О проблемах введения фгос начального общего образования icon

О проблемах введения фгос начального общего образования



НазваниеО проблемах введения фгос начального общего образования
Дата конвертации28.09.2012
Размер59.38 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
источник

О проблемах введения ФГОС начального общего образования


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373. и является документом, отражающим общественный договор между семьей, обществом и государством в области образования. Основой этого договора является общественный заказ на воспитание достойного и успешного поколения граждан страны.

Сегодня понятие «достойность и успешность» человека, получившего образование, включает следующее:

  • владение достаточным объемом знаний и умений, определенный набор компетенций, связанных с непосредственной деятельностью (в начальной школе — это учебная деятельность школьника);

  • высокий уровень интеллектуальной, нравственной, художественной культуры выпускника;

  • преданность идеям демократии, свободы, гуманизма, национальным и общечеловеческим ценностям, то есть личностный статус обучающегося - члена общества.

По своему юридическому статусу образовательный стандарт — это система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям осуществления на всей территории Российской Федерации. Документ является основанием для реализации конституционного права каждого ребенка - гражданина РФ на получение общего образования. В то же время этот документ обязывает субъекты федерации создавать и контролировать образовательные системы, не противоречащие общегосударственным требованиям.

Стандарт определяет стратегию социального проектирования и конструирования системы образования на основе системно-деятельностного подхода, при котором результатом обучения является личностное развитие человека, отвечающее потребностям современного общества.

Юридический статус документа позволяет говорить о признании содержания образования и способов организации учебной (образовательной) деятельности и учебного сотрудничества в качестве условий личностного, социального и познавательного развития каждого учащегося. Учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся - обязательное требование при разработке Государственного образовательного стандарта.

Юридический статус документа заключается также в том, что он обеспечивает преемственность разных звеньев системы образования.

В целом содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования раскрывает совокупность требований, обязательных при реализации образовательного процесса в первом звене образования — начальной школе.

Новый стандарт начального образования официально вступит в силу с 1 января 2011 года. Это означает, что во всех школах России должны быть созданы условия для того, чтобы первые классы с 1 сентября 2011 года работали по новому стандарту. Но есть возможность переходить на него и с 1 сентября 2010 года по мере готовности. Для этого условия, заявленные в стандарте, должны быть созданы до начала предстоящего учебного года. Речь, в частности, идёт о финансовых условиях и о подготовке кадров – учителей, школьных управленческих команд, разработке основных общеобразовательных программ школ. Подчёркиваем, школа самостоятельно разрабатывает программы, включая учебный план, на основе примерной программы. Это важная инновация принятого стандарта и, конечно, серьёзный шаг на пути развития самостоятельности школ. Соответственно возрастает и ответственность каждого учреждения за результат образования.

В школе, переходящей на новый стандарт, прежде всего, должна быть разработана образовательная программа образовательного учреждения. Раньше такие программы разрабатывали не более 10% всех школ страны, а остальные просто писали планы воспитательной работы, формировали свой учебный план на основе базисного. Сегодня основной задачей органов управления образованием и системы повышения квалификации работников образования является в том, чтобы обеспечить готовность школ к разработке своих программ и собственно разработку. Основой для разработки является примерная программа начального общего образования, уже подготовленная Российской академией образования.

Немаловажным в работе по переходу на новый стандарт является широкое информирование родителей. Скорее даже не столько информирование, сколько вовлечение их в процесс подготовки и перехода на новый стандарт. Ведь они по закону равноправные участники образовательного процесса. Их участие будет, несомненно, значимым, в том числе и в выборе комплекса учебников.

Для определения готовности школы к переходу на новый стандарт с 1 сентября 2010 года необходима разработка критериев готовности школ. Как, например, предлагает заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Елена Низиенко: «Предположим, в региональный орган управления образованием поступили заявки от 15 образовательных учреждений, сообщающих о своей готовности работать по новому стандарту с 1 сентября 2010 года. Орган управления образованием может предложить институту повышения квалификации разработать критерии готовности и на их основе провести экспертизу образовательных учреждений. Результаты этой экспертизы должны лечь в основу решения о переходе на новый стандарт по мере готовности», т.е предстоит большая совместная работа отделов образования и сотрудников ИРО РБ по определению готовности школ к переходу на работу в условиях новых ФГОС НОО.

По стандарту начального общего образования планируются изменения в порядке экспертизы учебников в связи с переходом на новые стандарты. Если раньше на экспертизу принимались отдельные учебники и завершённые предметные линии, то в ближайшее время порядок будет изменён: на экспертизу будут приниматься комплексы учебников для всей начальной школы по основным предметным областям. В условиях работы по стандарту, определявшему необходимый для изучения набор дидактических единиц, учителя могли использовать самые разные учебники, никак не связанные между собой, не обеспечивающие достижение межпредметных результатов. Теперь же, при переходе на новые стандарты, для достижения результатов необходимо не только выстроить завершённые предметные линии с 1 по 4 класс, но и обеспечить горизонтальные связи.

В целях эффективного перехода на новые ФГОС НОО проводится серия всероссийских семинаров для представителей региональных органов управления образованием и институтов повышения квалификации, видеосеминары, конференции по всей стране. В ИРО РБ также проводятся курсы повышения квалификации учителей начальных классов, заместителей директоров школ по начальным классам, специалистов, курирующих начальное общее образование по новому УМК, разработанному для курсов повышения квалификации по проблемам введения ФГОС в начальной школе, обучающие, информационно-тематические семинары с участием авторов федеральных комплектов учебников и разработчиков ФГОС НОО. В мае подготовлен 207 тьюторов из числа учителей, методистов, заместителей директоров по начальным классам для оказания помощи на местах при введении нового стандарта в начальной школе. Переход на новый стандарт стал реалией сегодняшнего дня, и, чтобы переход был успешным, необходимо слаженно и планомерно работать на всех уровнях.

Много информации о ФГОС НОО представлено на сайтах Министерства образования и науки РФ, Министерства образования РБ:

  • Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru, http://standart.edu.ru

  • Сайт Министерства образования РБ: http://www.morb.ru

Издана литература:

  • Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., Изд. Просвещение, 2009.

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – М., Изд. Просвещение, 2009.

  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М., Изд. Просвещение, 2009.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. – М., Изд. Просвещение, 2010.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С.Савинов. – М., Изд. Просвещение, 2009.

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2-х частях. – М., Изд. Просвещение, 2009.

  • Как проектировать универсальнве учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под. А.Г. Асмолова. – М., Изд. Просвещение, 2010.

  • Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2-ое изд. – М., Изд. Просвещение, 2010.

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2-х частях. /Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М., Изд. Просвещение, 2009.

  • Поливанов К.А. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М., Изд. Просвещение, 2010.

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образования / Под ред. В.А. Горского. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М., Изд. Просвещение, 2010.

  • Проектные задачи в начальной школе /Под редакцией А.Б. Воронова, 2-ое изд.. – М., Изд. Просвещение, 2010.

  • Мои достижения. Итоговые комплексные работы: 1, 2, 3, 4 классы. /Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М., Изд. Просвещение, 2010.





Похожие:

О проблемах введения фгос начального общего образования iconПриказ №35 «Об утверждении дорожной карты от 01. 07. 2010 г по реализации направлений фгос начального общего образования». В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос начального общего образования
Утвердить дорожную карту по основным направлениям введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
О проблемах введения фгос начального общего образования iconПлан-график введения федерального государственного образовательного стандарта (фгос) начального общего образования в моу оош п. Студеный Петровского района Саратовской области
Разработка и утверждение плана-графика введения фгос начального общего образования в оу
О проблемах введения фгос начального общего образования iconПлан работы школьного методического объединения «Обновление содержания начального общего образования посредством введения фгос начального общего образования» на 2012 -2013 уч год
«Обновление содержания начального общего образования посредством введения фгос начального общего образования»
О проблемах введения фгос начального общего образования iconПлан-график введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос) в моу старокаксинская средняя общеобразовательная школа Можгинского района ур
Разработка и утверждение плана-графика введения фгос начального общего образования на общеобразовательном уровне
О проблемах введения фгос начального общего образования iconПоложение о рабочей группе по методическому сопровождению введения федерального государственного стандарта общего начального образования моу «Основная общеобразовательная школа с. Малое Перекопное»
Фгос начального общего образования в целях информационного и научно-методического сопровождения введения федерального государственного...
О проблемах введения фгос начального общего образования iconПоложение о Рабочей группе по введению новых фгос начального общего образования
Фгос начального общего образования создана в соответствии с решением Педагогического совета моу оош п. Медведка № от 2011 года на...
О проблемах введения фгос начального общего образования iconПриказ №373 «Об утверждении и введении в действие фгос начального общего образования» ив целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования
«Об утверждении локальных актов, сопровождающих переход на фгос начального общего образования»
О проблемах введения фгос начального общего образования iconПриказ №354 «Об утверждении плана-графика введения фгос начального общего образования»
В целях обеспечения эффективного введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
О проблемах введения фгос начального общего образования iconПоложение о рабочей группе по введению новых фгос начального общего образования в моу «Верхнекалинская оош»
Оош» «О создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос ноо», на период введения новых фгос начального общего образования...
О проблемах введения фгос начального общего образования iconПриказ №3/1 о о создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос ноо в целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос начального общего образования
Создать рабочую группу по введению фгос начального общего образования в следующем составе
О проблемах введения фгос начального общего образования iconПриказ №32 от 17. 01. 2011г. О создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос ноо в целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос начального общего образования
Создать рабочую группу по введению фгос начального общего образования в следующем составе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы