Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г icon

Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г



НазваниеМетодические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г
Дата конвертации08.12.2012
Размер194.19 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
1. /Методические рекомендации по самоуправлению/1 Республиканская программа развития системы школьного самоу.doc
2. /Методические рекомендации по самоуправлению/Декларация прав ребенка.doc
3. /Методические рекомендации по самоуправлению/Закон О Выборах президента ГИМНАЗИИ.doc
4. /Методические рекомендации по самоуправлению/КОНВЕНЦИЯ О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ТВ ПАПКА.doc
5. /Методические рекомендации по самоуправлению/Конвенция о правах ребенка.doc
6. /Методические рекомендации по самоуправлению/Концепция модернизации российского образования до 2010 года..doc
7. /Методические рекомендации по самоуправлению/Методические рекомендации по САМОУПРАВЛЕНИЮ 2.doc
8. /Методические рекомендации по самоуправлению/План работы Лидер Студсовет Могилев.doc
9. /Методические рекомендации по самоуправлению/Положение об ученическом совете.rtf
10. /Методические рекомендации по самоуправлению/Примерное положение о совете образовательного учреждения.doc
11. /Методические рекомендации по самоуправлению/Региональная концепция Воспитание оренбуржца XXI века.doc
12. /Методические рекомендации по самоуправлению/Система УС Тверь.doc
13. /Методические рекомендации по самоуправлению/Технология составления положений.doc
14. /Методические рекомендации по самоуправлению/Федеральный закон о ратификации конвенции о защите прав чело.doc
15. /Методические рекомендации по самоуправлению/концепция федеальной целевой программы ДЕТИ РОССИИ на 2007-2.doc
Программа развития системы школьного самоуправления в образовательных учреждениях Удмуртской Республики
Декларация прав ребенка
Закон «о выборах президента республики гимназистов»
Конвенция о школьном самоуправлении
Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Преамбула
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г
План работы Лидер-клуба при Координационном студенческом совете Могилевского государственного университета им. А. А. Кулешова на 2005-2006 учебный год
Положение о представительном
Положение о совете образовательного учреждения
«воспитание оренбуржца XXI века» Решение коллегии Министерства образования Оренбургской области
Система ученического самоуправления в средней школе №43 г. Твери
Технология составления положений
Закон от 30 марта 1998 г. N 54-фз "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" Принят Государственной Думой 20 февраля 1998 года Одобрен Советом Федерации 13 марта 1998 года
Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 2010 годы 15. 02. 07

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. 2006 г.

Методические рекомендации адресованы руководителям общеобразовательных учреждении (директорам, заместителям директоров по воспитательной работе), а также педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, классным руководителям воспитателям старшим вожатым. Они направлены на обеспечение развития ученического самоуправления в условиях общеобразовательного учреждения (школы, гимназии, лицея), учреждения дополнительного образования детей.

Понятийный аппарат

В представленных методических рекомендациях используется понятийный аппарат, опирающийся на положения российского законодательства и разработки современной педагогической науки.

Самоуправление - принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.

Самоуправление общеобразовательного учреждения наравне с единоначалием принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образовательным учреждением.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Детская общественная организация (объединение) — добровольное, самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения детской общественной организации (или нескольких организаций) с другими формированиями образовательного учреждения строятся на партнерских началах на основе договора или соглашения.

Творческое объединение обучающихся по интересам - форма организации творческой деятельности (секции, студии, кружки, клубы и т.д.) в системе дополнительного образования детей. Сегодня в учреждениях дополнительного образования детей создано более 500 тысяч творческих объединений по интересам (художественное и техническое творчество, физическая культура и спорт, туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность и др.). Кроме того, такие объединения сегодня развиваются и на базе общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев). Любое творческое объединение в системе дополнительного образования детей осуществляет свою деятельность на основе образовательной программы.

Органы ученического самоуправления и детские общественные организации (объединения), создаваемые на базе образовательного учреждения, различаются по своему правовому статусу, функциям и задачам.

Актуальность проблемы развития ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «06 образовании» (ст.50, п.4).

В Концепции модернизации российского образования до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы правления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.

В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы», одобренными решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12. 2001 г., развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной поли тики в сфере воспитания.

Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что, как правило, в Уставе общеобразовательного учреждения данное положение зафиксировано.

В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.

Основное предназначение ученического самоуправления удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе в другим; позволяет повысить социальную компетентность; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию. Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление, в частности, должны стать реалиями все го образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские в молодежные общественные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же общеобразовательного учреждения.

В этих условиях крайне важно разобраться с понятием «ученическое самоуправление» и детские и молодежные общественные организации (объединения) рассматривать в качестве партнеров органов ученического самоуправления, а не их замены. На поддержку и развитие детского движения направлено решение коллегии Минобразования России от 29.05.2001 Ка 11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений». Именно на поддержку, а не на создание, так как в соответствии с российским законодательством, в том числе Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п.15) «принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно— политические организации (объединения), а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций ... не допускается».

Нормативная база для организации ученического самоуправления

Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Типовое положение об общеобразовательном учреждении». Самоуправление — важнейший принцип управления образовательным учреждением. В ст. 35 Закона подчеркивается:

«Управление государственными и муниципальными образовательными учреждения ми строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» гарантирует школьникам право «на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 № 196 , закрепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:

Статья 50. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: д) на участие в управлении общеобразовательном учреждением в форме, определяемой уставом учреждения.

Статья 68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Статья 69. Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, - общее собрание, педагогический совет м другие формы.

Все перечисленные выше положения должны быть закреплены в Уставе каждого общеобразовательного учреждения. Если этого нет, то необходимо внести дополнения (изменения) в Устав своего учреждения. При этом важно иметь в виду, что участие в самоуправлении всех участников образовательного процесса это требование Закона, а не желание или добрая воля» учредителя или администрации школы.

Для эффективного функционирования самоуправления нужны дополнительные локальные акты, такие, как «Положение о самоуправлении общеобразовательного учреждению», а котором закрепляется форма самоуправления и его структурные элементы. Кроме того, целесообразно разработать и принять отдельные положения об органах, представляющих интересы участников образовательного процесса и формирующих самоуправление общеобразовательного учреждения. Для активизации процесса формирования самоуправления общеобразовательного учреждения можно раз работать предложения и внести соответствующие изменения в Положение о педагогическом совете, где конкретизировать его функции именно как органа самоуправления педагогического коллектива, наделенного административными функциями, предусмотрев его взаимоотношения с органами создаваемого ученического само управления.

Возможно принятие «Положения об ученическом самоуправлении», наделив его реальными полномочиями, обозначив степень его ответственности, а также наполнив его предстоящую деятельность конкретным содержанием.

Таким же образом рекомендуется регламентировать роль и функции родительской общественности на всех уровнях, начиная с индивидуального участия и инициативы отдельного родителя, затем классного родительского комитета (собрания), общешкольного органа родительской общественности, Такое юридическое оформление позволяет избежать при организации самоуправления общеобразовательного учреждения многих негативных моментов, связанных с отсутствием опыта работы в данном направлении.

Модели самоуправления в образовательном учреждении

При организации самоуправления и реализации программы ученического само управления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы:

  • свободный выбор общеобразовательным учреждением модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

  • ориентации на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители);

  • деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

  • тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления.

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

При разработке авторских моделей организации ученического самоуправления предлагается включать следующие основные разделы.

Раздел 1. Требования к качеству разработки модели. Система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования: научная обоснованность; четкость структуры модели; качество нормативно базы; наличие педагогически целесообразной деятельности; технологичность модели; учет условий данного общеобразовательного учреждения; положительное отношение к данной модели со стороны участников образовательного процесса; творческий вклад авторского коллектива.

Раздел II. Структура модели. Система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представят ее сущность и специфику.

1. Блок целеполагания — принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.

2. Позиционный блок — общая схема основных структурных элементов само управления с указанием их взаимосвязей. данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.

3. Организационный блок — выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.

4. Нормативный блок — перечень и краткая характеристика основных нормативных документов необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего, это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность.

5. Содержательный блок - позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.

6. Технологический блок - раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности.

Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей. Описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками представленной мо дели, прежде всего, с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.

Раздел IУ. Условия эффективного функционировании модели. Описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и - достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью: качество самой модели, ее соответствие внутренним потребностям коллектива; стиль педагогического управления; учет внешних условий и перспектив развития; постоянное обучение и самообучение актива; совершенствование нормативной базы и т.д.

Раздел У. Оценка эффективности функционирования модели. Система показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленной цели в процессе функционирования разработанной модели (динамический аспект): степень достижения поставленной цели, в том числе, накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного); характер внутренних процессов; взаимодействие с внешними процессами и социумом; характер изменений отношения к данной модели.

Таким образом, для разработки проекта ученического самоуправления целесообразно обратиться к моделированию. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.

В соответствии с представленными выше принципами и подходами существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:

1. Административная модель (условное название совет”) — это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секщво школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учрежде ния и местного сообщества.

Сильные стороны: 1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации; 2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.

Слабые стороны: 1. Исключение потенциала воспитательных программ (в том числе и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении; 2. Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического; 3. Не достаточный учет возрастных особенностей школьников.

2. Игровая модель (условное название “Ньюландия”) — самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписавших в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Сильные стороны: 1. Максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии; 2. Ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

Слабые стороны: 1. Несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением; 2. Излишнее увлечение игровой стороной процесса. 3. Возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.

3. Раздельная административно-игровая модель (условное название «День дублера») — это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения один раз в год или четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.

4. Совмещенная административно-игровая модель (условное название «Демократическая республика») — это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).

Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения.

Функция педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, к их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержки педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление — все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса.

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально- технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителя ми, выбирал вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Старший вожатый (педагог-организатор) занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы раз личной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Большой вклад в создание условий для развития ученического самоуправления призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)

Особую роль в развитии ученического самоуправления призваны сыграть педагоги- психологи. Благодаря своим профессиональным знаниям, они могут помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т.п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

Условия развития ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера.

Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление в школе функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Для развития ученического самоуправления целесообразно шире использовать возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т.д.), а также современные компьютерные технологии, возможности всемирной сети Интернет.

Рекомендуется активнее привлекать к организации выборов органов ученического самоуправления специалистов местных и региональных избирательных комиссий, работающих по программе Центризбиркома «Правовая культура молодого избирателя».

В число организационных условий можно включить и постоянную работу над совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимой для развития ученического самоуправления.

Кадровые условия — возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления. Проведение семинаров, курсов, педагогических дискуссий по наиболее значимым проблемам самоуправления и ученического самоуправления, в частности, должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на совершенствование педагогического мастерства работников общеобразовательного учреждения, на их самообразование и желание сотрудничества с коллегами, участвующими в процессах самоуправления.

Нужен спецкурс по основам организации ученического самоуправления в педагогических вузах страны, и специальные программы повышения квалификации в учреждениях профессионального дополнительного образования работников образования.

Важно активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах, тематика которых связана с вопросами организации и развития ученического самоуправления (конкурсы моделей самоуправления, воспитательных систем и др.). Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в научную работу (описание своего опыта по организации ученического самоуправления в виде статей для педагогических журналов, поступление в аспирантуру различных научно- педагогических учреждений и т.д.).

Необходимо в течение учебного года и в период летних каникул при поддержке педагогов, психологов, родителей и других специалистов обучать активистов ученического самоуправления. Весьма благоприятные условия для подготовки актива ученического самоуправления создаются во время летнего отдыха обучающихся на базе загородных лагерей и городских площадок. Целесообразно для обучения шире использовать опыт и базу всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» в рамках регионального взаимодействия.

Программно-методические условия. Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.

Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет под руководством наиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов (методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, научных сотрудников).

Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком.

Они также должны быть открытыми для внесения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.

Возможен отдельный курс в программе «Граждановедение», где рассматривались бы вопросы местного самоуправления, или специальный курс по основам местного самоуправления, который может послужить серьезной теоретической основой для организации грамотной модели самоуправления общеобразовательного учреждения с соблюдением всех положений и требований современного российского законодательства.

Социально-психологические условия. Администрации общеобразовательного учреждения рекомендуется вести систематическую разъяснительную работу среди тех педагогов, кто выражает сомнение или явное недовольство развитием ученического самоуправления. Не рекомендуется вводить эту воспитательную программу на сильно или искусственно, так как педагогический коллектив должен «созреть» до понимания необходимости тесного взаимодействия с обучающимися, и прежде всего на уровне тех органов ученического самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всех школьников.

Недопустимо отношение к данному виду педагогической деятельности как «второсортный». Директор, его заместитель по воспитательной работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления.

Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей и родителей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.

Примечание: Рекомендации разработаны на основе научно-исследовательских материалов, подготовленных по заказу Министерства образовании Российской федерации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Прутченкова А. С.), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции.




Похожие:

Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г iconМетодические рекомендации по развитию ученического самоуправления в оу минобрнауки России
Тема №1 «Основные направления работы мо классных руководителей в свете современных требований»
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г iconМинистерство образования и науки челябинской области методические рекомендации по организации системного взаимодействия попечительских советов, органов ученического самоуправления,
Методические рекомендации по организации системного взаимодействия попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических...
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г iconМетодические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское...
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г iconПриказ №19 Об организации и проведении районного конкурса лидеров ученического самоуправления «Зажги свою звезду»
В целях активизации деятельности органов ученического самоуправления в образовательных учреждениях района, выявления и распространения...
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г iconМетодические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 г. №206-вс)
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское...
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в дошкольных общеобразовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях Алтайского края
Психологические основания формирования ценности семьи у детей, подростков и молодёжи
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г iconМетодические рекомендации по формированию правового пространства дшо (Совета старшеклассников, органов ученического самоуправления)
Нормативно-правовая база детской общественной организации (школьного объединения)
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г iconВыдержки и пояснения разделов Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся деятельности органов ученического самоуправления в образовательных организациях,
Челябинская городская детская и молодежная общественная организация содействия развитию ученического самоуправления «Ученический...
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г iconО районном смотре органов ученического самоуправления общеобразовательных учреждений Ленинского района
Стимулирование деятельности органов и лидеров ученического самоуправления, их поддержка и поощрение к дальнейшему реальному социальному...
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г iconМетодические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в образовательных учреждениях РФ
Е методические рекомендации и минимальные требования способствуют формированию условий для реализации Федеральных государственных...
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. 2006 г iconРазвитие ученического самоуправления и внедрение эффективных технологий в деятельность ученического самоуправления
Одной из задач воспитательной работы школы является развитие ученического самоуправления. Для совместной деятельности детей и взрослых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы