Профессиональная компетентность педагога icon

Профессиональная компетентность педагога



НазваниеПрофессиональная компетентность педагога
страница1/2
Дата конвертации28.09.2012
Размер462.38 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Квалификационная характеристика – нормативная модель компетентности педагога, отображающая научно-обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков (своб. обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта)

Педагогические умения – совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических и направленных на решение задач развития гармоничной личности.

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения.

^ Содержание теоретической готовности учителя

Теоретическая деятельность проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений

^ Компетентностный подход к содержанию образования

Компетентность – готовность, способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие общества. Для этого усилия всей системы образования и каждого педагога в отдельности должны быть нацелены на развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации, на формирование у них умения отстаивать свои права, опираясь на знания основополагающих правовых норм и используя возможности правовой системы государства. Необходимо воспитывать готовность к сотрудничеству, развивать способность к созидательной деятельности, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

^ Ключевые образовательные компетенции по А.В.Хуторскому

  1. Ценностно-смысловая компетенция – связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться, осознавать свою роль в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

  2. ^ Общекультурная компетенция – предполагает знание учеником особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, а также культурологических основ семейных, социальных явлений и традиций, влияния науки и религии на человека и мир в целом.

  3. ^ Учебно-познавательная компетенция – совокупность компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности (умение ставить цель, планировать, анализировать и оценивать), творческой деятельности (умения самостоятельно добывать знания, овладения приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем) В рамках этой компетенции определяются требования функциональной грамотности умения отличать факты от вымысла, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания).

  4. ^ Информационная компетенция – обеспечивает умения и навыки самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

  5. Коммуникативная компетенция – включает знание языков, общение с людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.

  6. Социально-трудовая компетенция – означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

  7. ^ Компетенция личностного самосовершенствования позволяет освоить способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, занимается самопознанием, развивает в себе необходимые современные человеческие личностные качества, осваивает психологическую грамотность, культура мышления и поведения, постигает экологическую культуру, правила личной гигиены и заботиться о собственном здоровье.

^ Таким образом, направленность образования на выполнение обозначенных выше целей должна содействовать становлению такого человека, который способен к сопереживанию, готов к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважает себя и друг, терпим к представителям других культур и национальностей.

^ Ключевые компетентности как результаты обучения и воспитания


Содержание образования ориентировано на достижение каждым обучающимся результатов образования, определяемых Стандартом, в виде сформированных ключевых компетентностей:

- компетентность разрешения проблем;

- информационная компетентность;

- коммуникативная компетентность.

^ Компетентность разрешения проблем позволяет:

- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;

- ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для ее реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения (то есть разрабатывать технологии, адекватные поставленной задаче);

- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и ее результатов;

- выбирать для себя нормы деятельности и поведения в адекватных ситуациях;

- выбирать технологии, адекватные поставленной задаче, четко следовать технологии.

^ Информационная компетентность позволяет:

- принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

- самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели;

- самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий;

- обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализ, синтез, обобщение, структурирование, прямое и косвенное доказательство, доказательство по аналогии, моделирование, мысленный эксперимент, систематизация материалов);

- использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

^ Коммуникативная компетентность позволяет:

- использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на казахском и других языках для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях;

- отбирать и использовать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач;

- выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета;

- осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с представителями других культур, приверженцами других точек зрения, позиций, вступая в диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации;

- строить коммуникацию в группе с людьми, стоящими на различных позициях, для получения общего результата.

Выделяются три уровня овладения ключевыми компетентностями, соответствующими регламентированным настоящим ГОСО уровням образования.

По завершению каждого уровня образования обучающийся должен демонстрировать владение указанным минимальным объемом видов деятельности, составляющих ключевые компетентности.

Компетентность разрешения проблем по аспектам:

а) Обучающийся уровня начального образования в аспекте:

^ 1) идентификация (определение) проблемы:

- приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем;

- в общих чертах описывает реальную и желаемую ситуации;

^ 2) целеполагание и планирование деятельности:

- определяет и выстраивает в логической и временной последовательности шаги по решению задачи;

3) применение технологий:

- воспроизводит технологию в строгом соответствии с инструкцией;

^ 4) планирование ресурсов:

- называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности;

5) оценка деятельности:

- выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности;

^ 6) оценка результата, продукта деятельности:

- сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу;

- оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям и заданным способом;

^ 7) оценка собственного продвижения:

- указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности;

- называет мотивы своих действий.

б) Обучающийся уровня основного среднего образования в аспекте:

^ 1) идентификация (определение) проблемы:

- обосновывает желаемую ситуацию и анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между ними;

- указывает причины существования проблемы;

^ 2) целеполагание и планирование деятельности:

- ставит цель, адекватную заданной проблеме;

- ставит задачи, адекватные заданной цели;

- самостоятельно определяет характеристики планируемого продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки;

^ 3) применение технологий:

- выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) или часть алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности;

^ 4) планирование ресурсов:

- планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи;

5) оценка деятельности:

- самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своей деятельности;

^ 6) оценка результата , продукта деятельности:

- оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям;

^ 7) оценка собственного продвижения:

- указывает причины успехов и неудач в деятельности;

- называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления;

в) Обучающийся уровня общего среднего образования в аспекте:

1) идентификация (определение)проблемы:

- определяет и формулирует проблему;

- проводит анализ проблемы;

^ 2) целеполагание и планирование деятельности:

- указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели;

- ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы;

- обосновывает достижимость поставленной цели;

^ 3) применение технологий:

- применяет технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту и составляет план деятельности;

^ 4) планирование ресурсов:

- проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи;

^ 5) оценка деятельности:

- обоснованно предлагает или отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля;

6) оценка результата, продукта деятельности:

- предлагает способы и показатели достижений поставленной цели;

^ 7) оценка собственного продвижения:

- аргументирует возможность использования полученных при решении задачи ресурсов (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности.

^ Информационная компетентность по аспектам:

а) Обучающийся уровня начального образования в аспекте:

1) планирование информационного поиска:

- делит информацию на известную и неизвестную;

- выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи;

- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте – по ссылкам;

^ 2) извлечение первичной информации:

- проводит наблюдение, эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей;

- получает информацию от человека, задавая вопросы;

- извлекает информацию из источников;

^ 3) извлечение вторичной информации:

- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям;

4) первичная обработка информации:

- систематизирует извлеченную информацию в рамках простой (по 1 признаку) заданной структуры;

^ 5) обработка информации:

- точно излагает полученную информацию;

- указывает на недостаточность информации или свое непонимание информации;

- находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.

б) Обучающийся уровня основного среднего образования в аспекте:

^ 1) планирование информационного поиска:

- называет, какого рода информация требуется для решения поставленной задачи;

- пользуется поисковыми системами Интернет;

- пользуется библиографическими и периодическими изданиями;

^ 2) извлечение первичной информации:

- самостоятельно проводит наблюдение, эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска;

- самостоятельно планирует и реализует сбор информации посредством опроса;

- извлекает информацию по заданному вопросу из статистического, исторического и художественного источника;

^ 3) извлечение вторичной информации:

- самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, ранжирует их и извлекает искомую информацию;

- указывает на обнаруженные противоречия;

^ 4) первичная обработка информации:

- систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной (по 2 и более признакам) заданной структуры;

5) обработка информации:

- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи;

- реализует предложенный способ проверки достоверности информации;

- делает вывод или соглашается с выводом на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения.

в) Обучающийся уровня общего среднего образования в аспекте:

^ 1) планирование информационного поиска:

- планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности - самостоятельно и аргументированно принимает решение о завершении информационного поиска;

^ 2) извлечение первичной информации:

- самостоятельно проводит мониторинг средств массовой информации, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска;

- самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического и исторического источников, художественного текста;

^ 3) извлечение вторичной информации:

- извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы;

^ 4) первичная обработка информации:

- систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры;

5) обработка информации:

- самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке и применяет способ проверки достоверности информации;

- делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными сведениями.

^ Коммуникативная компетентность по аспектам:

а) Обучающийся уровня начального образования в аспекте

1) письменная коммуникация:

- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры;

- излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом;

^ 2) публичное выступление:

- готовит план выступления;

- соблюдает нормы публичной речи и регламент;

- использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления;

^ 3) диалог:

- воспринимает основное содержание фактической, оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа);

4) продуктивная групповая коммуникация:

- обучающиеся самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения;

- обучающиеся дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы;

- обучающиеся разъясняют свою идею, предлагая ее, или аргументируют свое отношение к идеям других членов группы;

б) Обучающийся уровня основного среднего образования в аспекте:

^ 1) письменная коммуникация:

- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры;

- излагает тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использует вспомогательные средства;

- определяет жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм)
в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом;

^ 2) публичное выступление:

- использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использует невербальные средства или наглядные материалы;

^ 3) диалог:

- воспринимает требуемое содержание фактической, оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа);

4) продуктивная групповая коммуникация:

- обучающиеся самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- обучающиеся распределяют и принимают на себя обязанности в рамках выполнения групповой работы;

- обучающиеся задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.

в) Обучающийся уровня общего среднего образования в аспекте:

^ 1) письменная коммуникация:

- представляет результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы;

- создает письменный документ, содержащий аргументацию за и/или против предъявленной для обсуждения позиции;

- определяет цель и адресат письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности;

^ 2) публичное выступление:

- самостоятельно готовит адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использует их;

- применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией;

^ 3) диалог:

- полностью воспринимает содержание фактической / оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную тему сообщения, звучавшие предположения, аргументы, доказательства, выводы;

^ 4) продуктивная групповая коммуникация:

- обучающиеся используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов;

- обучающиеся называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы.

^ Знания, умения и навыки как результаты обучения


Знания, умения и навыки как результаты обучения представлены в разрезе образовательных областей и уровней начального, основного среднего, общего среднего образования.


^ Содержание общеучебных умений учащихся 1–4 классов

^ Обще-

учебные умения

Первый

класс

Второй

класс

Третий

класс

Четвертый

класс

Учебно-деятельностные умения

(умения учебной деятельности)

^ Умение принимать учебную цель и намечать

задачи осуществления деятельности

Принятие учебной цели и конкретных задач каждого этапа урока, представленных в форме прямого указания без выделения промежуточных задач.

Участие в подведении итогов каждого этапа урока

Принятие учебной цели, поставленной учителем, и «удержание» ее при выполнении практических заданий и упражнений.

Осознание конкретных задач, определяемых учителем для достижения цели на каждом этапе уроке.

Участие в коллективном определении итогов каждого этапа урока

Умение принимать учебную цель, поставленную учителем, и действовать в соответствии с ней.

Участие в коллективном выделении промежуточных задач, необходимых для достижения учебной цели.

Самостоятельное или коллективное определение итогов каждого этапа урока

Осознанное принятие от учителя или коллективное определение учебной цели.

Умение намечать задачи предстоящей деятельности
(с помощью учителя или самостоятельно).

Умение аргументировать свои действия, объяснять,

с какой целью на уроке осуществляется определенная практическая деятельность

^ Умение принимать и выделять учебную задачу, отличать ее от практического задания

Принятие новой учебной задачи, поставленной учителем в ходе коллективного обсуждения учебной проблемы.

Понимание, что все практические задания на уроке выполняются для решения определенных учебных задач

Определение с помощью учителя конкретных практических результатов (решил примеры, вставил пропущенные буквы и т.п.) и учебных задач (учился находить сумму, проверять безударные гласные в корне слова и т.п.), которые решались в ходе выполнения задания

Определение с помощью учителя учебной задачи, которая решалась в ходе выполнения нескольких практических заданий, упражнений (после их выполнения).

Участие в коллективном определении учебной задачи перед выполнением практического задания (Что будем делать? С какой целью? Какую задачу предстоит решить?)


Определение с помощью учителя границы между известным и неизвестным (в процессе обсуждения учебной проблемы).

Распознавание новой учебной задачи при встрече с «неразрешимым» практическим заданием (не могу выполнить задание, так как освоенный способ действия не подходит для решения новой учебной задачи)

^ Умение анализировать условия учебной задачи

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи (с целью постановки новой учебной задачи или в процессе решения частных задач)

Выделение с помощью учителя в условиях задачи конкретных особенностей, позволяющих или не позволяющих использовать для ее решения известные способы действия

Осуществление коллективного и самостоятельного анализа условий задачи.

Сопоставление условий учебной задачи и ранее освоенных способов действия с целью определения возможности их использования для решения данной учебной задачи

Установление с помощью учителя или самостоятельно несоответствия условий новой учебной задачи известным способам действия.

Определение границы своего знания: «Достаточно ли моих знаний для решения данной учебной задачи? Какие способы действия я могу использовать в данных условиях?»

Освоение способов фиксации коллективно выделенных отношений, существенных свойств изучаемых понятий в предметной, графической или буквенной форме (работа под руководством учителя со схемами, моделями, таблицами и др.)

Самостоятельное представление выделенных отношений, существенных свойств изучаемого объекта в предметной, графической или буквенной форме

^ Умение определять последовательность выполнения действий, планировать этапы осуществления деятельности

Участие в коллективном выделении этапов осуществления деятельности.

Определение с помощью учителя способов выполнения учебного задания

Участие в коллективном построении ориентировочной основы действия. Определение под руководством учителя последовательности выполнения учебных действий

Внесение в алгоритм действия под руководством учителя изменений, связанных с условиями новой учебной задачи.

Коллективное преобразование старого или построение нового способа действия

Осознание связи способов выполнения действий с особенностями новой учебной задачи.

Планирование этапов и определение последовательности действий при самостоятельном выполнении учебного задания

^ Умение действовать в соответствии с выделенной

ориентировочной основой

Усвоение под руководством учителя операционного состава действий.

Проговаривание всех действий на первоначальном этапе освоения нового способа

Самостоятельное выполнение действий по освоенному алгоритму.

Перенос под руководством учителя освоенного способа действия на решение задач определенного класса

Осознанное владение освоенными способами действия, адекватное их применение в стандартных или частично измененных условиях.

Коллективное определение и выбор рационального способа решения задачи

Осознанное выполнение учебных действий в соответствии с условиями учебной задачи. Самостоятельный выбор наиболее рациональных способов действия из ранее освоенных, проявление инициативы при создании новых способов действия

^ Умение осуществлять контроль, самоконтроль


Умение ориентироваться при осуществлении контроля (самоконтроля) на эталон (образец).

Владение элементарными приемами контроля, самоконтроля: взаимопроверка и самопроверка выполненной работы по предложенному учителем алгоритму.

Использование приема проговаривания для проверки написанного слова, предложения

Осуществление взаимопроверки и самопроверки выполненной работы (контроль по результату).

Осуществление под руководством учителя контроля за правильностью и последовательностью выполнения отдельных операций (пооперационный контроль).

Выполнение работы над ошибками по данному учителем образцу и алгоритму

Осуществление пооперационного контроля с ориентированием на способ (алгоритм) выполнения действия.

Умение осуществлять самоконтроль с помощью вопросов и заданий учебника.

Систематическое выполнение работы над ошибками по данному учителем образцу

Осознанный контроль (пооперационный и по результату) действий других учеников при совместном выполнении задания.

Соотнесение своих действий и их результатов с заданным способом действия, обнаружение их соответствия или несоответствия: самостоятельная проверка и исправление ошибок.

Осознанное выполнение работы над ошибками: дифференциация ошибок и самостоятельный выбор способа работы над ними

^ Умение осуществлять оценку, самооценку


Владение элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму (под руководством учителя)

Участие в коллективном определении критериев оценки результатов деятельности, использование их для осуществления взаимооценки

и самооценки выполненной работы (ретроспективная само-оценка)

Адекватное использование заданных учителем и выработка своих критериев для оценки результатов деятельности


Умение осуществлять адекватную взаимооценку и самооценку отдельных операций и результатов учебной деятельности

Предварительное определение своих возможностей решения задачи (прогностическая самооценка до начала выполнения задания)

^ Учебно-организационные умения

Умение

готовить рабочее

место к

урокам и учебным занятиям

Подготовка под руководством учителя рабочего места к урокам.

Знакомство с обязанностями дежурных

Подготовка рабочего места к уроку в соответствии с рекомендациями учителя.

Выполнение обязанностей дежурных по подготовке класса к урокам

Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности в школе и дома.

Систематическое дежурство по классу.

Выполнение поручений учителя по подготовке необходимого оборудования к урокам

^ Умение использовать учебные принадлежности в соответствии с их назначением

Практическое знакомство с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования

Правильное использование под руководством учителя, родителей и самостоятельно учебных принадлежностей в соответствии с их назначением

Правильное использование основных учебных принадлежностей без специального контроля со стороны учителей и родителей

Правильное использование основных учебных принадлежностей в процессе выполнения учебных заданий

^ Умение соблюдать правила гигиены учебного труда

Практическое знакомство с правилами гигиены учебного труда: правильной посадкой, расположением тетради, соблюдением необходимого расстояния между глазами и книгой, тетрадью

Выполнение под наблюдением родителей рекомендаций учителя по режиму дня.

Самостоятельное выполнение основных правил гигиены учебного труда


Участие в составлении режима дня и его регулярное выполнение. Привычное выполнение основных правил гигиены учебного труда

Самостоятельное определение временного промежутка для чередования труда и отдыха.

Умение рассчитывать свободное время

Самостоятельное выполнение разученных с учителем физкультминуток, упражнений пальчи­ковой гимнастики

^ Умение

рационально осуществлять домашнюю учебную работу

––

Выполнение под наблюдением родителей определенной последовательности действий: подготовка всего необходимого для занятий, выполнение самого легкого задания, отдых, выполнение самого трудного задания, отдых, выполнение менее трудного задания, отдых и т.д.

Выполнение советов и рекомендаций учителя по рациональной организации домашнего труда (под наблюдением родителей).

Самостоятельное определение последовательности действий при выполнении домашнего задания

Самостоятельное выполнение домашних заданий: планирование и определение последовательности подготовки уроков, распределение времени, использование рациональных приемов умственного труда

^ Умение осуществлять учебное взаимодействие

Активное участие в обсуждении и принятии норм коллективного взаимодействия.

Практическое знакомство с правилами парной и групповой работы

Выполнение определенной роли при работе в группах, парах.

Умение работать самостоятельно и вместе с товарищами.

Освоение умения работать в заданном темпе

Умение работать коллективно, индивидуально, в паре, группе.

Умение распределять обязанности в малой группе, брать на себя ответственность за выполнение общей работы, оказывать необходимую помощь товарищам, давать объективную оценку их работе

Умение придерживаться заданного темпа

Умение работать в заданном темпе

^ Учебно-интеллектуальные умения

Умение воспринимать учебный материал

Восприятие учебного материала небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать

Восприятие учебного материала на основе произвольного внимания.

Одновременное восприятие сразу нескольких соседних объектов: букв, слов, чисел

Концентрация внимания при изучении учебного материала.

Быстрое переключение с одного вида деятельности на другой

Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания

^ Умение осуществлять наблюдения

Осуществление под руководством учителя наблюдений за поведением животных, их внешним видом, за растениями, сезонными изменениями в природе по предлагаемому в игровой форме заданию

Владение простыми приемами наблюдения: рассматривание и распознавание цвета, размера, формы и других признаков предметов и объектов.

Осуществление наблюдения по выделенным учителем признакам в соответствии с целью и заданием, определяющим последовательность действий

Осуществление индуктивного наблюдения под руководством учителя: накопление фактов, выделение отличительных и общих признаков, обобщение, выводы, фиксация результатов.

Овладение приемом аналитического описания изучаемых объектов по результатам наблюдений

Осуществление под руководством учителя дедуктивного наблюдения: предварительная формулировка гипотезы; накопление фактов, подтверждающих или опровергающих ее; вывод по итогам наблюдения.

Умение вести кратковременные и длительные наблюдения, ставить простейшие
опыты

^ Умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное

Выделение с помощью учителя: - предмета речи, ответ на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?»;

- смыслового центра сюжетной картинки;

Нахождение в тексте по вопросам учителя наиболее важных по смыслу (ключевых) слов и предложений, выделение предмета речи.


Разделение под руководством учителя учебной информации на логические части, озаглавливание каждой из них и текста в целом.

Самостоятельное выделение главной мысли и основных фактов в учебной информации.

Нахождение выводов в учебнике и подтверждение их примерами.

- основного действующего лица небольшого диафильма, мультфильма, детского телефильма;

- главных условий в играх по правилам.

Придумывание своих заголовков к небольшим текстам, данным без названия

Определение с помощью учителя основного содержания небольшого по объему учебного материала.

Умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов

Использование выборочного чтения и пересказа для обоснования ответа, подтверждения правильности своих суждений в процессе коллективного анализа учебного материала.

Умение выделять основную мысль текста

Коллективное составление простого плана небольшого по объему учебного текста. Умение передавать основное содержание учебного задания, правила и условия игр. Использование форм краткой записи (табличной и словесной)

^ Умение осуществлять общие логи­ческие при­емы мышления:


а) выделение различных свойств предметов;


б) сравнение;


в) подведение под понятие;


г) выведение следствий;


д) определение;


е) доказательство;


Овладение под руководством учителя приемом сравнения: сопоставление данного предмета с другими предметами, обладающими различными свойствами, с целью выделения этих свойств.

Сравнение предметов по выбранному признаку.


Знакомство с основными понятиями, составляющими содержание учебных курсов (согласно учебной программе).

Усвоение отношений между родовыми и видовыми понятиями (на практическом материале).

Выделение различных свойств предметов.

Определение с помощью учителя отличительных и общих признаков сравниваемых предметов.

Выделение основания для сравнения и проведение сравнения по выбранному свойству.


Установление под руководством учителя условий, при которых данный объект будет относиться к определенному понятию.

Практическое знакомство с отношениями соподчинения.

Разграничение существенных (важных) и несущественных (второстепенных) свойств, признаков: при изменении первых предмет изменится сам, будет относиться уже к другой совокупности. Овладение приемом изменения свойств предметов.


Определение с помощью учителя необходимых признаков на основе приема выведения следствий из факта принадлежности предмета к данному понятию: анализ признаков с точки зрения обязательности их наличия (необходимые признаки).

Самостоятельное использование приемов сравнения и изменения свойств предметов для выделения общих, отличительных, существенных и несущественных свойств предметов.

Правильное осуществление непосредственного и опосредованного

(с помощью меры) сравнения.


Знакомство на элементарном практическом уровне с приемом определения достаточных признаков для определения объектов данного класса: установление, при каких условиях данный объект может относиться к данному классу, и проверка наличия этих признаков у предметов

ж) классификация

Практическое освоение приемов выделения различных признаков и сравнения объектов по этим признакам в игровой форме (игры на классификацию, обобщение)

Классификация предметов по одному или нескольким свойствам (на практическом материале).

Практическое выполнение операций сравнения по общим и отличительным признакам

Овладение умением выделения основания для классификации в соответствии с обнаруженными общими и отличительными признаками.

Классификация предметов по двум и трем свойствам

Практическое осуществление всех операций, входящих в состав действия:

- выбор основания для классификации;

- разделение по этому критерию всего множества объектов;

- объединение их в группы, построение системы

^ Умение

рационально запоминать

Знакомство с приемами рационального запоминания учебного материала: умение создавать новые связи, ассоциации, использовать воображение.

Разучивание стихов на основе хорового проговаривания, опоры на серию иллюстраций (под руководством учителя)

Овладение способами логического запоминания: смысловая группировка, смысловое соотнесение.

Использование под руководст-вом взрослых рациональных приемов заучивания наизусть стихотворений

Знакомство с приемами запоминания учебного материала: закрепление в памяти, припоминание, повторение.

Рациональные приемы заучивания больших по объему произведений

Самостоятельное использование

рациональных приемов запоминания.


Знакомство с приемами мнемотехники


  1   2




Похожие:

Профессиональная компетентность педагога icon«Профессиональная компетентность педагога как ресурс реализации Федерального государственного образовательного стандарта (фгос) второго поколения»

Профессиональная компетентность педагога iconПланметодичекскойработ ы на 2011-2012 учебный год
Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования – залог качества образовательно-воспитательной деятельности...
Профессиональная компетентность педагога iconОценка письменной работы (конспекта урока, занятия) экспертом Критерии оценки письменной работы педагога
Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания,...
Профессиональная компетентность педагога iconМетодические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя»
Профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для педагога...
Профессиональная компетентность педагога iconОсновные составляющие компетентности специалистов Профессиональная компетентность
Правовая компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных...
Профессиональная компетентность педагога iconКомпетентность разрешения проблем; Информационная компетентность; Коммуникативная компетентность
Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении обучающимися знаниями, умениями, навыками и универсальными способами...
Профессиональная компетентность педагога iconЗаключение о прохождении квалификационного испытания
Вывод: профессиональная компетентность, качество и результативность деятельности
Профессиональная компетентность педагога iconВопросы ко второму разделу блока теста «Профессиональная компетентность»: «Специальная методика» (для педагогов, реализующих программы специального (коррекционного образования)

Профессиональная компетентность педагога iconИкт-компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога iconСовременные технологии обучения русскому языку как средство повышения качества знаний школьников в условиях модернизации структуры и содержания образования и профессиональная компетентность учителя

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы