Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году icon

Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году



НазваниеМетодические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году
страница1/4
Дата конвертации08.12.2012
Размер0.59 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4

Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство»)

в 2011/2012 учебном году.


Настоящие методические рекомендации подготовлены по материалам центральной предметно-методической комиссии по технологии (г.Москва, под руководством О.А. Кожиной).


Общие положения


Всероссийская олимпиада школьников по технологии играет важную роль в формировании технологической культуры школьников. Она носит просветительский, воспитательный и обучающий характер, поэтому конкурсные и внеконкурсные мероприятия Олимпиады должны быть организованы в соответствии с принципами современной педагогической науки, а разработку методических основ мероприятий Олимпиады следует считать ключевым этапом подготовки к ее проведению1.

В соответствии с новым Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки от 2.12.2009 №695, организатором муниципального этапа олимпиады являются органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования, а регионального этапа - органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (в нашей области это поручено Министерству образования Оренбургской области).

Основными целями проведения Всероссийской олимпиады школьников по технологии является повышение уровня технологических знаний и умений школьников, степени реализации метода творческого проектирования в регионах России, привлечение школьников к выполнению общественно значимых и практически важных проектных заданий, выявление и поощрение наиболее талантливых учащихся и творчески работающих учителей технологии, содействие в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить России достойное место в мировом сообществе.

Для проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады организатором данного этапа олимпиады создаются оргкомитет, предметно-методические комиссии и жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады. В составе предметно-методической комиссии и оргкомитета выделяются рабочие группы, которые несут ответственность за подготовку и проведение олимпиады.

Если руководство муниципального отдела образования для проведения муниципального этапа олимпиады выбирает одну из школ района, то организация и проведение олимпиады возлагается на руководство и педагогический коллектив школы. Из педагогов школы может формироваться основной состав оргкомитета олимпиады. Специалисты муниципального отдела образования обеспечивают методическую поддержку олимпиады и формируют состав жюри, а материальную помощь в проведении олимпиады оказывают органы местной исполнительной власти.

На муниципальный этап олимпиады направляются победители и призеры школьных этапов с 7 по 11 классы.

На муниципальном этапе олимпиады следует взять за основу структуру конкурсов заключительного этапа Всероссийской олимпиады, которая включает в себя теоретический конкурс, практические задания и защиту творческих проектов2. Недостаточное время до проведения муниципального этапа олимпиады допускает презентацию не полностью завершенных проектов. Поскольку прошла лишь одна четверть с начала учебного года, можно оценивать проекты по основным начальным элементам, например, по формулировке проблемы, актуальности, оригинальности темы проекта и т.д.

На региональный этап олимпиады от каждого муниципального образования направляются победители и призеры из участников муниципального этапа от 9-11 классов.


^ Подготовка материальной базы


Для проведения конкурсов должны быть подготовлены аудитории и мастерские. На каждой аудитории и мастерской должна быть табличка с указанием номеров участников, которые будут здесь работать. Кроме этого, необходимо определить заранее дежурных по каждой аудитории, которые перед началом конкурса собирают свои группы и проводят их в аудитории.

В качестве аудиторий для теоретического конкурса целесообразно использовать школьные кабинеты и мастерские, обстановка которых привычна участникам и настраивает их на работу. Каждому участнику Олимпиады должен быть предоставлен отдельный стол или парта.

В каждой аудитории должны быть дежурные. Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишина, чистота, свежий воздух, достаточная освещенность рабочих мест, температура 20-22˚С, влажность 40-60%.

В качестве аудиторий для выполнения практических работ по технологии изготовления швейных изделий лучше всего подходят швейные мастерские, в которых оснащение и планировка рабочих мест создают оптимальные условия для проведения этого этапа. У каждого участника должно быть свое рабочее место, оснащенное всем необходимым для работы: швейная машина, нитки, ножницы, иглы ручные, наперсток, мел, линейка, булавки, игольница, укладки, инструкционные карты, емкость для сбора отходов. Для выполнения практической работы необходимо подготовить выкройки и ткань или детали кроя для каждого участника.

В аудитории должно быть оборудовано не менее трех рабочих мест для ВТО: гладильная доска, утюг, проутюжильник, вода для отпаривания.

В аудитории должны постоянно находиться преподаватель для оперативного решения возникающих вопросов и механик для устранения неполадок швейных машин. В мастерских должны быть таблицы по безопасным приемам работы.

Надо учесть и то, что для проведения всех конкурсов, работы жюри и оргкомитета необходимы канцелярские принадлежности.


^ Общие сведения о конкурсах муниципального этапа Всероссийской олимпиады


Муниципальный этап олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады.

Конкурсы по теории и выполнению практических заданий должны проверять знания, умения и компетентности учащихся на основе учебного материала, изучаемого в общеобразовательных школах в соответствии с приказом Минобразования России от 5 марта 2004г.№1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и от 9 марта 2004г.№1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

Ответственность за подготовку методической базы олимпиады возлагается на предметно-методическую комиссию олимпиады. Сразу после окончания олимпиады специалисты рабочей группы подводят ее итоги, в которых оценивают уровень подготовки учащихся по возрастным группам, сравнивая эти показатели с показателями предыдущих лет, и вносят предложения об особенностях проведения следующей олимпиады.

В первую очередь устанавливается объем теоретических и практических знаний, которыми должны владеть участники. Содержание тестов и практических заданий должно отражать направления и темы, уже изученные учащимися разных классов к моменту проведения олимпиады.

Базовыми для программы «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Материаловедение и машиноведение», «Рукоделие», «Конструирование и моделирование», «Технология изготовления швейных изделий», «Электротехнические работы», «Черчение и графика». В контрольных заданиях должно быть уделено внимание таким сквозным линиям, как эстетическое воспитание, экономика, экология, достижениям современного производства, профессиональному самоопределению, информационным технологиям, санитарии и гигиене, безопасным приемам труда.

Предметно-методическая комиссия регионального этапа Всероссийской олимпиады подчёркивает значимость и самоценность муниципального этапа олимпиады. На наш взгляд, муниципальный этап - не просто «отборочный тур» перед региональным этапом, он важен для оценки состояния преподавания предметов образовательной области «Технология», в поиске (выявлении) талантливых и одарённых детей (особенно - в 7-8 классах). Стоит заметить, что в гимназиях и лицеях г.Оренбурга уже часто можно услышать выражение «олимпиадный ребёнок», которым обозначают потенциальных победителей будущих олимпиад. Именно поэтому муниципальный этап может и должен совмещаться с проведением неоцениваемых мероприятий (фестивалей, выставок работ победителей и призёров муниципальных и региональных этапов Всероссийской олимпиады прошлых лет и т.п.).


^ Задания теоретического конкурса


Для теоретического конкурса олимпиады составляются отдельные наборы заданий для каждой возрастной группы учащихся (т.е.для 7, 8, 9, 10 и 11 классов). Центральная предметно-методическая комиссия по технологии считает, что в каждый набор следует включать не более 20 контрольных вопросов и тестов по всем разделам программы образовательной области «Технология»3. Однако предметно-методическая комиссия регионального этапа Всероссийской олимпиады предлагает в этом году задания теоретического конкурса в следующем формате:

- примерные задания теоретического конкурса для 7 и 8 классов (которые могут быть дополнены и доработаны по усмотрению предметно-методической комиссии муниципального этапа)4;

- задания теоретического конкурса для 9, 10 и 11 классов (которые используются на муниципальном этапе олимпиады без изменений, т.к.только в этом случае возможно сопоставление результатов, полученных в разных муниципальных образованиях, для принятия оргкомитетом регионального этапа Всероссийской олимпиады решения о составе участников областного этапа олимпиады)5.

В связи с этим различается и количество, и содержание заданий. Следует отметить, что тестовые задания олимпиады не предназначены для мониторинга обученности в конкретном классе, и поэтому отличаются как по степени сложности, так и по тематизму от текстов учебников соответствующих годов обучения.

При разработке заданий для 7 и 8 классов следует иметь в виду следующее.

Задания теоретического конкурса должны отвечать следующим требованиям:

- задания следует ориентировать на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки учеников основной школы по технологии;

- уровень сложности заданий и их количество должны быть такими, чтобы на выполнение всего конкурса участник тратил не более 2 часов;

- в заданиях выбора для маскировки правильного ответа должны быть использованы только реально существующие термины и понятия, составляющие образовательную область «Технология»;

- в заданиях учитывается чередование (нарастание и снижение) уровня сложности;

- тесты (и практические задания) Всероссийской олимпиады школьников по технологии каждый год публикуются на сайте www.rosolymp.ru.

Желательно, чтобы количество контрольных вопросов и тестов по каждому разделу программы было пропорционально количеству изученного учебного материала или, что примерно одно и то же, количеству учебных часов в действующей программе по технологии.

Для удобства подсчета результатов теоретического конкурса за каждый правильный ответ участник конкурса получает один балл. Если задание выполнено неправильно или только частично - ноль баллов. Не следует ставить оценку в полбалла за задание, выполненное наполовину.

Все контрольные вопросы и задания должны сопровождаться эталонными ответами, которые должны содержать либо точный ответ, либо развернутый ответ с ключами, по которым проверяется правильность ответа.

В число конкурсных можно включать отдельные задания предыдущих школьных и муниципальных этапов олимпиады по наиболее значимым темам образовательной области «Технология». Теоретический конкурс не должен напоминать контрольную работу. В задания олимпиады можно включать загадки, интересные вопросы, которые будут способствовать выявлению ширины кругозора участников и вызывать интерес к предмету.

Для решения задач можно разрешить участникам олимпиады пользоваться справочными материалами, но мобильные телефоны участников должны быть выключены.

В приложениях 1-2 даны образцы оформления текстов тестовых заданий, которые являются ориентиром для предметно-методических комиссий муниципального этапа олимпиады.

Для 9 классов тесты включают 20 вопросов, для учащихся 10 и 11 классов - 25 вопросов. Соответственно количеству вопросов определяется и количество баллов.


^ Разработка практических заданий


Практическое задание может быть подготовлено по одному из основных разделов курса «Технология». Опыт предыдущих Всероссийских олимпиад по технологии показывает, что на региональном и заключительном этапах олимпиады задания всегда касались только раздела «Технология изготовления швейных изделий», Практические задания должны быть построены таким образом, чтобы при их выполнении школьница использовала весь набор знаний и умений, полученный ей в процессе обучения. Степень сложности задания должна соответствовать уровню теоретической и практической подготовки учащихся в данной возрастной группе.

Например, практические задания по конструированию и моделированию должны включать в себя эскиз модели, описание модели и чертеж основы швейного изделия. Внимательно рассмотрев эскиз и прочитав описание модели, учащиеся должны выполнить моделирование, т.е.нанести линии фасона на чертеж основы, и изготовить выкройку изделия, нанеся на нее все необходимые обозначения.

Для удобства контроля данной практической работы для проверяющих необходимо подготовить карты пооперационного контроля и правильно выполненные чертежи модельных конструкций на каждое задание.

Такие практические задания позволяют оценить навыки школьниц в нанесении на чертеж основы модельных особенностей и знания последующей технологической обработки изделия, выявить степень развития у участников олимпиады пространственного воображения, художественного вкуса, абстрактного мышления и сделать тем самым более объективным определение победителей и призеров олимпиады.

Результаты этого конкурса должны наглядно демонстрировать сформированность технологических умений по владению ручным инструментом и навыками работы на швейной машине, умения читать и применять в работе технологическую документацию, применять на практике знания по материаловедению, правильные безопасные приемы работы.

При разработке практических заданий по технологии нецелесообразно давать на конкурс обработку сложных трудоемких изделий, так как они требуют неоправданно больших затрат времени и сил учащихся, которые получат не только физическую усталость, но и нервное переутомление. Аргументом в пользу выбора небольших по объему заданий по технологии является также то, что при выполнении сложного задания основным становится фактор скорости, а не знаний и умений, что более соответствует профессиональным конкурсам.

В то время как при выполнении небольших по объему заданий каждый школьник может уложиться в норму отведенного времени, проявить свои способности решать технологические задачи, что создает необходимые для объективности равные для всех условия соревнования.

Для того чтобы участники олимпиады при выполнении практического задания по технологии выполняли одинаковые технологические операции, должна быть разработана подробная инструкционная технологическая карта с чертежами и рисунками на выполнение каждого задания. Только в этом случае возможна однозначная и объективная оценка качества выполнения практического задания каждым участником по заранее подготовленным критериям.

По картам пооперационного контроля определяется степень владения безопасными приемами труда, умение выбирать инструменты, приспособления и материалы для работы, понимание технологической документации, точность и аккуратность выполнения технологического задания, правильное выполнение влажно-тепловой обработки. В этом случае профессиональное жюри может с объективно оценить все эти параметры при выполнении учащимися заданных технологических операций по заранее подготовленным качественным и количественным параметрам.


^ Творческие проекты


Учащиеся могут представлять разнообразные проекты по виду доминирующей деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, творческие, игровые.

Оценка проектов, представленных на конкурс, проводится по следующим критериям:

- социальная значимость, актуальность выдвинутых проблем, их адекватность представленной проблемной ситуации;

- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

- самостоятельность выполнения проекта, оригинальность конструкции, качество исполнения, практическая значимость;

- доказательность принимаемых решений, прогнозирование последствий принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

- рассмотрение альтернативных вариантов решений, критерии выбора вариантов решений;

- эстетика оформления результатов выполненного проекта, реализация принципа наглядности;

- экологическая и экономическая оценка изделия;

- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;

- наличие ссылок на источники информации, включая Интернет

и пр.

К каждому проекту должна прилагаться пояснительная записка, т.е. выполненное в соответствии с определенными правилами развернутое описание деятельности учащихся при выполнении проекта.

Члены предметно-методической комиссии регионального этапа категорически не согласны со встречающейся в некоторых муниципальных образованиях практикой «назначения» участников регионального этапа олимпиады из числа так называемых «сильных» учеников, особенно в том случае, когда на муниципальном этапе олимпиады не проводится презентация и защита творческих ученических проектов. Следует учесть, что отсутствие публичной защиты проектов учащихся снижает шансы победы Ваших призёров на областном конкурсе.


^ Подведение итогов муниципального этапа Всероссийской олимпиады

Максимальное количество баллов для каждого из проводимых конкурсов олимпиады 7- и 8-миклассников определяется предметно-методической комиссией. Все задания теоретического конкурса и все варианты практических заданий должны быть утверждены на заседании предметно-методической комиссии, при этом должна быть обеспечена полная секретность содержания заданий.

Суммарное количество баллов, набранное каждым участником в конкурсах, позволяет жюри с высокой степенью объективности определить победителей и призеров олимпиады.

Максимальное количество баллов для участников олимпиады - учащихся 9 классов определяется по следующей схеме:

оценка за теоретический конкурс (max. 20 б.) + оценка за практическое задание (max. 40 б.) + оценка творческого проекта (max. 40 б.) = суммарная оценка выступления участника (max. 100 б.)

Максимальное количество баллов для участников олимпиады - учащихся 10 классов определяется по следующей схеме:

оценка за теоретический конкурс (max. 25 б.) + оценка за практическое задание (max. 40 б.) + оценка творческого проекта (max. 50 б.) = суммарная оценка выступления участника (max. 115 б.)

Максимальное количество баллов для участников олимпиады - учащихся 11 классов определяется по следующей схеме:

оценка за теоретический конкурс (max. 25 б.) + оценка за практическое задание (max. 40 б.) + оценка творческого проекта (max. 50 б.) = суммарная оценка выступления участника (max. 115 б.)

Приложение 1

Образец

^ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ


Тестовые задания по номинации "Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство"


7 класс


^ ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ


Уважаемые участницы олимпиады!


Вам предлагается выполнить задания разных видов.

Внимательно прочитайте каждое задание и предполагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы проанализировали все варианты ответа.

Вы можете выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднения, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас остается время.

^ За выполнение заданий дается один балл. Баллы, полученные Вами, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Вы можете приступить к работе.

Желаем успеха!


ЗАДАНИЯ


1. Укажите выбранный Вами ответ, поставив знак + в соответствующей клеточке. (В этом задании только один ответ правильный).

Технология – это наука:

1 - □ о социальных преобразованиях;

2 - □ о физических процессах;

3 - □ о химических процессах;

4 - □ о преобразованиях материалов, энергии и информации


и т.д.


Приложение 2

Примерные тестовые задания по номинации "Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство"


7 класс


1. Укажите выбранный Вами ответ, поставив знак + в соответствующей клеточке. (В этом задании только один ответ правильный).

^ Технология – это наука:

1 - □ о социальных преобразованиях;

2 - □ о физических преобразованиях;

3 - □ о процессах преобразования материалов, энергии и информации


^ 2. Отметьте знаком + правильный ответ:

В переводе с немецкого языка "бутерброд" означает:

1 - □ "хлеб с колбасой"

2 - □ "хлеб с маслом"

3 - □ "хлеб с сыром"


^ 3. Отметьте знаком + все правильные ответы:

Что в продуктах оценивают органолептическим методом?

1 - □ вкус

2 - □ цвет

3 - □ процентное содержание воды

4 - □ запах

5 - □ наличие липидов

6 - □ консистенцию

7 - □ наличие нитратов

8 - □ внешний вид


^ 4. Запишите ответ на вопрос:

Кто должен первым садиться за стол во время приема гостей?

Ответ: ___________.


5. Выберите ответ «Да» или «Нет» (зачеркните ненужный ответ).

К искусственным относятся волокна


полиэфирные

Да

Нет

вискозные

Да

Нет

льняные

Да

Нет

шелковые

Да

Нет

ацетатные

Да

Нет

полиуретановые

Да

Нет
  1   2   3   4




Похожие:

Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011/2012 учебном году
Форма и порядок проведения школьного (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике
Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2011/2012 учебном году
Положения о всероссийской олимпиады школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г....
Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2011/2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...
Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации по составлению конкурсных заданий, по их проведению и по процедуре оценивания
Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество»)
Настоящие методические рекомендации подготовлены по материалам центральной предметно-методической комиссии по технологии (г. Москва,...
Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по проведению и задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009-2010 учебном году
...
Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году iconТребования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года
О всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02. 12. 2009 №695, и с учетом рекомендаций центральных...
Методические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2011/2012 учебном году
Пасечник В. В. д п н., профессор Московского государственного областного университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы