I (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс icon

I (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс



НазваниеI (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс
Дата конвертации07.01.2013
Размер164.56 Kb.
ТипДокументы
источник


I (школьный) тур Всероссийской олимпиады

школьников по Экологии 8 класс




I. Тестовые задачи без письменного обоснования с одним правильным ответом

1. Почему в наше время невозможно образование новых человеческих рас или подвидов?

а) нет генетического материала;

б) отсутствие (или очень слабая) изоляция;

в) потепление климата;

г) рост численности населения.

2. Из перечисленных названий людей выберите то, которое относится к виду Человек разумный (Homo sapiens):

а) человек умелый;

б) человек прямоходящий;

в) питекантроп;

г) кроманьонец.

3. Из перечисленных организмов к продуцентам относится:

а) корова;

б) белый гриб;

в) клевер луговой;

г) человек.

4. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания:

а) леопард – газель – трава;

б) клевер – заяц – орёл – лягушка;

в) перегной – дождевой червь – землеройка – горностай;

г) трава – зелёный кузнечик – лягушка - уж.

5. Зайцы – беляки и зайцы – русаки, обитающие на одной территории, составляют:

а) одну популяцию одного вида;

б) две популяции двух видов;

в) две популяции одного вида;

г) одну популяцию разных видов.

6. Биоценоз – это совокупность организмов:

а) одного вида, обитающих на определённой территории;

б) разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом;

в) одного вида, обитающих на разнородных участках ареала;

г) обитающих в одной биогеографической области.

7. В экосистеме основной поток вещества и энергии передаётся:

  1. от редуцентов к консументам и далее к продуцентам;

  2. от консументов к продуцентам и далее к редуцентам;

  3. от продуцентов к консументам и далее к редуцентам;

  4. от консументов к редуцентам и далее к продуцентам.

8. Первое звено в цепи питания:

  1. продуценты;

  2. травоядные животные;

  3. хищные;

  4. редуценты.

9. Воловые птицы нередко добывают паразитов с носорогов, гиппопотамов и других крупных животных. Такой тип биотических отношений называют:

  1. паразитизм;

  2. квартиранство;

  3. симбиоз;

  4. нахлебничество

10. Как называют вещество или физический агент, способствующие развитию злокачественных новообразований?

  1. гемогенат;

  2. канцероген;

  3. филогенад;

  4. биоген.

11. Как называют технологию, позволяющую получить минимум жидких, твердых, газообразных и тепловых отходов?

  1. интенсивная;

  2. малоотходная;

  3. биотехнология;

  4. экстенсивная.

12. Озоновая дыра образуется в результате накопления в атмосфере…

  1. сернистого газа;

  2. тяжелых металлов;

  3. фреонов;

  4. углекислого газа.

^ 13. Биоиндикаторами, выявляющими общее загрязнение среды, являются:

  1. деревья и кустарники;

  2. папоротникообразные и голосемянные:

  3. мхи и лишайники;

  4. травянистые растения и кустарники.

^ 14. Можно считать, что львы и волки находятся на одном и том же трофическом уровне:

  1. поедают растительноядных животных;

  2. питание их очень разнообразно;

  3. живут на суше;

  4. имеют крупные размеры.

^ 15. Примером естественного биогеоценоза может служить:

  1. аквариум с живущими в нем рыбами;

  2. большой по площади участок леса;

  3. засохшее дерево;

  4. поле риса.

^ 16. Как называют привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов?

  1. интродукция;

  2. биологическое загрязнение;

  3. эмиссия;

  4. химическое загрязнение.

^ 17. Как называют вид, обитающий только в данном регионе и не встречающийся в других?

  1. индикаторный вид

  2. доминантный вид

  3. реликтовый вид

  4. эндемичный вид

^ 18. Какие растения предпочитают влажные места обитания?

  1. эфемероиды

  2. ксерофиты

  3. гигрофиты

  4. пирофиты

^ 19. Экологические факторы оказывающие влияние на численность современных пресмыкающихся:

  1. абиотические

  2. биотические

  3. антропогенные

  4. абиотические и биотические

^ 20. Толерантность – это способность организмов:

  1. выдерживать изменения условий жизни;

  2. приспосабливаться к новым условиям;

  3. образовывать локальные формы;

  4. приспосабливаться к строго определенным условиям.



^ II. Тестовые задачи с обоснованием выбора ответа 8 класс

тема

Биоэкология

1

^ Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте также, почему остальные суждения неправильны.

Общая экология – это наука изучающая:

а

Общенаучные методы познания действительности

б

Конкретные группы живых организмов и их связи со средой обитания

в

Совокупность организмов вместе с окружающей их средой

г

Реакции компонентов окружающей среды на антропогенные воздействия

ответ




выберите и обоснуйте ответ







тема

Экосистемы

2

^ Выберите и обоснуйте правильное суждение, обоснуйте также, почему остальные суждения неправильны.

Для успешной жизнедеятельности и создания продукции гетеротрофы нуждаются:

а

В поступлении только неорганических веществ, таких как кислород и вода

б

В поступлении неорганических и органических веществ

в

В поступлении только органических веществ

г

В поступлении солнечной энергии

ответ




выберите и обоснуйте ответ







тема

Экология сообществ

3

^ Выберите и обоснуйте правильное суждение, обоснуйте также, почему остальные суждения неправильны.

Биогеоценоз отличающийся наибольшей степенью видового разнообразия и продуктивности.

а

Это сообщество кораллового рифа

б

Это сообщество вулканического острова

в

Это сообщество пустыни

г

Это сообщество тундры

ответ




выберите и обоснуйте ответ






^ III. Конкурсные задачи практического тура




Уважаемый конкурсант!

Тебе хорошо известно, что успех экологического исследования зависит не только от умений брать пробы воды, воздуха, почвы, наблюдать за животными, растениями, грибами и микроорганизмами, проводить полевые и лабораторные эксперименты.

Выполнить настоящее, полноценное исследование можно только тогда, когда исследователь, выбрав объект, заранее намечает тему, определяет цель, ставит задачи, формулирует гипотезу, подбирает методы и строит схему предстоящего эксперимента и/или наблюдения. Совокупность всех перечисленных компонентов исследования (тема, цель, гипотеза, задачи и т.д.) называют научным аппаратом исследования.

Поэтому конкурсное задание практического тура построено так, чтобы оценить уровень твоей исследовательской компетентности, которая проявляется в умении планировать исследование, разрабатывая его научный аппарат и прогнозируя его результаты.




^ КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ВТОРОГО ТУРА

Выбери одну из описанных экологических ситуаций (см. обратную сторону этого листа), и проанализируй её содержание, опираясь на свои экологические знания и исследовательский опыт. В результате анализа ты должен выявить проблемный компонент ситуации. Затем, используя «Бланк ответов на конкурсное задание практического тура», разработай научный аппарат исследования, которое могло бы, по твоему мнению, стать источником информации, недостающей для решения выявленной тобой проблемы. Выполняя задание, пользуйся черновиком. Результаты проделанной работы аккуратно занеси в «Бланк ответов на конкурсное задание практического тура».

^ Порядок выполнения конкурсного задания

1. Впиши в левую верхнюю часть «Бланка ответов» свои данные: фамилию, имя, класс.

2. Внимательно прочитай «Бланк ответов» и вспомни, что ты знаешь о каждом из названных компонентов исследования (тема, цель, гипотеза, задачи и др.). При работе с «Бланком ответов» внимательно изучай комментарии к каждому пункту. Следование им обеспечивает выполнение задания наилучшим образом. Для удобства работы можешь выписать название компонентов исследования на листе для черновых записей.

3. Внимательно прочитай описание всех ситуаций и выбери ту, которая тебе наиболее понятна, которую ты смог бы исследовать, применяя свои знания и опыт. При выборе ситуации особое внимание обрати на опытную часть исследования и в первую очередь – на методы, от знания которых зависит правильность выполнения большей части задания. Впиши в правую верхнюю часть «Бланка» номер выбранной ситуации (задачи).

4. Сделай на черновике наброски гипотезы, темы и цели. Учитывай взаимосвязь и соподчинённость всех компонентов исследования. Используй данную тебе подсказку – объект исследования. Помни, недостаток или отсутствие информации об объекте исследования является причиной того, что ситуация является проблемной. После этого приступай к планированию опытной части исследования. Помни, что результаты, которые ты можешь получить в ходе опытного изучения объекта, могут как подтвердить, так и опровергнуть выдвинутую тобой гипотезу.

5. Перенеси разработанные тобой компоненты планируемого исследования из черновика в «Бланк ответов». Делай записи и рисунки разборчиво и аккуратно. После выполнения задания и заполнения «Бланка ответов» сдай его члену жюри.

УДАЧИ!

^ Бланк 1. Оборотная сторона



задачи

описание ситуаций, содержащих проблему

1

Загрязнение атмосферы

Объект: антропогенный фактор, …………….*

2

Загрязнение воды

Объект: антропогенный фактор, …………….*

3

Загрязнение почвы

Объект: антропогенный фактор, …………….*

4

Экологическое состояние помещений

Объект: антропогенный фактор, …………….*


*- объект исследования может быть выбран конкурсантом по собственному усмотрению, в зависимости от ситуации и исследовательской позиции учащегося.


^ Бланк 2. Лицевая сторона
















фамилия




имя




класс




школа




^ ВНИМАНИЕ! БЛАНК ЗАПОЛНЯЙТЕ АККУРАТНО И РАЗБОРЧИВО. ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ

РАБОТА ЖЮРИ ПО ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНКЕ ВЫПОЛНЕННОГО ВАМИ КОНКУРСНОГО ЗАДАНИЯ
















Бланк ответов на задание практического тура

^ НОМЕР ВЫБРАННОЙ СИТУАЦИИ УКАЖИТЕ ЗДЕСЬ Æ




Научный аппарат исследования

заполняется

ò жюри



компоненты

òисследования

ò содержание компонентов исследования ò

оценка

балл

шкала

1

Тема










0-1-2

2

Цель













0-1-2

3

Объект и изучаемое свойство (предмет)










0-1-2

4

Актуальность




























0-1-2

5

Задачи




1





































0-1-2

6

Гипотеза



















0-1-2

7

Методика

Кратко опишите способы (методы) получения опытной информации об объекте, свойства которого Вы планируете исследовать, по такой схеме: № → название метода → какое свойство и как изучается→ получаемые данные (размерность)

1


































0-1-2

Бланк 2. Оборотная сторона

8

Оборудование и материалы

Кратко опишите оборудование и материалы (реактивы), необходимые для проведения планируемого Вами исследования, по схеме: № → название → назначение (для чего) → способ применения (как)

1































0-1-2

9

Схема опыта (эксперимента и/или наблюдения)

Для построения схемы используйте

прямоугольники, в которых напишите суть этапов планируемого опыта, а стрелками покажите их взимосвязь










0-1-2

10

Статистическая обработка

Кратко объясните смысл стат. обработки опытных данных




























0-1-2

11

Наглядное представление опытных данных

Представьте в виде диаграммы, графика

или гистограммы данные, которые Вы могли бы получить в ходе исследования с применением указанных Вами методов. Наглядно представьте две возможных версии результатов опыта:

а) выдвинутая гипотеза справделива

б) выдвинутая гипотеза ошибочна







Условные обозначения и комментарии



















0-1-2

12

Выводы

Сформулируйте выводы, допуская, что выдвинутая Вами гипотеза справедлива

1

















































0-1-2

ЖЮРИ (Ф.И.О., подпись):

ВСЕГО
















Похожие:

I (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс iconI (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 9 класс
Примером отношений типа «хищник жертва» не могут служить пары организмов (выберите правильный ответ)
I (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
I (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс icon2 Победителей школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе: Райхлина Александра, ученика 7 класса
«О проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников» состоялся школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому...
I (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс iconПротокол заседания жюри II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 7 класс Дата проведения: 22. 11. 2011 г. Максимальное количество баллов: 19
Протокол заседания жюри II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии – 7 класс
I (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс iconА. В. Петряев положение о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников Общие положения
Школьный этап предметных олимпиад проводится в рамках Всероссийской олимпиады школьников и приравнивается по статусу к 1 этапу Всероссийской...
I (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс iconС 18. 10. 2012 года прошёл школьный тур всероссийской олимпиады школьников. Результаты

I (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс iconI школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
Завершён I школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. В нём приняли участие 116 учеников. Это составляет 26,2% от общего количества...
I (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс iconПротокол работы жюри по итогам проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии Валуйский район (город) Количество участников
Утверждение рейтинга участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии среди обучающихся 9 11 классов
I (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс iconРезультаты школьного тура
В моу «Дорогощанская сош» начался школьный тур Всероссийской олимпиады школьников
I (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс iconРезультаты школьного тура
В моу «Дорогощанская сош» начался школьный тур Всероссийской олимпиады школьников
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы