Словарь основных терминов по информатике icon

Словарь основных терминов по информатике



НазваниеСловарь основных терминов по информатике
страница1/6
Дата конвертации28.09.2012
Размер1.45 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6




^ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ


-- A --

АБСТРАГИРОВАНИЕ

Мысленное выделение некоторых признаков предмета или явления и отвлечение их от других.


АВМ - см. Аналоговая ЭВМ.


АРМ - см. Автоматизированное Рабочее Место


АВТОКОД:

Машинно-ориентированный язык (низкого уровня). Осуществляет пол -ное и прямое соответствие между машинными командами(в двоичном коде) и их мнемоническим обозначением.


АВТОМАТ: (греч. auto -сам, automatos - самодействующий)

1) устройство выполняющее без участия человека по заданной програм-ме все операции в процессах сбора, передачи, храненияи обработки Инфор -мации, Энергии и Материи. Программа задается:

а) конструкцией автомата или

б) извне носителем И.

2) Автомат в Кибернетике - Математическая Модель реальныхили возмож -ных систем для обработки дискретной Информации.


^ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО

Рабочее место, оснащенное комплесом автоматических устройств,позво -ляющих частично исключить ручной труд и автоматизировать процесс обра- ботки Информации.Термин появился в 80-х гг.Основой АРМ является Персо- нальная ЭВМ.


АВТОМАТИКА: (учение об автоматах)

1) Наука изучающая процессы функционирования автоматов.

2) Совокупность работающих автоматов.


АДА:

Язык программирования, реального времени, высокого уровня.Создан для использования во встроенных системах управленияс управляющей ЭВМ.

Разработан по инициативе и проектным требованиям министерства оборо- ны США. Конкурс выиграл язык, созданныйфирмами СII, Honeywell и Bull, кодовое название Green.Окончательное имя получил в честь Ады Лав- лейс(ассистентЧ.Бэббиджа - первый в мире программист).

Содержит средства:

- параллельного программирования

- структурно-модульного программирования

- раздельной компиляции

- создания поддерживающей программированой среды.

Окончательная версия появилась в 1980г, доработан к ANSIcтандарту в1983г. Обязателен в военных применениях.


АДАПТАЦИЯ: (лат. adaptatio - приспособление)

1) В технике. Способность технических устройстыво приспосабливаться к изменениям в окружающей среде или к изменениям внутри собственной струк туры.

2) В вычислительной технике.Процесс сопряжения двух устройств, программ,

моделей и пр. имеющих различный интерфейс.


АДАПТЕР: (англ. adapter, от лат. adapto - приспособляю)

Устройство сопряжения двух других устройств, имеющих различный интерфейс.


^ АДМИНИСТРАТОР ДАННЫХ

Лицо или группа лиц, ответственные за функционирование базы данных и ее развитие.


АДРЕС:

1) Указатель, ссылка (имя,код - цифровой или буквенный)на обьект или место где хранится информация.

2) Синоним ячейки памяти ЭВМ.


АДРЕСАЦИЯ:

1) Обращение к обьекту.

2) Метод идентификации реального обьекта или ячейки памяти по его адре- су. В команде ЭВМ может быть 0, 1, 2, 3, 4 и более адресов


АЛГОЛ (Algol):

1) Название семейства языков высокого уровня.

2) Язык программирования, алгоритмический, высокого уровня. Создан совместно Американской ассоциацией по ВТ и Западно-Европейским общест вом по математике и механике в1958. Первоначально назывался международ ный алгоритмическийязык (IAL). Практически реализован в 1960 г. - Алгол - 60.Получил распространение в Западной Европе.

Содержит средства:

- структурно-модульного программирования

- вложенные области

- передачи параметров в процедуры.

В 1968г. была предложена теоретическая версия Алгол -68, не получившая практической реализации. Послужил толчком к созданию языка Паскаль.


АЛГОРИТМ: - (От имени Аль Хорезми - математика из Хорезма)

1) Формализованная последовательность действий приводящая к реше- нию задачи за конечное число шагов.

2) Последовательность команд управления обьектом.


^ АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

см. Языки алгоритмического программирования.


АЛУ: см. Устройство Арифметическо-логическое


АЛФАВИТ:

Конечное множество символов (знаков, букв, цифр).


АНАЛИЗ (греч. analysis - разложение)

1) Мысленное разделение обьекта, явления на составныечасти, признаки.

2) Синоним научного исследования.


^ АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Совокупность всех технических средств (вычислительная техника,оргтех- ника, измерительная техника и пр.) входящих в техническуюсистему предназ- наченную для решения задач в какой-либо области деятельности. Совокуп -ность Аппаратных и Програмных средств образуют вычислительную систе- му.


АРИФМОМЕТР:

Настольная Механическая или Электро - Механическая счетная маши-на. 1878 г.В 1641-42гг. Паскаль создал первую суммирующую машину. В пос- ледствии они усложнились и выполняли 4 арифметических действия, ис -пользуя ступенчатый валик Лейбница и подвижную каретку. Арифмометр снабжен механизмом для установки и переносачисел в счетчик, счетчиком оборотов, результатов.Отличаются от машины Паскаля наличием зубчаток с переменным числом зубьев. По легенде в 1709 венецианец Полени создал первую такую машину, но сломал ее, узнав о работе Паскаля. Швед Виль -гольд Однер, живший в России, начал работу над арифмометром в 1874г. В 1878 получил первую привилегию на изобретение. Зубчатое колесо с перемен- ным числом зубцов носит егоимя - колесо Однера. Вычисления осуществля-ются вращением зубчатого колеса.При умножении и сложении на арифмомет-

ре, ручку следует вращать на себя, а при делении и вычитании от себя. В 1914 г. в России насчитывалось 22 тысячи арифмометров.


^ АРХИТЕКТУРА ЭВМ:

Совокупность обьектов, входящих в ЭВМ, их взаимодействие и функции. Описание архитектуры это пользовательский взгляд на устройство и функцио нирование ЭВМ.Открытая архитектура - Позволяет пользователю изменять архитектуру своего компьютера.Закрытая архитектура - Не позволяет пользо вателю изменять архитектуру своего компьютера.

КЭШ О П слот батар


Ц П К Дешифр. Адр. Тайм. Т Г Б П


Системная шина


Контр Контр Слот Слот Слот


В У В У


ЦП - Центральный процессор

Кэш - Кэш память

ОП - Оперативная память

Дешиф - Дешифратор адреса

БП - Блок питания

ТГ - Тактовый генератор

Контр - Контроллер

ВУ - Внешнее устройство

Батар - Батарейка

Тайм. - Таймер

Слот - Разьем расширения системной шины,позволяет подключать новые ВУ.


АССЕМБЛЕР (Assembler):

1. Транслятор с Ассемблера.

2. Язык АССЕМБЛЕР

Система алфавитных мнемонических обозначений для представления в

более удобочитаемой форме для человекапрограмм, записанных в машин- ном коде. Язык низкого уровня.

Содержит средства:

- мнемонического кодирования машинных операций

- присваивания имен регистрам процессора и памяти ЭВМ.

- создания собственных схем адрессации

- использования различных систем счисления и меток

- использования меток


АСУ: - Автоматизированная Система Управления.см. система автоматизиро -ванного управления.


АСУП: - Автоматизированная Система Управления Производством.См систе- ма автоматизированного управления.


АЦП: - см. Преобразователь аналого-цифровой.


АЦПУ: - см. Принтер.


ANSI - Аmerican National Standards Institute.

Aмериканский национальный институт стандартов. Создан в 1918 г с целью выработки национальных промышленных стандартов и согласования их с международной организацией по стандартизации. Стандарты имеют ре -комендательный характер. Не-государственная организация, финансируется промышленниками.


ASCII - American Standart Code for Information Interchange.

Американский стандартный код для обмена информацией.Американский стандарт кодовой знаковой таблицы. Принят в

1963г. Изначально содержал 7 бит = 128 знаков(основная таблица) без про -верки на четность. В последнее время имеет 8 бит = 256 знаков (2 таблицы: основная и альтернативная).


-- Б --


^ БАЗА ДАННЫХ (БД)

1) В строгом смысле слова - файл данных, для создания и обращения к

которому используются средства СУБД - Системы Управления Базой Данных.

2) В нестрогом смысле слова - несколько файлов с произвольным определением,

доступом и организацией, которые служат для хранения изменяющейся информации

в ЭВМ и допускают совместную обработку разными прикладными программами.

3) Синоним - см. Системы Управления Базой Данных. (СУБД)


^ БАЗА ДАННЫХ РЕЛЯЦИОННАЯ

1) Нестрого, БД в виде таблицы.

2) Строго. БД удовлетворяющая следующим требованиям (реализующая

реляционную модель данных):

- Каждый элемент БД (таблицы) уникален;

- Все признаки БД (столбцы) однородны и имеют имя;

- Записи БД (строки) уникальны (не повторяются)

- При операциях над содержимым БД, порядок записей и признаков,

а также их содержание не имеет значения.

- БД реализующая реляционную алгебру :

(селекция, проекция, соединение, ) кроме стандартных операций

над множествами:

(обьединение, пересечение, разность, произведение, деление)


^ БАЗА ЗНАНИЙ

Совокупность человеческих знаний в определенной предметной области

деятельности, реализованых в виде формальной системы, позволяющей

осуществлять логические рассуждения на основе правил. Правила

(нормы,критерии), обычно представляются экспертами, занятыми в данной

деятельности практически.


^ БАНК ДАННЫХ

Программно-аппаратная Система, позволяющая сохранять, находить и

использовать данные, собранные по определенной тематике или виду

человеческой деятельности, группе пользователей.

Как правило система открытая, общего

пользования, имеющая доступ по всей стране. Доступ к банку данных

осуществляется через службы сетевой поддержки.


БАЙТ (byte)

Единица измерения размера двоичного кода и количества информации.

Слово из 8 бит.

10

Килобайт = 2 bit = 1024 bit

20

Мегабайт = 2 bit = 1024 Kbit = 1 048 576 bit

30

Гигабайт = 2 bit = 1024 Mbit = 1 048 576 Kbit = 1 073 741 824 bit


БЕЙСИК (BASIC) - Beginner's all-purpose symbolic instruction code

"Универсальная система кодирования для начинающих".

1) Название семейства языков программирования высокого уровня.

2) Простой Язык программирования, алгоритмический, высокого уровня,

интерактивный, интерпретатор.

Создан для обучения программированию в 1960 гг.

Содержал средства:

- редактирования;

- обработки чисел;

- работы с операционной системой.

К сожалению в настоящий момент времени стандарт на язык

Бейсик отсутствует. Большое количество фирм выпускает свои версии

языка, не совместимые между собой.

Расширен средствами:

- обработки строк;

- компиляции;

- визуального программирования и др.


^ БИБЛИОТЕКА ПРОГРАММ

Совокупность программ или пакетов программ, предназначеных для

общего пользования в определенной среде программирования. Обычно,

обращение к библиотеке - это подключение ее к программе пользователя.


БИС - см. Схема интегральная большая.


БИТ (от англ. bit: bindry digit - двоичная единица)

1) Двоичная единица, одно знакоместо в двоичной системе счисления.

Еденица измерения размера двоичного текста.

2) Еденица измерения количества информации - информация необходимая

для различения двух равновероятностных событий.


БЛОК(нем. block)

1) Часть целого, ответственное за выполнение какой-либо функции(действия)

в рамках целого. С точки зрения целого внутреннее устройство

Блока не существенно, важным являются его внешние (выходные и входные)

характеристики, интерфейс (напр.,блок питания). (См. Черный ящик)

2) Набор элементов с однотипной функцией (блок цилиндров).

3) Часть Программы. Память для блока и для данных, в него входящих,

выделяется только на время работы блока.

4) Специальные графические символы для отображения основных типов

Алгоритмов.

5) В Теории Кодирования упорядоченный набор символов, с фиксированной

длинной. Слово.


БЛОК-СХЕМА

1) В широком смысле:

Графическое изображение Алгоритма, Процесса, Машины или Устройства

в виде схемы, описывающей процесс работы.

2) В узком смысле: Графическое изображение Алгоритма.

Блок - схема имеет специальные графические символы (блоки)

для отображения основных типов алгоритмов.


БОД

Единица измерения скорости передачи дискретного сигнала.

Бит в секунду (бод).


БУФЕР (англ. buffer, от buff - смягчать толчки)

1) Устройство сглаживающее различия в скорости при сов-

местной работе двух устройств, механизмов.

2) Схемы оперативной памяти используемые для временно-

го хранения информации. Используется для компенсации раз-

ности в скорости обработки информации двух сопряженных уст-

ройств, при передаче между ними информации. Обычно применя-

ются в контроллерах для разгрузки процессов передачи по

системной шине и ускорения работы всего компьютера.


БЫСТРОДЕЙСТВИЕ

1) В широком смысле, скорость работы (выполнение основной

функции во времени) Алгоритма, Программы, Машины,

Устройства и др. В основном применяется для дискретных устройств.

2) В узком смысле Быстродействие - основная характеристика ЭВМ,

Центрального Процессора и других устройств, в нее входящих.

Колличество простых операций (сложение, вычитание и пр.) в

единицу времени (оп/сек) или;

MOPS - млн. оп/сек.

MIPS - млн. инструкций/сек (команд процессора)

MFLOPS - млн. оп. с плавающей точкой /сек


-- В --


ВВОД

Процесс ввода данных в какое-либо устройство, систе-

му, программу.


ВЕКТОР (лат. vector - несущий)

1) В широком смысле, обьект полностью характеризующися

заданием одного числа и направления. см. Скаляр, Тензор.

2) В узком смысле, отрезок определенной длинны и направления.


ВЕЛИЧИНА (матем.)

1) В широком смысле, обьект полностью характеризующися

заданием одного числа - скаляр. См. Вектор, Тензор.

2) В узком смысле, обобщение конкретных понятий: длины, массы и т.п.

позволяющее выразить числом отношение любой другой В. того же рода

к данной В. - еденице измерения.


ВЕТВЛЕНИЕ

Операция (оператор) передачи управления по условию в алгоритмах и языках

алгоритмического программирования.

В простейшем случае выбор осуществляется между двумя возможными

продолжениями алгоритма.


ВЕРОЯТНОСТЬ (матем.)

Числовая характеристика возможности появления случайного события

при тех или иных определенных условиях. Изменяется от 0 до 1 или

от 0 % до 100 %


ВИДЕОТЕРМИНАЛ - см. Терминал, Видеомонитор.


ВИДЕОМОНИТОР.

(Видеотерминал, дисплей, видеографическая система)

Устройство для вывода видео информации на экран в ре-

альном режиме времени (динамическое устройство).

Способ формирования изображения:

- Электронно лучевая трубка.

Электронная вакуумная лампа(кинескоп), где катод(электрон-

но-лучевая пушка) излучает поток электронов попадающих на

анод(экран). Экран покрыт люминофором, составом излучающим

свет, при попадании на него электронов. При монохромном(чер-

но-белом) изображении: Черный - это цвет фона, Белый и града-

ции серого - это различная яркость зерен люминофора. При цвет-

ном изображении экран разбит на ячейки содержащие 3 зерна лю-

минофоров (Red Green Blue). Три пушки излучают поток электро-

нов каждая на свой люминофор, через маску. Цвет формируется

как смешение точек трех цветов, а изображение формируется как

графическая совокупность цветных точек.

- Жидкокристаллический экран. Изменение оптической поляризации

жидкого кристала, под воздействием электрического сигнала.

- Газоплазменный дисплей(лазер).

Характеристики мониторов и адаптеров:

- Режим:

-текстовый режим - монитор выводит только символы латинский,

русский или др. алфавит, спецсимволы и псевдографику.

Символ формируется на экране знакогенератором по получен-

ному коду. (1-й байт - 256знаков, 2-й байт - цвет знака, фо-

на и мерцание) как набор точек имеющих на экране вид знака,

символа. Двоичный код и символ изображаемый знакогенератором

образуют кодовую таблицу (ASCII, КОИ). Кодовую таблицу можно

изменять, в СССР наиболее употребима альтернативная русская

ASCII. Некоторые дисплеи позволяют программировать знакоге-

нератор.

-графический режим - выводит на экран точку (pixel). из кото-

рых програмистом формируется изображение.

При цветном изображении цветной pixel формируется min из

трех зерен люминофора (Red Green Blue) - физический pixel.

Програмный pixel <= физического pixel. VGA 1 байт формирует

256 цветов, но для качественного, реального фотоизображения

требуется 24 бит - 16.7 млн. цветов.

Преемущества: вывод графических изображений

- Разрешающая способность:

- Колличество ячеек формирующих изображение:

-текстовый режим - знаков Х строк

-графический режим - точек по горизонтали Х вертикали

- Размер зерна люминофора 0.28

- Режим полного соответствия: WYSIWYG - цветовая и графическое

изображение на принтере точно соответствует изображению на

экране.

- Размер экрана по диагонали

12''- 31см, 14''- 36см, 17''- 44см, 19''- 49см, 21''- 54см

- Рабочие частоты:

Вертикальная развертка (частота кадров)

Горизонтальная развертка (частота строк)

- Цветовой код


- Тип видеоадептера (стандарты):

Интерфейс низкого уровня (устройство)

MDA - Monochrome Display Adapter

монохромный дисплейный адаптер. Улучшен в 1981г.

Формирует цифровой сигнал.

MGA - Monochrome Graphics Adapter (Hercules Graphics Сard)

Монохромный графический адаптер

CGA - Color Graphics Adapter

цветной графический адаптер. Введен IBM в 1982г.

EGA - Enhanced Graphics Adapter

расширенный графический адаптер. Введен IBM в 1984г.

VGA - Video Graphics Array, RGB - выход.

видеографическая матрица. Введен 1987г.

Первоначально очень дорогой, был упрощен до нескольких

микросхем и теперь располагается на материнской плате.


Большинство производителей прикладного программного обеспечения

поддерживают только стандарт VGA и выше. Платы VGA формируют

на выходе видео(аналоговый) сигнал - RGB (Red Green Blue) c

помощью цифроаналоговых преобразователей (ЦАП) - DAC или

RAMDAC.

SVGA - Super Video Graphics Array, RGB - выход. Далее исполь-

зовать интерфейс низкого уровня не имеет смысла из-за

малого быстродействия.

VESA - Video Electronics Standarts Association.

Имеет два производственных принципа и один стандарт.

Малоиспользуемые стандарты:

1024 х 768

8514/A - , 1987

XGA - Extended Graphics Array, 1990. Специально создан под ра-

боту с Windous.

1280 х 960

1280 х 1024


Интерфейс высокого уровня

Сoprocessed Graphics Adapter - имеют встроенные графические

сопроцессоры. В меньшей степени зависят от работы ЦП и быстро-

дествия системной шины. Интерфейс высокого уровня (система).

Выходные частоты сканирования CG должны совпадать с диапазоном

частот монитора.

Сoprocessor Graphics - графические сопроцессоры.

Наиболее популярные СG выпускает

Тexas Instruments - TMS 34010, 20, а также

i860, i960

Hitachi, Motorolla


Режим загрузка нового верт гориз

гориз/верт цвет палитра знакогенератора f Hc f kHc

MDA текст 80 х 25 - + 50 18.3


MGA текст 80 х 25 -

графика 720 х 348 -


CGA текст 80 х 25 16 - 60 15.7

графика 320 х 200 4 16

640 х 200 - +


EGA текст 80 х 25 16 60 21.5

80 х 43 16

графика 640 х 350 16 64 +


VGA текст 80 х 25 16 60 & 31.5

80 х 43 16 70

графика 640 х 480 16 4096-262тыс

640 х 200 256


SVGA текст 80 х 25 16 60 &

80 х 43 16 70

графика 800 х 600 256 4096

1024 х 768 256


МСGA текст 80 х 25 60 & 31.5

графика 320 х 200 70

640х 200 256


VESAstd 56 35.5

VESAdir 60 37.8

VESAdir 72 48


8514/A - 87 35.5

XGA - 87 35.5


Стандарт: 1024 х 768 становится основным на ПК


- Разрядность адаптера

8 битовые

16 битовые

32 битовые


Примечания:

- Некоторые адептеры формируют черезстрочное изображение,

что приводит к ухудшению качества картинки и ее мерцанию.

- На быстродействие видеографической системы влияет размер

буфера памяти видеоадаптера


ВИНЧЕСТЕР (Winchester)

Внешнее устройство памяти.

Устройство для долговременного хранения больших обьемов информа-

ции. Энергонезависимая память на жестком магнитном диске.

В герметичном корпусе заполненном инертным газом не сменяемый

пакет дисков и головки чтения/записи. Диски из Al или стеклопластика,

скорость вращения 3600 об/мин, емкость до 1 ГБ, Время доступа 60-16 мс.


ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (мнимая, не существующая реальность)

1) Совокупность компьютерных средств, создающих у чело-

века иллюзию, что он находится в искусственно созданном

(реальном) мире, путем подмены обычного (сенсорного -

чувственного) восприятия окружающей действительности инфор-

мацией, генерируемой Компьютером. "близкодействие"

2) Интерактивный Динамический обьект, имитационная среда

реализованная в виде компьютерной сети. (сеть InterNet)

3) Исскуственная среда обитания с произвольными, изменя-

емыми законами: погружение в среду. (Книги, театр, кино,

игры и пр.)


ВИРТУАЛЬНОЕ ТЕЛО (марионетка)

Обьект в ВР, действиями которого управляет на расстоянии

интелект естественный или искусственный. Более строго - лю-

бой обьект в ВР, т.к. невозможно отличить управляем он или

нет.


ВИРУС

Программа использующая ресурсы вычислительной системы не в интересах

пользователя, владельца.


ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ (накопитель) см. Память, Память Внешняя.


ВОЗВРАТ

1) Операция (оператор) передачи управления в начало алгоритма, блока,

программы

2) Операция (оператор) передачи управления в основной алгоритм,

программу.


^ ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ

Время от момента возникновения требования, запроса, прерывания до

начала его обслуживания. (см. Теория Массового обслуживания.)


ВЫВОД

Процесс вывода данных из какого-либо устройства,

системы.


ВЫЗОВ

Операция (оператор) передачи управления во вспомогательный алгоритм,

подрограмму.


ВЫРАЖЕНИЕ

Компонент языка программирования, определяющий порядок и

способ вычисления некоторого значения.


ВЫХОД

Устройство, сигнал, программа передающие информацию из

системы во внешнюю среду.


ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА - см. Техника Вычислительная


ВХОД

Устройство, сигнал, программа передающие информацию из

внешней среды в систему.


-- Г --


^ ГЕНЕРАТОР ТАКТОВЫЙ

Электронное устройство (блок ЭВМ), генерирующее импульсы

с высокой стабильностью частоты. Они используются для

синхронизации и запуска работы элементов дискретных ЭВМ.


ГРАФ

Геометрическая Модель (как правило графическая) системы

связей (линий) между

обьектами (точками) разной природы. Пример графа - метро.

Изучается в теории графов.


ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ

Устройство для вывода информации из ЭВМ на бумагу (или

другой носитель) в виде рисунка, чертежа, графика, как со-

вокупности линий. Составная часть САПР Систем Автоматизированного

ПРоектирования.

ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ барабанный - Носитель перемещается на

барабане

ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ планшетный - Носитель закреплен на

планшете и не перемещается.


HIPER-MEDIA - Сверх среда.

Информационная среда с неограниченными (максимальными)

возможностями работы с информацией.


-- Д --


ДАМП

Распечатка или вывод на дисплей информации,

содержащейся в основной (оперативной)

памяти ЭВМ.


ДАННЫЕ

Представление различной информации в формализованном виде, позволяющем

автоматизировать ее сбор, хранение и дальнейшую обработку.


^ ДАННЫХ ПЕРЕДАЧА

Область электросвязи, охватывающая вопросы передачи информации,

представленной в формализованном виде и предназначенной для

обработки ее ЭВМ.


^ ДАННЫХ РЕДАКТИРОВАНИЕ

1) В широком смысле: изменение данных.

2) В узком смысле:

преобразование формы представления данных к виду,

удобному для использования.


ДАТЧИК (изеритель)

Измерительный (входной) преобразователь, преобразующий информацию об

измеряемой физической величине в сигнал, удобный для использования и

обработки в системах автоматического контроля и управления.

Состоит из: Чуствительного элемента (воспринимающий орган) и

устройства преобразования.


ДЕКОДИРОВАНИЕ

Процесс, обратный кодированию, или востановление исходного

сообщения из закодированного (или кода) осуществляемое

в соответствии с правилами кодирования.


ДЕМОДУЛЯЦИЯ

Преобразование модулированного сигнала(обычно прошедшего канал и

искаженного помехами) в модулирующий сигнал.


ДЕРЕВО

1) В теории графов - связный граф без циклов.

2) В иерархических ДОС - Система хранения файлов

на внешнем носителе информации, представляющая из себя

совокупность вложенных катологов.


ДЕСКРИПТОР (англ. descriptor)

1) Информационный обьект хранимый в памяти. Указывает в

каком виде хранится информация (файл, массив и пр.)

2) Лексическая единица (слово,словосочетание) информационно поискового

языка.


ДЕШИФРАТОР

1) Устройство, устанавливающее однозначное соответствие между входным

дешифрируемым сигналом и сигналом на соответствующем выходе.

2) см. Декодирование.


^ ДЕШИФРАТОР АДРЕСА

Устройство осуществляющее доступ к Основной (Оперативной)

памяти ЭВМ по полученному коду (адресу).


ДИАГНОСТИКА

1) Диагностика техническая

Контроль, проверка и прогнозирование функционального

состояния (способность выполнять свои функции)

технических систем.

2) Диагностика автоматическая

автоматическое получение и обработка иформации

о состоянии технических систем, непосредственно в процессе

их эксплуатации, для обнаружения неисправностей в них и

выявления тех их элементов, ненормальое функционирование

которых привело, или может привести, к возникновению

неисправностей.

3) см. Теория Надежности и технической диагностики.


^ ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

Режим взаимодействия пользователя с ЭВМ, при котором каждый

запрос пользователя вызывает немедленное ответное действие ЭВМ.


ДИГИТАЙЗЕР (сколка, координатограф)

Устройство ввода графической информации в ЭВМ, методом задания

координат, точек.

Характеристики:

- Размер поля ввода (формат А4, А3);

- Разрешаюшая способность - расстояние между координатами (0.1мм).


ДИЗЬЮНКЦИЯ

1) Логическая операция сложения. Выполняется союзом "... или ..."

Истинна, если истинно А или истинно В.

2) Логическая операция в алгоритмических языках программирования.


ДИСК

Носитель информации имеющий форму круглой пластины.

Одна из геометрических форм хранения. (Карта, Лента, Диск)

(см. Память Внешняя).


^ ДИСК МАГНИТНЫЙ

Диск из немагнитного материала, покрытый с обеих сторон слоем

ферромагнитного вещества. Применяется как устройство

долговременного хранения информации. Энергонезависимая память.

(см. Память Внешняя).


ДИСКЕТА

Гибкий Магнитный Диск (floppy disk) в жестком или

мягком корпусе, защищающем диск от механических повреждений.

(см. Память Внешняя).


ДИСКОВОД

Внешнее устройство памяти.

Устройство для установки, вращения и чтения/записи информации

с Дисков хранящих информацию.

Представляет из себя устройство включающее:

- Место для установки или крепления диска.

- Двигатель для вращения Диска.

- Головоки чтения/записи.

- Двигатель (линейный или круговой) перемещающий (позиционирующий)

Головоки чтения/записи.

- Сепаратор.

(см. Память Внешняя).

Колличество головок чтения/записи совпадает

с колличеством поверхностей записи.

Головки жестко закреплены и вместе

образуют "расческу", которая способна передвигаться

относительно дисков от края к центру. Таким образом происходит

обращение(позиционирование) к разным цилиндрам.

Затем головка чтения/записи считывает последовательную

информацию с сектора, сепаратор отделяет индексную

информацию сектора от данных, последовательный код преобразуется

в параллельный для шины. В настоящее время применяется

кэширование диска платами памяти (DRAM) до 1МБ.


ДИСКРЕТИЗАЦИЯ

Преобразование непрерывной функции (сигнала) в дискретную

(прерывистую).


ДИСПЛЕЙ (англ. display - показывать)

Устройство визуального отображения информации (в виде текста,

таблицы, чертежа и др.) на экране в динамическом режиме.

Способ формирования изображения:

- Электронно лучевая трубка.

- Жидкокристаллический экран.

- Газоплазменный дисплей(лазер).

(см. Видеомонитор)


^ ДИСТРИБУТИВ ПРОГРАММЫ

Первоначальная (покупная) версия программы, содержащая все

необходимые элементы для работы, без настройки ее на конкретную

конфигурацию вычислительной системы.


ДОСТУП

Процедура установления связи с запоминающим или каким-либо другим

устройством ЭВМ или информационной системы для чтения/записи данных.


ДРАЙВЕР (англ. driver - устройство)

1) Программа, реализующая обмен порциями информации между

основной (оперативной) и внешней памятью ЭВМ.

2) Программа управления работой внешних устройств ЭВМ.


ДЖОЙСТИК

Внешнее Устройство Ввода. (Ручка управления)

Применяется для ручного управления движением курсора на экране дисплея,

и ходом выполнением программы. Преобразует механическое перемещение ручки

в трех плоскостях, в движение курсора.


-- Е --


ЕС ЭВМ - Единая серия(система)

Семейство программно и аппаратно совместимых

универсальных ЭВМ общего назначения (Мэйнфреймы),

выпускавшихся в СССР по инициативе академика Лебедева.

  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Словарь основных терминов по информатике iconКраткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993
Данный краткий словарь терминов не претендует на исчерпывающее толкование всех педагогических понятий
Словарь основных терминов по информатике iconСловари Словарь политических терминов. Педагогический энциклопедический словарь
Словарь культуры 20 века. Ключевые понятия и тексты. Статьи по следующим областям современной культуры: философии, литературе, семиотике,...
Словарь основных терминов по информатике iconДокументи
...
Словарь основных терминов по информатике iconРоссийская академия образования Институт информатизации образования Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования Москва, 2006
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: Иио рао, 2006. – 88 с
Словарь основных терминов по информатике iconСловарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке

Словарь основных терминов по информатике iconСловарь терминов
Критерии сформированности универсального действия нравственно–этического оценивания
Словарь основных терминов по информатике iconМикроэкономика Англо-русский словарь основных терминов и сокращений, применяемых в разделе «Микроэкономика»
Мрр marginal physical product -физический объем предельного продукта; mrp marginal revenue product доход от предельного продукта;...
Словарь основных терминов по информатике iconКраткий словарь егэ краткий словарь терминов единого государственного экзамена егэ единый государственный экзамен гиа
Пту, профессиональный лицей и др.), среднего профессионального образования (техникум, колледж и др.) Абитуриент, поступающий в государственные...
Словарь основных терминов по информатике iconСловарь обж основные термины и определения Словарь терминов и определений 8 класс Аварийная ситуация
Аварийная ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих аварийную обстановку. Причинами аварийных ситуаций могут быть транспортные...
Словарь основных терминов по информатике iconДокументи
1. /Блейхер В. Крук И. Толковый словарь психиатрических терминов.TXT
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы