Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога icon

Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога



НазваниеКоммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога
Дата конвертации28.09.2012
Размер58.7 Kb.
ТипДокументы
источник

Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога


Присутствие учителя во время учебной работы ребенка может облегчать или затруднять выполнение заданий. Сам учитель может не осознавать при этом своего влияния на детей. Таким же неосознанным может быть влияние директора или завуча, пришедших на урок.

В этой ситуации присутствующие могут стимулировать или тормозить деятельность ведущего урок учителя. Но учитель, наблюдающий за деятельностью ребенка или слушающий его ответ, директор, присутствующий на уроке могут сознательно облегчать деятельность второй стороны.

Влияние этого слова мы нередко испытываем на себе. Если предстоит с большой трибуны выступить с докладом, мы ищем с трибуны человека, который кивнет головой: «Давай, не бойся, у тебя все получится!» или ищем глаза. Которые говорят: «Ну, что же ты, мы в тебя верим!». А если предстоит экзамен, то из всей комиссии мы интуитивно выбираем того, кто готов нас слушать с пониманием, кто искренне нас хочет поддержать. Взгляд, улыбка, просто присутствие определенного человека может придавать уверенность выступающему.

Могу ли я, как учитель, вселить уверенность и надежду в своего ученика, повысить результаты его работы? Чувствует ли ученик, выходящий к доске на моем уроке, уверенность в поддержке и понимании со стороны учителя?

В процессе научных исследований было доказано, что присутствие наблюдателя заметно влияет на осуществление человеком практически любой деятельности. Причем, это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Последний феномен - это подавление, или ингибиция. А вот положительное влияние и есть та самая фасилитация.

«Фасилитация» - это производная от глагола «facilitate»- облегчать, помогать, способствовать .

К Роджерс, один из основоположников гуманистической психологии, большое внимание уделяет личности фасилитатора, человека, который способен облегчить групповые процессы, являясь участником группы, тем самым, способствовать решению проблем членов этой группы.

«Социальная фасилитация - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека(или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя»

Краткий психологический словарь.

К.Роджерс писал о том, что для того, чтобы обучение стало эффективным, необходимо главное условие- создание в классе климата, характеризующегося «подлинностью, ценностным отношением и эмпатией».

Именно тогда учитель совершает революцию в образовании. То есть учитель не просто применяет какую-то методику обучения для повышения эффективности своего труда, он встает на позицию фасилитатора, то есть изменяет свое отношение к происходящему, к себе и к детям.

Каковы же условия гуманистического обучения, в котором предполагается изменение отношений между учителем и учениками?

  1. Принятие и понимание другого человека, как индивида. За внешними проявлениями человека увидеть невидимое: субъективные смыслы, ценности, отношения, чувства.




  1. Искренность в отношениях. Фасилитатор не показывает «нужное» отношение к человеку, чувствуя совсем другое на глубинном уровне. В словах и делах выражаем различные чувства и отношения. В подходящем психологическом климате высвобождается тенденция человека двигаться вперед, к зрелости, появляется стремление перестроить свою личность, свое отношение к жизни, то есть происходит побуждение к самоактуализации.


При помогающих, благоприятных отношениях ученик может измениться и на сознательном и на более глубинном уровне своей личности. Он более похож на того, кем он хочет быть .Он более уверен в себе и лучше владеет собой. На него меньше действует стресс, после которого быстрее приходят в себя. Поведение становится более зрелым, у него меньше защитных реакций, он более адаптирован, более способен творчески подойти к ситуации.

Для успешной деятельности педагога-фасилитатора, который так строит свою работу, чтобы учащиеся достигли успеха в своей деятельности, необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Педагогическая помощь и поддержка;

  • полное доверие к ученикам ;

  • помощь в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих перед учениками;

  • нет детей, которые хотят учиться плохо ( у них есть внутренняя мотивация);

  • к педагогу-фасилитатору всегда можно обратиться за помощью не только по учебным проблемам любому ученику;

  • способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

  • активно работать в группе с учениками и открыто выражать свои чувства;

  • достигать эмпатии, понимать чувства и переживания ученика;

  • принимать каждого ученика таким, какой он есть;

  • хорошо знать самого себя.

Ученик не должен испытывать чувство неполноценности и потребности в психологической защите. Он должен оценивать себя адекватно, чтобы быть восприимчивым к окружающему миру.

Фасилитация по отношению к ребенку необходима тогда, когда он испытывает затруднения в силу недостаточности знаний, опыта, умений справиться самостоятельно. Кроме того ребенку нужна наша поддержка. Когда ему самому предстоит выполнить какое-то сложное или малознакомое действие. И это вызывает у него сильное волнение. В этом случае от деятельности педагога во многом зависит успешность ребенка в школе и особенности развития его личности.

Педагогическая фасилитация - это направленная влияние учителя, целью получения определенного педагогического результата.

В условиях современной школы, когда с учеником работает одновременно несколько учителей-предметников, психолог, социальный педагог, класный руководитель возникает необходимость в интеграции совместной деятельности.

Интеграция понимается как процесс выработки единой стратегии действий по отношению к школьнику и объединение усилий всех педагогов. Именно мы можем изменить среду, учебную ситуацию, переформулировать учебную задачу. решить ее совместно с учеником.

Изменение внутренних установок учителя на восприятие ученика, уважение к его личности, отказ от манипулирования ею, педагогическая поддержка и помощь помогут успешно справляться с учебными проблемами нашим ученикам. Но только учитель, испытавший на себе фасилитирующее влияние другого, понявший на собственном опыте, что значит помощь ближнего, может помочь своему ученику, облегчить его непростую школьную жизнь

Я предлагаю вам пратическое занятие-тренинг


«Развитие конструктивного взаимодействия обучающихся в условиях совместной интеллектуально-творческой деятельности»


1упражнение «Автограф на память»

Все участники выбирают маркер и обводят свои ладони на листочках как приветствие всем участникам занятия и ставят на них автограф- имя, которое будет у каждого сегодня.

^ 2 упражнение «Представьте себе»

Я предлагаю вам вспомнить в той ситуации, когда вы были наиболее успешны, То, что вам удается лучше всего, Что это за образ? Начто он похож? (2 мин.) Изобразите этот образ с помощью мимикиижестов.

^ 3 упражнение «Я умею лучше всех»

Успех связан часто с тем, что мы умеем делать, что у нас получается лучше всего Покажите рукой, насколько вы могли прочувствовать свой успех ( каждый покузывает то, что он считает вариантом).А теперь нарисуйте на ладошке то, что вы умеете делать лучше всего Это может бытьпредмет. Слово, действие.(до7 минут).

А теперь давайте создадим палитру успеха.Каждый из вас может презентовать свой успех всем присутсвующим.(Каждый приклеивает свой успех на радугу на ватмане)

Я предлагаю объединиться в подгруппы . Первая подгруппа- это инженеры, а вторая подгруппа- племя туземцев

^ 4 упражнение «Построение моста»

Теперь познакомьтесь с заданием.

Задание для инженеров.

Вы приехали в Африку для строительства моста через реку. К сожалению, вам самим не справится со стройкой, и ваша задач - привлечь к ней туземцев, но язык туземцев сложен и вы его не знаете. Мост вы строите из книг, время на постройку моста у вас 10 минут.

Задание для туземцев.

Уважаемые представители племени, к вам в Африку приехали инженеры для строительства моста через неспокойную речку. Вы не понимаете речи инженеров, у вас в племени строгие правила:

  1. Каждые 20 секунд вы молитесь Богу Реки, богу Ветра, богу Солнца.

  2. Женщины племени не должны брать ничего из рук чужеземцев.

  3. Вождь строго следит за своими соплеменниками и выполнениями правил.

  4. Жрец следит за выполнением ритуалов по времени.

  5. Племя живет своей обычной жизнью, но вот на поляне появляются неожиданные гости. Встречайте их (15минут на обыгрывание)

Рефлексия по игре. Обсуждение трудностей и составление алгоритма проектной деятельности

5упражнение «Пожелание в круге»

Сейчас каждый из вас может пожелать друг другу что- либо. Спасибо вам




Похожие:

Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога iconУчитель-исследователь – современная компетенция педагога» Общие положения Конкурс научно-исследовательских работ педагогов «Учитель-исследователь – современная компетенция педагога»
«Учитель-исследователь – современная компетенция педагога» (далее – Конкурс) проводится в соответствии с планом основных мероприятий...
Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога iconОбразовательная программа по профессии; ок общая компетенция; пк профессиональная компетенция; пм профессиональный модуль
Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования
Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога iconОбразовательная программа по специальности; ок общая компетенция; пк профессиональная компетенция; пм профессиональный модуль
Физическая культура всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими...
Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога iconОбразовательная программа по профессии; ок общая компетенция; пк профессиональная компетенция
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории...
Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога iconОбразовательная программа по специальности; ок общая компетенция; пк профессиональная компетенция; пм профессиональный модуль
Организация обслуживания в общественном питании всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской...
Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога iconОбразовательная программа по специальности; ок общая компетенция; пк профессиональная компетенция; пм профессиональный модуль
Технология продукции общественного питания всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской...
Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога iconПояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для 6 классов
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями...
Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога iconЧиркова Татьяна Владимировна, заместитель директора моу имц
Районная программа «Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессионального развития»
Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога iconМетодические разработки "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Самообразование одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога iconМуниципальное образовательное учреждение информационно-методический центр дополнительного педагогического образования (повышения квалификации)
«Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессионального развития»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы