«Моя родословная» icon

«Моя родословная»



Название«Моя родословная»
Хабибуллина Р.М
Дата конвертации28.09.2012
Размер119.46 Kb.
ТипИсследовательская работа
источник

МОБУ СОШ с. Рятамак муниципального района

Ермекеевский район РБ


Исследовательская работа

на тему:


«Моя родословная»


Выполнила ученица 3 класса

Хабибуллина Эльвина

Руководитель Хабибуллина Р.М.


Рятамак-2011

Содержание.

  1. Цели и задачи исследовательской работы.

  2. Методика исследования.

  3. Введение.

  4. Основная часть. Моя родословная.

  5. Выводы.

  6. Литература.

  7. Приложения.

Цели и задачи исследовательской работы.

Актуальность моего исследования заключается, прежде всего, в необходимости разбудить в человеке интерес для составления шежере. Объектом моего исследования стали разговоры о шежере, а предметом изучения - рассказы родителей, бабушек и дедушек, просмотр семейных фотографий и художественная литература.

Целью проекта является определения роли шежере в жизни современного человека, раскрытие истории своей родословной. Новизна данного исследования заключается в анализе опроса учащихся своего класса, изучение шежере знаменитых людей нашей республики и оригинальное художественное оформление своих собственных шежере, ведь шежере — один из самых важных источников истории народа, в наше время их составление снова входит в традицию.

^

Перед собой я поставила такие задачи:

- изучить художественные материалы про шежере в литературе;

- опросить учащихся своего класса, родителей;

- составить схему шежере.

Методика исследования.


Работу мы начали с беседы об истории села и школы Нижние Карамалы, о родственниках. Работали над литературой. Дальше выбрали объект исследования.

Введение.


Исследовательская работа является полезной формой обучения. При этом мы общаемся с людьми, работаем с литературой, наблюдаем. Ведь наша задача – сохранить историю нашего времени для наших потомков. Лишь это позволит существование человека на планете Земля. Я хочу вам представить творческий проект «Моя родословная», в котором постараюсь показать роль шежере в жизни современного человека. У каждого человека есть прошлое, и все это отражается в его шежере. Причиной выбора моей темы стал вопрос: знает ли каждый человек свою родословную, интересуется ли своими предками. Мною было проведено опрос-исследование. Для эксперимента были опрошены учащиеся своего класса. Анкета состояла из таких вопросов:

-Надо ли составлять шежере?

-Зачем надо составлять шежере?

-До какого колена вы знаете свою родословную?

- Есть ли у тебя свое составленное шежере?

Я считаю, что изучение родословной нужно для лучшего понимания прошлого, настоящего и будущего нашего народа. Знание истории своих предков, их традиций помогает ощущать себя маленькой частицей в истории народа. Это обязывает к тому, чтобы оставить после себя какой-то след в истории поколений, передать свой опыт и знания детям и внукам. Для исследования данного проекта я использовала литературу, интернет и семейные фотографии. Во время разработки проекта мне пришлось расширить знания составления шежере, сначала мы с мамой собрали информацию о шежере, опросили одноклассников. Этот проект помог мне углубить свои знания о своей родословной, получше узнать свои корни, какого мы рода-племени, поглубже заглянуть в личную историю. Изучать свое родословное древо - увлекательнейшее занятие. Я решила сначала составить шежере по линии мамы, а потом со стороны отца.

^ Шежере́ (также шэжэрэ́башк. шәжәрә; араб. شجرة‎‎) — башкирская родословная, генеалогическая запись племён и родов у башкир, а также у других тюркских народов. Шежере представляет собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, помимо этого включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен.

После принятия ислама генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом «шежере», что в дословном переводе на русский язык означает «дерево», в смысловом же переводе — «родословие». Известный этнограф Р. Г. Кузеев, ставший одним из первых исследователей башкирских шежере, перевел это понятие как «генеалогическая летопись». Кузеев особо акцентировал внимание на том, что шежере является именно летописью, а не просто родословной, так как оно содержит не только имена представителей рода и годы их жизни, но и важные исторические сведения.

Башкирские родословные составлялись многими поколениями на протяжении столетий, не раз переписывались, знания о них передавались детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную аксакалы рода. Знание родовых шежере считалось обязательным до 10—15 колена. Так, к примеру, башкирский просветитель-демократ XIX века М. Уметбаев в своей работе «Башкиры» отмечал, что для башкира-вотчинника было важно знать три вещи:

  1. Свое собственное происхождение;

  2. Поименное знание и объяснение звезд;

  3. Знание преданий и легенд о великих ханах.

В целях сохранения в памяти родоплеменной генеалогии и важнейших исторических фактов башкиры излагали свое прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде, ибо родословная в форме стиха легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение. Составление и знание шежере является особо чтимой традицией среди башкир. Потерять шежере рода считалось большим позором.

Как и любой другой исторический памятник, шежере испытывали на себе губительное влияние истории. Особенно тяжким испытаниям башкирские родословные подвергались в первые десятилетия советской власти. По рассказам пожилых людей, в тридцатые годы арабографичные рукописи и старопечатные книги сотнями и тысячами вывозились из деревень и сжигались. Некоторые успевали закапывать духовное наследие предков глубоко в землю или опускать на дно рек и озер. Таким образом, вместе со старинными рукописями и печатными книгами были сведены на нет сотни древних родословных записей. Тем не менее, благодаря счастливым случайностям, до наших дней дошли около 150-и башкирских шежере. В настоящее время они хранятся в архивах и библиотечных фондах Уфы, Оренбурга, Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, а также в частных коллекциях.

В настоящее время среди башкир наблюдается тенденция к увеличению интереса своими историческими корнями. В Башкортостане ежегодно отмечается праздник «Шежере-байрам» («байрам» в переводе с башкирского означает праздник). В ходе праздника старшее поколение повествует младшему о своей родословной, упоминая об известных личностях и примечательных событиях в истории рода. Помимо вышесказанного, существуют сайты, собирающие шежере в единую базу данных. Подобная структура может служить для поиска родственников или информации о своих предках.




^ Основная часть. Моя родословная.

В живописном уголке западной части Башкортостана простирается земля Ермекеевская. Природа наделила ее необыкновенной красотой; горные массивы чередуются раздольем равнин, привольные степи – лесными чащами. Особую прелесть и очарование пейзажу придают разливы рек Ик, Ря, Кидаш, Стевензя. На прекрасном берегу реки Ик, на границе с Оренбургской областью, находится село Нижние Карамалы.

Трудный путь развития проходит д. Азналы-Карамалы (Ик-Карамалы, Нижние Азналы-Карамалы), сегодня — Нижние Карамалы (Түбәнге Карамалы), Азналы — первопоселенец из кыреланцев. Им является, видимо, бывший житель д.Рятамак (где родилась я) Азналы Кусягулов, который в числе других вотчинников участвовал в отдаче в аренду Троицкому медеплавильному заводу вотчинной земли в 1756 г. Карамалы — речка. Тептярь Карамай Карамсин с 4-мя дворами был припущен кыр-елаяцами по договорной записи от 4 июня 1779 г. с условием уплаты ежегодного денежного оброка по 10 коп. с двора в пользу башкир. С таким же обязательством с вотчинниками осели здесь Ишей и Абдрей Ишмаметовы по договору от 1 марта 1805 г. Мордвина Родиона Андреева с 20 душами припустили по письму от 12 июня 1810 г., а его сородича — Федора Кириллова — по договору от 6 июля 1811 г. По двум записям от 1 сентября 1808 г. и 5 мая 1811 г. были припущены чуваши Семен Петров и Дмитрий Федоров с 22 душами.

В 1783 г. деревушка Азналы-Карамалы представляла собой восьмидворное поселение с 56 тептярями. Через 12 лет их поселение увеличилось на 2 человека. О развитии деревни говорят следующие данные:

Состав жителей (м.п.)

1816

1834

1850

1859

Башкиры

12

18

18

21

Тептяри

58

93

124

146

Государственные крестьяне (чуваши, мордва)

128

202

218

248

Мишари

1

2

4

4

Тептяри и башкиры в своей деревне, имея в 1906 году 2 мечети, жили в 147 домах (1002 человека).

В то время в деревне Нижние Карамалы проживал мой прапрадедушка Фатхутдин, у которого в 1905 году родился мой прадедушка Назмутдин. Он в 1941 году вместе со своими односельчанами ушел в Великую Отечественную войну и в том же году пропал без вести. У него остались 5 детей: Махасим (16.11.1929 г. р.), Муксин (04.07.1932г.р.), Мушбика (01.01.1936 г.р.), Гульсина (20.09.1938 г.р.), и мой дедушка Мусагит (30.10.1940 г.р.).

Хуснуллин Мусагит Назмутдинович (отец мамы) родился 30 октября 1940 года. Так как мой дедушка рос без отца, ему пришлось с малых лет трудиться на полях вместе со взрослыми. Рос крепким парнем, рано возмужал. Окончил семилетнюю школу, ГПТУ в г.Белебей. Работал электромонтером в БЭС, газовиком-слесарем в селе Нижние Карамалы.

В настоящее время дедушка на заслуженном отдыхе, живет в своем родном селе и с нетерпением ждет нас. У дедушки 4 детей: старшая – Рита, средние – Рима и Динар, младшая – это моя мама Роза.

Рита Мусагитовна родилась 20 февраля 1965 года. Училась с 1972 по 1981 годы в родной школе с.Нижние Карамалы, окончила школу с отличием, с 1981 по 1984 годы училась в Уфимском финансовом техникуме, а с 1984 по 1986 годы в Казанском финансово-экономическом институте по специальности финансист-экономист. В данное время работает главным бухгалтером Ермекеевской ветстанции. Воспитывает троих детей: Сергея, Вадима, Дениса. Сергей работает в г.Октябрьске в полиции, обучается в БАГСУ на юриста, Вадим окончил нефтяной техникум г.Октябрьска, сейчас служит в Капустин Яре, Денис ученик 6 класса МОБУ СОШ с.Ермекеево.

Рима Мусагитовна родилась 3 января 1968 года, после окончания школы в своей деревне, в 1986 году закончила Ермекеевскую среднюю школу. Поступила БСХИ, получила специальность бухгалтер сельского хозяйства. Работала бухгалтером в совхозе «Ик», но к сожалению ее уже нет в живых. Дочь Алида окончила среднюю школу № 34 г.Уфы с отличием, Уфимский нефтяной техникум, работает тренером по тайскому боксу.

Динар Мусагитович родился 6 апреля 1972 года, окончил Нижнекарамалинскую школу, служил в рядах СА, обучался в БАГУ на аграрном факультете. Работает начальником сельхозуправления Ермекеевского района. Воспитывает троих дочерей: старшая Алина- ученица 6 класса, средняя Радмила ученица 3 класса МОБУ СОШ с.Ермекеево, младшая Аделя воспитанница детского сада «Сказка».

Мама – Роза Мусагитовна родилась 14 октября 1974 года в селе Нижние Карамалы. В первый класс поступила в 1981 году и окончила в 1989 году с отличием. С 1989 года по 1993 год училась в БПУ, получила специальность -учитель начальных классов, с 1993 по 1996 годы училась БГПИ на факультете ПиМНО по специальности учитель начальных классов, воспитывает двоих детей: старшая я - Хабибуллина Эльвина ученица 3 класса МОБУ СОШ с.Рятамак, сын Эльнар воспитанник детского сада «Шатлык». Моя мама работает учителем начальных классов в селе Рятамак, учит 3- классников, то есть и меня. Она требовательная, никогда не позволяет в школе относиться к ней как к маме, но дома она ласковая, добрая, заботливая, любимая мама. Моя мама пошла по стопам своей матери – Хуснуллиной Назии Гимаевны. Моя бабушка родилась 30 января 1934 года в селе Рятамак, обучалась в Рятамакской школе, окончила БПУ, заочно училась БГУ на филологическом факультете. Работала учителем русского языка и литературы с 1963 года по 1989 год в Нижнекарамалинской восьмилетней школы. Бабушка обучала многих детей данного села, всех их не перечислишь, среди них есть заслуженные врачи, учителя, летчики и т.д. С прошлого учебного года в Рятамакской средней школе начала работать ее ученица, мамина двоюродная сестра Муллахметова Гульсирин Махасимовна. Оказалось, что с моей тетей Ритой они учились в одном классе, и у них классным руководителем была моя бабушка. Бабушка сумела воспитать у своих учеников любовь к профессии учителя, поэтому многие ее ученики работают учителями. У Мушбики Назмутдиновны младшая дочь Зейля тоже работает учителем Нижнекарамалинской школы.

Я с братом люблю гостить у деда Мусагита, природа красивая, рядом река Ик. Как-то мы с дедушкой сидели и считали самых близких родственников с его стороны, оказалось у дяди Махасима – 5 детей, 11 внуков, 3 правнука, у дяди Муксина – 3 детей, 3 внука, 3 правнука, у тети Мушбики – 3 детей, 6 внуков, 1 правнук, у тети Гульсины – 3 детей, 3 внука, у моего дедушки – 4 детей, 9 внуков.

Человек должен знать хотя бы 7 поколения. Мы с моим дедушкой посчитали: Набиулла – Хуснулла – Фатхутдин – Назмутдин – Мусагит – Роза - я. Значит, я седьмое поколение со стороны мамы, которых мы знаем.


Выводы.

Мне радостно, я очень счастлива, что есть такое прекрасное село Нижние Карамалы в Ермекеевском районе. Я взяла данную исследовательскую работу, так как я люблю своих родных и те места, которые очень дороги им. Так много интересного и нового узнала, ознакомилась со своей родословной, с жизнью и творчеством своих родственников, которые живут в данном селе и прожили достойную жизнь.

Мой проект был предназначен для того, чтобы возродить национальные, традиции и обычаи башкирского народа, привлечь внимание одноклассников к изучению своей родословной, к получению дополнительной информации о родном крае и его людей.


Я узнала много о своем районе, об истории появления села Нижние Карамалы, о школе, о своих многочисленных родственниках, и поняла, что исследовательская работа дает возможность познать новое, интересное о родном крае, о своей родословной ещё глубже. После опроса своих одноклассников, я убедилась, что многие из них интересуются своей родословной, составляют шежере. Ведь мы знаем, как это нужно знать свои корни.

Я призываю всех «ПУСТЬ БУДЕТ ВЕЧНЫМ ДРЕВО ЖИЗНИ!».


Заключение

Выводы: На примере моей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!

Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Семья играет важную роль в ведении домашнего хозяйства. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придаёт устойчивость и стабильность обществу.

В Указе Президента Российской Федерации В.В.Путина от 14 июня 2007 г. N 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» обозначена важная роль семьи в развитии государства и общества. Рекомендовано уделить особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укреплению авторитета семьи, базовых семейных ценностей.

Указ Президента РФ совпадает с мыслями и чувствами жителей моего села. Государство должно взять на себя заботу по устройству деревни. Необходимы срочные действия, направленные на восстановление сельского хозяйства, а значит, предоставлении возможности жить и работать на земле, продолжаться славным династиям своих предков.


Использование литературы.

Мы работали со следующей литературой:

  1. Земля Ермекеевская… (Под редакцией В.А.Бабенко) – Уфа: полиграфкомбинат, 1999. – 336 с. С илл.

  2. Использовали архивные подшивки районной газеты «Ермекеевские новости».

  3. Изучили историю села и школы Нижние Карамалы по альбомам из школьного музея.

  4. Рассказы братьев дедушки, мамы, тети, дяди.

  5. Энциклопедия. Ермекеевский район, УФА - 2010




Похожие:

«Моя родословная» iconПоложение о проведении районного конкурса «Моя родословная»
«Моя родословная» (далее Конкурс) проводится структурным подразделением, реализующим общеобразовательные программы дополнительного...
«Моя родословная» iconДокументи
1. /классный час Родословная/Русинова. Классный час Моя родословная.docx
«Моя родословная» iconКонкурс творческих работ школьников «Моя родословная»

«Моя родословная» iconСценарий итогового праздника «Моя родословная»
Учитель: Никто из нас не свалился с луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева
«Моя родословная» icon«Моя родословная»
Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям
«Моя родословная» iconЛегенда «Горжусь я родом своим»
Корнями моя родословная уходит в далекий XIX век. Бабушка моей бабушки – Евдокия Алексеевна родилась в 1888 году, прожив 90 лет,...
«Моя родословная» iconТелявкабулова Алсу Агзамовна, учитель истории и культуры Башкортостана 3 Валитов Ислам Майсович 1 место мобу гимназия, 7б моя родословная башкирский язык и литература
Мамбетова Самара Сунгатовна, учитель башкирского языка и литературы мобу сош №12
«Моя родословная» iconМоя родословная
Конечно, я только начинаю собирать данные по крупицам. Будем надеяться, что я исследую генеалогическое древо, свою родословную. Я...
«Моя родословная» iconКущевский район
«Моя родословная» в 2012 -2013 учебном году» в период с 10 по 20 февраля 2013 года был проведён муниципальный конкурс, с целью объединения...
«Моя родословная» iconМоя родословная Семья – группа родственников, живущих вместе ( С. И. Ожегов)
Семья группа родственников, живущих вместе ( С. И. Ожегов) Мир в семье всего дороже!
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы