|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Николаевка Ивантеевского района Саратовской области»
^ по литературе 9 класс, адаптированная по примерной программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: литература,9 класс /Составитель: В.Я. Коровина / (базовый уровень) Кочневой Ольги Александровны I квалификационной категории, с. Николаевка. ^ Библиографические источники, используемые при составлении программы: 1. Программа. Литература 9 класс. В.Я. Коровина - М: Издательский дом «Просвещение».2007г. 2. Литература9 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. В.Я. Коровина. - М: Просвещение 2009г. 3. Поурочные разработки по литературе9 класс. Н.В. Егорова. - М: ВАШ 2007г. 4. Поурочные разработки по литературы 9 класс. Золотарева И.В. Крысова Т.А. - М: ВАШ, 2006г. 5. Тесты. Литература 5-9 класс. Н. Коршунова. -М: Дрофа 2004г. ^ : Кочнева Ольга Александровна Учитель русского языка и литературы. Образование: Высшее. Окончила СГПИ. Год окончания: 1992 год. Начало педагогической деятельности: 1992 год. Категория: первая квалификационная категория. Аннотация. Рабочая программа по литературе 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов( В.Я. Коровиной). Программа рассчитана на учащихся 9 класса МОУ «СОШ с. Николаевка Ивантеевского района Саратовской области» на102 часа –3 часа в неделю. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Введение. Главная суть содержания предмета. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. В 8 классе особое внимание уделяется теории рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: от древности до сегодняшнего дня сменилось множество различных жанров эпоса, лирики и драмы. Учащиеся обращаются к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора. Учениками накоплен материал по литературе различных времен. ^
^ - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; -осознать своеобразие и богатство литературы как искусства; -освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; - овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; -использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. ^ Развитие: ![]() ![]() ![]() и письменной форме; ![]() ![]() Воспитание: ![]() общечеловеческой культуры, понимание значимости литературы для научно- технического прогресса; ![]() ![]() ![]() ^ В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен: знать/понимать: - использовать различные формы изучения художественных произведений: исторический комментарий, исторический документ. - определять связь литературного произведения со временем, - создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи. - содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; - основные теоретико-литературные понятия; уметь: - работать с книгой - определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; ^ Учебный предмет «Литература» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность. Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: - сферы и ситуации речевого общения, компоненты речевой ситуации; - эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. - совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо; - развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения; - использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; - информационная переработка текста; - культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). - культура разговорной речи. ^ Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общении Концепция ОУ Основная цель работы школы в 2011-2012учебном году: Совершенствование форм и методов обучения и воспитания, как способ повышения качества образования. ^ Организация активной познавательной деятельности учащихся на уроке.
^ Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней: I ступень - начальные классы; II ступень - основная школа; III ступень - средняя школа. Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования. ^ ![]() Пояснительная записка. Концепция программы. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. ^ Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Курс литературы для 5-9 классов является второй ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы и входит в число дисциплин включенных в учебный план. Срок реализации 2011 – 2012 учебный год. ^ Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, вариативности содержания, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. ^ Соединение традиционных и новых развивающих методов обучения, использование ИКТ приводит к положительным результатам. При выборе методов изложения программного материала приоритет отдаётся дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач. Программа рассчитана на 102 часа из расчёта 3 часа в неделю. Форма обучения очная, одна смена. ^ с остальными предметами. В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи литературы как предмета осуществляются с русским языком. При обучении литературе широко используется наблюдение за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь литературы и русского языка закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т. п.). Изучение литературы неразрывно связано с историческими сведениями. ^ В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен: знать/понимать: - определять связь литературного произведения со временем, - использовать различные формы изучения художественных произведений: исторический комментарий, исторический документ. - определять авторскую позицию писателя. - создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи. - пользоваться различными справочными изданиями. - использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе. - содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; - основные теоретико-литературные понятия; уметь: - работать с книгой - определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; ^ Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по литературе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа. Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе. Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. ^ Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике “Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. — М., 2001.) С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
^ Промежуточный: - пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), - выразительное чтение (в том числе наизусть), - развернутый ответ на вопрос, - викторины, - анализ эпизода, - анализ стихотворения, - комментирование художественного текста, - характеристика литературного героя, - конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), - сочинение на литературную тему, - сообщение на литературную и историко-культурную темы, - презентация проектов; Итоговый: - анализ стихотворения; - письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов. Программа. |