Классификация компетенций школьника icon

Классификация компетенций школьника



НазваниеКлассификация компетенций школьника
Дата конвертации28.09.2012
Размер44.17 Kb.
ТипДокументы
источник


Классификация компетенций школьника


Компетенции

Виды компетенций

Характеристика компетенции


Ключевые


Предполагают формирование способностей у учащегося находить и применять нужную информацию; работать в команде; быть готовым к постоянному учению и переучиванию.





Ценностно-смысловые

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.






Общекультурные

Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.





Учебно-познавательные

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.





Информационные

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.





Коммуникативные

Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.




Социально-трудовые

означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.






Компетенции личностного самосовершенствования


Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.




Общепредметные

Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.

Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей.



Предметные

Имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.

Литература:

Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm





Похожие:

Классификация компетенций школьника iconПрезентация на тему: «Удобрения и их классификация» Тазитова Диана мбоу сош с. Бахтыбаево План: Классификация удобрений
Классификация удобрений. По происхождению их разделяют на неорганические или минеральные, органические, органо-минеральные и бактериальные....
Классификация компетенций школьника iconТема: Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений

Классификация компетенций школьника iconФормирование ключевых компетенций на уроках физики
В основу обновлённого содержания общего образования положена ориентация на создание у учащихся компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой,...
Классификация компетенций школьника iconТест по теме: «Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений.»
«Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений.»
Классификация компетенций школьника iconТема классификация интеллектуальных информационных систем ключевые слова
Понятие интеллектуальной информационной системы, основные свойства. Классификация иис, предметное (фактальное), проблемное (операционное)...
Классификация компетенций школьника iconВопросы к экзамену Понятие информационных систем. Свойства. Классификация
Структура и классификация автоматизированных информационных систем туристических фирм
Классификация компетенций школьника iconФормирование ключевых компетенций на уроках физики
В связи с этим, можно выделить следующие группы компетенций, которые целесообразно развивать у учеников нашей школы
Классификация компетенций школьника iconПортфолио школьника Зашихина Наталья Николаевна
Портфель документов входят сертифицированные (документированные) результаты индивидуальных образовательных достижений школьника
Классификация компетенций школьника iconПлан работы методического объединения воспитателей на 2011-2012 учебный год
Мо воспитателей работало по теме: «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов как средства формирования социальных...
Классификация компетенций школьника iconГ т. Балашейка Емельяновой Ларисы Владимировны на тему Формирование икт компетенций на урок
«Формирование икт компетенций на уроках и во внеурочной деятельности» (Слайд 1-2-3)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы