Методические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений icon

Методические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений



НазваниеМетодические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений
страница1/6
Дата конвертации07.12.2012
Размер1.1 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4   5   6


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


В связи с введением с 1 сентября 2011 года в общеобразовательных учреждениях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу начального общего образования. Одним из разделов этой программы в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п.6 ст.9) является «учебный план», требования к наполнению которого на ступени начального общего образования закреплены в ФГОС НОО (п.19.3).

В то же время в общеобразовательных учреждениях продолжает действовать БУП 2004 года и разрабатываемые на его основе учебные планы ОУ.

При реализации образовательных программ, обеспечивающих стандарты общего образования первого (ГОС-2004) и второго (ФГОС-2009) поколений, в общеобразовательном учреждении могут разрабатываться два различных учебных плана, имеющих принципиальные отличия в сущностных характеристиках (таких как статус, утверждение, структура, срок, на который разрабатывается) либо (по усмотрению ОУ) общий учебный план.

Образовательные учреждения самостоятельны в разработке и утверждении своих учебных планов (п.6 ст.32 Закона РФ «Об образовании»). В то же время в ходе обновления содержания образования при введении и дальнейшей реализации стандартов общего образования первого поколения в регионе выработались свои подходы к формированию (конструированию) учебных планов образовательных учреждений, использованию федерального и регионального БУПов при разработке школьных планов и адаптации их к условиям конкретного образовательного учреждения.

Таким образом, образовательным учреждениям при разработке учебных планов следует опираться на действующую нормативно-правовую базу и учитывать опыт, накопленный в регионе по данному направлению в последние годы.


Разработка учебного плана общеобразовательного учреждения при реализации ГОС-2004 г.


1) Нормативно-правовая база реализации государственных образовательных стандартов общего образования 2004 года:

  • Закон РФ «Об образовании» (п.6 ст.32),

  • федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)

с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»),

  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993,

  • региональный базисный учебный план (утвержден приказом министерства образования Саратовской области от 6.12.2004 г. № 1089 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования»)

с изменениями (утверждены приказом министерства образования Саратовской области от 27.04.2011 г. № 1206 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования»),

  • нормативные правовые акты министерства образования Саратовской области, регламентирующие деятельность образовательных учреждений региона.

2) При организации изучения отдельных предметов существует ряд вопросов, разрешение которых требует единых подходов на региональном уровне.

При организации изучения учебного предмета «Искусство» следует учитывать, что федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII и IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели1.

Поэтому, при организации изучения учебного предмета возможны

следующие подходы2,3:

а) преподавание самостоятельных учебных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» в 1-9 классах;

б) преподавание интегрированного курса «Искусство. 8-9 класс» в 8-9 классах.

При этом следует отметить, что в течение последних лет в регионе получили широкое распространение построенные на принципах развивающего обучения следующие программы

в 2-7 классах – Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка,

Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство;

в 8-9 классах – Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка, Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство, или Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Кашекова И.Э. «Искусство: 8-9».

В 1-х классах выбор программ определяется реализуемыми в ОУ системами учебников, обеспечивающих достижение требований результатов освоения ООП и/или учебниками, принадлежащими к завершенной предметной линии.

^ При организации изучения учебного предмета «Технология» должны учитываться следующие особенности.

На ступени начального общего образования в соответствии с реализуемым общеобразовательным стандартом время, отводимое на изучение учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Технология», по решению ОУ может быть объединено и использовано для преподавания интегрированного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд». В 3-4 классах в рамках учебного предмета «Технология» возможно освоение начальных навыков работы на компьютере как пропедевтика изучения на ступени основного общего образования нового учебного предмета «Информатика и ИКТ»4.

На ступени основного общего образования изучение предмета «Технология» осуществляется в соответствии с БУП5.

При делении класса на группы (при наполняемости класса 25 и более человек – в городских школах, 20 и более человек – в сельских) в каждой группе обязательно ведение предмета «Технология» в объеме 2 часа в неделю (5, 6, 7 кл.) / 1 час в неделю (8 кл.).

При организации преподавания предмета «Технология» в неделимых классах возможны следующие варианты проведения занятий

  • со всем классом по комбинированным программам для неделимых

классов;

  • объединение обучающихся классов параллели по направлениям «Технический труд», «Обслуживающий труд», «Сельскохозяйственный труд»;

  • в малокомплектных сельских школах – объединение разновозрастных групп обучающихся.

Занятия по направлению «Технология. Обслуживающий труд» проводятся на базе кабинетов кулинарии, кабинетов по обработке ткани или комбинированных кабинетах, по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских.

Для реализации программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» разрабатываются комбинированные программы, включающие разделы по агротехнологиям, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического или обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в регионе.

^ При организации изучения учебного предмета «Физическая культура» на ступенях основного и среднего (полного) общего образования могут использоваться следующие формы:

а) в 1-й и 4-й четвертях – 4 урока в неделю (использование условий для проведения занятий на спортивных пришкольных площадках или в лесопарковых зонах); во 2-й и 3-й четвертях – 2 урока в неделю6;

б) включение в расписание одного академического часа – урока продолжительностью 45 минут и одного сдвоенного – продолжительностью 90 минут, который ставится в расписание последним.

в) традиционная форма – включение всех трех часов в сетку расписания. При этом в средней (полной) школе допускается объединение классов с последующим их разделением на группы юношей и девушек.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается7.

3) При реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения ОУ следует руководствоваться следующим.

а) Реализация региональной модели предпрофильной подготовки8 предусматривает:

  • в 1 четверти – информационная работа, ориентационные курсы,

  • курсы психолого-педагогического сопровождения;

  • во 2-4 четвертях – краткосрочные элективные курсы.

б) При организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в ОУ необходимо учитывать в работе следующие документы9:

  • письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4.03.2010 г. № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» (Приложение 1),

  • письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» (Приложение 2).

4) Часы компонента образовательного учреждения учебного плана ОУ распределяются в соответствии с его спецификой, на основе проводимых диагностик и изучения образовательных потребностей участников образовательного процесса, с учетом направленности образовательных программ ОУ.


Разработка учебного плана ОУ (как раздела основной образовательной программы начального общего образования) при реализации ФГОС начального общего образования


1) Нормативно-правовая база реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • Закон РФ «Об образовании» (п.6 ст.32),

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 04 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., рег. номер 19993),

  • письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,

  • нормативные правовые акты министерства образования Саратовской области, регламентирующие деятельность образовательных учреждений региона.

2) Основные подходы к формированию учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Особенность формирования учебного плана заключается в том, что он является составляющей основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательного учреждения – разделом «Учебный план начального общего образования» – в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебный план общеобразовательного учреждения, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС, Стандарт), обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения)10,11.

При формировании раздела 3 основной образовательной программы начального общего образования (далее по тексту – ООП НОО) «Учебный план начального общего образования» необходимо учитывать следующее.

I. Поскольку основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается на нормативный срок освоения ступени (4 года), то учебный план12 желательно разрабатывать в виде

а) перспективного учебного плана начального общего образования – как раздела ООП,

б) текущего учебного плана, т.е. учебного плана начального общего образования на текущий учебный год, – как инструмента реализации ООП и достижения запланированных образовательных результатов в текущем учебном году13,14.

II. Принципиальные отличия в сущностных характеристиках учебных планов, формируемых в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО-2009) и государственных образовательных стандартов общего образования 2004 года (ГОС-2004), представлены в таблице 1.

Таблица 1

^ Сущностные характеристики учебных планов

(ФГОС-2009 и ГОС-2004)


п/п

Сущностные

характеристики

В условиях реализации

ФГОС НОО -2009

ГОС-2004



Статус

Часть (Раздел 3) основной образовательной программы начального общего образования (закреплено в требованиях ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы).

Номинально – составная часть образовательной программы ОУ, реально – самостоятельный нормативный документ.



Утверждение

Утверждается в составе основной образовательной программы начального общего образования – отдельный приказ не издается.

Утверждается приказом по образовательному учреждению.



Структура

Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Инвариантная часть (федеральный, национально-региональный компоненты) и вариативная часть (компонент образовательного учреждения)15 и внеучебная деятельность16.



^ Срок, на кото-рый разрабаты-вается

На нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (4 года) и на текущий учебный год.

На текущий учебный год.


В соответствии со Стандартом учебный план включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов (предметных областей) для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации их содержания приведены в таблице 217.

Таблица 2


п/п

Предметные

области

Основные задачи реализации содержания

1.

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

2.

^ Математика и информатика

Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

3.

^ Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4.

^ Основы духовно-нравственной культуры

народов России

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

5.

Искусство

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

6.

Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.

7.

Физическая

культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.


Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 3039 часов и более 3345 часов.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и может быть использована на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), на основе диагностики, в том числе с учетом региональных особенностей и специфики ОУ.

При формировании данной части учебного плана необходимо учитывать следующее: соотношение часов, отводимых на обеспечение запросов и потребностей обучающихся, и часов, отводимых на курсы (предметы, виды деятельности и т.д.), отражающие специфику ОУ, определяется ОУ самостоятельно18.

С целью реализации постепенного наращивания учебной нагрузки при «ступенчатом» режиме обучения в первом полугодии в первом классе19 обеспечивается организация адаптационного периода:

  • по 3 урока в день по 35 минут каждый в сентябре-октябре;

  • по 4 урока по 35 минут каждый в ноябре-декабре;

  • по 4 урока по 45 минут каждый в январе-мае.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обсуждается на родительских собраниях, согласовывается с членами педагогического и Управляющих советов и окончательно утверждается руководителем образовательного учреждения.

Учитывая то, что как раздел ООП НОО учебный план начального общего образования призван обеспечить выполнение требований Стандарта к организации учебного процесса как на срок освоения ступени начального общего образования, так и на конкретный текущий учебный год, он может быть представлен:

1. Перспективным учебным планом начального общего образования МОУ «СОШ № 00» (на нормативный срок освоения ступени начального общего образования, т.е. на 4 года), содержащим пояснительную записку и сетку часов с указанием годового количества часов.

2. Текущим учебным планом начального общего образования МОУ «СОШ № 00» (на один учебный год), содержащим пояснительную записку и сетку часов с указанием недельного количества часов.

Ниже рассмотрим примерный подход к формированию 3-го раздела ООП20.

Примерная структура раздела 3 «Учебный план начального общего образования» ООП НОО ОУ


  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Методические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений в 2012-2013 учебном году 1
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений в 2012-2013 учебном году1
Методические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений в 2012-2013 учебном году
Ельного стандарта начального общего образования (фгос ноо), с 1 сентября 2012 года по мере готовности (в пилотном режиме) – федерального...
Методические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений о преподавании литературы в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации крипкипро по преподаванию учебных предметов в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях

Методические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений о преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений iconУчебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения краснодесантской
«Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2012-2013 учебный год», приказом управления...
Методические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений iconПриказ №192 «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях г. Гуково в 2011-2012 учебном году» ирешения педсовета (протокол №1 от 31. 08. 2011г.)
Российской Федерации, реализующих программы общего образования»), приказа отдела образования администрации г. Гуково от 08. 06. 2011...
Методические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по составлению учебных планов общеобразовательных учреждений Томской области на 2012-2013 учебный год
О рекомендациях по составлению учебных планов общеобразовательных учреждений Томской области на 2012-2013 учебный год
Методические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка к учебному плану Общая характеристика учебного плана
До-1628-02-07 «О формировании в 2011-2012 учебном году учебных планов образовательных учреждений Владимирской области, реализующих...
Методические рекомендации по формированию в 2011-2012 учебном году учебных планов общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании физики в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы