«Моя родословная»
«Моя родословная» icon

«Моя родословная»



Название«Моя родословная»
Хабибуллина Р.М
Дата конвертации28.09.2012
Размер119.46 Kb.
ТипИсследовательская работа
источник

МОБУ СОШ с. Рятамак муниципального района

Ермекеевский район РБ


Исследовательская работа

на тему:


«Моя родословная»


Выполнила ученица 3 класса

Хабибуллина Эльвина

Руководитель Хабибуллина Р.М.


Рятамак-2011

Содержание.

  1. Цели и задачи исследовательской работы.

  2. Методика исследования.

  3. Введение.

  4. Основная часть. Моя родословная.

  5. Выводы.

  6. Литература.

  7. Приложения.

Цели и задачи исследовательской работы.

Актуальность моего исследования заключается, прежде всего, в необходимости разбудить в человеке интерес для составления шежере. Объектом моего исследования стали разговоры о шежере, а предметом изучения - рассказы родителей, бабушек и дедушек, просмотр семейных фотографий и художественная литература.

Целью проекта является определения роли шежере в жизни современного человека, раскрытие истории своей родословной. Новизна данного исследования заключается в анализе опроса учащихся своего класса, изучение шежере знаменитых людей нашей республики и оригинальное художественное оформление своих собственных шежере, ведь шежере — один из самых важных источников истории народа, в наше время их составление снова входит в традицию.

^

Перед собой я поставила такие задачи:

- изучить художественные материалы про шежере в литературе;

- опросить учащихся своего класса, родителей;

- составить схему шежере.

Методика исследования.


Работу мы начали с беседы об истории села и школы Нижние Карамалы, о родственниках. Работали над литературой. Дальше выбрали объект исследования.

Введение.


Исследовательская работа является полезной формой обучения. При этом мы общаемся с людьми, работаем с литературой, наблюдаем. Ведь наша задача – сохранить историю нашего времени для наших потомков. Лишь это позволит существование человека на планете Земля. Я хочу вам представить творческий проект «Моя родословная», в котором постараюсь показать роль шежере в жизни современного человека. У каждого человека есть прошлое, и все это отражается в его шежере. Причиной выбора моей темы стал вопрос: знает ли каждый человек свою родословную, интересуется ли своими предками. Мною было проведено опрос-исследование. Для эксперимента были опрошены учащиеся своего класса. Анкета состояла из таких вопросов:

-Надо ли составлять шежере?

-Зачем надо составлять шежере?

-До какого колена вы знаете свою родословную?

- Есть ли у тебя свое составленное шежере?

Я считаю, что изучение родословной нужно для лучшего понимания прошлого, настоящего и будущего нашего народа. Знание истории своих предков, их традиций помогает ощущать себя маленькой частицей в истории народа. Это обязывает к тому, чтобы оставить после себя какой-то след в истории поколений, передать свой опыт и знания детям и внукам. Для исследования данного проекта я использовала литературу, интернет и семейные фотографии. Во время разработки проекта мне пришлось расширить знания составления шежере, сначала мы с мамой собрали информацию о шежере, опросили одноклассников. Этот проект помог мне углубить свои знания о своей родословной, получше узнать свои корни, какого мы рода-племени, поглубже заглянуть в личную историю. Изучать свое родословное древо - увлекательнейшее занятие. Я решила сначала составить шежере по линии мамы, а потом со стороны отца.

^ Шежере́ (также шэжэрэ́башк. шәжәрә; араб. شجرة‎‎) — башкирская родословная, генеалогическая запись племён и родов у башкир, а также у других тюркских народов. Шежере представляет собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, помимо этого включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен.

После принятия ислама генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом «шежере», что в дословном переводе на русский язык означает «дерево», в смысловом же переводе — «родословие». Известный этнограф Р. Г. Кузеев, ставший одним из первых исследователей башкирских шежере, перевел это понятие как «генеалогическая летопись». Кузеев особо акцентировал внимание на том, что шежере является именно летописью, а не просто родословной, так как оно содержит не только имена представителей рода и годы их жизни, но и важные исторические сведения.

Башкирские родословные составлялись многими поколениями на протяжении столетий, не раз переписывались, знания о них передавались детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную аксакалы рода. Знание родовых шежере считалось обязательным до 10—15 колена. Так, к примеру, башкирский просветитель-демократ XIX века М. Уметбаев в своей работе «Башкиры» отмечал, что для башкира-вотчинника было важно знать три вещи:

  1. Свое собственное происхождение;

  2. Поименное знание и объяснение звезд;

  3. Знание преданий и легенд о великих ханах.

В целях сохранения в памяти родоплеменной генеалогии и важнейших исторических фактов башкиры излагали свое прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде, ибо родословная в форме стиха легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение. Составление и знание шежере является особо чтимой традицией среди башкир. Потерять шежере рода считалось большим позором.

Как и любой другой исторический памятник, шежере испытывали на себе губительное влияние истории. Особенно тяжким испытаниям башкирские родословные подвергались в первые десятилетия советской власти. По рассказам пожилых людей, в тридцатые годы арабографичные рукописи и старопечатные книги сотнями и тысячами вывозились из деревень и сжигались. Некоторые успевали закапывать духовное наследие предков глубоко в землю или опускать на дно рек и озер. Таким образом, вместе со старинными рукописями и печатными книгами были сведены на нет сотни древних родословных записей. Тем не менее, благодаря счастливым случайностям, до наших дней дошли около 150-и башкирских шежере. В настоящее время они хранятся в архивах и библиотечных фондах Уфы, Оренбурга, Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, а также в частных коллекциях.

В настоящее время среди башкир наблюдается тенденция к увеличению интереса своими историческими корнями. В Башкортостане ежегодно отмечается праздник «Шежере-байрам» («байрам» в переводе с башкирского означает праздник). В ходе праздника старшее поколение повествует младшему о своей родословной, упоминая об известных личностях и примечательных событиях в истории рода. Помимо вышесказанного, существуют сайты, собирающие шежере в единую базу данных. Подобная структура может служить для поиска родственников или информации о своих предках.




^ Основная часть. Моя родословная.

В живописном уголке западной части Башкортостана простирается земля Ермекеевская. Природа наделила ее необыкновенной красотой; горные массивы чередуются раздольем равнин, привольные степи – лесными чащами. Особую прелесть и очарование пейзажу придают разливы рек Ик, Ря, Кидаш, Стевензя. На прекрасном берегу реки Ик, на границе с Оренбургской областью, находится село Нижние Карамалы.

Трудный путь развития проходит д. Азналы-Карамалы (Ик-Карамалы, Нижние Азналы-Карамалы), сегодня — Нижние Карамалы (Түбәнге Карамалы), Азналы — первопоселенец из кыреланцев. Им является, видимо, бывший житель д.Рятамак (где родилась я) Азналы Кусягулов, который в числе других вотчинников участвовал в отдаче в аренду Троицкому медеплавильному заводу вотчинной земли в 1756 г. Карамалы — речка. Тептярь Карамай Карамсин с 4-мя дворами был припущен кыр-елаяцами по договорной записи от 4 июня 1779 г. с условием уплаты ежегодного денежного оброка по 10 коп. с двора в пользу башкир. С таким же обязательством с вотчинниками осели здесь Ишей и Абдрей Ишмаметовы по договору от 1 марта 1805 г. Мордвина Родиона Андреева с 20 душами припустили по письму от 12 июня 1810 г., а его сородича — Федора Кириллова — по договору от 6 июля 1811 г. По двум записям от 1 сентября 1808 г. и 5 мая 1811 г. были припущены чуваши Семен Петров и Дмитрий Федоров с 22 душами.

В 1783 г. деревушка Азналы-Карамалы представляла собой восьмидворное поселение с 56 тептярями. Через 12 лет их поселение увеличилось на 2 человека. О развитии деревни говорят следующие данные:

Состав жителей (м.п.)

1816

1834

1850

1859

Башкиры

12

18

18

21

Тептяри

58

93

124

146

Государственные крестьяне (чуваши, мордва)

128

202

218

248

Мишари

1

2

4

4

Тептяри и башкиры в своей деревне, имея в 1906 году 2 мечети, жили в 147 домах (1002 человека).

В то время в деревне Нижние Карамалы проживал мой прапрадедушка Фатхутдин, у которого в 1905 году родился мой прадедушка Назмутдин. Он в 1941 году вместе со своими односельчанами ушел в Великую Отечественную войну и в том же году пропал без вести. У него остались 5 детей: Махасим (16.11.1929 г. р.), Муксин (04.07.1932г.р.), Мушбика (01.01.1936 г.р.), Гульсина (20.09.1938 г.р.), и мой дедушка Мусагит (30.10.1940 г.р.).

Хуснуллин Мусагит Назмутдинович (отец мамы) родился 30 октября 1940 года. Так как мой дедушка рос без отца, ему пришлось с малых лет трудиться на полях вместе со взрослыми. Рос крепким парнем, рано возмужал. Окончил семилетнюю школу, ГПТУ в г.Белебей. Работал электромонтером в БЭС, газовиком-слесарем в селе Нижние Карамалы.

В настоящее время дедушка на заслуженном отдыхе, живет в своем родном селе и с нетерпением ждет нас. У дедушки 4 детей: старшая – Рита, средние – Рима и Динар, младшая – это моя мама Роза.

Рита Мусагитовна родилась 20 февраля 1965 года. Училась с 1972 по 1981 годы в родной школе с.Нижние Карамалы, окончила школу с отличием, с 1981 по 1984 годы училась в Уфимском финансовом техникуме, а с 1984 по 1986 годы в Казанском финансово-экономическом институте по специальности финансист-экономист. В данное время работает главным бухгалтером Ермекеевской ветстанции. Воспитывает троих детей: Сергея, Вадима, Дениса. Сергей работает в г.Октябрьске в полиции, обучается в БАГСУ на юриста, Вадим окончил нефтяной техникум г.Октябрьска, сейчас служит в Капустин Яре, Денис ученик 6 класса МОБУ СОШ с.Ермекеево.

Рима Мусагитовна родилась 3 января 1968 года, после окончания школы в своей деревне, в 1986 году закончила Ермекеевскую среднюю школу. Поступила БСХИ, получила специальность бухгалтер сельского хозяйства. Работала бухгалтером в совхозе «Ик», но к сожалению ее уже нет в живых. Дочь Алида окончила среднюю школу № 34 г.Уфы с отличием, Уфимский нефтяной техникум, работает тренером по тайскому боксу.

Динар Мусагитович родился 6 апреля 1972 года, окончил Нижнекарамалинскую школу, служил в рядах СА, обучался в БАГУ на аграрном факультете. Работает начальником сельхозуправления Ермекеевского района. Воспитывает троих дочерей: старшая Алина- ученица 6 класса, средняя Радмила ученица 3 класса МОБУ СОШ с.Ермекеево, младшая Аделя воспитанница детского сада «Сказка».

Мама – Роза Мусагитовна родилась 14 октября 1974 года в селе Нижние Карамалы. В первый класс поступила в 1981 году и окончила в 1989 году с отличием. С 1989 года по 1993 год училась в БПУ, получила специальность -учитель начальных классов, с 1993 по 1996 годы училась БГПИ на факультете ПиМНО по специальности учитель начальных классов, воспитывает двоих детей: старшая я - Хабибуллина Эльвина ученица 3 класса МОБУ СОШ с.Рятамак, сын Эльнар воспитанник детского сада «Шатлык». Моя мама работает учителем начальных классов в селе Рятамак, учит 3- классников, то есть и меня. Она требовательная, никогда не позволяет в школе относиться к ней как к маме, но дома она ласковая, добрая, заботливая, любимая мама. Моя мама пошла по стопам своей матери – Хуснуллиной Назии Гимаевны. Моя бабушка родилась 30 января 1934 года в селе Рятамак, обучалась в Рятамакской школе, окончила БПУ, заочно училась БГУ на филологическом факультете. Работала учителем русского языка и литературы с 1963 года по 1989 год в Нижнекарамалинской восьмилетней школы. Бабушка обучала многих детей данного села, всех их не перечислишь, среди них есть заслуженные врачи, учителя, летчики и т.д. С прошлого учебного года в Рятамакской средней школе начала работать ее ученица, мамина двоюродная сестра Муллахметова Гульсирин Махасимовна. Оказалось, что с моей тетей Ритой они учились в одном классе, и у них классным руководителем была моя бабушка. Бабушка сумела воспитать у своих учеников любовь к профессии учителя, поэтому многие ее ученики работают учителями. У Мушбики Назмутдиновны младшая дочь Зейля тоже работает учителем Нижнекарамалинской школы.

Я с братом люблю гостить у деда Мусагита, природа красивая, рядом река Ик. Как-то мы с дедушкой сидели и считали самых близких родственников с его стороны, оказалось у дяди Махасима – 5 детей, 11 внуков, 3 правнука, у дяди Муксина – 3 детей, 3 внука, 3 правнука, у тети Мушбики – 3 детей, 6 внуков, 1 правнук, у тети Гульсины – 3 детей, 3 внука, у моего дедушки – 4 детей, 9 внуков.

Человек должен знать хотя бы 7 поколения. Мы с моим дедушкой посчитали: Набиулла – Хуснулла – Фатхутдин – Назмутдин – Мусагит – Роза - я. Значит, я седьмое поколение со стороны мамы, которых мы знаем.


Выводы.

Мне радостно, я очень счастлива, что есть такое прекрасное село Нижние Карамалы в Ермекеевском районе. Я взяла данную исследовательскую работу, так как я люблю своих родных и те места, которые очень дороги им. Так много интересного и нового узнала, ознакомилась со своей родословной, с жизнью и творчеством своих родственников, которые живут в данном селе и прожили достойную жизнь.

Мой проект был предназначен для того, чтобы возродить национальные, традиции и обычаи башкирского народа, привлечь внимание одноклассников к изучению своей родословной, к получению дополнительной информации о родном крае и его людей.


Я узнала много о своем районе, об истории появления села Нижние Карамалы, о школе, о своих многочисленных родственниках, и поняла, что исследовательская работа дает возможность познать новое, интересное о родном крае, о своей родословной ещё глубже. После опроса своих одноклассников, я убедилась, что многие из них интересуются своей родословной, составляют шежере. Ведь мы знаем, как это нужно знать свои корни.

Я призываю всех «ПУСТЬ БУДЕТ ВЕЧНЫМ ДРЕВО ЖИЗНИ!».


Заключение

Выводы: На примере моей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!

Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Семья играет важную роль в ведении домашнего хозяйства. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придаёт устойчивость и стабильность обществу.

В Указе Президента Российской Федерации В.В.Путина от 14 июня 2007 г. N 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» обозначена важная роль семьи в развитии государства и общества. Рекомендовано уделить особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укреплению авторитета семьи, базовых семейных ценностей.

Указ Президента РФ совпадает с мыслями и чувствами жителей моего села. Государство должно взять на себя заботу по устройству деревни. Необходимы срочные действия, направленные на восстановление сельского хозяйства, а значит, предоставлении возможности жить и работать на земле, продолжаться славным династиям своих предков.


Использование литературы.

Мы работали со следующей литературой:

  1. Земля Ермекеевская… (Под редакцией В.А.Бабенко) – Уфа: полиграфкомбинат, 1999. – 336 с. С илл.

  2. Использовали архивные подшивки районной газеты «Ермекеевские новости».

  3. Изучили историю села и школы Нижние Карамалы по альбомам из школьного музея.

  4. Рассказы братьев дедушки, мамы, тети, дяди.

  5. Энциклопедия. Ермекеевский район, УФА - 2010




Похожие:

«Моя родословная» iconПоложение о проведении районного конкурса «Моя родословная»
«Моя родословная» (далее Конкурс) проводится структурным подразделением, реализующим общеобразовательные программы дополнительного...
«Моя родословная» iconДокументи
1. /классный час Родословная/Русинова. Классный час Моя родословная.docx
«Моя родословная» iconКонкурс творческих работ школьников «Моя родословная»

«Моя родословная» iconСценарий итогового праздника «Моя родословная»
Учитель: Никто из нас не свалился с луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева
«Моя родословная» icon«Моя родословная»
Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям
«Моя родословная» iconЛегенда «Горжусь я родом своим»
Корнями моя родословная уходит в далекий XIX век. Бабушка моей бабушки – Евдокия Алексеевна родилась в 1888 году, прожив 90 лет,...
«Моя родословная» iconТелявкабулова Алсу Агзамовна, учитель истории и культуры Башкортостана 3 Валитов Ислам Майсович 1 место мобу гимназия, 7б моя родословная башкирский язык и литература
Мамбетова Самара Сунгатовна, учитель башкирского языка и литературы мобу сош №12
«Моя родословная» iconМоя родословная
Конечно, я только начинаю собирать данные по крупицам. Будем надеяться, что я исследую генеалогическое древо, свою родословную. Я...
«Моя родословная» iconКущевский район
«Моя родословная» в 2012 -2013 учебном году» в период с 10 по 20 февраля 2013 года был проведён муниципальный конкурс, с целью объединения...
«Моя родословная» iconМоя родословная Семья – группа родственников, живущих вместе ( С. И. Ожегов)
Семья группа родственников, живущих вместе ( С. И. Ожегов) Мир в семье всего дороже!
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы