В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в icon

В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в



НазваниеВ ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в
Дата конвертации14.09.2012
Размер132.63 Kb.
ТипДокументы
источник

ОБРАЗОВАНИЕ


В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в. в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в. не было ни одного, не только среднего, но и неполного среднего учебного заведения — высшего начального училища.

Зарождение школьного образования на территории района отно­сится к 14 сентября 1864 г., когда было принято решение об открытии русскоязычного приходского училища в селе Семено-Макарово. 18 января 1875 г. открывается мужское училище (школа) в Ново-Суллях, в 1898 г. — в Суккулово, в 1891 г. — в Средних Карамалах, в 1895 г. — в Елань-Чишмах. С появлением в районе переселенческих деревень стали и в них открываться светские школы, как правило, одноклассные с двух-трёхлетним сроком обучения. В башкирских и татарских сёлах района мектебы существовали с давних времён — в 1870 г. из существовавших в то время 17 селений с мусульманским населением мектебов не было только в недавно возникших Ново-Шахово и Ново-Тураево. На остальные 15 деревень приходилось 16 училищ. В Старо-Тураево работали и мектеб, и медресе. Во всех этих селениях имелись мечети, а каждый священнослужитель считал своим долгом иметь при храме училище. В эти учебные заведения принимались в основном дети зажиточных родителей. Бедняки пла­тить за обучение не могли. Основными учебниками были «Коран», «Афтияк», «Алиби», «Сабак», «Мухамадия» и другие книги религиоз­ного содержания. Обучение начиналось с чисто механического за­учивания алфавита. Учителя объединяли буквы в группы и заставля­ли детей заучивать бессмысленно связанную группу букв, например, алиби, тиси, зимхи и т.д. Установленной платы за обучение не было. Родители платили за обучение детей исходя из возможностей. Отоп­ление и освещение помещений осуществлялось за счет родителей. Освещались комнаты для занятий в основном лучиной. Парт и досок не было. Так как школу отапливали дети сами, то ежедневно каждый ученик приносил по полену дров. Обычно дети и учитель рассажива­лись на полу и начинался урок. Кто плохо учился, тех били розгами, сажали в подпол.

Учили только читать. Писать детей, особенно девочек, не обуча­ли, так как не было ни бумаги, ни карандашей. Не разрешали писать и родители, полагая, что, научившись писать, девушки будут перепи­сываться с парнями.

Несмотря на резкую и вполне обоснованную критику, которой подвергались мектебы и медресе со стороны передовой татарской и башкирской интеллигенции, включая Габдуллу Тукая и Мажита Гафури, эти учебные заведения сыграли определённую положитель­ную роль в духовной жизни народа, приобщали его к грамоте, к свое­образной утончённой восточной культуре Ибн Сины, Аль-Бируни, Навои. Прадедушки и прабабушки нынешних школьников из Тарказов, Старо-Тураево или Исламбахтов свободно читали и «Кыссаи Юсуф» Кул Гали, и стихи Утыз Имяни, Мифтахетдина Акмуллы, Габдуллы Тукая. Но при всём при этом свою социально-культурную и политическую функцию эти учебные заведения осуществляли весь­ма слабо — арабская графика не вписывалась в российскую науч­ную, художественную и политическую культуру. Дипломы об окон­чании мусульманских учебных заведений юридической силы не имели. Деловая документация и переписка велись только на русском языке. Почти поголовная грамотность старотураевцев или тарказинцев на основе арабской письменности служила только для внут­реннего потребления. Однако жизнь не стояла на месте. Развитие рыночных отношений после отмены крепостного права и отмены кантонной системы, бурное развитие производительных сил требо­вали перемен и в сфере народного образования. Поэтому и царское Министерство Просвещения, и особенно органы местного само­управления — земства на рубеже XIX и XX веков усилили внимание распространению грамотности и развитию сети школ. Наряду с пра­вославным населением в сферу светского образования стали вовле­каться и татары, и башкиры.

Во многих медресе и мектебах продолжали изучать не только догматы ислама, шариат и хадисы, но и стали преподавать светские науки — естествознание, математику, географию. В татарских и башкирских сёлах начали открывать русско-татарские, чаще всего русско-башкирские школы, которые работали по классно-урочной системе на основе принципов видного просветителя-миссионера Ильминского. Иногда преподаватели обращались к наследию Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского. В нашем районе первая русско-башкирская школа (училище) было открыто в 1899 г. в Ново-Шахово, через год — в Рятамаке и Старо-Тураево. После 1905 г. такие учили­ща появляются в Ермекеево, Тарказах, Нижних Карамалах, Усман-Ташлах. В православных же селениях старейшими школами явля­ются, кроме уже упомянутых, Ново-Городецкая (1892 г.), Рождест­венская (1899 г.), Семеновская (1906 г.). В 1910 г. школа открылась и в мордовской деревне Михайловка. К 1913 г. почти во всех русских населённых пунктах района работали одноклассные начальные учи­лища. Семёно-Макаровское училище к этому времени было преоб­разовано в двухклассное. Туда приезжали учиться и из других дере­вень, даже довольно отдалённых, как Тарказы. Кстати, тарказинская молодёжь получала образование и в Белебее, Старо-Тураево, Байряках, где имелись крупные медресе.

Очень часто вновь открываемые школы не имели собственного здания. Так, Ермекеевское училище до 1921 г. находилось в частном доме, сначала у торговца Романа Лапина, а затем в доме Гаяза Хабибуллина. Здесь учили читать, писать и решать задачи. Обучение велось на татарском и русском языках. Мулла учил детей молитвам. Затем земская школа на основании декрета Советской власти была преобразована в единую трудовую школу.

С 1910 г. по инициативе указного муллы Хафиза Ханипова в с. Ермекеево рядом с центральной мечетью открылось медресе. Оно существовало параллельно с земской начальной школой. В него принимали только мальчиков и там преподавали предметы, связан­ные с религией. Медресе после Октябрьской революции было закрыто.

Как уже отмечалось, Ново-Суллинская основная (неполная сред­няя) общеобразовательная школа одна из старейших школ в районе. Она была открыта в 1875 г. По другим сведениям, в 1880-81 гг. впер­вые в с. Ново-Сулли было организовано обучение на дому. Затем на­чали обучать детей в церковной сторожке.

В 1914 г. в с. Ново-Сулли была открыта двухкомплектная школа, где обучение велось на русском языке, хотя население, наряду с род­ным мордовским, знало также и татарский язык. Школа была пост­роена на небольшой возвышенности в стороне от деревни. Она ста­ла украшением села.

Открытие Среднекарамалинской школы было связано с закры­тием Имай-Карамалинского училища. Вместо него в январе 1891 г. были созданы для крещеных чуваш Чуюнчи-Николаевское и Азналы-Карамалинское училища. В Азналы-Карамалинском училище было 28 учеников (26 мальчиков и 2 девочки), а в Чуюнчи-Николаевском — 38 учеников. На содержание училищ местной администра­цией было выделено в год 350 рублей. Чрезмерно малое материаль­ное обеспечение приводило к бедственному положению учителей и уходу некоторых из них в духовные ведомства или другие училища и школы.

Долгое время Азналы-Карамалинское училище называлось одноклассным, потому что все 3 отделения помещались в одной комнате тесной наемной квартиры. Средства на наем и содержание квартиры под школу почти не выделялись. В 1892 г. Белебеевским земством по ходатайству учителя этой школы Егора Иванова было выделено 35 рублей только на наем квартиры под училище.

В 1896 г. один из местных жителей обещал построить новую избу под школу. Лишь в 1906 г. через 15 лет после открытия училища было завершено строительство за счет казны специального помещения. Классная комната имела полезную площадь около 40 кв. м.

В первые годы после открытия Азналы-Карамалинскому учили­щу не везло в отношении учителей. Учитель Егор Иванов из-за мало­го жалованья перешел в духовное ведомство и долгое время работал псаломщиком, а затем священником в чувашских приходах. В учи­лище Егора Иванова сменил Николай Панфилов. Он не имел специ­ального образования для учительской работы. Лишь в 1901 г. в Азналы-Карамалы приехал новый учитель Михаил Тихонов. Через год учителем стал Кирилл Николаевич Николаев. Долгие годы он рабо­тал заведующим училища.

В 1911/12 учебном году училище перешло на 4-х годичный курс обучения. Здесь обучалось 78 детей, из них в 1-ом отделении 24 маль­чика и 2 девочки, во 2-ом — 25 мальчиков и 6 девочек, в 3-м — 13 мальчиков и 1 девочка. 40 детей были чувашской национальности, остальные мордовской. Этот учебный год окончили 3 мальчика. Из-за малой вместимости помещения для занятий, в приеме многим было отказано. В следующем учебном году вторым учителем начал работать выпускник Благовещенской учительской семинарии Архип Гусаров, которого сменил выпускник Бирской учительской школы А.Г. Белоусов.

После службы в армии К. Н. Николаев вернулся в Азналы-Карамалы и до 1930 г. работал здесь в школе. До 1936 г. в школе не было ни одного специалиста.

Многие учителя дореволюционной школы оставили о себе доб­рую память. Как, например, учитель из Ермекеево Габдрахман Кутушев. Получая мизерную заработную плату в 25-30 рублей в месяц, а то и меньше (мугалимы мусульманских мектебов получали содер­жание натурой — в виде продуктов питания, дров и лишь единицы получали денежную оплату), народный учитель нес в народ свет зна­ний и культуру, многие из них создавали при школах библиотеки, по вечерам учили грамоте взрослых, по мере сил и знаний оказывали юридическую помощь населению. Учитель Ермекеевского русско-башкирского училища А.А. Михайлов явился инициатором строи­тельства весьма благоустроенного для своего времени школьного здания. А.А. Михайлов был в числе активных деятелей кредитного товарищества, принимал участие во многих полезных делах волост­ного земства. В советское время он был направлен в органы юсти­ции, а в 1924 году Башкирский ЦИК присвоил ему звание «Герой тру­да». Учитель Ново-Шаховского русско-башкирского училища Жамалетдин Януваров в годы I мировой войны получил офицерский чин. Гизатула Ильясов из той же школы в 1917 г. был избран депутатом Всероссийского Учредительного Собрания. В Тарказах до сих пор помнят учителей Латыпа Аллабердина, Исхака Дашкина, Фатыха Султанкулова. В историю Суккуловской школы золотыми буквами вписано имя учителя Ф.С. Каташева, Елань-Чишминской школы — И.И. Родионова.

После Октябрьской революции медресе, церковно-приходские и частные школы закрывались. На основании декрета Советского пра­вительства вместо них стали открываться школы рабочей и кресть­янской молодежи, трудовые начальные школы и т.д. В 1923 — 28 гг. в селах Ермекеево, Усман-Ташлы, Абдулово, Абдулкаримово, Кулбаево, Исламбахты открываются школы крестьянской молодежи и начальные школы.

Строятся новые здания школ. В 1928 г. в селе Ермекеево было сда­но в эксплуатацию новое здание ШКМ. Первым директором этой школы стал Идрисов. В дальнейшем директорами были: Мазитов, Шаймурат Баймуратов, Сирай Хафизов, Мустафин. В 1934 г. школа была реорганизована в неполную среднюю школу.

В 20 — 30-е гг. во многих населенных пунктах: Спартак, Рятамак, Суккулово, Усман-Ташлы, Абдулово, Семено-Макарово, Абдулкари­мово, Елань-Чишма, Купченеево и других открываются начальные и неполные средние школы. Первым учителем в Купченеевской уд­муртской школе работал Виктор Фокин, окончивший курсы Казан­ской центральной кряшено-татарской школы и имеющий свидетель­ство на звание сельского учителя.

В 1923 г. открылась школа в с. Исламбахты. Бывший выпускник Исламбахтинской школы Идрис Нугуманов вспоминает: «Я один из первых выпускников школы, которая была организована в 1923 году. Сначала учились в доме Мухаметдина бабая, а затем — в доме Зиятзедина бабая. Бумагу и карандаш каждый находил сам. Моему брату Хусаину не хватило места в школе, он расположился перед печкой на полу и писал полулежа. Первым учителем была Закия Губайдуллина, которая старательно и терпеливо передавала нам свои знания.»

За 1923 — 28 гг. школа выпустила более 20 учащихся. Некоторые первые и многие последующие выпускники, несмотря на огромные трудности, продолжали свое образование, позже занимали высокие ответственные посты. В 1934 г. в здании мечети открыли семилет­нюю школу. Первым директором школы стал Мазит Даянов.

После гражданской войны в 20-х годах в деревне Ново-Шахово была открыта 4-х классная школа. Специального школьного здания не было, поэтому обучение детей было организовано в доме акти­виста Набиуллина Шайдуллы. Первыми учителями были Исмагилов Муллахмет — отец будущего Героя Советского Союза Галия Муллахметовича Мазитова, молодой активист Мазитов Ильяс, а также Усманов Гизатулла. В начале 30-х гг. под школьное здание была при­способлена мечеть. В 1931 г. в деревне Нижние Карамалы в здании мечети открывается начальная школа. Первым учителем стала Зифа Бадыкова.

В 1920 — 21 гг. в деревне Старо-Шахово в доме Валеева Карима была открыта начальная школа, где учителем работал Вафа Сафин. В школе обучались только мальчики. В 1928 г. в деревне народный сход принял решение о строительстве школы. С этой целью был собран 101 пуд зерна.

В это время волостное правление находилось в Верхне-Троицком. На основании решения волостного правления за 80 рублей старошаховцы купили здание церкви. Организовав несколько суббот­ников, они привезли его и построили школу. В 1933 — 34 гг. здесь учителями работали Фаткуллина Муэмина, Иванова Валентина, Тка­чев, Терегулов Ахметсултан.

Учителя не только учили детей, но и занимались общественной работой.
Они организовывали ху­дожественную самодея­тельность в клубе, работа­ли агитаторами. Кроме то­го, ежедневно по 2 часа работали по ликвидации
неграмотности среди взрослых.

В 1968 г. в школе был открыт историко-краеведческий музей, созданный многолетним кропотли­вым трудом школьных следопытов, коллективa учителей под руководст­вом бесконечно предан­ного своему делу директо­ра школы, участника Ве­ликой Отечественной войны, заслуженного учи­теля, отличника народно­го образования Гимазетдина Сахабутдиновича Камалетдинова. История развития народного обра­зования в селе Старо-Шахово ярко отражается в специальном отделе музея.

До возникновения района на его территории не было органа ру­ководящего народным образованием.

После образования Ермекеевского района, при районнм совете сформировался районный отдел народного образования. Первым за­ведующим был назначен Юсеев Н.К. Кроме заведующего, в аппара­те РОНО работали два инспектора — Никифоров Василий Иванович и Терегулов Ахметсултан Хусаинович, а также секретарь-машинистка Хасаншина Зайтуна и 2 бухгалтера.

С первых дней в центре забот районного отдела народного обра­зования было не только обучение и воспитание подрастающего поколения, но и просветительская работа среди населения.

Инспектора выезжали по школам, посещали уроки, проверяли
успеваемость учащихся, помогали учителям. Аппарат POHО начал вести работу по подготовке педагогических кадров, так как школы были укомплектованы в основном кадрами, не имеющими специального педагогического образования. Поэтому на педагогические кур­сы в Белебеевское педучилище были направлены ученики 4-5-х классов школ, где наряду с педагогической специальностью они получали и среднее образование. По окончании курсов в школы района вернулись так называемые «учителя 1 группы». Среди них: Назаров 3.Ш., Саяхов К.А., Губаев М.А., Зайнуллин М.Н. и другие. Их было 14 человек, из них 2 девушки. Работа в школах заметно улуч­шилась. В 1938 г. прошла массовая аттестация учителей района, кото­рая включала проверку качества знаний учащихся, их каллиграфию, эрудицию, а также планов уроков учителей, знания педагогики, психологии и методики предмета, государственных документов о на­родном образовании. Выдержавшие аттестацию получили аттестат «Учитель...» (соответствующего предмета) и значок.

В эти годы заведующим отделом народного образования работа­ли Михайлов Борис Михайлович, Шафиков Хасан Салихович, Магазова М.Н. В педкабинете при РОНО работали методистами Наза­ров 3.Ш., Маликов Г.М., Кистанов С.Т., Ахапкин С.А.

К началу 1940-41 учебного года в районе насчитывалось 45 школ, из них 4 средние: Ермекеевская, Семено-Макаровская, Спартакская, Приютовская; 12 семилетних и 29 начальных. В них ра­ботало 184 учителя, 6 — с высшим образованием, 15 — с незакончен­ным высшим, 38 — со средним педагогическим, 5 — с незакончен­ным средним педагогическим, 63 — с общим средним, а 57 учителей вообще не имели и среднего образования.

Началась Великая Отечественная война. Многих учителей, руко­водителей школ -мужчин призвали на фронт. Заведующим РОНО был назначен Терегулов Ахметсултан Хусаинович. Многие дети ос­тались без родителей. Для них был создан в 1942 г. в деревне Кулбаево детский дом. Здесь также воспитывались дети из других районов Башкирии, эвакуированные из городов Ленинграда, Ростова-на-Дону, а также Украины. Первым директором детдома работал уроже­нец деревни Кызылярово Ахметов Габдулла, его заместителем Сафиуллин…

Детский дом разместился в деревянном здании на территории школы. Несмотря на неудобства, работали и жили дети дружно, помогали колхозу в уборке картофеля, собирали колосья зерновых. Среди детдомовцев были способные, талантливые дети. Замечатель­ными рисунками Мансура Мифтахова восхищались не только жите­ли деревни, но и района. Анвар Шакиров, Таския Мифтахова, Фаткил Халиуллин впоследствии стали учителями.

С 1944 г. директором детского дома стал Нигматуллин Шамси Рахмутуллович, одной из воспитательниц была Саяхова Галия (ныне жительница села Ермекеево), ее муж Саяхов Камалетдин работал бухгалтером. В 1949 г. Кулбаевский детский дом был расформиро­ван, дети направлены в другие детские дома и дома-интернаты Баш­кирии и за ее пределы.

В послевоенные годы заведующим РОНО работал Шаяхметов Заки Нурмиевич, инспектором — Козлов Александр Федорович. Приехавший с фронта Назаров Зиннур Шайхуллович в 1945 г. назна­чается заведующим педагогическим кабинетом РОНО. Инспектора­ми в этот период работали: Булатов Анвар Халикович, Михайлов Егор Гаврилович и другие. В 1950 г. в крупных населенных пунктах района начинают открываться школы сельской молодежи. Они давали возможность работающей сельской молодежи получить среднее образование.

В 1950 г. отдел народного образования возглавила Сорокина Ека­терина Никифоровна. Инспекторами работали Фаттахов Риф Нуриевич, Федорова Юлия Кирилловна, Самойлов Николай Максимович, Терегулов Талгат Ахметович.

В 1953 г. в Ермекеевском районе функционировало 74 школы: 4 средних, 21 семилетних, 49 начальных. Школы находились в при­способленных помещениях. Однако в это время начали строится здания Ермекеевской, Среднекарамалинской, Исламбахтинской и других школ.

Многие школы, среди них Старотураевская (директора Хафизов С.Г., Камалетдинов Г.С, Аминев Т.И.), Приютовская (Кузьмина М.А., Саттаров А.А.), Ермекеевская (Газимов И.И., Баймуратов С.Б., Сайфуллин Б.А., Шарифуллин Н.А.), Спартакская (Орелкин А.А., Коротков Б.А.) из года в год добивались хорошей успе­ваемости. В эти же годы была открыта Суккуловская средняя школа (Ванюшин Н.Ф., Хурамшин А.Ф.).

В 1962 г. согласно решениям ноябрьского пленума ЦК КПСС был взят курс на укрупнение административных районов и Ермекеевский был присоединен к Белебеевскому району, в составе которого находился до декабря 1969 г. Заведовал объединенным РОНО до сен­тября 1965 г. Т.И. Аминев, в 1965-66 гг. Н.М. Муллаянов, 1966-69 — Л. Н. Макарова. Зональным инспектором был назначен Идиатуллин Нагим Хуббулович.

С 1969 г., после разукрепления Белебеевского района, Ермекеевский районный отдел народного образования разместился в нынеш­нем здании районной типографии. Заведующим стал Муллаянов Нурлыгаза Мукарамович, затем Шарифуллин Нурфаяз Адиатович, Хасаншин Загит Хуббуллович.


С 1981 по март 2005 года возглавлял отделом образования Даутов Васим Юсупович, с марта по ноябрь 2005 года Назарова Э.Р.

C декабря 2005 года руководит отделом образования администрации муниципального района Мухаметзянов Абузар Мугинович.

В настоящее время в районе функционирует 9 средних, 11 основных, 4 начальных общеобразовательных школ, 12 дошкольных образовательных учреждений, дом детского творчества, детская юношеская спортивная школа, детский оздоровительный лагерь «Ручеек». В районе работают более 367 учителей и воспитателей, из них 11 заслуженных учителей Республики Башкортостан, 95- награждены нагрудными знаками «Отличник образования РБ», 63 учителя имеют высшую категорию, 146 учителей – 1 категорию,

83 учителя- 2 категорию.

Школы района активно участвуют в национальной приоритетной программе «Образование». За последние 3 года Ермекеевская, Спартакская и Суккуловская средние общеобразовательные школы были признаны лучшими школами Российской Федерации и получили миллионные гранты, 5 учителей родных языков и литературы (чувашский язык – Прохоров Н.Ф., МОБУ СОШ с.Суккулово; татарский язык - Шакирова С.М., МОБУ СОШ с.Старотураево; Шафикова Э.Г, МОБУ ООШ с.Абдулкаримово; Гареева Р.Р., МОБУ СОШ с.Суккулово; родной русский язык – Шайдуллина Г.З., МОБУ СОШ с.Ермекеево) признаны лучшими учителями в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и стали обладателями президентских грантов по 100 тыс.рублей. 1 учитель башкирского языка и литературы удостоен премии «Лучший учитель государственных языков РБ»(Сафин В.С., МОБУ СОШ с.им.8-Марта).

В межрегиональном конкурсе «Учитель года башкирского языка и литературы» и «Учитель года татарского языка и литературы», учителя татарского языка и литературы Шафикова Э.Г.(МОБУ ООШ с.Абдулкаримово), Гареева Р.Р. (МОБУ СОШ с.Суккулово) стали финалистами и вошли в пятерку лучших учителей татарского языка и литературы РБ, учитель башкирского языка Сафин В.С. (МОБУ СОШ с.им.8-Марта) стал дипломантом в номинации «Йөрәгемде балаларга бирәм».

Все школы подключены к сети Интернет. 11 школ получили автобусы. Районный отдел образования становился победителем и номинантом различных республиканских конкурсов.




Похожие:

В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в icon"Либеральные реформы 1860–1870-х годов XIX века в России" Антонина Сергеевна Матвиенко
Раскрыть причины реформ 60-70-х годов XIX века в России; сформировать представление о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях...
В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в iconТ. №2 Буржуазные реформы 60-70-х гг. 2-й уровень на «4»
Какие изменения в хозяйственной жизни России первой половины xixв способствовали реформам второй его половины?
В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в iconТема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока
России; сформировать представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II
В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в iconХудожественная культура первой половины XIX века. Заполните таблицу. «Стили литературы первой половины XIX века»
Соотнесите стиль, театр и ведущих актеров данного театра первой половины XIX века
В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в iconПросвещение, наука, культура России второй половины XIX века. 1 вариант Тест 1 Просвещение России
Отметьте буквой «В» названия учебных заведений высшего типа, буквой «Н» низшего типа
В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в iconТесты По истории Российского Дальнего Востока конца XIX начала XX веков 1
Дальний Восток во второй половине XIX века (3б)
В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в iconСтатья Н. А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день»
Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины XIX в
В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в iconКиселев Александр Владимирович Тема урок
Тема урока: Социально-экономическое развитие России после либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в в России
В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в iconКонтрольная работа по истории России XIX в. 8 класс
Автором проекта реформ по преобразованию государственного аппарата в 1810-1811гг был
В ходе буржуазных реформ второй половины XIX в в России наметились серьезные изменения в подходах к организации народ­ного просвещения. На территории района до начала тридцатых годов XX в iconРоссия в начале XIX в
Цели урока: характеристика территории и населения России в начале XIX в.; анализ факторов, замедлявших экономическое развитие страны...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы