Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество») icon

Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество»)



НазваниеМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество»)
страница1/5
Дата конвертации08.12.2012
Размер0.65 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4   5


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии

в 2011/2012 учебном году

(номинация «Техника и техническое творчество»)


Настоящие методические рекомендации подготовлены по материалам центральной предметно-методической комиссии по технологии (г.Москва, председатель Ю.Л. Хотунцев).


Общие положения

Основными целями Всероссийской олимпиады школьников по технологии являются:

повышение уровня и престижности технологического образования школьников, развитие творческих способностей учащихся;

содержательное и методическое сближение материальных и информационных технологий в образовании;

повышение роли метода проектов в обучении как основного средства раскрытия творческого потенциала детей;

выявление и поощрение наиболее способных и талантливых учащихся;

выявление и поощрение наиболее творческих учителей технологии;

привлечение школьников к выполнению конкретных и практически важных социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества.

Задачами Всероссийской олимпиады по технологии являются выявление и оценка теоретических знаний талантливых учащихся по различным разделам содержания образовательной области "Технология", оценка практических умений учащихся и выполненных ими творческих проектов.

Всероссийская олимпиада школьников по технологии включает тестирование учащихся, выполнение ими практических работ и защиту творческих проектов. Олимпиада проводится по двум номинациям: "Техника и техническое творчество", "Культура дома и декоративно-прикладное искусство.

В соответствии с новым Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки от 2.12.2009 №695, организатором муниципального этапа олимпиады являются органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования, а регионального этапа - органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (в нашей области это поручено Министерству образования Оренбургской области).

Для проведения муниципального этапа Олимпиады для учеников 7-11 классов организатором данного этапа Олимпиады создаются оргкомитет, предметно-методические комиссии и жюри муниципального этапа Олимпиады.

Основной действующей программой по технологии является программа "Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы" (научн.рук. Ю.Л.Хотунцев и В.Д.Симоненко, издательство "Просвещение"), рекомендованная Минобрнауки РФ.


^ Общая характеристика заданий.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего (2004г.) и среднего (полного) общего образования (2004г.) по технологии включает ряд разделов и тем, отражающих многоплановость человеческой деятельности и практико-ориентированных характер предмета1:

Содержание тестов должно по возможности отразить направления и темы, уже изученные учащимися разных классов, и позволить оценить знания учащихся и умения их использовать на практике. В число конкурсных можно включать отдельные задания предыдущих школьных и муниципальных олимпиад по наиболее значимым темам образовательной области «Технология». В задания Олимпиады можно включать загадки, интересные вопросы, которые будут способствовать выявлению ширины кругозора участников и вызывать интерес к предмету.

Задания теоретического конкурса должны отвечать следующим требованиям:

- задания должны проверять у участников олимпиады общеучебные, общетрудовые и специальные технологические знания;

- около 80% заданий следует ориентировать на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по технологии;

- уровень сложности заданий и их количество должны быть такими, чтобы на выполнение всего конкурса участник тратил не более 2 часов;

- задания должны быть разнообразными по форме и содержанию;

- в заданиях выбора для маскировки правильного ответа должны быть использованы только реально существующие термины и понятия, составляющие образовательную область «Технология»;

- в заданиях основные разделы технологии следует представлять пропорционально учебному времени, выделяемому на их изучение, а также значение проверяемых знаний и умений для дальнейшего изучения предмета технология;

- задания олимпиады должны осуществлять не только контроль знаний, но и выполнять обучающие и развивающие функции.

Для удобства подсчета результатов теоретического конкурса за каждый правильный ответ участник конкурса получает один балл. Если задание выполнено неправильно или только частично - ноль баллов. Не следует ставить оценку в полбалла за задание, выполненное наполовину.

Все контрольные вопросы и задания должны сопровождаться эталонными ответами, которые должны содержать либо точный ответ, либо развернутый ответ с ключевыми словами, по которым проверяется правильность ответа.

В журнале «Школа и производство», начиная с 2000 года, публикуются тесты заключительных этапов олимпиады по технологии. Это дает возможность всем учителям применять эту форму контроля знаний в своей практической повседневной работе, что позволяет учащимся адаптироваться к новой форме контроля и чувствовать себя более уверенно на конкурсах Олимпиад.

Практические задания должны позволить оценить умения учащихся обрабатывать металл или древесину, собирать электрические схемы и измерять электрические характеристики (по выбору учащихся), а также в ряде случаев оценить творческие способности школьников. Степень сложности задания должна соответствовать уровню теоретической и практической подготовки учащихся в данной возрастной группе.

При разработке практических заданий по технологии нецелесообразно давать на конкурс обработку сложных трудоемких изделий, так как они требуют неоправданно больших затрат времени и сил учащихся, которые получат не только физическую усталость, но и нервное переутомление. Аргументом в пользу выбора небольших по объему заданий по технологии является также то, что при выполнении сложного задания основным становится фактор скорости, а не знаний и умений, что более соответствует профессиональным конкурсам.

В то время как при выполнении небольших по объему заданий каждый школьник может уложиться в норму отведенного времени, проявить свои способности решать технологические задачи, что создает необходимые для объективности равные для всех условия соревнования.

Для того чтобы участники олимпиады при выполнении практического задания по технологии выполняли одинаковые технологические операции, должна быть разработана подробная инструкционная технологическая карта с чертежами и рисунками на выполнение каждого задания. Только в этом случае возможна однозначная и объективная оценка качества выполнения практического задания каждым участником по заранее подготовленным критериям.

Для оценки результатов практических работ необходимо разрабатывать карты пооперационного контроля, по которым будет определяться степень владения безопасными приемами труда, умение выбирать инструменты, приспособления и материалы для работы, понимание технологической документации, точность и аккуратность выполнения технологического задания, правильное выполнение влажно-тепловой обработки. В этом случае профессиональное жюри может с высокой точностью и объективностью оценить все эти параметры при выполнении учащимися заданных технологических операций по заранее подготовленным качественным и количественным параметрам.

Презентация проектов позволяет оценить творческое развитие учащихся. Тематика проектов может быть связана с одним из направлений: "Машиноведение", "Технологии обработки материалов", "Электротехника и электроника", "Художественное конструирование (дизайн)", "Художественная обработка материалов", "Экологические проблемы производства", "Семейная экономика и основы предпринимательства", "Ремонтно-строительные работы" и "Профориентация и выбор профессии".

Учащиеся могут представлять разнообразные проекты по виду доминирующей деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, творческие, игровые.

Оценка проектов, представленных на конкурс, проводится по следующим критериям:

- социальная значимость, актуальность выдвинутых проблем, их адекватность представленной проблемной ситуации;

- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

- самостоятельность выполнения проекта;

- оригинальность конструкции, качество исполнения, практическая значимость;

- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, интеграция знаний из разных областей;

- доказательность принимаемых решений, прогнозирование последствий принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

- рассмотрение альтернативных вариантов решений, критерии выбора вариантов решений;

- эстетика оформления результатов выполненного проекта, реализация принципа наглядности;

- экологическая и экономическая оценка изделия;

- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;

- наличие ссылок на источники информации, включая Интернет.

К каждому проекту должна прилагаться пояснительная записка, т.е.выполненное в соответствии с правилами развернутое описание деятельности учащихся при выполнении проекта.

Члены предметно-методической комиссии регионального этапа категорически не согласны со встречающейся в некоторых муниципальных образованиях практикой «назначения» участников регионального этапа олимпиады из числа так называемых «сильных» учеников, особенно в том случае, когда на муниципальном этапе олимпиады не проводится презентация и защита творческих ученических проектов. Следует учесть, что отсутствие публичной защиты проектов учащихся снижает шансы победы Ваших призёров на областном конкурсе.


^ Система оценивания результатов тестирования по направлению "Техника и техническое творчество" 2 этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии

В содержании разрабатываемых тестов, контрольных вопросов и практических заданий должны быть представлены все разделы программы образовательной области "Технология". Следует отметить, что тестовые задания для олимпиады не предназначены для мониторинга обученности в конкретном классе, и поэтому отличаются как по степени сложности, так и по тематизму от текстов учебников соответствующих годов обучения.

Тесты разрабатываются для учащихся 7-11 классов для муниципального этапа олимпиады.

Максимальное количество баллов для каждого из проводимых конкурсов олимпиады 7-ми и 8-миклассников определяется предметно-методической комиссией. Все задания теоретического конкурса и все варианты практических заданий должны быть утверждены на заседании предметно-методической комиссии, при этом должна быть обеспечена полная секретность содержания заданий.

В приложениях 1-2 даны образцы оформления текстов тестовых заданий, которые являются ориентиром для предметно-методических комиссий муниципального этапа олимпиады.

Предметно-методическая комиссия регионального этапа Всероссийской олимпиады предлагает в этом году задания теоретического конкурса в следующем формате:

- примерные задания теоретического конкурса для 7 и 8 классов (которые могут быть дополнены и доработаны по усмотрению предметно-методической комиссии муниципального этапа);

- задания теоретического конкурса для 9, 10 и 11 классов (которые используются на муниципальном этапе олимпиады без изменений, т.к.только в этом случае возможно сопоставление результатов, полученных в разных муниципальных образованиях, для принятия оргкомитетом регионального этапа Всероссийской олимпиады решения о составе участников областного этапа олимпиады)2.

Максимальное количество баллов для участников олимпиады - учащихся 9 классов определяется по следующей схеме:

оценка за теоретический конкурс (max. 20 б.) + оценка за практическое задание (max. 40 б.) + оценка творческого проекта (max. 50 б.) = суммарная оценка выступления участника (max. 110 б.)

Максимальное количество баллов для участников олимпиады - учащихся 10 классов определяется по следующей схеме:

оценка за теоретический конкурс (max. 25 б.) + оценка за практическое задание (max. 40 б.) + оценка творческого проекта (max. 50 б.) = суммарная оценка выступления участника (max. 115 б.)

Максимальное количество баллов для участников олимпиады - учащихся 11 классов определяется по следующей схеме:

оценка за теоретический конкурс (max. 30 б.) + оценка за практическое задание (max. 40 б.) + оценка творческого проекта (max. 50 б.) = суммарная оценка выступления участника (max. 120 б.)


Приложение 1


Образец

^ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Тестовые задания по номинации "Техника и техническое творчество"

7 класс


^ ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ


Уважаемые участники олимпиады!


Вам предлагается выполнить задания разных видов.

Внимательно прочитайте каждое задание и предполагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы проанализировали все варианты ответа.

Вы можете выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднения, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас остается время.

За выполнение разных по сложности заданий дается один балл. Количество баллов зависит от правильности выполнения и от сложности задания. Баллы, полученные Вами, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Вы можете приступить к работе.


Желаем успеха!


ЗАДАНИЯ


1. Укажите выбранный Вами ответ, поставив знак «х» в соответствующей клеточке. (В этом задании только один ответ правильный).

К технологическим машинам относятся:

1 - □ двигатель внутреннего сгорания;

2 - □ динамо машина;

3 - □ паровая машина;

4 - □ шлифовальная машина


и т.д.


Приложение 2

Примерные тестовые задания по номинации "Техника и техническое творчество"


7 класс


1. Укажите выбранный Вами ответ, поставив знак «х» в соответствующей клеточке. (В этом задании только один ответ правильный).

К технологическим машинам относятся:

1 - □ двигатель внутреннего сгорания;

2 - □ динамо машина;

3 - □ паровая машина;

4 - □ шлифовальная машина


2. ^ Укажите выбранный Вами ответ, поставив знак «х» в соответствующей клеточке. В этом задании только один ответ правильный.

Как называется широкая плоскость пиломатериала?

1 - □ доска;

2 - □ пласть;

3 - □ кромка


^ 3. Приведите в соответствие типы пород деревьев и названия пород деревьев. (Поставьте все нужные цифры из правого столбца в строку с соответствующей буквой).


А. Лиственные породы деревьев

Б. Хвойные породы деревьев


1) берёза

2) бук

3) лиственница

4) сосна

5) липа

6) пихта

Ответ: А - _____________________________________________________________

Б - _____________________________________________________________


^ 4. Пронумеруйте породы древесины в порядке убывания степени их мягкости


Породы древесины




Номер по порядку

Буква

A. Липа




1




Б. Дуб




2




B. Береза




3




Г. Клен




4





5. ^ Установите соответствие между описанием пород дерева и их названиями

описание пород дерева




название дерева

1) … - дерево с плотной густой кроной, полезное для леса растение. Под …, как правило, не бывает опавших листьев - они очень быстро перегнивают и возвращают в почву нужные растениям кальций. Древесина у … - однотонная белая, без оттенков и мягкая. На Руси издавна знали это ее свойство и вырезали из … наличники на окна, делали резную кухонную посуду, игрушки и музыкальные инструменты, бочки и кадки для запасов на зиму.




а) бук


б) липа


в) лиственница

2) Зимой … похожа на засохшую ель: голые ветви, без хвои, покрытая трещинами сероватая кора. Весной ветви дерева покрываются зелеными иголочками. Осенью они становятся золотисто-желтыми, а зимой опадают. … - высокое, до 50 м дерево и живет до 500 лет. У нее прочная и такая тяжелая древесина, что тонет в воде. Из нее строят дома и делают красивый и прочный паркет.




3) … встречается в лесах в областях с умеренным климатом северного полушария. Древесина … после хранения приобретает розовато-коричневый цвет и красивый рисунок. Хороши мебель, паркет, облицовка из ... Но на открытом воздухе древесина … быстро портится, буреет, гниет.




Ответ: 1 - … ; 2 - … ; 3 - …


6. Назовите все правильные ответы на вопрос, поставив знак «х» в соответствующих клеточках:

Какими клеями склеивают детали из древесины?

1 - □ резиновым;

2 - □ синтетическим;

3 - □ глютиновым;

4 - □ казеиновым;

5 - □ костным


^ 7. Выберите ответ «Да» или «Нет» (зачеркните ненужный ответ).

К инструментам для разметки древесины относятся:

линейка

Да

Нет

угольник

Да

Нет

кернер

Да

Нет

шило

Да

Нет

рейсмус

Да

Нет

малка

Да

Нет


^ 8. Назовите все правильные ответы на вопрос, поставив знак «х» в соответствующих клеточках

К термической обработке металлов не относится

1 - □ отпуск;

2 - □ нормализация;

3 - □ хромирование;

4 - □ окрашивание;

5 - □ легирование


9. Укажите выбранный Вами ответ, поставив знак «х» в соответствующей клеточке. В этом задании только один ответ правильный.

Какая часть токарно-винторезного станка служит для закрепления и подачи сверл и зенковок, а также поддержания конца заготовки при помощи центра?

1 - □ коробка подач;

2 - □ коробка скоростей;

3 - □ суппорт;

4 - □ задняя бабка

  1   2   3   4   5




Похожие:

Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество») iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году
Настоящие методические рекомендации подготовлены по материалам центральной предметно-методической комиссии по технологии (г. Москва,...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество») iconМетодические рекомендации для проведения муниципального этапа Олимпиады по химии в 2011-2012 учебном году
Настоящие требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии (далее – Олимпиада) составлены...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество») iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году
Форма и порядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество») iconМетодические рекомендации по проведению и задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009-2010 учебном году
...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество») iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии в Липецкой области в 2011/2012 учебном году
Задачами Всероссийской олимпиады по технологии являются выявление и оценка теоретических знаний талантливых учащихся по различным...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество») iconМетодические рекомендации к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в 2011/2012 учебном году Целями муниципального этапа Олимпиады
Олимпиады; сравнительная оценка уровня преподавания географии в различных учебных заведениях по результатам, показанным представляющими...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество») iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2011/2012 учебном году
Положения о всероссийской олимпиады школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г....
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество») iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011/2012 учебном году
Форма и порядок проведения школьного (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество») iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество») iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы