Как развивать воображение Цель занятия icon

Как развивать воображение Цель занятия



НазваниеКак развивать воображение Цель занятия
Дата конвертации19.12.2012
Размер50.35 Kb.
ТипДокументы
источник


Как развивать воображение


Цель занятия. Помочь учащимся в развитии воображения.

План занятия. 1. Что такое воображение, виды воображения. Его значение в учении.

2. Приемы развития воображения.

Материал для проведения занятия.

Слушая рассказ учителя, читая книгу, решая задачу или работая над картой, вы можете прочно запомнить и глубоко понять лишь тогда, когда призовете на помощь воображение – сильнейший резерв познания мира. Воображение – это мысленное создание тех картин, звуков, запахов, вещей, явлений, которые человек раньше не воспринимал, не видел и не слышал. Писатель К. Паустовский писал, что воображение раздвинуло границы мира и сознания. Действительно, вот вы задумались над решением задачи на движение или по географической карте изучаете озера Западной Сибири. Быстро и правильно решить задачу вы сможете только в том случае, когда представите в своем воображении магистральные пути и поезда, идущие на разных скоростях; хорошо изучить озера Сибири вы сможете лишь тогда, когда сядете на «самолет воображения» и пронесетесь над светлой гладью озер.

Способность к воображению живет в каждом из нас, у одних она развита больше, у других меньше, но, как любая способность, она нуждается в постоянных и разумных упражнениях. Воображение бывает творческое и воссоздающее. Творческое воображение характеризуется новизной и оригинальностью возникающих у человека образов. Воссоздающее воображение опирается на словесное описание, на условное изображение (схему, модель).

Обратитесь к себе и своим товарищам, попробуйте определить, какое воображение у вас преобладает. То же самое проделайте с хорошо знакомыми вам литературными героями и историческими личностями.

Допустим, на уроке биологии речь идет о бабочке. Присмотритесь – сколько в ней можно увидеть необыкновенного, нового для вас. Вас удивит рождение бабочки в процессе необычайных превращений, органы обоняния в усиках-антеннах, органы вкуса на лапках и т.д. Для развития воображения ученые рекомендуют больше рассматривать иллюстраций, вести наблюдения за природой, трудом и жизнью людей, делать зарисовки и фотографировать, собирать лучшие образцы репродукций живописи, чаще слушать музыку. Видеть, наблюдать, слушать надо уметь, т.е. замечать не только то, что само бросается в глаза своей необычайностью, а проникать в глубь событий и явлений, ставить перед собой задачи: что увидел для себя нового, красивого, что является существенным и характерным?

Развивает воображение и наблюдение с элементами личного творчества. Например, из окна своей квартиры понаблюдайте за вечерними огнями города и напишите сочинение «Огни моего города». Интересны наблюдения за людьми в их труде, отдыхе. Определите по типичным чертам их характер, профессию, возраст и т.д. Совершая прогулки в природу, учитесь замечать живописные места, наблюдать за жизнью птиц, насекомых, вспомните стихи или живописную прозу, где воспета красота природы. И самое главное – старайтесь не оставаться к этому равнодушными, помните, что и вы есть частица этого волшебного, прекрасного мира.

Не забывайте, что мир надо не просто созерцать, а изучать всесторонне, глубоко, творчески.

Воображение – это психический процесс, состоящий не только из воспроизведения ранее виденных картин, но и из создания новых образов на основе самых причудливых комбинаций. Таким путем созданы образы народных сказок: избушка на курьих ножках, сфинкс – крылатый лев с лицом женщины, кентавр – лошадь с торсом мужчины и т.д.

Испытайте и вы свое воображение. На основе знакомых образов и ситуаций составьте рассказы, сказки, набросайте рисунки, помечтайте вместе с товарищами о своих планах на будущее.

Развитию воображения помогает тематический подбор стихотворений и художественной прозы, которые с наибольшей силой и полнотой выражают прекрасное. Особую ценность для развития воображения имеет музыка и поэзия. Слушая музыку или выразительно читая стихотворение, старайтесь наслаждаться не только мелодией музыки и слов, но и внутренним видением образов, вызванных музыкой и словами.

Развивайте воображение и во время приготовления уроков. Для этого сядьте удобно, не напрягайтесь. Отключитесь от окружающего и читайте учебник сосредоточенно, превращая слова в зрительные образы. Временами останавливайтесь, вчитываясь в содержание, вернитесь снова к тексту и задумайтесь над прочитанным. Так, изучая зону пустынь по географии, представьте себя спутником каравана. Тогда вы не только увидите песчаные волны барханов, но и услышите характерный звук начинающейся песчаной бури, почувствуете жар пустыни и жажду на пересохших губах.

Для развития творческого воображения есть много приемов игрового характера, когда приходится кое-что домысливать, досочинять. Вот некоторые из таких приемов.

Выставляют два пейзажа, допустим, «Осень в лесу», принадлежащих разным художникам. Надо внимательно их рассмотреть, прочувствовать и сказать, какая из картин лучше и полнее изображает осень и почему.

Выставляют репродукцию картины Б.В.Иогансона «Допрос коммунистов». Одна половина ее закрыта (закрыть офицеров, едущих допрос). Надо рассказать о том, что изображено на закрытой части картины.

Посмотрите репродукцию, например, картины В.А.Сурикова « Переход Суворова через Альпы». Расскажите не только о том, что изображено на картине, но и что происходило до момента, предшествовавшего изображению, и что произойдет после. Короче говоря, постарайтесь «оживить» картину, увидеть ее в динамике.

Можно начать рассказ, оборвав его на самом интересном месте. Предложите товарищам досочинить его произвольно, но сохранить композиционную стройность. Можно и сочинить рассказ по картинке. Посмотрите на картинку, где изображены разговаривающие люди. О чем говорят изображенные люди и что будут делать, когда окончат разговор?

Возьмите какой-либо простой предмет, например спичечную коробку, и представьте себе ее производство от начала и до конца, представьте, как она к вам попала, кто принимал участие в ее изготовлении.

Произносите громко и с соответствующим выражением слова: «Гаснуть! Взлетать! Кипеть!» и т.д. Какую картину вы себе представили, когда произносили эти слова? Пусть каждое слово вызовет у вас соответствующий образ.

На листе бумаги набрасывают часть контура какого-либо животного или предмета и по ним предлагают узнать целое. Или дают рисунок, в котором причудливо сочетаются отдельные элементы разных животных или частей машины. Надо определить, из каких частей составлен этот фантастический зверь или необыкновенная машина. Можно предложить также изображения вещей, инструментов, строений, в которых допущены искажения, нелепость, ошибка. Попробуйте в них разобраться. Все эти заготовки рисунков сделайте сами. Для начала посмотрите один-два образца, которые можно найти в разделе «Психологический практикум» журнала «Наука и жизнь».

Воображение неразрывно связано с мечтой, со способностью заглядывать в будущее и этим возбуждать у человека активное стремление к жизни, к труду, к учению.

Давайте помечтаем о новых материалах для наших строек, о том, как лучше спланировать города будущего, как увеличить энергетические ресурсы нашей Родины и, самое главное, о том, как будет жить человек, в своей солнечно-прекрасной стране.

Однако надо уметь мечтать, чтобы не превратиться, подобно гоголевскому Манилову, в беспочвенного и безвольного фантазера, способного строить воздушные замки в своем воображении. Мечта должна реализоваться в действиях, а для этого, помечтав, спросите себя, как вы будете бороться за свои мечты. Что можно сделать сегодня и завтра – в учебе, труде, общественной деятельности, занимаясь самоусовершенствованием – для претворения в жизнь своей мечты.

Мечтать и дерзать – вот в чем смысл жизни каждого, кто умеет смотреть вперед.

Задания.

1. Принесите на занятие репродукцию своей любимой картины, фотографию, художественную поделку из природного материала и расскажите , чем они вам нравятся.

2. Наблюдая за людьми, определите, их характер, профессию, привычки и т.д.




Похожие:

Как развивать воображение Цель занятия iconЦель занятия: познакомить детей с техникой оттиска. Развивать воображение детей
Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисточки, штампы из сырого картофеля или толстого картона
Как развивать воображение Цель занятия iconКонспект занятия до «Хозяюшка» №7 Тема занятия
Цель занятия: продолжить учить учащихся с технологией приготовления песочного теста, развивать мелкую моторику
Как развивать воображение Цель занятия iconКонспект занятия до «Хозяюшка» №5 Тема занятия: Кексы и мини- кексы
Цель занятия: Познакомить детей с приготовлением кексов, ролью электроприборов в этом процессе, развивать фантазию
Как развивать воображение Цель занятия iconТема Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Цель
Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи,...
Как развивать воображение Цель занятия iconКонспект занятия по художественной литературе «Лиса и волк»
Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки;...
Как развивать воображение Цель занятия iconВыходит Василиса Прекрасная. Давайте проведем конкурс
Цель: воспитывать наблюдательность, внимательность, развивать творческое воображение, формировать интерес к чтению
Как развивать воображение Цель занятия iconКак научиться лучше запоминать. Цель занятия
Цель занятия. Выработать у учащихся навыки рационального запоминания учебного материла
Как развивать воображение Цель занятия iconКонспект интегрированного урока в 4 классе ( литература и музыка) Тема: К. Паустовский. > Задачи: Развивать речь, воображение учащихся
Развивать умение работать с текстом; находить приёмы художественного текста. Развивать умение делать выводы
Как развивать воображение Цель занятия iconРассказ по картинке или серии картинок
Специальные логопедические занятия не только развивают у ребенка интерес к слову и его точному, правильному употреблению, но помогают...
Как развивать воображение Цель занятия iconКонкурс рисунков на снегу «Яркий снег»
Выявить сплочённый коллектив; развивать дух единства в команде; развивать творческое воображение
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы