Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет» icon

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет»



НазваниеФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет»
страница1/7
Дата конвертации03.12.2012
Размер0.91 Mb.
ТипРеферат
источник
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Карельский Государственный Педагогический Университет»


Факультет начального образования


Кафедра русского языка и

методики его преподавания в начальных классах


Специальность: педагогика и методика начального образования

Квалификация: учитель начальных классов, социальный педагог


Дипломная работа

на тему:


Использование приёма раскадровки

при работе над изложением

в начальных классах


Работу выполнила

студентка 261 группы

Сапелкина

Татьяна

Владимировна


Научный руководитель:

Канд. филол. наук, доцент

Кошкаров

Владимир Лаврентьевич


Зав. кафедрой:

Канд. филол. наук, доцент

Кошкаров

Владимир Лаврентьевич


Петрозаводск 2008


Содержание работы


Введение …………………………………………………………………………3


Глава 1. Теоретико-методологические основы развития речи .…………5

1.1. Понятие речи. Механизм порождения речи ………………………..5

1.2. Развитие речи в начальной школе………………………………….. 8

1.3. Изложение как вид письменных творческих работ………………. 11

1.3.1. Виды изложений………………………………………………. 13

1.3.2. Методика работы над изложением……………………………16

1.4. Способность к перифразированию как показатель степени владения языком………………………………………………………….19

1.5. Использование приёма раскадровки текста в работе над изложением……………………………………………………………………... 23

Глава 2. Организация работы по использованию приёма раскадровки при написании изложения…………………………………………………….28

2.1. Выявление эффективности традиционной методики работы над изложением в формировании перифрастических способностей……………..28

2.2. Содержание работы по подготовке учащихся к написанию изложений с использованием раскадровки……………………………...33

2.3. Проверка эффективности приёма раскадровки при работе над изложением……………………………………………………………………....45

Заключение……………………………………………………………………. 56

Библиография…………………………………………………………………. 57

Приложения…………………………………………………………………… 60


Введение

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развивать потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке информации. Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека общества.

В школу приходят семилетние дети со словарным запасом от 3 до 6 тысяч слов. Они в достаточной мере владеют грамматикой русского языка: правильно строят предложения, склоняют, спрягают, не зная никаких грамматических понятий.

В основу начального курса языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение всех разделов о языке.

Но по окончании начальной школы, когда ребёнок усвоил различные термины, получил знания о языке, овладел научно-учебным стилем речи, развитие его связной речи тормозится: она обедняется, становится трафаретной и менее эмоциональной.

Изложение один из видов письменных творческих работ, призванных развивать связную речь учащихся. В основе изложения лежит воспроизведение содержания высказывания, создание собственного текста на основе данного.

Подражание образцам ещё у древних греков считалось одним из важнейших способов обучения красноречию. Но традиционная методика работы над изложением направлена на воспроизведение оригинального текста почти дословно, что противоречит естественному механизму восприятия, хранения и порождения речи. Человек хранит полученную информацию в виде «образов», «картинок». При порождении собственного высказывания он перекодирует информацию с изобразительного кода в словесный. Поэтому работать надо не над словом, а над образом. «Богатство образов может породить словесное богатство» (15, 99). Приём раскадровки способствует максимальному пониманию текста в плане образного представления.

^ Цель нашей работы: установить возможности развития перифрастических способностей с помощью приёма раскадровки.

Объект исследования: процесс развития речи.

Предмет исследования: формирование умения передавать авторский текст своими словами при помощи приёма раскадровки.

Гипотеза: если в подготовительной работе над изложением центр тяжести перенести с анализа текстовых структур (абзацы, фразы, слова) на анализ смысла (ситуации, событий, участников и отношений между ними) при помощи приёма раскадровки, то механическое запоминание текста сменится пониманием, что должно выразиться в умении описывать ситуацию своими словами (перифразировать).

Задачи:

  1. Определить уровень перифрастических способностей при написании изложения по традиционной методике;

  2. Разработать комплекс занятий по развитию речи с использованием приёма раскадровки.

  3. Провести экспериментальную работу по использованию приёма раскадровки при подготовке к изложению и проверить эффективность данного приёма в развитии перифрастических способностей.

Методы:

    • Анализ научной и методической литературы,

    • Эксперимент,

    • Изучение и анализ результатов деятельности учащихся,

    • Количественная обработка данных эксперимента.

Дипломная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложений.

В своей работе мы опирались на научные труды Н.И.Жинкина, Ю.Д. Апресяна, М.Р. Львова, В.Л.Кошкарова и др.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 3 класса МОУ «Основная общеобразовательная школа п. Рауталахти» Питкярантского района.


Глава 1. Теоретико-методологические основы развития речи учащихся начальных классов


1.1. Понятие речи. Механизм порождения речи.

М.Р.Львов даёт такое определение речи: «Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности» (20, 173).

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего, различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.

Речь устная – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. В устной речи большую роль играет интонация, а также используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты.

Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания).

Речь письменная отличается от устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речи в школе. Л.С.Выготский характеризует письменную речь как «монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником». Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы является предметом специального обдумывания.

К письменной речи предъявляются следующие требования: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка.

Между устной и письменной речью существует органическая связь. Эту связь психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль. Говорить и «писать можно только то, что находится в голове (в сознании, воображении) в виде речи (внутреннего проговаривания)» (15, 13).

Процессу письма должен предшествовать процесс устной речи, внутренней или внешней. Само письмо – это тоже речь, письменная.

Прежде чем говорить о развитии речи, необходимо понять механизм порождения речи. Этот вопрос рассматривался Н.И. Жинкиным.

Мы воспринимаем окружающий нас мир в виде образов, картинок. Мыслим мы тоже образами предметного мира: «мир в таком виде, как мы его восприняли, переместился в наш мозг и в таком виде там пребывает» (15, 47). Вся полученная нами информация хранится в нашей памяти в виде ярлыков. Стоит «щёлкнуть» по нему, как в нашем воображении возникает запечатлённая ранее картинка, образ или даже «фильм». «Мир в нашей памяти запечатлевается в виде некоторых образов или ярлыков, при обращении с которыми начинается водоворот, хаотичное движение картинок разной степени яркости, детальности, чёткости и т.п.» (15, 61).

То, что произвело на нас большее впечатление, запоминается ярче, детальней и чётче, оно требует выхода, заставляет нас общаться и обмениваться «внутренними мирами» (по В.Л.Кошкарову). Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания порождаются мотивацией речи. Мотив речи возникает при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями.

Речь порождается не из слов, а из картинки. При этом происходит перекодирование изобразительного ряда в словесный. «Семантическим аналогом этой картинки является пропозиция… Пропозиция – это некая структура, переходная от картинки к речи. В ней есть момент упрощения, она гораздо схематичнее картинки. В ней в то же время происходит переструктурирование картинки. Сама картинка подвергается аналитическому расчленению и схематизации, из неё вычленяются некоторые элементы, выстраиваются в определённую последовательность. Эти элементы связаны отношением, ясным из «содержания» картинки» (15, 58).

Речь должна быть не только воспринята, но и понята, что достигается обработкой предложений.

«То, что внутри нас хранится в предметно-схемном коде (по Н.И.Жинкину), собеседнику мы вынуждены передавать в словесно-речевом коде» (15, 39). Цель нашего общения – возникновение в сознании собеседника аналогичной картинки, поэтому в процессе этого кодирования возникает необходимость отбора языковых средств.

«У партнёра, принимающего речь, описанные операции преобразуются при помощи универсального предметного кода (УПК) в модель отрезка действительности… Так возникает денотат, учёт, который соответствует акту понимания, отрезок текста понят, если денотат, возникший у приемника, соответствует денотату в замысле речи говорящего» (10, 80).

«Успешная речь – это такая, результатом которой является сформированное в сознании слушателя (читателя) представление о соответствующем фрагменте мира» (15, 22). Чтобы речь была успешной, начинать надо с «мира», а не с языка. Надо хорошо понять ту внеязыковую ситуацию, которая является целью и причиной нашей речи. Чем лучше понята ситуация, тем легче о ней говорить. Понимать ситуацию: значит представлять всех её участников, отношения между ними, место, время, причину, цель, держать в мыслях ситуацию, предшествующую данной, прогнозировать развитие событий.

Психологи утверждают, что человек неоднократно в процессе усвоения перекодирует информацию, используя, в конце концов наиболее удобный для себя язык.

Слушание – это неосознаваемые процессы декодирования речевых сигналов. Письмо и чтение – это тоже работа по кодированию и декодированию. При этом добавляются новые коды: мимика, жесты.

Что же такое кодирование?

«Кодирование – процесс представления данных последовательностью символов, кодов, сигналов» (57).

«О коде можно говорить в двух смыслах. Кодом иногда называют саму знаковую систему обозначений. В таком случае язык – это код. Но кодом можно назвать и способ реализации языка. Это следует понимать так. Какое-нибудь слово, например стол или лошадь, может быть дано или как слово слышимое, или как слово видимое (в буквах), или как произносимое; к этому добавим, что слово может появиться как осязаемое (по азбуке Брайля), как зрительно-двигательное (пальцевая речь) и др. Всё это разные коды. При этом слова стол и лошадь как элементы системы языка остаются тождественными во всех этих разных кодах. Таким образом, код во всех этих разных значениях представляет собой систему материальных сигналов, в которых может быть реализован какой-нибудь определённый язык. Отсюда видно, что возможен переход от одного слова к другому» (11,150).

В речи закодирована информация об окружающем мире. Кодом является язык. «Любой язык – это прежде всего система кодирования и декодирования смысла» (15,47).

«Транспортёром» мысли является язык, а его реализатором речь. Речь содержит неизмеримо больше информации, чем язык… В языке нет мыслей, они находятся в речи» (11, 149-150).

Таким образом, речь имеет коммуникативную функцию. Она возникла из потребности человека обмениваться «внутренними мирами». Мысль, т.е. внутренняя речь, существовала до появления внешней речи. Она возникала в сознании человека в виде картинок. Он «фотографировал» окружающую его действительность и хранил «снимки» в своей памяти. Для коммуникации необходим был код, чтобы передавать друг другу содержание этих картинок. При этом он должен быть таким, чтобы во «внутреннем мире» собеседника возникала идентичная картинка. Таким кодом и стал язык.

Речь стала неотъемлемой частью нашей жизни. У нас есть постоянная потребность в общении, и мы активно пользуемся речью. При порождении сообщения в памяти мы держим образ и, иногда мучительно, подбираем слова для его описания, чтобы этот образ возник и в сознании собеседника. То есть механизм порождения речи остался прежним: МИР – РЕЧЬ – ЯЗЫК (по В.Л. Кошкарову).

  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования иркутский государственный университет
Учебно–методический комплекс дисциплины утвержден Ученым Советом факультета сервиса и рекламы игу 2008. г
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования иркутский государственный университет
Учебно–методический комплекс дисциплины утвержден Ученым Советом факультета сервиса и рекламы игу 2008. г
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования иркутский государственный университет
Учебно–методический комплекс дисциплины утвержден Ученым Советом факультета сервиса и рекламы игу 2008. г
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет» iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный технологический университет
Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебно-методическое пособие / З. Х. Сергеева. Казан гос технол ун-т;...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский государственный университет физической культуры спорта и туризма
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет» icon«Томский государственный педагогический университет» «Утверждаю» Ректор тгпу в. В. Обухов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет» icon«Томский государственный педагогический университет» «Утверждаю» Ректор тгпу в. В. Обухов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет» icon«Томский государственный педагогический университет» «Утверждаю» Ректор тгпу в. В. Обухов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет» iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»
Специальность 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» и 230105 «Программное обеспечение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы