Чиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе icon

Чиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе



НазваниеЧиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе
Дата конвертации15.12.2012
Размер47.57 Kb.
ТипДокументы
источник

Чиркунова Т.И.

(г. Кувандык)

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Базой для мониторинга качества математического образования в начальной школе являются образовательные стандарты. Основываясь на государственном образовательном стандарте начального образования по математике, учителя школы работают над созданием школьного стандарта.

В школьный стандарт по математике включены темы, изучаемые на занятиях обязательного кружка. Также в качестве компонентов школьного стандарта разработаны пакеты самостоятельных и контрольных работ по математике.

Основным структурным элементом обучения в школе является урок. Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. Именно от качества урока в наибольшей степени зависит качество и объем приобретаемых ребенком знаний. Каждый учитель старается использовать в своей практике различные формы уроков, прежде всего для того, чтобы процесс получения знаний не стал однообразно-утомительным ни для учеников, ни для учителей. Выбор оптимальной формы - одна из самых сложных задач, которую ежедневно приходится решать учителю.

На уроках учитель проводит контроль знаний, получаемых учениками в данный момент времени. И очень важно, чтобы этот контроль осуществлялся на каждом уроке, а не только по окончании изучения какого-то блока материала. Своевременность контроля позволит учителю, увидев затруднения в усвоении материала, провести корректировку своих действий или действий учеников. В результате не только у учеников, но и у учителя складывается ситуация успеха.

В систему преподавания математики в школе вошло использование нестандартных форм урока, в ходе которых обращается особое внимание на контроль качества знаний учащихся.

Проверка знаний учащихся – одно из наиболее трудоемких и рутинных дел учителя. Проблема разработки содержания, средств и методов контроля качества обучения, особенно его нетрадиционных форм, весьма актуальна. Так, совершенно отсутствует методика контроля знаний, умений и навыков учащихся на внеклассных занятиях, что обусловливает фактическую незавершенность учебного процесса.

Для повышения интереса к математике в школе вошло в систему проведение внеклассных тематических мероприятий как в рамках недели математики, так и в общем процессе обучения.

Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, использование дидактических игр может служить прекрасной отправной точкой для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса учащихся. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

В.Ф. Шаталов писал: «В играх и в труде, в задорных выдумках и в безудержном веселье во всем многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок».

В ходе игры у учащихся кроме интереса к предмету вырабатываются умения сосредоточиваться, преодолевать трудности, самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются и запоминаются сложные математические понятия. Даже самые пассивные ребята прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В ходе игры ученики, приобретая новые знания и умения, расширяют свой кругозор. Более сильные ученики, используя свой прошлый опыт, активно помогают более слабым. Здесь выявляется особое значение дидактической игры как средства воспитания воли, взаимовыручки, товарищества и социальной адаптации ребенка в целом. В игре ребенок раскрепощается, исчезают его скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении успеха у него появляется желание играть вновь и вновь.

В игре важна как сама конкурсная система с четким, понятным заданием, так и все возрастающий интерес к игре, азарт борьбы, которая побуждает детей думать, действовать, применять свои знания на практике. Конкурсные задания должны носить творческий, поисковый характер, рассчитанный на быстроту реакции и мышления, ориентации и раскованности ребенка, а также работать на сплоченность команды.

В ходе внеклассных игр учителем предлагаются задачи, отличные от тех, которые в данный момент времени изучаются на уроках. Это либо задачи на сообразительность, смекалку, либо задачи, для решения которых необходимо востребовать знания и умения, полученные уже давно, либо задачи, использующие материал, выходящий за рамки школьной программы. В ходе внеклассных игр можно получить представление о степени обученности каждого ребенка, о качестве его долгосрочных знаний.

Таким образом, составной частью мониторинга качества математического образования в школе является система проводимых регулярно внеклассных мероприятий (игр, конкурсов, турниров и т.п.) по математике.

Одним из главных критериев, по которым можно оценить качество полученного человеком образования, является его умение добывать и систематизировать полученные знания. Составной частью мониторинга качества математического образования в школе служит система индивидуальных заданий.

Нельзя составить полное представление об уровне усвоения математических знаний и приобретении навыков выполнения математических операций, наблюдая детей только на уроках математики. Если вести речь о компетентности ученика, необходимо знать, как математические знания применяются им при изучении других предметов. Иными словами, умеет ли он переносить в нестандартную ситуацию изученные и усвоенные ранее понятия, законы и закономерности.

В практику работы школы прочно вошла система научно-исследовательских работ учащихся, обеспечивающая им возможности попробовать себя в поисковом виде интеллектуальной деятельности. Школьники проводят исследования по разным предметам, в том числе и по математике. Большинство исследований носят межпредметный характер. Наибольший интерес вызывают у ребят темы, связанные с объяснением различных математических понятий и контролирующие уровень знаний по математике.

Результаты своих исследований ребята представляют на школьных конференциях, на городских и региональных научно-практических конференциях.

Систему мониторинга качества математического образования можно представить в виде: государственные стандарты образования, школьные стандарты образования, уроки, текущие самостоятельные работы, итоговые контрольные работы, индивидуальные задания, система внеклассных игр и конкурсов, исследовательская работа учащихся.

Представленная система является органической составляющей системы мониторинга знаний учащихся школы в целом.


Библиографический список

1. Колиниченко И. Мониторинг и его результаты. Газета «Начальная школа». №10, 2003.

2. Сайт http://www.syrtsovasv.narod.ru/




Похожие:

Чиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе iconМетодические рекомендации по совершенствованию качества образования
Министерства образования Республики Беларусь от 23. 09. 2010 г. №612 «Об организации и проведении мониторинга качества общего среднего...
Чиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе iconПрограмма опытно-экспериментальной деятельности по теме
«Преемственность развития ключевых компетенций учащихся естественнонаучного и математического образования в начальной и основной...
Чиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе iconРекомендации по использованию компьютеров в начальной школе
В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе со 2 класса вводится предмет...
Чиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе iconЗаседаний мо
Проблема: повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях фгос
Чиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе iconПредседатель Пономарева В. В. Секретарь Ефимова М. А. Присутствовали
Об исполнении требований Федерального закона от 02. 05. 2006г. №59-фз «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»...
Чиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе iconПрограмма на 2011-2016 гг строится с учетом принципов, заложенных в предыдущей обра­зовательной программе. Это принципы
Образовательная программа школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в школе, технологии его реализации...
Чиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов на 2012-2013 учебный год
Тема: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного...
Чиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе iconАнализ обученности 2008/09 учебный год
Снижение показателя качества знаний наблюдается как на всех ступенях обучения, так и в целом по школе. Наибольший спад отмечается...
Чиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе iconОсновная образовательная программа моу «Каликинская средняя общеобразовательная школа»
«Примерные программы начального общего образования» (часть I, II), «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Проектные...
Чиркунова Т. И. (г. Кувандык) мониторинг качества математического образования в начальной школе iconИнтенсификация математического образования в рамках экспериментальной деятельности в общеобразовательной школе
«Оптимизация образовательного процесса», которую моусош №15 г. Ельца проводит совместно с кафедрой математического анализа и элементарной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы