Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован icon

Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован



НазваниеМодель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован
Дата конвертации28.09.2012
Размер115.87 Kb.
ТипДокументы
источник

Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС общего образован


Описание модели 

      Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты. Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:

 1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной и основной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.

 2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной и основной ступени школы. 

 3. Разработка проекта модернизированной образовательной системы.

 4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы.

 5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.

______________________________________________________

Этап 1: Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной и основной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.

      Настоящей моделью предусматривается при введении ФГОС создание в образовательном учреждении временной рабочей группы по введению ФГОС нового поколения, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого временного органа управления регламентируется специальным Положением. 

     ^ Задачи этапа. При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени необходимо:

  • определить состав рабочей группы;

  • назначить руководителя рабочей группы;

  • определить порядок ее работы;

  • поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.


      Содержание этапа. Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. 

      Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения.

      Формы работы группы: групповая и индивидуальная. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2 - 3 человека) решают порученные задачи. 


^       Результаты этапа. Рабочая группа в МОУ СОШ №14 сформирована на базе существующей с июня 2007 года Лаборатории риторики и диалога культур:

      Руководитель группы: Денисов А.М., заместитель директора по научно-методической работе.
Заместитель руководителя группы: Тайницкая В.В., учитель начальных классов.

      Состав группы:
Денисов А.М.
Тайницкая В.В.
Мажитова Р.Р.
Убогова А.А.
Шилова М.Е.

      Задачи участников группы. 

______________________________________________________

Этап 2: Определение изменений в существующей образовательной системе, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.

      Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:  

· в образовательных целях;

· в учебном плане;

· в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;

· в образовательных технологиях;

· в условиях реализации образовательных программ;

· в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

 

      ^ Содержание этапа. Новые стандарты в обобщенном виде определяют нормативную модель образовательной системы, устанавливая требования:

· к результатам освоения основной образовательной программы; 

· к структуре основной образовательной программы, включая соотношение ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса; 

· к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. 

Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в школе и определении того:

· какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;

· какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;

· какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;

· какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

В результате этих действий будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системы. 

 

     ^ Первый шаг – определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей, включающей цели образования и цели изучения учебных предметов.  

При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:

· какие из них ранее не ставились;

· какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;

· какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.

 Результатом данного шага по определению необходимых изменений в системе образовательных целей должны быть два разработанных списка изменений: 

· список изменений в предметных целях;

· список изменений в надпредметных целях.

В каждый из них включены: новые цели; цели, ставившиеся в существующей системе, но не достигавшиеся в ней; цели, ставившиеся в существующей системе, но для полного соответствия стандартам, требующие корректировки.

В модернизированную образовательную систему без изменений переносятся из существующей системы цели, которые соответствуют новым стандартам.

 

     ^ На втором шаге анализа необходимо определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом школы. 

Требования к учебному плану задаются Базисным учебным планом, являющимся основой формирования учебного плана общеобразовательного учреждения. На основе сравнения имеющегося учебного плана и выбранного БУПа определяются изменения:

· в перечне предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее инвариантной и вариативной части);

· в перечне программ внеурочной работы (дополнительного образования, социально-творческой деятельности, кружковой работы) и часов на эти занятия.

Особенность ФГОС как комплексного новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. У школы есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента учебного плана при организации 6-дневной недели, а также во внеучебной деятельности. 

При определении содержания учебного плана в его вариативной части и во внеучебной деятельности (которая может включать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы) необходимо рассматривать набор дисциплин и форм деятельности с точки зрения максимальной поддержки образовательных целей.

Результатом этой части работы должен стать новый учебный план школы, а также выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ.

 

      ^ На третьем шаге анализа определяется, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. Для этого в отношении каждого учебного предмета или курса, включенного в учебный план, должно быть определено, имеется ли программа его реализации. 

Если такая программа есть, то необходимо выявить, в чем ее содержание не отвечает требованиям стандарта. Для этого учебная программа или программа внеурочной деятельности сравнивается с примерной основной образовательной программой начального образования или – примерной программой внеурочной деятельности.  

Особо следует обратить внимание на то, что необходимые изменения в содержании программ по обязательным учебным предметам будут обусловливаться как изменениями в предметных целях, так и наличием надпредметных целей, которые необходимо реализовать в рамках каждого предмета, включив для этого в учебную программу соответствующие модули.

Содержание учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том: 

· какое содержание образовательных программ не требует изменений;

· какое содержание образовательных программ требует корректировки;

· какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать. 

 

^       На четвертом шаге анализа определяются необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания. 

После сравнения используемых школой образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов выявляются:

· технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе;

· технологии и формы обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене;

· новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей. 

 

      На пятом шаге
анализа выявляется, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС? 

При определении необходимого ресурсного обеспечения следует использовать предложенные разработчиками «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования», включающие:

· систему гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования;

· систему требований к учебно-материальной базе (перечни рекомендуемой учебной литературы; перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений; требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений).

ФГОС нового поколения определяет требования к различным видам универсальных (например, классная доска, тетрадь, учебник и т.п.) и целевых ресурсов (ориентированных на повышение эффективности важнейших элементов образовательных программ, образовательного процесса и их инновационного содержания, видов деятельности учащихся, внеурочной воспитательной работы и т.п.), которые обеспечиваются на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях. Рабочая группа анализирует соответствие имеющихся и требуемых ресурсов на уровне образовательного учреждения.

 При анализе степени обеспеченности кадровыми ресурсами необходимо учитывать, что в стандартах предусматривается в каждом образовательном учреждении наличие планов повышения профессионального уровня. 

Их основная цель: совершенствование базовых компетентностей педагогов. 

Необходимо выявить, насколько содержание планов повышения профессионального уровня учитывают изменения в деятельности учителей, связанные с введением ФГОС нового поколения (например, предусматриваются ли в них прохождение курсов или иных форм повышения квалификации, направленных на освоение новых образовательных технологий, позволяющих формировать у учащихся универсальные учебные действия т.п.). В случаях, когда содержание планов повышения профессионального уровня педагогов не включает необходимых для введения ФГОС элементов, констатируется рассогласование между имеющимися и требуемыми ресурсами и выносится решение о необходимости корректировки планов.

В результате для каждого типа требований составляется перечень ограничений (несоответствий имеющихся условий или ресурсов требованиям), делающих невозможными предполагаемые изменения в школе и поэтому требующих своего изменения. В том числе, перечень тех компетенций и компетентностей педагогов, которые требуют совершенствования.

 

     ^ На шестом шаг определяются необходимые изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.  

ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. 

  ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих: 

• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Основным результатом начального образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе, а также умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач. У обучающихся должны быть сформированы:

· осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

· желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

· инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

· математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

 

^ Все описанные выше шаги анализа могут осуществляться как последовательно, так и параллельно (одновременно). 
 

      Результаты этапа. Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта и задания проектным группам, определяющие требования к результатам и срокам проектирования.

Задача рабочей группы – определить полноту и согласованность предлагаемых изменений, ответив на вопросы: 

· Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами?

· Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?

Рабочая группа должна также оценить предлагаемые изменения по степени их соответствия миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей. 

По результатам обсуждения предложенных рабочей группой направлений и содержания изменений в образовательной системе в них вносятся коррективы и осуществляется переход к следующему этапу введения ФГОС.

______________________________________________________

 
Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы. 

      Задачи этапа. При проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.


______________________________________________________


Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы
 
      План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.

      ^ Задачи этапа. При разработке плана-графика модернизации образовательной системы начальной и основной ступени школы необходимо определить: 

· полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов;

· планы-графики реализации единичных проектов;

· согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность;

· распределить все единичные проекты во времени. 


______________________________________________________


Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения

      Для эффективной реализации программы модернизации образовательной системы школы необходимо создать систему организационных механизмов управления его реализацией, способную контролировать соответствие фактического хода работ запланированному и вырабатывать решения по корректировке в случае возникновения несоответствия между ними. 

      Эта система должна четко определять кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля хода реализации проекта, координации усилий ее участников и выработке необходимых управленческих решений.

      Система должна вырабатывать решения, устанавливающие следующие типы изменений: 

· в составе работ по реализации единичных проектов; 

· в запланированных результатах работ; 

· в сроках их начала и окончания; 

· в составе ответственных исполнителей; 

· в конечных целях проекта. 

      Для своевременного обнаружения необходимости выработки решений должны осуществляться сбор информации о состоянии работ по проекту, ее обработка и анализ. Кроме этого, система управления реализацией проекта должна обеспечивать информирование о состоянии работ ее участников Педагогический совет и администрацию школы. 

 

Задачи этапа. Для реализации запланированных изменений необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий: 

· организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов; 

· организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту; 

· организационный механизм выработки решений по корректировке планов. 




Похожие:

Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо
Федеральные государственные образовательные стандарты разработаны, разработчиками даны конкретные методические рекомендации по введению...
Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условия введения новых фгос общего образования с кейсом проектов...
Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован iconПриказ №01/20-1601 «Об утверждении методических рекомендаций «Модель и алгоритм деятельности общеобразовательных учреждений Оренбургской области в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (далее Модель)
Оренбургской области от 16. 12. 2008 года №01/20-1601 «Об утверждении методических рекомендаций «Модель и алгоритм деятельности общеобразовательных...
Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован iconЕ. В. Губанова Внутришкольный контроль введения фгос ноо
Работа по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (фгос ноо) требует дополнить перечень...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы