Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка
Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка icon

Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка



НазваниеПсихологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка
Дата конвертации28.09.2012
Размер26.37 Kb.
ТипУрок
источник



Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка.


Трудности, которые школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению, и их психологические причины могут быть разделены на три группы.


Первая группа трудностей связана с недостатком формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.

Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:

      • несформированность зрительно – двигательных координаций;

      • недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки:

      • недостатки в развитии микромоторики

У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:

      • нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр);

      • отсутствие связных движений при письме, «печатание» букв;

      • плохой, небрежный почерк;

      • очень медленный темп письма;

      • сильный тремор (дрожание руки), проявление в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;

      • слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим.

При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмическое характеристики громкого чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что у ученика : а) низкая скоростью чтения, б) слоговой типом чтения, в) низкий уровень понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значения слов. Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.


^ Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Основным проявлением трудностей, вызванных данной причиной. Состоят в следующем:

  • трудности понимания слов, по звуковому составу, искажение смысла слов;

  • неправильное чтение похожих по начертанию букв;

  • затруднение при слиянии букв в слоги, слогов в слова;

  • отсутствие устойчивых навыков счета;

  • незнание отношений между смежными числами;

  • трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план;

  • неумение решать задачи.


Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина. Лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

Следствием недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть:

  • неумение обнаружить свои ошибки;

  • возрастание количества ошибок к концу работы;

  • выполнение требований учителя не в полном объеме;

  • трудности с формирование двигательного навыка письма;

  • медленный темп письма;

Особо следует отметить трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. В первую очередь это касается медлительных детей – детей с флегматическим темпераментом. В учебной работе у них могут возникнуть следующие трудности, обусловленные их индивидуально-типологическими особенностями:

  • пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений (вследствие того, что ученик-флегматик торопится, чтобы не отстать от класса);

  • медленный темп письма, чтения, счета;

невыполнение письменных заданий в полном объеме при ограниченном времени, отделенного на работу




Похожие:

Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка iconОсновные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике и их психологические причины
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков...
Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка iconРазвитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Целью второго эксперимента является создание педагогических условий для становления и развития общеучебной компетентности младших...
Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы» Краткая аннотация доклада «Использование икт на уроках русского языка и литературы»
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка iconЗаседание мо учителей русского языка и литературы по теме «Проектно-исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы»
Рязанцева Л. П. с докладом «Исследовательская технология как средство формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся...
Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка iconОбобщение опыта работы по развитию речи на уроках русского языка
Эффективность использования картин на уроках русского языка в 5 классе для развития речи
Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка iconМоу «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»
Развитие творческого потенциала младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения
Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка iconУчитель русского языка и литературы
Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием элементов информационных технологий
Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка iconЗаседание омо учителей русского языка и литературы
Проведено первое заседание Октябрьского методического объединения учителей русского языка и литературы на базе моу «осош №1», тема...
Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка iconМетодические рекомендации по использованию персональных компьютеров на уроках
Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но...
Психологические причины трудностей, возникающие на уроках чтения и русского языка iconМетодические рекомендации по использованию персональных компьютеров на уроках
Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы