Анализа воспитательной работы в классе в конце учебного год icon

Анализа воспитательной работы в классе в конце учебного год



НазваниеАнализа воспитательной работы в классе в конце учебного год
Дата конвертации29.11.2012
Размер218.57 Kb.
ТипАнализ
источник

Подготовка и проведение анализа воспитательной работы в классе

В конце учебного года каждый педагог подводит итоги и анализирует свою деятельность для того, чтобы в будущем году учесть ошибки и использовать удачные наработки. Предлагаемая методика необходима классному руководителю для анализа воспитательной работы в классном коллективе.


При организации эффективного воспитательного процесса одно из важных мест занимает аналитическая деятельность классного руководителя.


Педагогический анализ в реализации концепции воспитания является важной составляющей ее успеха, базисом для целеполагания и планирования воспитательной работы. Управленческий цикл начинается и заканчивается анализом.


Анализ – это:

деление целого на части;

описание каждой части;

установление связи между частями и каждой части со всем целым.


Одно из основных требований к анализу воспитательной работы – системность, т. е. анализ должен охватывать все элементы системы воспитания, всех участников педагогического процесса. В этой связи представляется необходимым участие в анализе всех субъектов воспитательной системы класса. Только при таком условии можно говорить о его всесторонности и объективности,

а, следовательно, и о достоверности данных.


Рассмотрим схему анализа воспитательной работы в классе.


Примерная схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования (программирования) воспитательного процесса в классе в прошедшем году:

* результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;

* правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.


2. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:

· особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на изменение этой ситуации?

· какое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей оказывает их ближайшее социальное окружение (родители, сверстники) и занятия в кружках, секциях и других объединениях?

· особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся.


3. Анализ развития коллектива класса:

· социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем;

· особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности и заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса; особенности общения в классном коллективе;

· степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;

· развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении класса).


4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:

· основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах;

· участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов, обществ и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.


5. Анализ развития учащихся класса:

· уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся (указать, какие факторы повлияли на их состояние);

· степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности;

· уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;

· изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге - развитие культуры жизненного самоопределения);

· наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;

· сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;

· изменения состава класса, происшедшие в течение года;

· индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;

· учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними;

задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз о дальнейшей социализации этих учеников).


6. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:

· влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;

· участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.


7. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя:

· что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?

· насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?

· какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление учащихся?

· какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду?

· какие мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?


8. Выводы:

· об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;

· о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса;

· о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;

· о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.


9. Приложение.


В приложении можно поместить:

· результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов;

· сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива;

· другие аналитические материалы.


^ Схема для анализа воспитательной работы класса

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:

  • приоритетные воспитательные задачи прошедшего года, целесо­образность их постановки;

  • соответствие поставленных задач актуальным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде;

  • правильность выбора основных направлений воспитательной деятельности, содержания, форм ра­боты, средств педагогического влияния, приемов включения уча­щихся в деятельность и общение;

  • возникала ли необходимость корректировки воспитательных целей; причина корректировки;

  • результаты решения поставленных задач; расхождения целей и реальных результатов, их причины.


2. Анализ развития коллектива класса:

  • социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса;

  • степень сформированности и уровень сплоченности коллектива;

  • традиции класса;

  • особенности общения в классном коллективе: харак­тер взаимоотношений учащихся; взаимоотношения мальчиков и девочек; развитие коммуникативных умений, нравственных отношений; развитие духа товарищества, взаимопонимание и эмпатии;

  • особенности общественного мнения класса и его влияние на ценност­ные ориентации учащихся;

  • преобладающее отношение учащихся к учите­лям, к школе;

  • доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса;

  • негативные явления, замеченные в жизни коллектива;

  • наличие конфликтов, их разрешение;

  • степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ со­вместной деятельности;

  • развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности); уровень развития коллективной творческой деятельности в классе.

3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:

  • участие учащихся в работе школьных кружков, секций, клу­бов, творческих объединений;

  • участие учащихся класса в общешкольных мероприятиях, основные мотивы участия;

  • степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы;

  • активность и результативность уча­стия членов классного коллектива в школьных делах.


4. Анализ работы органов самоуправления:

  • участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, орга­низаторской деятельности;

  • эффективность самоуправления;

  • периодичность и сменяемость органов самоуправления;

  • влияние деятельности органов самоуправления на воспитание и развитие личности учащихся.

5. Анализ развития учащихся класса:

  • уровень воспитанности уча­щихся; позитивная динамика его изменения; факторы, повлиявшие на изменение уровня воспитанности; соответствие уровня воспитанности запланированным воспитательным целям;

  • степень развития познавательных интересов и творческих спо­собностей учащихся в интеллектуальной, трудовой, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности; вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность;

  • уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успе­ваемость;

  • изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культу­ры общения, правовой, интеллектуальной, инфор­мационной, художественной, экологической, экономической и физической культуры, культуры труда, культуры семейных отношений; адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности);

  • наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;

  • сформированность у учащихся потребности заниматься само­воспитанием;

  • влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей их ближайшего социального окружения (родителей, сверстников) и заня­тий в кружках, секциях и других объединениях;

  • изменения состава класса, происшедшие в течение года; индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;

  • индивидуальные особенности учащихся группы риска, их потребно­сти, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего соци­ального окружения; наиболее эффективные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся.

^ 6. Анализ организации и эффек­тивности воспитательного процесса в классе:

  • использованные формы воспитательной работы; достаточное разнообразие дел внутри каждого вида деятельности; сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы;

  • соответствие форм работы интересам, запросам и потребностям личности и возникающим в детской среде проблемах;

  • насколько удачной оказалась последовательность классных меро­приятий в прошедшем учебном году;

  • удовлетворенность школьников проведенными воспитательные мероприятиями (указать мероприятия, в которых учащиеся участвовали с наиболь­шим удовольствием; прошедшие скучно, формально; к которым учащиеся остались равнодушными);

  • фамилии учащихся, активно участвовавших в классных делах; не проявляющих интереса к ним;

  • от каких классных дел и почему следовало бы отказаться в новом учебном году;

  • новые формы работы, апробированные в прошедшем году; целесообразность их использования в дальнейшем;

  • методы воспитательного воздействия, формы работы и средст­ва педагогического влияния, наиболее положительно повлиявшие на раз­витие личности учащихся (нравственное становление учащихся, формирование созна­тельной дисциплины и ответственного отношения к труду, развитие познавательных интересов, формирование здорового образа жизни и т.д.);

  • мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовавшие сплочению классного коллектива.

7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:

  • с одаренными детьми;

  • со слабоуспевающими и не проявляющими интереса к учебе;

  • с «трудными»: количество стоящих на учете, причины постановки на учет, количество снятых с учета, характеристика использованных методов и приемов.

8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:

  • взаимодействие с учителями-предметниками, предъявление единых требований к учащимся;

  • взаимодействие с руководителями кружков, спортивных секций, творческих объединений;

  • проведение открытых мероприятий, их результативность.

9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:

  • влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;

  • вопросы воспитательной работы, интересующие родителей;

  • организация совместных с родителями мероприятий;

  • изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке;

  • тематика родительских собраний, их результативность; родители, не посетившие ни одного собрания.


10. Выводы:

  • главное достижение классного коллектива за прошедший год; удачи в организации и воспитании учащихся класса; накопленный положительный опыт;

  • негативные моменты в воспитательной работе;

  • нереализованные возможности и неиспользованные резервы;

  • перспективные цели и ведущие задачи; приоритетные направления воспитательной работы в новом году;

  • новые формы работы, планируемые к использованию в новом году.


11. Приложения:

  • карта воспитанности учащихся;

  • психолого-педагогические характеристики учащихся;

  • материалы по изучению личности учащихся;

  • результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов;

  • информация о проведении и результатах отдельных мероприятий;

  • творческие проекты учащихся.



Проблемно-ориентированный анализ воспитательной работы в деятельности методической службы


Методический отдел научно-информационно-методического центра (далее НИМЦ)по Октябрьскому району г. Уфа территориально взаимодействует с отделом образования Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа. Целью деятельности методической службы является создание единой информационно-методической среды как условия развития системы образования района, повышения качества обучения учащихся и профессиональной компетентности педагогических работников в рамках реализации современной модели образования.


До 2001 года районный методический кабинет при Управлении образования Октябрьского района осуществлял деятельность по традиционным направлениям учреждений данного типа, а именно, функциональные обязанности методистов РМК были распределены по предметному принципу.


С 2001 года (заведующий РМК к.ф.н. Дремина Марина Игоревна) была осуществлена структурная модернизация методической службы, создана адаптивная модель методической службы: гибкая, динамичная, ориентированная на перспективу, самоуправляемая. Функции методистов были распределены по направлениям работы и способствовали реализации поставленных задач. С основу оказания методической помощи педагогическим работникам были положены следующие принципы:

адресность

индивидуализированность многоплановость

технологичность


Это позволило, в определенной мере, систематизировать информационные потоки в районе, заложить основу для анализа поступающей информации, прогноза и моделирования деятельности по развитию профессионализма кадров, освоить организационные формы работы, которые носят интегративный характер, – совет руководителей районных методических объединений, руководителей экспертных групп, экспертно-методический совет, подобрать профессиональный кадровый состав методистов.


За пять лет в районе была выстроена эффективная, гибкая, динамичная, ориентированная на перспективу и, главное, востребованная учреждениями образования методическая служба.


С января 2005 года районные методические службы г. Уфы вошли в состав научно-информационно-методического центра при Управлении образования Администрации городского округа г. Уфа как методические отделы НИМЦ по районам г. Уфа (заведующий методическим отделом НИМЦ по Октябрьскому району Чернова Наталья Жоржевна).


В настоящее время направления работы методического отдела выстроены в соответствии с основными направлениями модернизации образования, современной модели развития образования до 2020 года, направлениями приоритетного национального проекта «Образование». Функциональные обязанности методистов распределены в соответствии с основными направлениями деятельности отдела, т.е. по целевому принципу.


Методический отдел работает над построением гибкой, динамичной, ориентированной на перспективу, самоуправляемой системы методической службы. Основой развития методической службы выступает рефлексивный метод, выражающийся в анализе, регуляции, коррекции деятельности и в установлении обратной связи с внешней средой.


С целью создания условий для качественного анализа деятельности системы образования района, отделом образования, методической службой было организовано практико-ориентированное обучение различных групп руководящих и педагогических работников, разработаны технологичные карты анализа по различным направлениям деятельности системы образования района.


Так, разработан и ежегодно проводится для различных категорий руководящих работников (заместителей директоров ОУ, курирующих методическую, воспитательную работу, руководителей районных методических объединений и др.) семинар-практикум «Целеполагание». Проведены семинары – практикумы для заместителей директоров на тему «Моделирование методической работы», «Учебно-методическое обеспечение реализации целевой программы «Одаренные дети». На примере комплексно-целевой программы «Одаренные дети» было организовано обучение заместителей директоров образовательных учреждений, курирующих методическую работу, основам проблемно-ориентированного анализа, в каждой школе разработаны программы реализации комплексно-целевой программы «Одаренные дети», методической службой разработана и используется образовательными учреждениями карта анализа комплексно-целевой программы «Одаренные дети». Это позволило за последние годы создать в районе отлаженную систему работы по данному направлению. Ежегодно в районе проводится около 25 предметных олимпиад, в которых принимают участие учащиеся 3-11-х классов из всех образовательных учреждений района. Методическим отделом разработан, запущен и отработан механизм организации и проведения районных олимпиад, разработаны единые формы протоколов, которые включают отчет о проведении олимпиады, результаты проверки работ, информацию о призерах олимпиады. Приказы о проведении и итогах олимпиад систематизированы по годам и по уровням олимпиад, начиная с 2001 года. Данные о призерах олимпиад и научно-практических конференций заносятся в автоматизированную базу данных «Одаренные дети», которая на сегодня содержит 5321 запись о достижениях учащихся с 2001 по 2009 годы.


В рамках программы «Одаренные дети» в районе разработан и в течение восьми лет реализуется интерактивный проект «Перспектива», включающий:

слет «Паруса надежд» (май текущего года), на котором подводятся итоги олимпиадно-конкурсного движения, награждаются победители олимпиад, учителя, подготовившие призеров, и директора учреждений образования, имеющих наибольший рейтинг по итогам олимпиад и научно-практических конференций;

профильную смену «Попутный ветер» (июль, август), в которой занятия с одаренными детьми по химии, математике, психологии, журналистике по специально разработанным образовательным программам проводят преподаватели Башкирского государственного университета, Уфимского государственного авиационного технического университета;

виртуальный клуб «Гавань», в рамках которого ежегодно проводится турнир (сентябрь), интеллектуальная игра (февраль), издается газета «Попутный ветер», запущен и работает сайт.


Благодаря выстроенной системе образовательные учреждения района в течение последних шести лет занимают первое место по данному направлению в Республике Башкортостан.


В 2006-07 учебном году в реализации комплексно-целевой программы «Одаренные дети» акцент был смещен на организацию научно-исследовательской деятельности школьников. С целью координации деятельности школ и учреждений дополнительного образования в организации научно-исследовательской работы учащихся в октябре 2006 года было проведено совещание с директорами и заместителями директоров центров дополнительного образования, с руководителями районных методических объединений, разработан механизм организации участия учащихся района в научно-практических конференциях различного уровня.


С целью выявления проблем в организации научно-исследовательской деятельности школьников и помощи в ее организации, методическим отделом проведен районный семинар для заместителей директоров по научно-методической работе, подготовлен, издан и распространен сборник методических рекомендаций по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.


Проблемно-ориентированный анализ лежит и в основе изучения, обобщения и распространения позитивного педагогического опыта. В районе используются как традиционные, так и новые формы, назовем только наиболее интересные, на наш взгляд:

Традиционный районный конкурс методических проектов. Конкурс проводится на востребованные, актуальные темы. В соответствие с Положением о конкурсе работы участников выстроены по определенной структуре, содержащей анализ эффективности предлагаемого приема или метода обучения. По итогам конкурса ежегодно издается сборник лучших проектов в печатном варианте или на компакт диске.

Четвертый год подряд с целью оказания адресной методической помощи по наиболее востребованным направлениям организуется работа районных творческих мастерских, с участием небольших групп педагогов. Участники мастерской имеют возможность не только изучить опыт учителя-мастера, но и освоить механизм выявления позитивного педагогического опыта, что способствует развитию умения анализировать педагогическую деятельность, выявлять проблемы и ставить конкретные задачи. По итогам работы мастерских также издаются методические сборники.

Для проведения традиционных профессиональных конкурсов «Учитель года» и «Самый классный классный» методической службой разработаны диагностические карты, с которыми работают как конкурсанты, так и члены жюри. Предварительно организовано обучение членов жюри и конкурсантов. Карты построены таким образом, что работа с ними способствует развитию умения ставить конкретные цели на основе всестороннего анализа предшествующей деятельности. По итогам конкурсов наиболее активные педагогические и руководящие работники привлекаются к деятельности районного экспертно-методического совета, который является мозговым центром по выработке тактических целей, разработке диагностических материалов.


В районе выработан механизм эффективного информационного обеспечения образовательного процесса. Ежегодно в сентябре методический отдел проводит информационное совещание для различных групп руководящих работников: заместителей директоров ОУ, курирующих методическую, воспитательную работу, руководителей РМО, на котором знакомит педагогов с проблематикой, целями, задачами и годовой циклограммой деятельности методической службы района. Это позволяет сформировать у вышеперечисленных категорий педагогических работников представление о смысле работы системы образования города, района, добиться осознания целей своей деятельности. Ежегодно в апреле проводятся итоговые совещания, на которых анализируются результаты, отслеживается динамика, выявляются тенденции развития системы образования района. При участии методической службы выстроена система оценки эффективности деятельности учреждений образования и информирования руководителей о результатах деятельности учреждений по итогам полугодия и года (в разрезе каждого учреждения образования, в динамике, в соотношении с районными показателями). Как результат, каждое учреждение видит свое место в системе образования района и перспективы своего развития по конкретным направлениям деятельности. Сегодня можно утверждать, что мы добились массового участия всех ОУ района в реализуемых нами проектах, олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях и многие из «обычных» общеобразовательных школ по целому ряду показателей успешно конкурируют с инновационными учреждениями.


Методическим отделом разработаны следующие экспертные карты для проблемно-ориентированного анализа и самоанализа образовательными учреждениями состояния преподавания учебных предметов, состояния методической работы в ОУ и реализации целевых программ:

Анализа методической работы ОУ за учебный год

Анализа воспитательной работы ОУ за учебный год

Анализа комплексно-целевой программы «Одаренные дети»

Анализа комплексно-целевой программы «Информатизация системы образования»

Анализа комплексно-целевой программы «Образование и здоровье»

Анализа состояния преподавания обществоведческих дисциплин


На основе вышепредставленных карт ежегодно образовательные учреждения проводят анализ методической работы, а также деятельности по указанным направлениям.


С 2006 - 07 учебного года в районе запущен проект «Воспитание», целью которого является создание системы эффективной воспитательной работы и определение как можно более конкретных критериев оценки ее результатов. В реализации данного проекта в полной мере нашли воплощение такие принципы как комплексность, взаимосвязь конкретных проблем, способов их решения и инструментария. А также – принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, т.е. управление по ситуации.


Начало реализации проекта положено на районной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание учащихся. Проблемы. Результаты. Эффективность» (октябрь 2006 года), на которой рабочими группами директоров, заместителей директоров ОУ, руководителей районных методических объединений выявлены основные проблемы воспитательной работы, разработаны и предложены для апробации образовательным учреждениям карта выявления уровня развития коллектива и карта выявления воспитательного потенциала урока. Обсуждены критерии развития личности, которые позже легли в основу карты выявления уровня воспитанности учащихся и формы характеристики учащегося. Районным методическим объединением педагогов-психологов в 2007 году в помощь классным руководителям подготовлен к изданию сборник диагностических материалов для оценки уровня развития коллектива и уровня развития личности. Все материалы рассматривались и утверждались районным экспертно-методическим советом. Итогом деятельности экспертно-методического совета явилось создание карты анализа воспитательной работы в ОУ. Проведена индивидуальная работа с заместителями директоров по ознакомлению с данной картой. При сдаче анализов воспитательной работы для заместителей директоров были организованы индивидуальные консультации. Анализ позволил выявить проблему формальности и перегруженности планов воспитательной работы, их несоответствия анализу работы. Это позволило поставить стратегическую цель: создание системы воспитательной работы в ОУ района на основе единой формы анализа, планирования, диагностики.


Для реализации поставленной цели в 2007-2008 учебном году методическим отделом систематизированы существующие методики выявления уровня воспитанности учащихся, на их основе разработана и предложена для апробации образовательными учреждениями адаптированная диагностика выявления уровня воспитанности учащихся - модель выпускника начальной, основной и средней школы как воспитанной личности.


Методическим отделом и районным экспертно-методическим советом была доработана карта анализа воспитательной работы в ОУ, разработана структура плана воспитательной работы ОУ. Диагностика - один из ключевых элементов проблемно-ориентированного анализа, поэтому следующим этапом работы явилось создание пакета диагностик. Пакет создан в качестве приложения к карте анализа с целью выявления степени удовлетворенности воспитательной работой ОУ родителей, учащихся и классных руководителей. К пакету диагностик разработаны методические рекомендации, позволяющие обработать результаты на основе проблемно-ориентированного анализа. С целью создания условий для понимания и принятия заместителями директоров, курирующими воспитательную работу, смысла и механизма проведения диагностики и организации ими обучения классных руководителей разработана и проведена ролевая игра «Родительское собрание».


Апробация всех методических материалов сопровождалась выступлениями сотрудников методического отдела на информационных совещаниях директоров школ, проведением обучающих семинаров для заместителей директоров ОУ, классных руководителей (ежегодный цикл семинаров и мастер-классов), результаты рассматривались на заседаниях совета отдела образования.


В 2007 - 2008 учебном году методическим отделом и творческой группой заместителей директоров была разработана форма характеристики учащегося как составляющая портфолио школьника. В ноябре 2008 года проведено пилотное исследование формы характеристики на базе трех школ района (№№ 17, 31, 114). По результатам апробации советом отдела образования было рекомендовано образовательным учреждениям использовать форму характеристики учащихся как инструмент выявления актуального состояния развития каждого ребенка, выявления проблем в его развитии, организации совместной работы школы и семьи, установления конструктивного диалога с родителями, определения востребованных тем родительских собраний, для организации индивидуальных консультаций родителей.


В условиях перехода образовательных учреждений на современную модель развития образования, введения внешней оценки результатов образовательного процесса (в том числе и родительской общественностью) становится особенно актуальным установление и поддержание на протяжении всего периода обучения ребенка в школе системной обратной связи с родителями, предоставление родителям полной информации о деятельности школы, исчерпывающей и в то же время в целом позитивной информации о ребенке. Поэтому развитие ситуации диктует следующую задачу: для установления обратной связи, мотивации родителей на участие в школьной жизни методическому отделу и образовательным учреждениям необходимо обратить особое внимание на самую доступную на сегодня форму взаимодействия с родителями - традиционное родительское собрание. Внедрять активные формы проведения родительских собраний, привлекать родителей к обсуждению школьных проблем.


Подводя итог сказанному, хочется отметить, что залогом позитивных результатов по различным направлениям деятельности отдела образования и методической службы района является системность, стабильный кадровый состав, соответствующее ресурсное обеспечение: все рабочие места оборудованы персональными компьютерами, функционирует локальная сеть, методисты активно работают с базами данных «Одаренные дети», «Педагогические кадры», эффективно используют возможности Интернет и электронной почты. Установлен устойчивый обмен информацией и документами по электронной почте между учреждениями образования, отделом образования и вышестоящими организациями. Ежедневно принимается, оперативно обрабатывается и отправляется около 50 -70 документов. Иногда это число существенно выше. Это позволило, на наш взгляд, в определенной мере упорядочить информационные потоки, систематизировать поступающую информацию и заложить основы для ее анализа, для выявления факторов, тенденций и прогноза развития образования.


Анализ работы методической службы за последние годы показывает, что реализуемые нами направления работы в полной мере согласуются с основными направлениями приоритетного проекта «Образование» и основными направлениями современной модели развития образования до 2020 года. Что, в свою очередь, позволяет нам и в будущем, не меняя вектора и содержания работы, акцентировать внимание на методическом сопровождении реализации современной модели развития образования в системе образования района.

Обновлено 16.04.2010 16:38




Похожие:

Анализа воспитательной работы в классе в конце учебного год iconПлан учебно-воспитательной работы на 2012-2013 учебный год
В 2011-2012 учебном году школа работала по шестидневной учебной неделе в одну смену. В начале учебного года в школе обучалось 13...
Анализа воспитательной работы в классе в конце учебного год iconАнализ воспитательной работы Схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году
Анализа воспитательной работы в классе в конце учебного год iconПланирование и организация воспитательной работы на 2012-2013 учебный год
Исходя из анализа воспитательной работы за предыдущий год в 2012-2013 учебном году в системе воспитательной работы школы определены...
Анализа воспитательной работы в классе в конце учебного год iconАнализ воспитательной работы в 1 «А» классе 2011-2012 учебный год
На конец учебного года в 1 «А» классе обучалось 15 учеников: 8 девочек и 7 мальчиков
Анализа воспитательной работы в классе в конце учебного год iconАнализа воспитательной работы класса за прошлый учебный год
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году
Анализа воспитательной работы в классе в конце учебного год iconАнализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год
Анализ эффективности целеполагания и планирования (программирования) воспитательного процесса в классе в прошедшем году
Анализа воспитательной работы в классе в конце учебного год iconАнализ воспитательной работы в классе За год
Основной задачей воспитательной работы в классе является развитие и воспитание школьников
Анализа воспитательной работы в классе в конце учебного год iconПамятка для составления плана воспитательной работы в классе раздел тема, цели и задачи воспитательной работы в классе на учебный год
Ф. И. О. ученика, отметить, в чем нужна помощь
Анализа воспитательной работы в классе в конце учебного год iconАнализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году
Анализа воспитательной работы в классе в конце учебного год iconАнализа воспитательного процесса. Целью анализа является оценка результатов воспитательного процесса, нахождение вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснование целей и задач на новый учебный год
Результаты такого анализа учитываются при планировании и организации воспитательной работы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы