Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов icon

Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов



НазваниеМинистерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов
страница1/4
Дата конвертации07.12.2012
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»



методическое сопровождение

здоровьесберегающих

технологий в школе


САРАТОВ

2009

ББК 74.204 М54

Авторский коллектив:

Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В.

М 54 Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.

Предложенные методические рекомендации адресованы учителям, классным руководителям, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе образовательных учреждений.

Данные материалы носят рекомендательный характер. Опираясь на собственный опыт, учитывая возрастные особенности детей, уровень их здоровья, педагоги могут организовать занятия с использованием здоровьес­берегающих технологий для школьников и их родителей.

ББК 74.204

© Министерство образования Саратовской области, 2009 О ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009

Введение

В национальной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю после­дующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вы­зывают озабоченность специалистов.

По данным НИИ педиатрии,

  • 14% детей практически здоровы;

  • 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного ап­
    парата;

• 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около

25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в со­стоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей умень­шается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпуск­ным с 3,9 до 12,3%, количество детей с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%. Одна из самых час­тых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

Беспокоят специалистов различных служб и ведомств и другие недуги современной молодежи, например, такие, как: зависимость от табака, алкого­ля и наркотиков, возрастание количества ВИЧ-инфицированных детей и под­ростков.

Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство, необходимо уделять внимание качественной организации сба­лансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортив­ных занятий школьников. Немаловажное значение имеет и рациональная ор­ганизация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образо­вания, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муни­ципалитетов предстоит разработать и внедрить:

  • новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения,
    обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к
    собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников
    образовательного процесса;

  • рекомендации по организации питания, спортивных занятий и меди­
    цинского обслуживания учащихся.

В рамках межведомственного взаимодействия в ближайшее время бу­дут обновлены действующие санитарно-эпидемиологические правила и нор­мативы, относящиеся к системе общего образования; механизмы и регламен-

ты отслеживания и поддержки здоровья школьников; требования по обеспе­чению безопасности образовательных учреждений; строительные нормы и правила; типовые проекты школьных зданий, адекватные современным тре­бованиям к организации образовательной среды; практика организации об­служивания школьного хозяйства, организации подвоза школьников к месту учебы; механизмы взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта.

Свой вклад в здоровье подрастающего поколения необходимо внести и каждому педагогу образовательного учреждения. Один из эффективных спо­собов сопровождения здоровья учащихся ОУ - реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

^ Здоровье школьников и вопросы организации учебно-воспитательного процесса

Специалистами установлено, что определенные факторы образователь­ной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащих­ся. Так, по данным Института возрастной физиологии РАО, школьная обра­зовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действи­ем которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье де­тей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоро­вье учащихся:

  1. стрессовая педагогическая тактика;

  2. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функ­
    циональным возможностям школьников;

  3. несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических тре­
    бований к организации учебного процесса;

  4. недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоро­
    вья детей;

  5. провалы в существующей системе физического воспитания;

  6. интенсификация учебного процесса;

  7. функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укре­
    пления здоровья;

  8. частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

  9. отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья
    и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способст­вуют развитию хронических болезней. В результате традиционная система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные спо­собности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуаль­ный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); комму­никабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здо­ровья).

Существует более 300 определений понятия «здоровье», Согласно оп­ределению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополу­чия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

^ Здоровьесберегающие технологии

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколь­ко решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это образователь­ные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

о почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,

о что? — отбор и структура содержания, о как? — оптимальная организация учебного процесса, о с помощью чего? — методы, приемы и средства обучения, о кто? — реальный уровень квалификации учителя, о так ли зто? — объективные методы оценки результатов обучения. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику лю­бой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здо­ровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогиче­ской работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006).

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе обра­зования, он выделяет несколько групп, в которых используется разный под­ход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

^ 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К данному виду техно­логий относится совместная деятельность педагога и медицинских работни­ков. Также к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение при-

вивок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратив­шимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к ком­петенции медицинской службы.

  1. ^ Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Они направ­
    лены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы,
    выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового,
    тренированного человека от физически немощного. Данные технологии реа­
    лизуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций и на
    внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

  2. ^ Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы
    этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задейство­
    ваны. Направленность этих технологий - создание природосообразных, эко­
    логически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных
    взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной
    территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и уча­
    стие в природоохранных мероприятиях.

  1. ^ Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализую! специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных си­туациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Посколь­ку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни, - требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесбере-гающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

^ 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подраз­
деляются на три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие
    структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,
    способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и
    других дезадаптационных состояний;

  • психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредст­
    венной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45
    минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое со­
    провождение всех элементов образовательного процесса;

  • учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают про­
    граммы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию куль­
    туры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, пре­
    дупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение органи­
    зационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их

родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во вне­урочную работу школы:

- социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также пе­дагогов;

лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют само­стоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

В системе образования можно выделить три возможных уровня реше­ния задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

  1. ^ Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других
    образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегиче­
    ских решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и про­
    грамм работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реа­
    лизации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащих­
    ся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные
    лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители.

  2. ^ Уровень школы (или другого образовательного учреждения). Выбор
    пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья
    среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам,
    активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, пе­
    рехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все проис­
    ходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения
    совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим кол­
    лективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о со­
    стоянии здоровья школьников. На уровне школы с использованием здоровь­
    есберегающих технологий решаются следующие задачи:




  • создание оптимальных гигиенических, экологических и других"
    условий для образовательного процесса;

  • обеспечение организации образовательного процесса, предотвра­
    щающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутом­
    ления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

  • обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием,
    способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену ве­
    ществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;

  • включение в учебные планы школы всех классов занятий, позво­
    ляющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохране-

нию и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни;

  • обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготов­
    ка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех
    учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих
    образовательных технологий;

  • обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позво­
    ляющих им грамотно укреплять свое здоровье;

  • проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;

  • проведение тематической работы с родителями учащихся, направ­
    ленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здоро­
    вого образа жизни, профилактику вредных привычек.

^ 3. Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, на­сколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, зави­сит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фунда­менте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» пе­дагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно вы­полняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предме­ту, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвра­щая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и макси­мально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения ре­зультативности их обучения. Особая забота о психологической адаптирован­ности школьников обусловлена тем, что это интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесбере­гающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие зада­чи:

  • объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с
    профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и
    приступить к его реализации (с этого надо начинать!);

  • пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоро­
    вья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

  • провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических
    приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье
    учащихся;

  • начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учеб­
    ных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживая получаемые ре-

зультаты с помощью объективных методов оценки;

содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодей­ствию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условии и реализации программ, направленных на сохранение формирование и укрепление здоровья.

Таким образом> главная задача реализации здоровьесберегающих технологии - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание уча­щихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

^ Средства, используемые при реализации Здоровьесберегающих технологий

Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных техно­логии обучения применяются следующие группы средств:

  1. средства двигательной направленности;

  2. оздоровительные силы природы;

  3. гигиенические факторы;

4) факторы становления ценностного отношения к здоровью.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи пе­
дагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигатель­ные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегаю­щих образовательных технологий обучения. Это - движение; физические уп­ражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разряд­ки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчико­вая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболева­нии, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально ор­ганизованная двигательная активность ребенка (занятая оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); мас­саж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных техно­логии обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активи­зации биологических Процессов, вызываемых процессом обучения, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.

Учет влияния Метеорологических условий (солнечное излучение, воз­действие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изме­нения в организме человека которые приводят к изменению состояния здо­ровья и работоспособности учащихся, может способствовать снятию нега­тивного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно вы­делить такие:

  • солнечные и воздушные ванны,

  • водные процедуры,

  • фитотерапия,

  • ароматерапия,

  • ингаляция,

- витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, йодирование
питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в де­
кабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоро­вья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

  • выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентирован­
    ных СанПиНами;

  • личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий,
    воздуха и т. д.);

  • проветривание и влажная уборка помещений;

  • соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности,
    режима питания и сна;

  • привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании
    носового платка при чихании и кашле и т.д.;

- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни
  1   2   3   4




Похожие:

Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся
Подготовка учающихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации) /Министерство...
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации)...
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации)...
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации)...
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации)...
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов iconГоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Кафедра Естественнонаучного Образования Доклад
Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов icon2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2
Гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов iconМинистерство образования саратовской области гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» современные требования
Образовательного процесса первоклассников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов iconМинистерство образования саратовской области гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» современные требования
Образовательного процесса первоклассников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе саратов iconМинистерство образования саратовской области гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» современные требования
Образовательного процесса первоклассников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы