Программа по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд icon

Программа по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд



НазваниеПрограмма по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд
Дата конвертации03.12.2012
Размер229.27 Kb.
ТипПрограмма
источник



Управление образованием г. Питкяранта и Питкярантского района

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Рауталахти»


Утверждаю

Директор школы__________

«___»____________2004 г.


Утверждено методсоветом

Протокол №___от_________


Учебная (рабочая) программа по образовательной области искусство.

Изобразительное искусство и художественный труд.

(срок реализации 4 года)


Программа разработана

Сапелкиной Т.В.,

1 квалификационная категория,

стаж работы 12 лет.


Рауталахти 2009 г.


Рецензия на рабочую образовательную программу по образовательной области искусство.

Данная программа направлена на широкое, всестороннее развитие учащихся, представляет возможности для развития личности учащегося, позволяет дать учащимся свод базовых знаний по всему курсу изобразительного искусства в соответствии с обязательным минимумом содержания образования.

Настоящая программа составлена на основе программы Кузина В.С. «Изобразительное искусство»

Программа состоит из 5 разделов, в которых отражены сведения о материально - техническом обеспечении и об информационно - техническом обеспечении, об обязательном минимуме содержания основного общего образования, о требованиях, предъявляемых к выпускникам, а так же тематическое планирование, дидактическое и методическое обеспечение.

Эта программа базируется на концепции формирования федерального компонента в образовательной области искусство.

Замысел программы опирается на технологии: личностно - ориентированный подход, информационные технологии.

Программа является законченным разделом работы основной школы, носит базовый характер, вопросы, затронутые в данной программе, освещены достаточно широко и всесторонне и могут быть рекомендованы к использованию.


^

Белякова В.Е. заместитель директора школы по учебной работе




1.Программа


Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни ив искусстве,

формирование художественной творческой активности,

Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

В программе выделены три способа освоения действительности: изобразительный декоративный и конструктивный, которые выступают в качестве доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения и постройки.


^ 2.Тематическое планирование по изобразительному искусству


5 класс (35 ч)

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека


п/п

Тема урока

Кол-во часов



Использование ИКТ

^ Древние корни народного искусства (8 ч)

1

Древние образы в народном искусстве.

Символика цвета и формы

1

През. «Основы цвета»,

«Цвет»

2


3

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.

РК Коллективная работа «Вот моя деревня»

1


1




4


5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце

РК Домашняя утварь карелов

1


1

През «Карельские прялки»

6


7

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

РК Коллективная работа «Убранство карельской избы»

1


1

През. «Убранство русской избы»

8

Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.

1




^ Связь времен в народном искусстве (8 ч)

9


Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

1

През. «Дымковская игрушка», «Древние образы в народном искусстве», «Глиняная игрушка»

10


Лепка и роспись собственной модели игрушки

1

През. «Игрушки из глины»

11

РК Традиции народной игрушки карелов

1




12

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

1




13

Гжель.

1

През. «Гжель»

14

Жостово.

1

През. «Жостово»

15

Городец.

1




^ Декоративное искусство в современном мире (10 ч)

16

17


18

Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма.


РК Праздничный народный костюм карелов

2

През. «Русский народный свадебный костюм»

През. «Карельские костюмы»

19

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма.

РК Карельская вышивка

1



През. «Карельская вышивка»

20

Русский костюм и современная мода

1




21

22

Праздничные народные гулянья.

РК Народные праздники карелов

2




23

РК Промыслы Карелии

1




24

25

«Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник)

2




^ Декор, человек, общество, время (9 ч)

26

Украшения в жизни древних обществ

1




27


28

Декоративное искусство Древней Греции.

Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика

2

През. «Древнегреческая вазопись», «Греческие храмы», «Акрополь»

29

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.

Костюм эпохи Средневековья


1




30

31

О чем рассказывают гербы.

РК Герб Карелии

2

Образцы гербов

32

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям

1




33


34

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Обобщающий урок-викторина.


2




35

Творческая работа

1





6 класс (35 ч)

Изобразительное искусство в жизни человека


п/п

Тема урока

Кол-во часов



Использование ИКТ

^ Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 ч)

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1




2

Рисунок-основа изобразительного искусства

1

През. «Виды графики»

3

4

Пятно как средство выражения.

Композиция как ритм пятен

2




5

Цвет.

Основы цветоведения.

1

През. «Основы цвета»

6

Цвет в произведениях живописи

РК Создание цветового образа прослушанной песни или стихотворения карельских авторов.

1




7

Объемные изображения в скульптуре

РК Работы карельских скульпторов

1

През. «Гигантские статуи мира»

8

Основы языка изображения

1




^ Мир наших вещей. Натюрморт (17 ч)

9

Художественное познание: реальность и фантазия

1




10

Изображение предметного мира - натюрморт

РК Карельский натюрморт. Карельские художники


1




11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1




12

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива

1




13

Освещение. Свет и тень.

1




14

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

1




15

Выразительные возможности натюрморта

1




16

Образ человека - главная тема искусства

1




17

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

През. «Портрет», «Виды портрета»

18

Изображение головы человека в пространстве

1




19

20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

2




21

Портрет в скульптуре

1




22

Сатирические образы человека

1




23

Образные возможности освещения в портрете

1




24

Портрет в живописи.


1

Мультимедийный диск «И.Е.Репин»

25

Роль цвета в портрете

1




26

Великие портретисты.

РК Карельские художники-портретисты»

1




^ Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 ч)

27

Жанры в изобразительном искусстве

1

През. «Жанры живописи»

28

Изображение пространства

1




29

30

Правила линейной и воздушной перспективы.

РК Пейзаж улицы моего посёлка

1




31

Пейзаж-большой мир.

Организация изображаемого пространства

1

Мультимедийный диск «И.И.Шишкин»

32

33

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

РК Карельские пейзажисты. Творчество К.А.Гоголева.

Карельские пейзажи в работах И.И.Шишкина, Н.И.Рериха и др.

1


1



Мультимедийный диск «И.И.Шишкин»

34

Городской пейзаж.

РК Красота родной карельской природы -пейзаж

1




35

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл

1





7 класс (35 ч)

Изобразительное искусство и мир интересов человека


п/п

Тема урока

Кол-во часов



Использование ИКТ

^ Понимание красоты человека (9 ч)

1

Представление о красоте человека

1




2

Красота и выразительность пропорций человека

1

През. «Золотое сечение»

3

Красота движений человека

1




4

Красота согласованности движений людей.

1




5

Учимся рисовать человека с натуры

1




6

Учимся создавать образ человека по впечатлению

1




7

Профессия сегодняшнего дня

1




8

Моя будущая профессия

1




9

Выражение внутреннего через внешнее

1




^ Ценности повседневной жизни (7 ч)

10

Обычная жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

1

Набор репродукций К.Федотова

11

Мой дом - моя семья

1




12

РК Жизнь моей улицы, моего посёлка

1




13

РК Как жили в моем крае 100 лет назад

1




14

Жизнь разных народов

1




15

Быт - это не только будни, но и праздники

1




16

Творчество художников И.Репина, Ю.Пименова, А.Пластова и др.

1

Набор репродукций

През «Жизнь и творчество И.Е.Репина»

^ Великие темы жизни (9 ч)

17

Художник-выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени

1




18

19

Графические серии

2

През. «Рисунок тушью. Упражнения»

20

РК Выполнение серий на тему: «Наследие прадедов сберечь»

1




21

Творчество В.И.Сурикова

1

Набор репродукций

22

23

Исторические темы в живописи

2




24

Исторические темы в живописи.

РК Наши предки

1

През. «Карельский народный костюм», «Карельские ремёсла»



Исторические темы в живописи.

РК Выполнение эскиза композиции в цвете на тему из истории Карелии


1




26

Художественный совет.

Картины на библейские темы

1

През. «Библия и мировая культура», набор репрдукций

^ Особенности образного языка плаката и книжной графики (9 ч)

27

Плакат как особый вид графики.

1




28, 29

Плакат на заданную тему

2




30

Книга по искусству. Обложка. Титул.

1




31

Шрифт.

1




32

33

РК Рукописная книга «Моя любимая республика»

2




34

Итоговое занятие по темам изобразительных искусств

1




35

Творческая работа








8 класс (17 ч)

Архитектура и монументальные виды искусства


п/п

Тема урока

Кол-во часов



Использование ИКТ

1

Введение в искусство архитектуры.

Архитектура и ее функции в жизни людей

1




2

Истоки монументальных видов искусства.

Наскальная живопись

1

През. «Что рисовали первые художники»

3


Памятники культуры Древнего Египта, Архитектура.

1




^ Синтез искусства в архитектуре

4


Витраж. Картины-окна.

Выполнение витражной розетки

1




5

6

Мозаика.

Выполнение мозаики по собственному эскизу

2




7



Интерьер как синтез искусств в архитектуре.

Оформление интерьера школы

1




^ Стиль в искусстве - это мироощущение времени.

8

9

Ордерная система и ее соизмеримость с человеком.

Выполнение ордерной колонны

2

През. «Ордерная система»

11

12

Архитектура как отражение миропонимания. Античность. Выполнение макета греческого храма Парфенона

2

През. «Греческие храмы и вазопись», «Акрополь»

13



Романский и готический стили. Архитектура барокко и классицизма

Выполнение макета феодального замка

1


1

През. «Стили изобразительного искусства»

14

Художественный образ архитектуры эпохи Возрождения

1

През. «Изобразительное искусство эпохи Возрождения», «Микеланджело»

^ Архитектура России

15


Архитектура Руси Х-ХII веков.

Выполнение макета одноглавого храма.

1




16


Русская архитектура ХIII-ХVII вв.

Русские кремли.

1

Мультимедийный диск «Человек – Природа – Общество»

17

Архитектура двух российских столиц.

Архитектура Москвы. Путешествие по Московскому Кремлю.

Архитектура Санкт-Петербурга.

РК Карельские архитекторы. Архитектура города Петрозаводска»

1

Презентации «Москва», «Санкт-Петербург»



9 класс (17 ч)

Изобразительное искусство и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Использовании е ИКТ

Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств (5 ч)

1

Синтетические искусства
и изображение. Роль и место изображения
в синтетических искусствах

1




2-3

Сценография
как искусство
и производство

2




4

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим
и маска.

1




5

Театр кукол.

1




Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств (5 ч)

6

Художник и художественные технологии:
от карандаша
к компьютеру. Эстафета искусств

1




7

Фотография – расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства.

1




8

Фотография – искусство светописи. Натюрморт
и пейзаж – жанровые темы фотографии.

1




9

Человек
на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета

1




10

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения







Азбука экранного искусства

11-12

Сюжет в кино. Сценарий
и раскадровка

2




13

Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.

1




14

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука
и музыки
в фильме.

1




15

Компьютер
на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм

1




Художник – зритель – современность

16

Связи искусства
с жизнью каждого человека.

1




17

Язык
и содержание трёх групп искусств.
Их виды
и жанры.

1






^ 3. Учебно-методический комплекс


Автор

Название

Год издания

Издательство

Горяева Н.А., Островская О.В.

Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс

2009

М., «Просвещение»

Неменская Л.А.

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс

2009

М., «Просвещение»

Питерских А.С.,

Гуров Г.Е.

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы

2009

М., «Просвещение»



^ 4. Дидактическое обеспечение


  1. Ю.Алянский «Рассказы о Русском музее», Лениздат, 1981,

  2. Э.Ю. Гальперина «Анатолий Бородин», М., 1980,

  3. Н.А. Дмитриева, Л.И. Акимова «Античное искусство», М.,1988,

  4. Л.Любимов «Искусство западной Европы», М., 1982,

  5. Л.а. Вагнер «…Вхожу, ваятель, в твою мастерскую», М., 1982,

  6. В.Порудоминский «Первая Третьяковка», М., 1979,

  7. В.Порудоминский «Бурлаки на Волге»,М., 1985,

  8. В.В. Стасов «Избранные статьи о русской живописи», М., 1984,

  9. А.Ополовников, Г. Островский «Русь деревянная», М, 1981,

  10. Репродукции картин русских художников,

  11. Репродукции картин художников советского периода,

  12. Репродукции картин художников Западной Европы.



^ 5. Материально-техническое, информационно-техническое обеспечение.


  • репродукции картин отечественных и зарубежных художников,

  • муляжи плодов и корнеплодов,

  • акварельные краски,

  • гуашь, тушь, перья,

  • образцы работ,

  • компьютерные диски «Эрмитаж. Искусство Западной Европы», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Великие русские художники: И.Е.Репин, И.И.Шишкин»

  • мультимедийный компьютер.



^ 6. Ожидаемые результаты.


В результате изучения курса «Изобразительное искусство» учащиеся должны усвоить обязательный образовательный минимум.

Обязательный минимум

Учащиеся должны знать:

-особенности языка живописи,

-основные жанры изобразительного искусства,

-известнейшие музеи мира и своей страны,

  • выдающиеся произведения изобразительного искусства,

  • произведения бытового жанра, исторического жанра,

  • процесс работы над созданием станковых произведений,

Учащиеся должны уметь:

-Работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом,

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма,

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний перспективы,

  • пользоваться различными графическими техниками,

  • работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки,

  • вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве,

  • создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой.




Похожие:

Программа по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд iconРабочая программа по искусству (модуль «Изобразительное искусство») для 3 «Б»
«Изобразительное искусство и художественный труд» 2005 г., а также авторской программы по предмету «Изобразительное искусство и художественный...
Программа по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд iconТематическое планирование изобразительное искусство Программа: Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд 5 9 кл. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010
Программа: Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд 5 – 9 кл
Программа по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд iconIx ярмарка педагогических идей и образовательных проектов музейные уроки в структуре тематического планирования по программе «изобразительное искусство и художественный труд»
По программе «изобразительное искусство и художественный труд» (автор б. М. Неменский)
Программа по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд iconОбразовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-8 класс, базовый уровень на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского
Программа по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы»
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика рао...
Программа по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд iconРассмотрено
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б. М....
Программа по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд iconПрограмма учебного курса по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»
Программа разработана на основе Примерных программ двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» Федерального...
Программа по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика рао...
Программа по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» на 2011 2012 учебный год Составители: Лаврентьева О. В
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Программа по образовательной области искусство. Изобразительное искусство и художественный труд iconПрограмма по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка
«изобразительное искусство» (авторы: О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская), которая является составной частью Образовательной системы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы