Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности icon

Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности



НазваниеИсследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности
Дата конвертации28.09.2012
Размер60.02 Kb.
ТипИсследование
источник

ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОНОМНОСТИ-ЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Важными характеристиками учащегося и как личности, и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как само­стоятельность, уверенность в себе, ответственность и т.п. В неко­торых случаях желательно рассматривать псе эти качества не изо­лированно, а в комплексе, не абстрактно, а конкретно - примени­тельно к специфике их проявления в учебной деятельности. В связи с этим по стилю учебной деятельности возможно выделение двух полярных групп учащихся, которых условно можно назвать «авто­номными» и «зависимыми».

«Автономные» проявляют в учебной деятельности следующие качества: настойчивость, целеустремленность, развитый самокон­троль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выпол­нению работы и т.д. Для «зависимых» же характерно то, что эти качества у них почти не обнаруживаются, их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ори­ентацией на советы, подсказки. Успешность деятельности педагога зависит от учета им этих типов учебной деятельности, от адекват­ного выбора способов педагогического взаимодействия с учащими­ся в зависимости от степени выраженности у них автономности-зависимости. Например, применение по отношению к учащемуся явно выраженного «зависимого» типа стратегии «распространен­ной опеки» (назовем это так) может оказаться эффективным спо­собом педагогического взаимодействия, способствующим успешно­му выполнению им учебной деятельности. Однако но отношению к учащемуся «автономного» типа подход, основанный на поэтапной регламентации (в том числе и контроле) деятельности учащегося педагогом, на постоянной «выдаче» советов, указаний, подсказок, является не только не эффективным, но скорее всего будет иметь явные негативные последствия.

Необходимо заметить, что вопрос о выборе эффективных стра­тегий педагогического взаимодействия—это большая самостоя­тельная проблема, которую здесь мы рассматривать сколько- нибудь подробно не собираемся. Пути ее решения не так, просты. Мы полагаем, в частности, что и для «зависимых» учащихся вза­имодействие по типу «распространенной опеки» следует использо­вать лишь как временную меру, постоянно думая о переводе учаще­гося с уровня «зависимости» на уровень «автономности». Очевидна связь между формированием у учащихся черт «зависимого» типа и широким использованием педагогом способов авторитарного ру­ководства.

Все это приводит к пониманию того, что адекватное представле­ние педагога о такой стилевой характеристике учебной деятельно­сти учащихся, как автономность-зависимость, имеет чрезвычайно большое практическое значение. От адекватности этой оценки зависит эффективность деятельности самого педагога, осуществление им индивидуального подхода в процессе обучения, а также успеш­ность учебной деятельности учащегося.

Для диагностики стиля учебной деятельности учащихся и отне­сения их к группе «автономных» или «зависимых» можно исполь­зовать специальный тестовый опросник (Прыгни Г. С., 1984). Дан­ная методика представляется нам вполне обоснованной, она имеет высокую валидность (валидность no содержанию и критериальная валидность) и надежность. Методика диагностирует оба основные типа учащихся; «автономных» и «зависимых», а также выделяет третью группу «неопределенных». Последние - это такие учащиеся, которых нельзя отнести с достаточной степенью определенно­сти ни к «автономным». ни к «зависимым», так как у них примерно в равной степени выражены особенности, свойственные как перво­му, так и второму типу.

Учащихся, набравших 11 баллов и больше, следует, отнести к группе «автономных».

Учащихся, набравших 7 баллов и меньше, следует отнести к группе «зависимых».

В отношении учащихся, набравших 8-Ю баллов, определенного заключения делать нельзя.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Некоторые результаты наших собственных исследований фено­мена «автономность-зависимость» в учебной деятельности приве­дены в таблице.


^ Результаты диагностики стилевых характеристик учебной деятельности учащихся (выборка 111 чел.)


Выборка


Количество учащихся. %





«автономные» «чакиснмые*


«зависимые»

«неопределенные»


«А»


5,5


65,0

29,5


«В»


24,0

41,0

35,0


«С»


25,6

44,4

39,0



Обращает на себя внимание тот факт, что высок процент уча­щихся, относящихся к типу «зависимые», — 41-65%. Это обстоя­тельство никак нельзя назвать отрадным. Диагностика «зависимо­сти» в учебной деятельности у большого числа учащихся, конечно, не случайна

Вся система традиционной педагогики, ориентированная на субъект-объектное взаимодействие (ученик - лишь объект воздействия), на жесткое и прямое управление, на директивные мето­ды обучения и воспитания, в конце концов, ведет к формированию именно зависимого типа учащихся. Формирование того или ино­го стиля учебной деятельности имеет многофакторную обусловлен­ность: зависит от характерологических особенностей личности под­ростка, от его способностей и др. И все-таки педагогический фактор представляется нам чрезвычайно важным.

Более частным, но от того не становящимся менее интересным обстоятельством является то, что доля «автономных» учащихся в двух выборках («В» и «С») составляет около 25%, а в третьей («А»)—лишь 5,5%. Эти выборки отличаются по половому призна­ку: выборки «В» и «С» состоят из юношей, а выборка «А» — из де­вушек. Очевидно, этот факт имеет свои психологические корни, в том числе и социально-психологические. Стоит вспомнить, в связи с этим, о существовании и действия социальных эталонов маскулинности и фемининности: что является одобряемым и допустимым в поведении и психологии женщин, не всегда одобряется социумом в мужчине. По крайней мере, самостоятельность и независимость всегда рассматривались в подростковой среде как важнейшие при­знаки маскулинности.

Имеются, кроме того, специальные исследования общей карти­ны представлений педагогов об автономности-зависимости учащих­ся, а также исследования адекватности этих представлений реаль­ному распределению учащихся по диагностируемым типам учебной деятельности (Реан А. А., 1990).
^

Литература


Реан Л. Л. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА



Инструкция. Прочитайте нижеперечисленные утверждения. Если вы с ними согласны (полностью или преимущественно), то отвечайте «да»; если не согласны - «нет». Ответ «не знаю» при ра­боте с опросником не используйте.


1. Окружающие люди считают меня уверенным в себе челове­ком.

2. Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать.

3. При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы.

4. Я склонен отказаться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так.

5. Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны.

6. Я с одинаковым старанием выполняю как интересную, так и не интересную для меня работу.

7. Для успешного выполнения ответственной работы необходи­мо, чтобы меня контролировали.

8. Обычно мой рабочий день проходит бессистемно.

9. При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную.

10. После того как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я сделал.

11. Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, ко­гда меня никто не контролирует.

12. Сомнения в успехе часто заставляют меня отказываться от намеченного дела.

13. Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели.

14. Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.

15. Как правило, любые решения я принимаю советуясь с кем-нибудь.

16. Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе.

17. Когда я поглощен какой-нибудь работой, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы.

18. Я склонен отказаться от работы, которая «не клеится».


КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Да: 1, 5, 11, 14. Нет: 2, 3,4, 6, 7,8,9,10,12,13,15,16, 17, 18.


ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл.




Похожие:

Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности iconУчебная зона
В учебной зоне расположена доска и фланелеграф. В зависимости от образовательной деятельности детей, здесь размещаются плакаты, пособия,...
Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности iconИсследование нравственной сферы школьника
Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной...
Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности iconОбщая характеристика школы Содержание и результаты учебной деятельности
Тип: бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей, основное предназначение которого развитие мотивации...
Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности iconАмгинская сош №1, 11 кл
Исследование зависимости термо эдс от разности температур стыков в самодельной термопаре
Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности icon12 декабря 2012 года в 14. 00 в кабинете №15
«Рассмотрение модели становления личности учащихся в самостоятельной учебной деятельности и возможностей формирования творческого...
Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности iconЛ. В. Байбородовой с целью изучения активности и мотивов участия учащихся в жизнедеятельности учреждения образования. Исследование
Исследование проводится куратором учебной группы, педагогом-психологом, социальным педагогом 1 раз в семестр посредством учета добровольного...
Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности iconИзучение социализированности личности учащегося (методика М. И. Рожкова) Цель
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся
Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности iconИсследование профессиональной направленности личности педагога Цель исследования
Цель исследования: выявить значимость для педагога некоторых аспектов педагогической деятельности (склонность к организаторской деятельности,...
Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности iconИсследование по русскому языку в 8 классе
Поэтому самостоятельность должна стать в современных условиях одной из главных черт личности у подрастающего поколения. Повышению...
Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности iconПеречень оборудования для лабораторных работ по физике
«Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы