Основные требования к работе школьной библиотеки icon

Основные требования к работе школьной библиотеки



НазваниеОсновные требования к работе школьной библиотеки
Дата конвертации13.10.2012
Размер94.11 Kb.
ТипДокументы
источник

Основные требования к работе школьной библиотеки


Оформление графика работы библиотеки.

Обязательно оформить на двух языках. Сверху на башкирском языке, внизу на русском языке (или слева - на башкирском, справа – на русском) Исправлений не допускать. Обязательно на двери должна быть вывеска «Библиотека» на двух государственных языках.

Расстановка книжного фонда

Стеллажи должны стоять перпендикулярно окну. Если фонд открытый для читателей, то стеллажи не должны быть до потолка. До каждой книги должен дотянуться ребенок. Только в закрытом для читателей помещении, допускаются высокие стеллажи. Между стеллажами должно быть определенное расстояние, чтобы читатели могли развернуться. Расстояние зависит от условий и возможностей каждой библиотеки.

^ Фонд художественной литературы необходимо разделить:

а/ классика (внутри по алфавиту и именным разделителям, например, Достоевский Ф.М.)

б/ советская и российская литература (буквенные разделители и внутри каждой буквы соответственно авторским знакам)

в/ зарубежная литература (буквенные разделители и внутри каждой буквы соответственно авторским знакам)

г/ поэзия (выделить стихи на родном языке отдельно и внутри каждого раздела все должно стоять соответственно авторским знакам)

д/ литература башкирских писателей (

буквенные разделители и внутри каждой буквы соответственно авторским знакам)

е/ литература татарских писателей (буквенные разделители и внутри каждой буквы книги должны стоять соответственно авторским знакам)

В начале каждого раздела должен стоять разделитель с указанием раздела по ББК. Его необходимо изготовить самим и наклеить с двух сторон.

Художественная литература для среднего школьного возраста 5 -8 классов должна быть выделена отдельно. Для учащихся начальных классов необходимо красочно оформить тематические ящики: сказки – это прелесть, эта удивительная природа, наши дела и мы сами, мир вокруг нас и другие.

^ Расстановка учебного фонда

Учебники должны храниться в книгохранилище. Учебники расставить по предметам и по классам. Новых учебников не должно быть в фонде. Все учебники должны быть на руках у учащихся. Старые учебники списать до 2005 года выпуска. Акты сдать в бухгалтерию, но для себя еще один акт составить о том, что учебники продолжаются использоваться за неимением других и что они не устарели по содержанию.

^ Ведение читательских формуляров

Каждый год проводить перерегистрацию читателей. Наверху ставить номер, внизу ежегодную дату регистрации. Сколько читателей в библиотеке, столько должно быть и номеров. Лицевую сторону формуляра заполнить полностью, обязательно должна стоять подпись читателя. В формулярах первоклассников на лицевой стороне подписывается классный руководитель. Обязательно заполнить сведения о читателе: о чем любит читать, умеет ли читать и другие. Дату посещения отмечать по мере посещения, а не раз в год. С 5 класса читатель должен расписываться в читательском формуляре, за взятые в библиотеке книги.

^ Заполнение дневника библиотеки.

Все документы библиотеки (дневник, книгу суммарного учета, инвентарные книги и другие) обязательно подписать, обвернуть и на обложке еще раз подписать.

Часть 1. Всего читателей новых, заполнить по классам, прочие (учителя, студенты, техперсонал). Заполнение граф со 2 по 7 заканчивается в первые 2 месяца нового учебного года. В графу 8 записывать сколько читателей пришло в этот день.

Часть 2. Заполнять все графы. Вместо ноты (5) можно записать диски, аудиокассеты, звукозаписи(6) - журналы.

В конце месяца подбить результаты и перенести на начало следующего месяца, запись произвести вверху страницы.

^ Часть 3. Учет массовой работы. Обзоры литературы. В этой части записывать только библиографические обзоры литературы. При оформлении каждой выставки обязательно проводить обзор и записать этот обзор в дневник. Дата должна совпадать с датой записи книжной выставки в части 3. Книжные выставки. Можно чуть попозже, но не раньше записи книжной выставки. Кроме этого обязательно надо оформить текст самого обзора на бумаге и положить в папку массовых мероприятий. Графы с 1по 4 заполнять полностью.

^ Часть 3. Учет массовой работы. Массовые мероприятия. Здесь нужно записывать все массовые мероприятия, в которых вы участвуете. Общешкольные, например День Учителя, литературно-музыкальные композиции, литературные гостиные, беседы, Неделю детской книги, рейды по проверке состояния учебников и школьных принадлежностей, громкие чтения, вечера, дни информации, выпуск информационного бюллетеня, открытые просмотры книг в библиотеке и другие. На каждое мероприятие должна составляться разработка. После проведения мероприятия обязательно должна составляться справка библиотекарем (где проводилось мероприятие, кто участвовал, сколько человек взяли книги после мероприятия).

Часть 3. Учет массовой работы. ББЗ (библиотечно – библиографические занятия). Сюда записывать библиотечные уроки. Заполнить все графы с 1по 4.

Часть 3. Учет массовой работы. Книжные выставки. Обязательно заполнить графу – количество используемой литературы.

^ Картотека учебников.

Сверху посередине написать класс. Автор, заглавие, выходные данные (город, издательство). Ниже начертить таблицу.


^ Год издания

Поступило

экземпляров

Выбыло

Остаток

Цена одной книги

Общая стоимость





















Эту таблицу начертить на каждой карточке. Карточки расставить за разделителями, на которых указать классы.

^ Ведение тематических папок.

Тематические папки обязательно должны быть в каждой библиотеке. Внутри каждой папки должно быть оглавление ( список материалов). Папки должны быть однотипными, желательно одного цвета. Обложки можно оформить красочно. В папках собирать статьи из газет, из журналов.


^ Тетрадь учета книг, принятых от читателей взамен утерянных

Эта тетрадь должна быть в каждой школьной библиотеке. Графы с 1 по 11 все заполнять. Книги, принесенные читателями взамен утерянных, ставить на учет и списывать ежегодно в конце каждого учебного года по актам. Акты о постановке на учет и списании утерянных книг сдать в бухгалтерию.

^ Паспорт библиотеки

Это самый важный документ библиотеки. Каждый раздел паспорта написать на отдельном листе. Например, 1. Общие сведения (расписать), 2.Сведения о кадрах (расписать) и так далее. Все сведения заносить в паспорт исходя из своей библиотеки. Все положения паспорта необходимо заполнить ручкой, карандашом ни в коем случае нельзя. Все листочки вложить в отдельные файлы и собрать в одной папке. Или можно в готовую папку с файлами вложить паспорт библиотеки.

^ Книга суммарного учета библиотечного фонда

Часть 1. Поступление в фонд. Заполнять полностью, все разделы. У кого старые книги суммарного учета заменить на новые (Книга суммарного учета библиотечного фонда. Художественная, методическая, учебная литература). Для заполнения Части 1. Поступление в фонд необходимо по накладной поделить книги и сумму на учебную и художественно-методическую литературу и записать их отдельно как в книге суммарного учета. Графы 11 и 14 (подпись бухгалтера) надо поделить на 3 части, подписать сверху языки: русский, башкирский, татарский. При поступлении книг каждой партии заполнить эти графы. Во второй части необходимо записывать сведения по актам списания литературы, тоже отдельно художественно-методическую и учебную. В конце каждого года необходимо подбивать все сведения: сколько поступило, сколько списали и получится сколько состоит на начало следующего года. Эти сведения необходимо занести в Часть 3. Итоги движения библиотечного фонда. Часть 3 заполняется раз в год.


^ Инвентарная книга

В инвентарную книгу записывать художественную литературу, энциклопедии, словари, справочники. При списании книг в инвентарной книге надо делать отметку о списании, в графе 8 проставляется № акта списания. Инвентарную книгу обязательно прошнуровать, приклеить листочек и поставить печать школы. В инвентарную книгу не вносятся детские книги брошюрного типа, учебники, дидактика. Дидактические материалы, детские книжки в мягком переплете записываются в Журнал регистрации изданий, не подлежащих инвентарному учету.

^ Контингент учащихся и учителей школы

В начале каждого учебного года надо составить список количества учащихся по классам, например, 1 класс – 8 учащихся, 2 класс – 12 учащихся и т. д. Учителей – столько. Список заверить у директора школы подписью и печатью школы.

^ Актив библиотеки

Актив библиотеки надо выбирать ежегодно. Список активистов надо записать на отдельном листочке годового плана. В актив библиотеки должны входить активные читатели библиотеки из разных классов. В актив не входят родители учащихся, учителя, администрация школы, при желании их можно включить в совет библиотеки, если таковой имеется.

^ Цифровые показатели библиотеки

Книговыдача – эта цифра берется из дневника библиотеки. Означает, сколько всего книг прочитали все читатели за весь учебный год (графа 2. часть 2)

Читатели – сколько всего детей и учителей записаны в библиотеку.

^ Число посещений – цифра берется из дневника. Означает, сколько всего посетили все читатели библиотеку (графа 8, часть 1).

Фонд библиотеки – сколько всего книг в библиотеке. Цифра берется из книги суммарного учета.

^ Читаемость - (книговыдача делится на количество читателей). Означает, сколько всего книг прочитал один читатель за весь учебный год. Средний показатель 20 – 25.

^ Посещаемость - (число посещений делится на количество читателей). Означает, сколько раз один читатель в среднем посетил библиотеку за весь учебный год. Средний показатель 10 -12.

^ Обращаемость – (книговыдача делится на фонд библиотеки). Означает, сколько раз одна книга побывала в руках у читателей за весь год. Средние показатели трудно определить, зависит от фонда библиотеки. Чем больше фонд, тем ниже показатели. Для того чтобы увеличить обращаемость фонда, необходимо освободить фонд от устаревшей по содержанию, изношенной литературы, вовремя списывать учебники.

^ Планы работы должны быть годовой и месячные. Составить исходя из общешкольного плана и из своих возможностей. В план включить разные формы библиотечной работы: читательские конференции, беседы у книжной выставки, диспуты, громкие чтения, обзоры книг, устные журналы, работы литературных гостиных, КВН, Поле чудес, Счастливый случай, Кто хочет стать миллионером? встречи со знаменательными людьми.

^ Библиотечные уроки проводить по плану с 1 по 11 классы. Чтобы ваши выпускники легко ориентировались в библиотеках ВУЗ ов, библиотечные уроки необходимо проводить не только с 1 по 9 класс, но и в 10-11 классах.

^ Работа с учебниками:

Сохранить бланки заказов на учебники последние 4 года.

Знать контингент учащихся и учителей.

Знать потребности в учебниках.

Знать авторов и названия учебников.

Учебники обновить по мере поступления.

Списание учебников – ежегодно!

В 2010 году учебники списать обязательно за 2005 включительно. Если за нехватки учебников ученики вынуждены заниматься по учебникам 2002 – 2003 года издания и это надо отметить в акте.

Картотека учебников должна быть рабочей – на каждое поступление не начинать новую карточку! На каждый учебник должна быть только одна карточка. Начертить графы: год издания, поступление, списание, остаток, цена, сумма.

Организовать рейды по сохранности учебников. Подвести итоги по результатам проверок.

Очистить книжный фонд от ветхой и морально устаревшей литературы. ^ Списать всю методику 80-90 годов (нельзя пропагандировать старое – морально устаревшее) Если книги обветшали (порвались, испачкались, истрепались) но пользуются спросом, то необходимо отремонтировать.

Возобновить работу актива библиотеки.

Проводить санитарные дни.


Система оценки деятельности школьных библиотек



  1. Состояние МТБ

  • помещение

  • оснащение

  • освещение

  • режим работы (график работы)

  1. Планирование и отчетность

  • план годовой, на четверть, годовой

  1. Работа с фондом

  • инвентарная книга

  • книга суммарного учета

  • картотека учебников

  • акты на списание

  • тетрадь замены литературы

  • расстановка по ББК

  1. Библиотечно-библиографическое обслуживание читателей

  • учет классов-комплектов

  • учет учителей

  • дневник библиотеки (книговыдача, учет читателей, посещений и т.д.)

  • работа с задолжниками

  1. Массовая работа

  • массовые мероприятия

  • выставки (не менее 9)

  • обзоры литературы и т.д.

  1. Справочно-библиографический аппарат

  • каталоги (алфавитный, систематический)

  • картотеки

  • тематические папки

  • фонд справочной литературы

  1. Руководство чтением

  • ББЗ

  • индивидуальная работа с читателями

  • анализ читательских формуляров

  1. Сохранность фонда

  • рейды по проверке состояния учебников

  • ремонт книг

  • санитарные дни

  • подготовка к списанию и т.д.




Похожие:

Основные требования к работе школьной библиотеки iconОтчет о работе школьной библиотеки
Основными направлениями в работе школьной библиотеки являются; помощь в активизации учебной деятельности, формирования навыков независимого...
Основные требования к работе школьной библиотеки iconАнализ работы школьной библиотеки моу сош №4 г. Аши за 2009-10 учебный год
Основные задачи, стоявшие в работе библиотеки – поддержка образовательного процесса и развитие интересов и способностей детей посредством...
Основные требования к работе школьной библиотеки iconДокументи
1. /Нормативная база школьной библиотеки/~$НВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.doc
2. /Нормативная...

Основные требования к работе школьной библиотеки iconЦель: Ознакомление с работой библиотеки
Основными направлениями в работе школьной библиотеки являются: помощь в активизации учебной деятельности, формирования навыков независимого...
Основные требования к работе школьной библиотеки iconАнализ работы школьной библиотеки моу варшавская сош за 2009-2010 учебный год
Работа школьной библиотеки была построена согласно плану работы библиотеки. Библиотека работает по плану, утвержденному директором...
Основные требования к работе школьной библиотеки iconОтчет о работе библиотеки гбоу гимназии №1597 за 2011-12 год I основные задачи библиотеки: 11 II краткая справка о библиотеке
Краткая информационная справка о проведенной массовой работе с читателями за 2011-2012 учебный год
Основные требования к работе школьной библиотеки iconАнализ работы библиотеки моу сош №4 за 2010-11 учебный год
Основные задачи, стоящие в работе библиотеки — поддержка образовательного процесса и развитие интересов и способностей детей посредством...
Основные требования к работе школьной библиотеки iconПравила пользования школьной библиотекой
Типовые правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки,...
Основные требования к работе школьной библиотеки iconОсновные функции библиотеки
Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе
Основные требования к работе школьной библиотеки iconУтверждаю директор моу сош №8 ст. Новорождественской Л. Н. Зачитайло Права и обязанности библиотеки Работники школьной библиотеки имеют право
Управляющим Советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы