Методические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов icon

Методические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов



НазваниеМетодические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов
Дата конвертации28.09.2012
Размер191.13 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


Методические рекомендации по введению ФГОС НОО


Для успешной организации процесса введения ФГОС начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов:


Шаг №1.

Создать совет и рабочую группу для разработки и управления программой изменений и дополнений

образовательной системы школы.


Шаг №2.

Определить изменения и дополнения в образовательную систему школы.


Шаг №3.

Разработать единичные проекты изменений и сводную программу изменений и дополнений.


Шаг №4.

Разработать план-график изменений и дополнений образовательной системы начальной ступени школы.


Шаг №5.

Контролировать реализацию запланированных изменений в образовательной системе школы.


Шаг №6:

создание совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы школы.


Целесообразно при введении ФГОС создать в образовательном учреждении совет по его вне­дрению. Совет обеспечивает координацию дей­ствий всего педагогического коллектива, отвеча­ет за информационное, научно-методическое, эк­спертное сопровождение процесса, утверждает проекты, планы-графики изменений, стимулирует деятельность работников, разрешает возможные конфликты. Деятельность этого органа управле­ния программой изменений предлагается регла­ментировать специальным положением о совете. Руководить советом может директор школы. Бе­зусловно, именно он играет ключевую роль во всех проводимых в образовательном учреждении изменениях.

Совет по введению новых ФГОС формирует рабочую группу по разработке программы измене­ний и дополнений образовательной системы шко­лы. Рабочая группа может формировать времен­ные микрогруппы для решения конкретных задач. В состав рабочей группы необходимо включить всех педагогов начальных классов, а также ряд педагогов средней и старшей школы, чтобы сохра­нить преемственность ступеней и вырабатывать новые нестандартные решения для начальной шко­лы. Руководство рабочей группой может возгла­вить заместитель директора по начальной школе. Подойдите внимательно к выбору руководителя рабочей группы. Он должен стать лидером произ­водимых изменений! Состав рабочей группы и по­рядок ее работы утверждаются приказом директо­ра образовательного учреждения.

Члены совета и рабочей группы не могут присту­пить к работе, если они недостаточно информиро­ваны о концепции, содержании и условиях реали­зации ФГОС второго поколения. Они должны прой­ти профессиональную переподготовку для его вне­дрения, обязаны активно сотрудничать с опорной школой в городе или районе по данному вопросу, с научно-методическим центром, самостоятельно изучать материалы по внедрению. Деятельность по внедрению ФГОС второго поколения требует от учителя времени, инициативы, дополнительных усилий. Совету желательно заранее определить формы поощрения сотрудников за полученные результаты и довести их до сведения участников.

Таким образом, шаг №1 по­зволяет: определить состав и ру­ководителей совета и рабочей группы по внедрению ФГОС; оп­ределить порядок работы совета и рабочей группы; провести теку­щую теоретическую подготовку по внедрению ФГОС членов со­вета и рабочей группы.


Шаг №2:

определение изменений и дополнений в образовательной системе школы.


На этом этапе работы совет должен получить ответ на воп­рос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в со­ответствие с нормативной моде­лью, определяемой ФГОС?» Для этого совету необходимо опреде­лить, какие изменения требуется произвести: в образовательных целях; в условиях реализации образовательных программ (кад­ровых, финансовых, материаль­но-технических и пр.); в учебном плане.

Ответить на эти вопросы мо­жет рабочая группа. Ее задача ­тщательное изучение тех изме­нений, которые требует от нас новый стандарт в следующих об­ластях: в содержании учебных программ; в программах вне­учебной деятельности; в образо­вательных технологиях; в спосо­бах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Члены рабочей группы выде­ляют элементы образовательной системы и сравнивают со стан­дартом. Выделенные элементы могут полностью отвечать стан­дарту, частично отвечать, отсут­ствовать в системе. Эта работа может осуществляться рабочей группой как последовательно, так и параллельно (одновремен­но). Для параллельного анализа различных частей образователь­ной системы необходимо разде­лить рабочую группу на микро­группы. Например, между члена­ми рабочей группы могут быть распределены образовательные области (группы образователь­ных программ, тем), которые они будут анализировать.

В результате этой работы дол­жен быть создан перечень необ­ходимых изменений и дополне­ний в элементах образователь­ной системы начальной ступени образовательного учреждения.

Всегда очень непростым де­лом для учителей и администра­ции школы является процесс це­леполагания. Для определения необходимых изменений в иерархической системе образо­вательных целей начинать рабо­ту надо с разработки или сравне­ния имеющейся и предлагаемой стандартом идеальной «модели выпускника начальной ступени образовательного учреждения». Именно эта модель и включает основные цели образования в на­чальной школе, цели изучения учебных предметов, внеучебной деятельности.

При сравнении целей суще­ствующей образовательной сис­темы с новыми стандартами не­обходимо определить: какие из них ранее не ставились; какие ставились, но не достигались, по­скольку их достижение не обес­печивалось содержанием учебных и внеучебных программ, используемыми технологиями.

Идеальную модель выпускни­ка построить бывает достаточно сложно. Здесь существует не­сколько известных путей. Пер­вый - от частного к общему. То есть от конкретики учебных и воспитательных программ через закладываемые в учебно-воспи­тательный процесс технологии, далее через результаты обуче­ния и воспитания к изменениям в учебном плане, которые потя­нут за собой изменения образо­вательных условий, образова­тельной среды школы, к коррек­тировке задач и целей образова­ния в школе в целом. Соответ­ственно путь от общего к частно­му пролегает в обратном на­правлении.

Практика показывает, что учитель - человек конкретного знания и конкретных действий. Ему проще начинать с работы над изменениями в программе конкретного учебного предме­та. В настоящий момент в изда­тельстве «Просвещение» вышли новые примерные программы для начальной школы в рамках ФГОС второго поколения. Особо следует обратить внимание на то, что изменения в содержании программ обусловлены как изме­нениями в предметных целях, так и в надпредметных целях, кото­рые необходимо включать для этого в учебную программу в ка­честве отдельных модулей. Вни­мательно нужно отнестись к изучению вопроса проектирования универсальных учебных действий – личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Содержание программ вне­учебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Изучение примерной про­граммы по предмету должно по­влечь за собой изменение техно­логии работы учителя. Не меняя технологии работы, учитель просто не сможет реализовать стандарт! Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к тех­нологиям развивающего обуче­ния, которые носят личностно ориентированный характер обу­чения, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения. Рекомен­дуется использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе «учебных си­туаций», проектной и исследова­тельской деятельности, инфор­мационных и коммуникационных технологий, активных форм обу­чения (организация работы в группах). Предстоит разобрать­ся, существует ли системное применение технологий развива­ющего обучения в начальной школе, организована ли работа с различными группами детей (одаренными, инклюзивными, часто болеющими).

Для того чтобы стандарт был реализован, учителя необходимо ознакомить с предлагаемыми формами контроля знаний уче­ника. Система оценки новых ФГОС включает в себя описание планируемых результатов обра­зования, перечень показателей достижения планируемых ре­зультатов и инструментарий для оценки их достижения.

Основным результатом на­чального образования должна стать сформированность у вы­пускников начальной школы умения учиться, то есть умения организовать свою деятельность для решения учебных задач.

Очень важно, чтобы над изме­нениями в программах, техноло­гиях, формах контроля работали учителя средней и старшей шко­лы. ФГОС второго поколения разрабатывается для всей шко­лы в целом.

Новый ФГОС возвращает в школу принципы государствен­ного воспитания. В стандарте предлагают не учебный план, а образовательный план школы (обучение + воспитание). Базис­ный образовательный план (БОП) включает в себя програм­мы воспитания и социализации, которые пронизывают всю учеб­ную, внеучебную, внешкольную деятельность образовательного учреждения. Должен быть сфор­мирован не учебный план и план воспитательных мероприятий после основных уроков, а серьез­ный учебно-воспитательный, то есть образовательный, план шко­лы в целом.

Таким образом, первым ре­зультатом шага №2 по опреде­лению необходимых изменений и дополнений в образовательной системе школы должен быть список: изменений в учебных программах, новых программ по предметам; изменений в образо­вательных технологиях, введение новых технологий, изменение форм контроля образовательного процесса и оценки его результатов; изменений для создания системы внеучебной деятельности, поддерживающей процесс обучения.

После создания списка изме­нений и дополнений в образова­тельной системе школы необхо­димо наметить изменения учеб­ного (образовательного) плана начальной ступени школы, помня о том, что в дальнейшем это при­ведет к изменению учебного (об­разовательного) плана школы. Проводимыми изменениями за­нимается Совет по внедрению' ФГОС, в который входит замес­титель директора по начальной школе. Совет ознакомился со списком предложенных измене­ний, внес необходимые коррек­тировки и принял его для работы.

Требования к образователь­ному плану школы задаются Ба­зисным образовательным пла­ном (БОП). Он основа формиро­вания образовательного плана учреждения. Необходимо исходя из условий, потребностей и воз­можностей, имеющихся у школы, выбрать один из предлагаемых стандартом вариантов БОПа. На основе сравнения имеющегося плана и выбранного БОПа опре­деляются вносимые изменения: в перечне предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее инва­риантной и вариативной части); в перечне программ внеучебной деятельности, дополнительного образования, социально-твор­ческой деятельности и часов, от­водимых на эти занятия.

Особенность внедрения ФГОС начальной ступени школы на современном этапе - работа школы в системе старого базис­ного учебного плана. Он отлича­ется вариативной составляющей плана, в нем нет внеучебной дея­тельности. Его работа определена другими санитарно-гигиени­ческими нормами. Это создает определенные сложности, но и дает время для эволюционного, поэтапного подхода к изменению плана. Образовательный план школы является основным меха­низмом, который раскручивает маховик возможных изменений на всех ступенях. Его нужно про­думывать в деталях.

Вторым результатом шага №2 является новый проект об­разовательного плана началь­ной ступени школы.

Далее совет школы должен определить свои ресурсные воз­можности (информационно-ме­тодические, материально-техни­ческие, кадровые) для обеспече­ния изменений образовательной системы. Нужно обязательно использовать образовательный кадровый, материальный потенциал средней и старшей школы для проводимых изменений.

При определении необходи­мого ресурсного обеспечения следует использовать предло­женные разработчиками ФГОС «Требования к условиям и ресур­сному обеспечению реализации образовательных программ на­чального образования», включа­ющие: систему гигиенических требований к условиям реализа­ции образовательных программ общего образования; систему требований к учебно-материаль­ной базе, среде образовательно­го учреждения. Каждая микро­группа, разрабатывающая конк­ретную тему, готовит свою схему ресурсного обеспечения.


Шаг №3:

разработка сводной программы изменений и дополнений.


Этот шаг дает возможность увидеть полностью все измене­ния на этапе начального образо­вания как в самом обобщенном виде, то есть через изменения учебного плана, так и конкретизированными по отдельным предметам, технологиям, формам контроля, программам воспитательной работы, ресурсам. Каждая микрогруппа, за которой закреплены определенные темы, должна спроектировать эти изменения и создать свой единичный проект изменений. Теперь надо понять, кто, где, как будет осуществлять все эти изменения. Задача совета состоит сейчас в том, чтобы обеспечить полноту и связность всех единичных про­ектов. Связь между проектами состоит в передаче результата, получаемого одной микрогруп­пой, другой микрогруппе для уси­ления совместного образова­тельного эффекта.

Так, например, разработчики предметных образовательных. программ заинтересованы для достижения их предметных целей в реализации во внеучебное вре­мя кружков, проектов, конкурсов и т. д., проводимых на их пред­метном содержании. В свою оче­редь разработчики воспитатель­ной программы заинтересованы в использовании потенциала учеб­ных дисциплин («Литературное чтение», «Русский язык», «Искус­ство», «Окружающий мир», «Ино­странный язык») в области нрав­ственного воспитания школьни­ков или формирования других надпредметных образовательных результатов. Наиболее простой вариант проведения согласова­ния - проведение совместного за­седания микрогрупп, на котором каждая из них сообщит, с какими другими группами ей необходимо установить связи. Таким обра­зом, закладывается основа для межпредметной интеграции, формирования поля проектной и исследовательской деятельно­сти во внеучебных программах, усиливается роль учебных пред­метов в воспитательной работе.

Результатом шаrа №3 явля­ется создание сводной про­гpaммы изменений и дополнений образовательной системы начальной ступени образова­тельного учреждения, соответ­ствующей новым ФГОС.

Шаг №4:

разработка плана – графика изменеий и дополнений образовательной системы начальной ступени школы.


План-график реализации из­менений и дополнений образова­тельной системы начальной шко­лы - это временная модель, опре­деляющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой. При разра­ботке плана-графика модерниза­ции образовательной системы начальной ступени школы необ­ходимо согласовать по срокам все единичные проекты, обеспечив их общую скоординирован­ность.

Распределить запланирован­ные действия во времени - зна­чит не только определить про­должительность выполнения каждого из них, но и согласовать их между собой по срокам. Одни действия могут выполняться только последовательно друг за другом, а другие - независимо друг от друга, параллельно. Ра­циональное распределение дей­ствий позволяет добиться равно­мерной загруженности участни­ков проекта, координации в вы­полнении единой программы из­менений. Для распределения проектов во времени удобно ис­пользовать ленточную диаграм­му Гантта (см. табл. 1).

Таблица 1.

Ленточная диаграмма Гантта


Единичные проекты

Годы и месяцы

2009 год

2010 год

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8



1 ……..











































2 ……..











































3 ……..











































4 ……..














































5 ……..











































6 ……..

















































^ Продолжительность работы





Резерв времени


В левом столбце таблицы пе­речислены единичные проекты, а по горизонтали дана времен­ная шкала. Напротив каждого проекта наносится лента, длина которой соответствует продол­жительности его реализации, а ее начало совпадает с соответ­cтвyющeй точкой на временной шкале.

График Гантта наглядно по­казывает, что сбои в сроках реа­лизации одного проекта отража­ются на всей «цепочке» и неми­нуемо ведут к другим сбоям. Та­ким образом, четкое представ­ление о связях между действия­ми позволяет заранее предви­деть проблемы, которые могут появиться вследствие возникаю­щих отклонений от плана, и при­нять необходимые меры, то есть сделать управление единой про­граммой изменений прогностич­ным.

Когда укрупненный план-гра­фик в виде ленточной диаграммы будет составлен, его можно преобразовать в единую таблич­ную форму для всей программы. Единая программа изменений, планы-графики. ленточная диаг­рамма введения ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреж­дения принимаются Советом по введению новых ФГОС и утвер­ждаются приказом директора школы.

Таким образом, в результате шага №4 мы получаем: сроки начала и окончания реализации единичных проектов; сроки реа­лизации программы изменений и дополнений в целом.


Шаг №5:

реализация и контроль запланированных изменений в образовательной системе учреждения.


Для эффективной реализации программы изменений и допол­нений образовательной системы начальной ступени школы необ­ходимо создать систему органи­зационных механизмов управле­ния его реализацией.

Для проведения контроля нужно определить, каким спосо­бом будет получена необходи­мая информация - посредством изучения документации, в про­цессе собеседования с исполни­телями, с помощью наблюдения за деятельностью, из отчетного доклада педагогов. Необходимо разработать и утвердить на за­седании совета определенную форму отчета исполнителей о ходе реализации конкретного проекта. В результате контроля руководитель совета будет иметь информацию о том, какую именно работу выполняет каж­дый участник в данный проме­жуток времени; сколько и каких работ выполнил данный участ­ник проекта за все время, каки­ми результатами они были за­вершены.

Сбор информации о состоя­нии работ по проекту может идти ежемесячно. Контроль также осуществляется по мере необхо­димости в случаях, когда были предложены меры по предотвра­щению возможных сбоев, если выявлена недисциплинирован­ность или недостаточная ответ­cтвенность отдельных исполни­телей. В этих ситуациях опера­тивно принимаются решения о проведении дополнительных контрольных мероприятий. Эф­фективный контроль должен поддерживать у педагогов желание достигать необходимых результатов в реализации нововведений.

Для этого контроль не должен быть неожиданным. Неожиданный контроль может использоваться как средство выражения недоверия сотрудни­ку. Контроль должен быть объек­тивным. Требования и критерии оценки должны быть четко опре­делены и известны контролируе­мым. Результаты контроля необ­ходимо сообщить исполнителям и обсудить их с ними. Исполни­тели должны знать, что нужно делать, чтобы исправить выяв­ленные недостатки, и не сомне­ваться в возможности этого. Си­стему контроля хода реализации проектов удобно представлять в форме таблицы или графиков. (См. табл. 2.)

Пример организационного механизма контроля подготовки к реализации

обучения новым ФГОС в начальной школе.

Таблица №2.

Объекты контроля

Субъекты контроля

Сроки контроля

Методы сбора информации

начало

окончание

1.Степень освоения педагогами новой образовательной программы

Завуч, руководитель рабочей группы

май

август

Собеседование с педагогами, изучение документации

2.Степень обеспеченности необходимыми материально-техническими ресурсами

Завуч, директор

июнь

август

Изучение документации

3. ……….

……….

……….

……….

……….


Контроль завершается анали­зом полученной информации и принятием решения. Контроль осуществляет руководитель ра­бочей группы. Он периодически информирует совет по введению новых ФГОС, педагогический со­вет и администрацию школы о ходе работ.

Результатом шага №5 явля­ется модернизированная обра­зовательная система началь­ной ступени образовательноrо учреждения, соответствующая новым ФГОС и обеспечивающая ожидаемые изменения в резуль­татах образовательного процес­са по сравнению с ранее действу­ющей системой.




Похожие:

Методические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов iconМетодические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов
Создать совет и рабочую группу для разработки и управления программой изменений и дополнений
Методические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов iconПоложение о рабочей группе по введению новых фгос начального общего образования в моу «Верхнекалинская оош»
Оош» «О создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос ноо», на период введения новых фгос начального общего образования...
Методические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов iconПоложение о координационном Совете по введению фгос ноо в моу «сош №5»
Совет по введению фгос начального общего образования (далее – кс фгос ноо) создан в соответствии с решением Совета школы (протокол...
Методические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов iconНормативно-правовое обеспечение Для организации введения фгос ноо составлены: «Положения о Совете по введению фгос начального общего образования»
«Положения о Совете по введению фгос начального общего образования». (в нем описаны общие положения, задачи, функции, порядок работы,...
Методические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов iconПоложение о рабочей группе по введению новых фгос начального общего образования в моу «Строевская сош»
Моу «Строевская сош» «О создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос ноо», на период введения новых фгос начального общего...
Методические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов iconПоложение о рабочей группе по введению фгос начального общего образования
Рабочая группа по введению фгос ноо (далее – Рабочая группа) создана на период введения фгос начального общего образования в целях...
Методические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов iconУтверждаю. Директор моу мстинская сош в. И. Виноградова Положение о рабочей группе по введению фгос начального общего образования
Рабочая группа по введению фгос ноо (далее – Рабочая группа) создана на период введения фгос начального общего образования в целях...
Методические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов iconПриказ №3/1 о о создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос ноо в целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос начального общего образования
Создать рабочую группу по введению фгос начального общего образования в следующем составе
Методические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов iconI. Общие положения На основании приказов Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
«О создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос ноо», на период введения новых фгос начального общего образования в целях...
Методические рекомендации по введению фгос ноо для успешной организации процесса введения фгос начального общего образования в школе необходимо сделать пять шагов iconПриказ №32 от 17. 01. 2011г. О создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос ноо в целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос начального общего образования
Создать рабочую группу по введению фгос начального общего образования в следующем составе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы