Нарушение процесса чтения у младших школьников icon

Нарушение процесса чтения у младших школьников



НазваниеНарушение процесса чтения у младших школьников
Дата конвертации28.09.2012
Размер85.1 Kb.
ТипДокументы
источник




Нарушение процесса овладения чтением называется дислексией, а отсутствие чтения алексией. Раиса Ивановна Лалаева в книге «Нарушение процесса чтения у младших школьников» предложила классификацию дислексий и методику исправления разных видов дислексий.

1 вид: Фонематическая дислексия

причина такого нарушения в том, что у детей не сформированы фонетико-фонематические процессы. Основные пути коррекционной работы:

  • Коррекция звукопроизношения

  • Развитие фонематического слуха

  • Формирование звукового анализа и синтеза

  • Формирование психологической базы

  • Развитие речеслуховой памяти, внимания

2 вид: Оптическая дислексия

В основе этого нарушения- неумение ребёнка правильно опознать образ буквы, затрудняется в выборе фонемы к данной букве. Основные пути коррекционной работы:

  • Нормализация оптико-пространственного представления ребёнка

  • Ориентирование, как в схеме собственного тела, так и в окружающем пространстве

  • Ориентирование с помощью предложений

  • Ориентирование в буквах (структуре, элементах, положении на плоскости листа)

  • Работа по развитию зрительного восприятия и начинать предметное восприятие

  • Зрительное восприятие букв в условиях различного изображения

  • Работа над развитием произвольного устойчивого внимания

3 вид: Аграмматическая дислексия

Причина возникновения этого нарушения в том, что у детей не сформирован грамматический строй речи. Основные пути коррекционной работы:

  • Работа по формированию навыков словоизменения

  • Работа по формированию навыков словообразования

  • Работа по формированию навыков построения предложений.

4 вид: Семантическая дислексия

Причина возникновения этого нарушения в том, что дети забывают или не понимают значений слов. Основные пути коррекционной работы:

  • Работа по формированию лексического строя языка( работа по семантизации- сообщение таких сведений о языковой единице, которые помогают использовать его в рамках любого речевого высказывания)

- аспектная семантизация ( сообщение значения слова в связи с каким - то аспектом применения слова

- формально-грамматическая семантизация( в результате сообщаются грамматические признаки того или иного сообщаемого слова)

- семантизация м.б. разовой, когда сообщаются такие сведения о языковой единице, которые необходимы для понимания общего смысла в данный момент.

  • Работа над расширением объёма речеслуховой памяти

  • Работа над развитием речеслухового восприятия

  • Работа над развитием речеслухового внимания

5 вид: Мнестическая дислексия.

В основе этого нарушения специфика психических процессов. Ребёнок путает буквы, не может их запомнить.

Основные пути коррекционной работы: ^ Развитие ВПФ: внимание, мышление,память.





1.Комплекс специальных упражнений, направленных на умение удерживать в руке карандаш:

    • Ручка фиксируется между указательным и средним пальцем, ребёнку предлагают. Поставив руку на тол, сгибать в кулак и разгибать, удерживая карандаш. Стержень должен смотреть внутрь ладони.(Упражнение выполняется обеими руками поочерёдно). Выполняется до 5 раз на одну руку, а затем на другую.

    • Ручка фиксируется фалангами указательного и среднего пальцев. Стержень направлен внутрь ладони. Предлагаем пройти пальцами по столу.

    • Перебор ручки между пальцами, локоть фиксируется на столе.

    • Упражнение с ручным эспандером или резиновым мячиком

    • Работа на клавиатуре.


2.Задания, направленные на выработку умения правильно вести штрих. С выработкой этого умения у детей закрепляется представление о внутреннем и внешнем контуре предмета, закрепляется умение работать с шаблоном и трафаретом. Это важно, т.к

с 1 класса ребёнок знакомится с линейкой, его обучают чертить по линейке.







  • Задания на выработку штриха. Всегда надо показать, как правильно делать. Ни одно задание не должно быть бесконтрольным.




  • Задание на выполнение непрерывного рисунка развивает длительное плавное движение, развивает зрительную память, внимание, восприятие.






















  • В тетрадях в клетку рисование предметов на основе геометрических фигур.






  • Задание творческого характера: нарисовать картину с помощью этих предметов. Рисунок не должен быть произвольным. Правило ведения штриха должно проходить под контролем учителя.




  • Работа в тетрадях в линейку и в клетку. Отрабатываем элементы букв. Важно приучить правильно фиксировать тетрадь на столе. Ручка ребёнка должна смотреть в плечо. Затем ребёнок должен научиться работать под наклоном. На начальном этапе обучения лучше всего использовать копировальный метод(обводка карандашом контура, начерченного учителем. Учитель или родитель должны прописывать задание карандашом.





Формирование графомоторных функций у детей проходит несколько этапов:


Аналитический


Основная задача учителя в том, чтобы показать из каких элементов состоит изучаемая буква, и отработать правило ведения штриха.

  1. Учитель предлагает рассмотреть таблицу с изображением печатного и письменного варианта написания буквы. Дети должны сопоставить печатный и рукописный шрифт, выделить сходство и различие в начертании букв.

  2. Начертание на доске с подробным объяснением.

  3. Прописывание букв учащимися в воздухе(локоть на толе).

  4. Прописывание в тетрадях или прописях по донной обводке

В зависимости от тяжести нарушения писать карандашом до полного формирования графомоторных функций. На этом этапе используют различные методы формирования навыка письма:

Кинетический

Обучение написанию сложных букв основывается на отработанном навыке написания простых букв


а ш

о и л


Ритмический

Основывается на заданном ритме или темпе. Учитель отрабатывает правописание букв, состоящих из повторяющихся элементов .Это помогает не путать буква.


ш м ф т ж и п


Копировальный ( копирование образца начертания) карандашом проводить очень тонкие линии.

Тактильный (метод Потаповой)

Основывается на ощущениях ребёнка. Задействуется тактильная память. У каждого ребёнка должны быть карточки, на которых наклеены, вырезанные из наждачной бумаги, образцы заглавной и строчной буквы. Ребёнок, поставив палец ведущей руки, на начало ведения штриха обводит всё начертание буквы. Предложить закрыть глаза, обвести букву и представить, как она выглядит. Можно включить классическую музыку.


Аналитико-синтетический


Основная задача учителя на этом этапе показать варианты соединения букв между собой, отработать правило ведения штриха при прописывании слогов, а также научить писать слова, опираясь на предварительно проведённый звукослоговой анализ.

Последовательность прописывания слова:

  1. Проговариание предъявленного слова фронтально и индивидуально с теми детьми, которые имеют трудности в произношении.

  2. Выявление последовательности гласных в слове.

  3. Наращивание слога

^ Малина а-и-а передают ритмический рисунок

ма-ли-на

Выделение ударного гласного и ударного слога

Трактористы

А о и ы

Ра-то-ри-ты

Тра-то-рис-ты

Трак-то-рис-ты

4.Составление звуковой схемы данного слова с полным разбором гласных и согласных.

5.Работа с печатным шрифтом по проведению звуко-буквенного анализа. Под каждый звук в схеме ребёнок подставляет соответствующую букву и проводит буквенный анализ. Сколько букв и какая последняя?

6. Прочитывание составленного слова .

7. Прописывание по карандашному контуру.

Такая последовательность позволяет закрепить навыки звуко-слогового анализа и сформировать правильный буквенный анализ, так как существуют определённые трудности перевода печатного знака письменный.


Синтетический


Сама техника письма не вызывает у детей трудностей. Основная задача состоит в формировании лексико-синтаксического анализа и синтеза:

-умение вычленять из речевого потока устойчивую лексическую единицу(фразу)

-определение последовательности слов во фразе

-определение количества слов во фразе

Ребёнок должен разобрать всю фразу.

Учителя ждут трудности идентифицирования предлога и приставки. Чтобы избежать таких трудностей, нужно ввести такие средства материализации, которые позволили бы разорвать звуковую оболочку и значение слова. Яковлев (С-Пет.) определил типы синтаксических конструкций, формирование в онтогенезе. Используя предметно-графический план, предложенный в диссертации Воробьёвой, можно ввести новые виды ориентировок в структуре предложений. (Что может происходить?)


|____________ ___________ ___________ .

собака грызёт кость

лижет

прячет

Собака грызёт вкусную кость.

Большая собака грызёт кость.

Большая собака грызёт вкусную кость.

Делая анализ предложений, учитель переориентирует вопросы т.о., чтобы они не являлись грамматическими.

О ком говорится в предложении?

О чём говорится предложении?

Что произошло?

Можно эффективно формировать лексико-синтаксический анализ.


^ Что может происходить?







дисграфия- частичное нарушение письма

аграфия- полное отсутствие письма


Типология ошибок.


Ошибки на уровне буквы и слога.


1.Пропуски букв и слогов (Причина в несформированности звукослогового анализа) .Чаще пропускаются слоги, которые имеют одинаковую слогообразующую гласную

ласть ласкать

моко молоко

2. Замена букв по акустико-артикуляционным признакам.(Причина в нарушении фонематического слуха и несформированном восприятии какого-либо звука)

3.Смешение букв, сходных по артикуляционному признаку. Ребёнок испытывает трудности в соотнесении буквы и звука.(Причина в несформированном звуковом анализе и трудностях проведения звуко-буквенного анализа.

4.Вставка дополнительных букв. Как правило, такой вид ошибок наблюдается в словах, где звуки имеют плохую артикуляторную слитность.

Октябарь дуружно бырать

5.Повторение слогов, застревание, персеверации. Говорит о слабом торможении. Частотны в словах, где встречаются слоги с одноимёнными звуками.

на девеве


^ Ошибки на уровне слова


1.Слитное написание слов ( как правило идентифицируют служебную часть речи как значимую)

надереве

Причина в несформированности лексико-синтаксического анализа.

2.Необоснованный разрыв слова на части (когда ребёнок идентифицирует начало слова, как часть предложения)

на ступила зима

Причина в несформированности лексико-морфологического анализа.

3.Грубые нарушения слоговой структры слова (контаминации)

мелго рыбы (много мелкой рыбы)


Ошибки на уровне фразы


1.Произвольное обозначение границ предложения

2.Отсутстие границ предложения

3.Нарушение связи слов в предложении

4.нарушение последовательности слов предложении.

5.Пропуски слов или словосочетаний

Причина в несформированности лексико-синтаксического анализа.


Ошибки на уровне текста


1.Большие смысловые «скважины». Пропуск в тексте целого смыслового отрезка.

2.Малые смысловые «скважины». Пропуски фразы внутри смыслового отрезка, пропуск слова внутри фразы.

3.Нарушение логики высказывания. Нарушена программа повествования.


Основные направления коррекционной работы при исправлении дисграфии


  • Формирование психологической базы письменной речи.

  • Развитие звуко -слогового анализа и синтеза

  • Развитие лексико-морфологического анализа

  • Формирование лексико-синтаксического анализа




Похожие:

Нарушение процесса чтения у младших школьников iconИ. Т. Федоренко для совершенствования технической стороны чтения младших школьников. Для развития техники чтения через увеличение объёма зрительной памяти на урок
Использование зрительных диктантов И. Т. Федоренко для совершенствования технической стороны чтения младших школьников
Нарушение процесса чтения у младших школьников iconРазвитие речевых умений младших школьников на уроках литературного чтения
На уроках литературного чтения эта проблема решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью...
Нарушение процесса чтения у младших школьников iconДокументи
1. /Русецкая Нарушение чтения у мл. школьников.doc
Нарушение процесса чтения у младших школьников iconРазвитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Целью второго эксперимента является создание педагогических условий для становления и развития общеучебной компетентности младших...
Нарушение процесса чтения у младших школьников icon«Приёмы совершенствования навыков чтения младших школьников» Шарипова З. Х. Учитель мобу «Гимназия №2 с. Бураево»
Меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, меняются все характеристики чтения в целом. И, самое главное, меняется...
Нарушение процесса чтения у младших школьников icon«О проведении районного конкурса для младших школьников «Люблю тебя, моя Россия»
С целью формирования патриотического сознания у младших школьников через привлечение внимания к истории и природе родной страны,...
Нарушение процесса чтения у младших школьников iconОсновные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике и их психологические причины
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков...
Нарушение процесса чтения у младших школьников iconМоу сош с. Лохово автореферат экологические проекты как средство формирования экологического сознания младших школьников
Ii. Опыт организации экологической проектной деятельности младших школьников
Нарушение процесса чтения у младших школьников icon«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения»
На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» речь пойдет о проблеме детского и юношеского чтения, о воспитании культуры чтения,...
Нарушение процесса чтения у младших школьников iconОб итогах муниципального конкурса авторских уроков по развитию информационной компетентности у младших школьников На основании информационного письма ккидппо
Их уроков по развитию информационной компетентности у младших школьников, и в соответствии с планом работы управления образованием...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы