Г. Кувандыка Учитель начальных классов icon

Г. Кувандыка Учитель начальных классов



НазваниеГ. Кувандыка Учитель начальных классов
Дата конвертации16.12.2012
Размер114.2 Kb.
ТипДокументы
источник

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников


СОШ №5

Г. Кувандыка

Учитель начальных классов


Высшей категории

Кулькова Т.Н.


Апрель 2007г




Четвёртый год на уроках окружающего мира я использую метод проектов.

Считаю, что применение именно этой технологии помогло детям лучше усваивать программный материал по всем предметам. Рост качества знаний детей по окружающему миру из года в год даёт основание говорить о возможном применении метод,а проектов на уроках в начальных классах.

Результативность по предметам. 3 класс


предметы

1 четв




2 четв




3 четв




4 четв







кач

соу

кач

соу

кач

соу

кач

соу

чтение

68%

35,8%

72%

39%

73%

44%

72%

47,6%

Рус. Яз.

40%

24%

59%

27%

61%

28%

54,7%

27%

математ

45%

26%

54%

26%

63%

29%

63,6%

28,7%

Окр. мир

54%

29%

68%

36%

68%

38%

72%

38,1%


Результативность качества обучения уч-ся по четвертям:





1 четв

2 четв

3 четв

4 чет

Качество зн

40%

45%

57%

56,5%

СОУ

24,1%

23%

27%

26,9%


^ Условимия возникновения проблемы и становления моего опыта стали:

курсы обучения работы на компьютере; обучение по программе Intel «Обучение для будущего»: изучив пед. технологию – метод проектов, я поняла, что для детей моего класса низкого и среднего уровня умственного развития, с низкой учебной мотивацией эта технология приемлима.

Для моих детей в первую очередь необходимо было повысить школьную мотивацию, заинтересовать их, научить добывать информацию для ответа на любые вопросы, быть активными на уроках.

. Отмечая актуальность и перспективность моего опыта, поддерживаю мнение педагогов в том, что

проектирование является одной из самых распространённых технологий компетентностного подхода. Именно поэтому организация проектной деятельности учащихся требует теоретического осмысления и практического использования учителями начальных классов. Проектное обучение личностно-ориентированно, самомотивируемо, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует познавательный интерес, позволяет получать удовлетворение от своего труда, создаёт ситуацию успеха в обучении. Также актуальность определяется

-образовательной значимостью: з.у.н. в проектной деятельности предполагают широкий спектр находить в книгах ответы на вопросы учителя, интегрировать факты, формировать собственное суждение;

-отсутствием разработанной программы для учителей начальных классов.

Настольной книгой стала в моей работе книга «Новые педагогические и информационные технологии с системе образования» под редакцией Е.С.Полат. Исполльзуя метод проектов, мы учим детей общению, развиваем коммуникативную компетентность. Поэтому тема моей аттестационной работы на высшую категорию такова: Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

.Новизна моего опыта заключается в том, что разработанные мной методические рекомендации по данной теме, имеют практическую значимость, могут быть использованы в реальной образовательной практике учителей начальных классов.

(из рецензии на мою аттестационную работу).

Ведущей педагогической идеей, вытекающей из моего опыта, является следующее:

  • в 1 классе на уроках использовать игры по формированию коммуникативных умений; (на уроках чтения, русского языка , математики – «Слушай и повторяй за мной» в парах

  • -читают отрывок и пересказывают друг другу,

  • задают вопрос по прочитанному и слушают ответ и т.д.

Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.

Сегодня не для кого ни секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи своих воспитанников.

Самой приоритетной формой работы на уроке учащиеся считают групповую работу. Именно в групповой работе развивается сотрудничество, умение работать в команде, социальная ответственность, которые являются основой для формирования коммуникативной компетенции ученика.

Большинство учащихся в области общения испытывают небольшие проблемы и страхи, что свидетельствует о необходимости коммуникативной тренировки в ходе учебных занятий.

Интенсификация коммуникативного обучения – это возможный путь, который поможет учителю и учащимся ощутить удовлетворённость и успех на уроке.

Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке.

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы

речевой коммуникации…………..

Диалогические формы

речевой коммуникации…………….

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью

Учебная беседа в парах

Рассказывать

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Спрашивать и задавать вопросы

Дебаты

Сообщать

Переговоры

Докладывать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Аргументировать

Театрализация

Ассоциировать

Блиц-турнир

Критиковать

Учебный ринг

Доказывать и опровергать

Открытый микрофон

Защищать и доказывать своё мнение

Защита проекта


Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:

1этап.

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:

-готовность учащихся участвовать в урочном общении;

-отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;

-задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;

-комментировать вопросы и ответы;

-делать сообщения;

-рассказывать логично и последовательно.

2 этап.

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

-простота и чёткость речевого высказывания;

-отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку;

-умение высказывать свою мысль образно, кратко и ярко;

-умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;

-умение вступать в контакт с партнёром и собеседником;

-умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

3 этап

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:

-умение вести беседу в паре, в группе;

-умение поддерживать беседу;

-умение вести конструктивный диалог, дебаты;

-умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

Если педагог, осознавая проблему, начинает сам, средствами своего урока помогать учащимся преодолевать проблемы в общении, с течением времени у них формируется так называемая мотивация компетенции, которая будет предшествовать учебной компетенции и учебным достижениям школьников.

-2 – 4 класс на уроках использовать элементы проектной и игровой деятельности, в процессе моделирования урока использовать рекомендации

по структуре урока с использованием проектной деятельности доцента Вятского государственного гуманитарного университета Русских Г.А.



Структурные

компоненты

урока

Этапы

работы

над проектом

Деятельность

учащегося

Деятельность учителя

примечание

1.Оргмомент

Запуск проекта

Подготавливают место, находят пару

Определяет готовность уч-ся.

Сосредоточивает

внимание уч-ся на теме урока.

Задания приносит сказочный

герой

2.Целеполагание и мотивация

Планирование

работы

Анализируют

проблему.

Обсуждают

главную проблему,

идею.

Чётко формулирует задания для самостоятельной работы. Мотивирует

деятельность уч-ся

Учитель выдаёт бумагу, фломастеры, трафаретные линейки

3.Актуализация знаний

Определение уровня готовности к поисковой деятельности

Выясняют пути достижения цели. Определяют вместе с учителем конечный результат деятельности

Знакомит и инструкциями по выполнению заданий. Подготавливает учащихся к моменту исследования




4.Первичное усвоение знаний

Сбор информации

Знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание.

Наблюдает за деятельностью уч-ся, консультирует




5.Осознание и осмысление учебного материала

Структурирование информации

Выполняют исследования: -анализируют информацию,

-формулируют гипотезу,

-предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный.

Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности уч-ся.




6Закрепление учебного материала

Расширение информации

Расширяют информацию по теме урока

Проводит игру «Узнай новое о..» Координирует деятельность во время игры

Сказочный герой предлагает провести игру

7Применение знаний и умений

Оформление результатов работы

Рисуют плакат. Ученик, который будет защищать проект, упражняется, а другой корректирует его ответ

Помогает уч-ся подготовиться к защите проекта




8.Проверка и оценка результатов

Экспертиза проекта

Защищают проект, рецензируют.

Анализирует результаты проектной деятельности

Сказочный герой слушает уч-ся, помогает рецензировать проекты

9Подведение итогов

Рефлексия

Самооценка результатов деятельности

Предлагает алгоритм рефлексии:

Что нового узнали на уроке?

Чему я научился сегодня?

Какое главное дело мы сделали?





Оценка деятельности


Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников будут:

- владение способами познавательной деятельности;

- умение использовать различные источники информации, методы исследования и т.д.

- коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

  • самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.



У детей моего класса при тестировании психологом отмечается рост школьной мотивации. За прошедший учебный год четыре ученика перешли из группы низкого уровня в группу ниже среднего уровня. Эти ученики принимали активное участие в работе над проектом «Насекомые», отмечается рост заинтересованности детей в познании окружающего мира.

За три года работы нами созданы проекты:

- «Насекомые»

-«Чудеса воздуха»

-«Занятия горожан в старину»

-«Войди в лес другом»

и сейчас мы готовим проект «Этих дней не смолкнет слава» Его презентацию вы сможете увидеть на нашем семинаре.

Также нами подготовлены две исследовательские работы

«Жизнедеятельность малых лесных муравьёв» и «Исследование количественного содержания крахмала в картофеле разных сортов»,

с которыми выступили на 1Муниципальной научно-практической конференции «Открой свой мир» и заняли 2 и 3 места.




Похожие:

Г. Кувандыка Учитель начальных классов iconПараметры информации
Вилисова Галина Леонидовна, учитель начальных классов; Неб Надежда Николаевна, учитель начальных классов; Ныробцева Людмила Воадимировна,...
Г. Кувандыка Учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов (3-4 классы) Автор проекта
Мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Сафина А. К., учитель начальных классов мобу...
Г. Кувандыка Учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов (1-2 классы) Автор проекта
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Г. Кувандыка Учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов (3-4 классы) Автор проекта
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Г. Кувандыка Учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по русскому языку (1-2 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Г. Кувандыка Учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по окружающему миру (1-2 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Г. Кувандыка Учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по окружающему миру (3-4 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Г. Кувандыка Учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по окружающему миру (1-2 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Г. Кувандыка Учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов (1-2 классы) Автор проекта
Мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Сафина А. К., учитель начальных классов мобу...
Г. Кувандыка Учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по русскому языку (1-2 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы