьмем вежливые слова с собой в дорогу.

Сейчас мы с вами просмотрим ситуацию КАК ВЕЖЛИВО ОТКАЗАТЬ? И коллективно проанализируем …« Вас угостили тем, что вы не любите. Что нужно сделать?. Просмотр ситуации. (Слайд 9) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a151a29a-68e1-4615-88ce-d477cee86883/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_003W%5D.swf


^ Групповая работа по рядам.

А вы умеете работать в группах? Для каждой группы будет дана ситуация, которую вы после просмотра проанализируете. Бабушка собирает ягоды,

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c3b62492-4f4f-4b85-baf7-031ae40d2c72/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_002W%5D.swf

Бабушка не может открыть дверь

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c9f2f0fb-f28b-469a-8fa4-2110ce0390ef/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_010W%5D.swf


(Ученики анализируют)


– Сейчас очень распространенными стали диалоги по телефону. Нужно ли соблюдать этикет  во время телефонного разговора? (Ответы учеников).

Во время разговора  следует поздороваться, представиться и  не забывать о «вежливых» словах.


^ Станция «У меня зазвонил телефон» (Слайд 9)

А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка — людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. 

Два ученика читают диалог. (Слайд 10)

Алло, можно Эллу?

 Привет, мочалка! Это я.

 Ты выйдешь гулять?

 Не могу: шнурки в стакане.

 Ты фейерверк видела? Ну, как?

 Ну, кайф! Классно! Потряска!

 Знаешь, Мадонна приезжает.

 Да, я от нее торчу.

 Будешь смотреть ее концерт?

 Без базара, я же не лох какой-нибудь.

 До свидания, Элла.

Чао, бамбино!         

  - Что необычного в этом диалоге?


В наше время этот диалог считается распространённым. Но вы должны знать, что использование таких слов – один из показателей невоспитанности и необразованности. Зная слова И.С. Тургенева «... нам дан во владение великий и могучий язык», поэтому мы должны соблюдать речевой этикет. Теперь прочитаем диалог, показав культурное общение.

            Переводчик (Слайд 11)

Здравствуй, дорогая подруга.

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

Да, я восхищена ее пением.

Конечно, я же современная девушка.

Пока, подружка!

^ Физкультминутка «Вежливый поклон». (Слайд 8)


Решение ситуативной задачи. (Слайд 12)

Работа в парах.

Мальчик собирается позвонить другу, чтобы спросить домашнее задание, а трубку берет, не друг, а его мама. Как правильно построить диалог с мамой друга?

Но прежде посмотрим один из вариантов этой ситуации.

Просмотр ЦОР. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4171c29-15f2-4936-a582-d72da3402223/%5BIS-RE_05-06-002%5D_%5BMA_002%5D.swf

– Что по-вашему неправильно в этом диалоге?


- Вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят?

А вы умеете говорить людям приветливые слова? Что же это за слова? (Комплимент)

Мы прибыли на последнюю станцию «Давайте говорить друг другу комплименты…». А вы любите читать сказки?

Представьте себе, что вы попали в сказочную страну и находитесь среди сказочных героев. (Кощей бессметный - 2, Сивка-бурка - 4, Баба-Яга -1, Золушка - 3). Выберите подходящий для каждого героя комплимент. Устно составьте предложения с обращениями, используя подходящий комплимент.

  1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. БАБа

  2. Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый. КОЩЕЙ

  3. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая.Золушка.

  4. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. Сивка

Молодцы, вы научились делать комплименты!

Фраза «Давайте говорить друг другу комплименты» - взята из стихотворения Булата Окуджавы, которое положено на музыку. Эту песню я сейчас вам исполню. В этом мне поможет Евгений Энрикович.

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке мы с вами путешествовали. Но, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. Возьмёте ли вы в свою жизнь вежливые слова? Какая станция вам понравилась больше всего?

  1. Комментирование домашнего задания.

  2. Выставление оценок.




Похожие:

Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет» iconТема урока: Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений
...
Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет» iconРазработка урока в 6 классе по теме «Внешность»
Цель урока: создать комфортные условия для совершенствования употребления грамматических и лексических разговорных структур; развития...
Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет» iconМетодическая разработка урока-проекта по теме
На урок английского языка по теме «Праздники и традиции Великобритании» в 9 классе
Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет» iconРазработка урока с применением
Интернет – технологий в 9 классе по теме «Друзья по переписке». Структура урока отражает
Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет» iconКонспект урока английского языка в 5 классе по теме: «Семья»
Практика в речевой деятельности (монологической, диалогической, аудирование, письмо, чтение)
Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет» iconРазработка урока по биологии в 7 классе по теме: "Птицы"
Цель урока: показать особенности внешнего строения птицы, связанные с воздушной средой обитания и полетом
Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет» iconМетодическая разработка урока информатики и икт в 9 классе Тема урока: «Введение в информатику»
Познакомить учащихся с правилами поведения в компьютерном классе, режимом работы за компьютером
Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет» iconДокументи
...
Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет» iconРазработка урока по математике в 5 классе по теме
Учитель математики моу «Оршинская сош» Калининского района Тверской области Смирнова Аля Александровна
Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет» iconРазработка урока по теме «географическое положение англоговорящих стран»
Интернет – технологий в 10 классе по теме «Географическое положение англо – говорящих стран»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы