Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет icon

Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет



НазваниеР. А. Петросовой на основе аналитического отчет
И.П. Цыбулько и председателем научно-методического совета по ру
Дата конвертации28.09.2012
Размер262.67 Kb.
ТипОтчет
источник
1. /bio mp EGE 2009.doc
2. /fiz mp EGE 2009.doc
3. /gg mp EGE 2009.doc
4. /him mp EGE 2009.doc
5. /inf mp EGE 2009.doc
6. /inostr mp EGE 2009.doc
7. /ist mp EGE 2009.doc
8. /lit mp EGE 2009.doc
9. /mat mp EGE 2009.doc
10. /obs mp EGE 2009.doc
11. /rus mp EGE 2009.doc
Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет
Методическое письмо Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет
А. А. Кавериной и учителем высшей категории М. Г. Снастиной на основе аналитического отчет
П. А. Якушкиным на основе аналитического отчет
М. В. Вербицкой и к фил н. К. С. Махмурян на основе аналитического отчет
Методическое письмо Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании истории России в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования
С. А. Зининым и Л. Н. Гороховской на основе аналитического отчет
П н. Глазковым Ю. А., к п. н. К. А. Краснянской на основе аналитического отчет
Е. Л. Рутковской и к п. н. Т. Е. Лисковой на основе аналитического отчет
И. П. Цыбулько и председателем научно-методического совета по русскому языку д фил н. И. Г. Милославским на основе аналитического отчет

Письмо подготовлено

членами федеральной предметной комиссии по биологии

к.п.н. Г.С. Калиновой, к.п.н. Р.А. Петросовой

на основе аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2008 года», размещенного на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru). Письмо согласовано

с председателем научно-методического совета ФИПИ по биологии,

д.б.н, профессором А.Ф. Валиховым,

утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым.


Методическое письмо

Об использовании результатов единого государственного экзамена

2008 года в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования


Единый государственный экзамен обеспечивает единство требований к качеству подготовки выпускников и создает равные возможности для получения высшего профессионального образования вне зависимости от особенностей региона и школы.

Эксперимент по введению ЕГЭ содействовал сохранению единого образовательного пространства РФ в условиях вариативного образования по биологии. В ходе эксперимента определялись подходы к разработке контрольных измерительных материалов (КИМ), отрабатывались структура и содержание экзаменационной работы, совершенствовалась система оценки качества биологической подготовки выпускников образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Основной целью ЕГЭ является получение объективной картины уровня биологической подготовки выпускников. Его введение способствует созданию условий, обеспечивающих эквивалентность государственных документов об образовании, которые должны иметь одинаковый вес и могут быть признанными на всем образовательном пространстве РФ.

КИМ ЕГЭ по биологии формируются на основе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказам Минобразования России №1236 от 19.05.98, №56 от 30.06.1999), а также федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России №1069 от 05.03.2004). С учетом указанных документов разрабатываются перечни контролируемых элементов содержания по биологии (кодификатор), спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы, которые ежегодно проходят широкое обсуждение в профессиональном сообществе и дорабатываются с учетом полученных замечаний. Данные документы определяют экзаменационную модель учебного предмета, регламентируют разработку КИМ ЕГЭ по биологии.


Модель экзамена по биологии в форме ЕГЭ

На протяжении 8 лет экзаменационная работа сохраняла свою структуру. КИМ по биологии состоят из трех частей: 1(А), 2(В), 3(С), различающихся по своему назначению, форме представления, содержанию и уровню сложности включенных в них заданий.

Структура и содержание КИМ ЕГЭ по биологии

Часть 1(А) содержит задания с выбором одного верного ответа и предназначена для проверки достижений выпускниками базового и повышенного уровня биологической подготовки.

Часть 2(В) включает задания с кратким ответом повышенного уровня сложности: с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и на определение последовательности объектов, процессов и явлений природы.

Часть 3(С) содержит задания со свободным развернутым ответом повышенного и высокого уровня сложности. Все задания третьей части требуют письменного ответа, владения умением самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования выводов и обобщений.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в ходе эксперимента изменялось соотношение заданий разного уровня сложности в трех частях работы (таблица 1).


Таблица 1

Распределение заданий по уровням сложности в вариантах КИМ по биологии


Годы

Время

(в мин)

Общее число заданий

Число заданий в различных частях

Макс. первич. балл

А (Б/П)

В (П)

С (Б/П/В)

2001-02

180

60

52(30/22)

3

5(-/2/3)

66

2003

180

55

42 (30/12)

7

6 (-/3/3)

71

2004

180

55

42 (30/12)

7

6 (-/3/3)

71

2005

180

50

37 ( 32/5 )

7

6 (1/1/4)

66

2006

180

50

36 (26/10)

8

6 (-/1/5)

69

2007

180

50

36 (26/10)

8

6 (-/1/5)

69

2008

180

50

36 (26/10)

8

6 (-/1/5)

69


Как видно из таблицы, совершенствование КИМ шло по пути уменьшения общего числа заданий в экзаменационной работе, в частности, заданий части 1(А), и увеличения числа заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности и с развернутым ответом высокого уровня сложности. В процессе эксперимента было определено оптимальное число заданий как в работе в целом (50 заданий вместо 60), так и в каждой ее части. В процессе эксперимента существенно изменились типы заданий. Задания со свободным ответом из одного-двух слов или предложений были исключены, введены задания с кратким ответом на определение соответствия и последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Начиная с 2006 года в части 3 (С) выделены отдельные линии, предусматривающие работу с текстом и рисунком, решение задач по экологии, цитологии и генетике. Эти задания позволяют проверить умения выпускников применять биологические знания в практических ситуациях, анализировать биологическую информацию и находить в ней ошибки, распознавать биологические объекты на рисунках и раскрывать их особенности.

Существенные изменения произошли в содержании задач по генетике. В экзаменационной работе 2003-2004 гг. использовались только задачи на моно- и дигибридное скрещивание в части 3 (С). С 2005 года выпускникам был предложен новый тип задач – на анализ родословной, а с 2007 г. – на сцепленное наследование и наследование признаков, сцепленных с полом.

В КИМ 2008 г. в основном сохранены структура экзаменационной работы и подходы, реализованные в контрольных измерительных материалах предыдущих лет. В работе преобладают задания, контролирующие наиболее существенные вопросы содержания по разделам «Общая биология» и «Человек и его здоровье». В них большое внимание уделяется оценке предметной компетентности, сформированности умений применять знания в новых нестандартных ситуациях, практической деятельности человека, сравнивать биологические объекты, процессы и явления, решать биологические задачи, устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, происходящих в живой природе.

Экзаменационная работа содержит также задания, контролирующие освоение материала практического характера: агротехнические приёмы выращивания растений, обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде; меры профилактики вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения и др.; приемы оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях; оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии, определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам.

В работу включены задания, контролирующие овладение выпускниками различными видами учебной деятельности, определенными умениями: характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы, применять теоретические знания для решения биологических задач.

В 2008 г. были усовершенствованы задания с развернутым ответом, усилена их практико-ориентированная и личностно-ориентированная направленность, увеличено число заданий на работу с рисунком и текстом. Задания такого типа позволяют проверить умения учащихся распознавать биологические объекты и характеризовать их, анализировать биологические тексты, находить ошибки и исправлять их.

Положительные результаты, полученные на протяжении последних трех лет, свидетельствуют о том, что предложенная модель ЕГЭ по биологии себя оправдала и может быть взята за основу разработки КИМ ЕГЭ 2009 года. Небольшие изменения и уточнения будут внесены в задания с рисунком, увеличено их число в частях 1 (А) и 3 (С). Кроме того, в части 3 (С) выделены отдельные линии заданий, контролирующих знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях (С4) и предусматривающих проверку умений решать задачи по цитологии (С5).

Задания экзаменационной работы направлены на проверку освоения выпускниками содержания биологического образования в соответствии с ведущими идеями курса биологии: разноуровневой организацией живой природы, взаимосвязи ее систем, эволюции органического мира. Они предусматривают проверку усвоения знаний и умений выпускников на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.

Проверяемые в тесте знания и учебные умения представлены в таблице2.

Таблица 2

Требования к уровню подготовки выпускников по биологии

Требование стандарта

Коды контролируемых знаний и умений

1. Знать/ понимать признаки и особен-ности строения биологических систем, процессов и явлений, основные положения биологических теорий, закономерностей

1.1. Называть и описывать признаки живого, владеть биологической терминологией и символикой, методами познания живой природы.

1.2. Формулировать основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез.

1.3. Характеризовать уровни организации живой природы, биологические объекты, процессы, явления, происходящие в природе, приводить примеры.

1.4. Распознавать и описывать особенности строения, процессов жизнедеятельности биологических объектов разных уровней организации, индивидуального и исторического развития организмов, взаимосвязи в экосистемах, используя тексты, рисунки, схемы.

2. Применять биологические знания /объяснять сущность и особенности биологических теорий, законов, объектов, процессов и явлений.

2.1. Обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязь строения и функций объектов живой природы, родство биологических систем, общность происхождения и эволюцию органического мира, человека.

2.2. Выявлять взаимосвязи организмов и окружающей среды, приспособленность организмов, причины их изменчивости, причины саморегуляции биосистем, их устойчивости, саморазвития и смены экосистем, антропогенные изменения в экосистемах, роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

2.3. Устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями химических веществ, объектов живой природы, между приспособленностью организмов и средой их обитания, между движущими силами, направлениями и результатами эволюции.

2.4. Сравнивать биологические объекты, процессы и явления.

2.5. Решать биологические задачи (по генетике, цитологии, эволюции, экологии), составлять схемы, объяснять результаты.

2.6. Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе, классифицировать биологические объекты и процессы.

2.7. Применять биологические знания в практической деятельности человека, для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

3. Анализировать и оценивать

3.1. Анализировать биологические процессы и явления, различные гипотезы, глобальные экологические проблемы и пути их решения.

3.2. Анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов, наблюдений.

3.3. Оценивать и прогнозировать состояние окружающей среды, последствия деятельности человека в биосфере, их влияние на здоровье человека, этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии.


Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1. Ответы на задания части 3 (С) проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов.

Задания первой части оцениваются от 0 до 1 балла, второй части – от 0 до 2 баллов. В третьей части задание С1 оценивается от 0 до 2 баллов, задания С2–С6 – от 0 до 3 баллов. Оценка заданий части 3 (С) проводится путём сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа. Максимальное число баллов, которое могут набрать экзаменуемые за выполнение всей работы, составляет 69 баллов. Для получения положительной отметки необходимо набрать 17 баллов из всех частей работы.

Оценка, которая фиксируется в сертификате для поступления в вузы, подсчитывается по 100-балльной шкале на основе результатов выполнения всех заданий из всех частей работы.

Основные результаты ЕГЭ по биологии в 2008 г.

Информация о числе участников ЕГЭ по биологии представлена в таблице 3.

Таблица 3

Число участников ЕГЭ по биологии

Год

Число экзаменуемых

Число регионов

2002

11227

9

2003

49908

32

2004

64659

47

2005

58733

50

2006

68157

61

2007

74735

70

2008

74398

73


Можно констатировать, что из года в год увеличивается число регионов и выпускников, участвующих в ЕГЭ, который признается в качестве важного способа педагогических измерений, позволяющего получить объективные данные об учебных достижениях экзаменуемых. С каждым годом укрепляется доверие к новой форме экзамена. По числу участников ЕГЭ по биологии занимает 4 место среди всех школьных предметов.

В едином экзамене участвовали выпускники образовательных учреждений различных типов. Основную массу составили выпускники государственных общеобразовательных школ (93,9%). В Москве в этом году экзамен по биологии в форме ЕГЭ не проводился.

Основные результаты ЕГЭ по биологии за 2003-2008 годы представлены в таблицах 4.


Таблица 4

Распределение аттестационных отметок (5-балльная шкала, в %)

Год

Отметки по 5-балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

2002

10,8

46,4

39,7

3,7

2003

8,9

46,6

34,9

9,6

2004

8

47,6

33,8

10,6

2005

6,7

42,6

34,9

12,1

2006

8

46,6

33,5

11,9

2007

9,2

43,5

33,4

13,9

2008

6,7

45,5

34,9

12,9


В течение последних лет наблюдается тенденция увеличения числа отличных отметок (таблица 4) и числа выпускников, набравших 100 баллов: в 2004 г.– 8 человек, в 2005г. – 10 человек, в 2006 г.– 7 человек, в 2007 г. – 36 человек, 2008 г. – 35 человек.

При анализе результатов ЕГЭ 2008 г. учитывались достижения сильных и слабых учащихся. Группа «сильных» состояла из выпускников, показавших по данной работе наилучшие результаты по сравнению с остальными учащимися и получившими отметку «5». К группе «слабых» были отнесены экзаменуемые, продемонстрировавшие наиболее низкие результаты по всей работе и получившие отметку «2». Около 80% всех участников ЕГЭ составили выпускники, получившие средние баллы (отметки «3» и «4»).


Анализ результатов выполнения заданий части 1 (А) показал, что участники ЕГЭ, получившие отметки «5» и «4», овладели базовым ядром содержания биологического образования, выполнив все задания в интервале от 65% до 98%. В то же время большинство экзаменуемых, получивших отметку «3», не достигли уровня выполнения заданий, предусмотренного требованиями КИМ (65%). Ответы этой группы выпускников распределились в интервале от 35% до 60%.

Участники ЕГЭ, получившие отметку «2», показали результаты на базовом уровне не выше 40%, а на повышенном – ниже 25%. Полученные данные свидетельствует о том, что экзаменуемые, получившие отметку «2», сдают экзамен без должной подготовки.

Для получения наиболее полного представления об уровне биологической подготовки экзаменуемых проанализируем результаты выполнения заданий по каждому из содержательных блоков.
Блок 1. Биология – наука о живой природе. Средний процент выполнения заданий по данному тематическому блоку составил 77%. Большинство выпускников хорошо усвоили материал об уровнях организации живого, роли различных биологических наук в познании природы, признаках и свойствах живых организмов.

Блок 2. Клетка как биологическая система. В целом с заданиями этого блока на базовом уровне справилось 60% экзаменуемых. Наиболее высокие результаты выпускники показали в ответах на задания о клеточной теории и клеточном строении организмов. Они правильно указали основные положения клеточной теории, использовали знания о клеточном строении организмов для доказательства их родства и единства органического мира. Достижения сильных участников превысили 90%. Более низкие результаты получены на задания о химической организации клетки, строении клетки и обмене веществ – в среднем 67% правильных ответов. Наиболее сложными, как и в прошлые годы, оказались задания, проверяющие знания об обмене веществ.

Результаты выполнения заданий по данному блоку на повышенном уровне составили в среднем 52%. По-прежнему слабо усвоены выпускниками знания о метаболизме в клетке. Эти задания оказались самыми сложными из всех заданий данной содержательной линии. Несмотря на то, что в методических рекомендациях постоянно делается акцент на важность знаний о метаболизме, данные вопросы из года в год остаются сложными для учащихся. Одна из причин этого – недостаточные знания по химии и слабая реализация межпредметных связей биологии и химии.

Низкие результаты также получены при ответах на вопросы о делении клетки и развитии половых клеток у растений и животных. Выпускники затрудняются сравнивать отдельные фазы митоза и мейоза, не знают этапов гаметогенеза у животных, особенности развития половых клеток у растений.

Блок 3. Организм как биологическая система. По данной теме хорошо справились с заданиями базового уровня в среднем 69% экзаменуемых. Школьники овладели знаниями о про- и эукариотах, авто- и гетеротрофных организмах, вирусах, их структурных и функциональных отличиях. Задания базового уровня, проверяющие усвоение знаний о способах воспроизведения организмов и закономерностях онтогенеза, выполнены достаточно успешно, средний результат составил 69,3%. Особенно высокие результаты показали хорошо подготовленные выпускники (91%-100%). Позитивную роль в этом сыграло то, что данный материал из года в год включается в варианты ЕГЭ и изучается на заключительном этапе курса биологии.

Сохраняются достаточно высокие результаты выполнения заданий по генетике, как на базовом, так и на повышенном уровне. Вместе с тем выявлены определенные темы, слабо усвоенные выпускниками: анализирующее скрещивание, определение гетерозиготного генотипа, методы генетики человека, классификация мутаций.

Выпускники продемонстрировали понимание проблем и задач важного в прикладном отношении материала по селекции и биотехнологии. Средний результат выполнения заданий составил 59% (в 2007 г. – 51%, в 2006 г. – 49%). Если в первые годы задания этой линии выполняли в среднем до 40% учащихся, то постепенно процент выполнения таких заданий повысился, что свидетельствует о возросшем внимании к данным вопросам со стороны учащихся и учителей.

Блок 4. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность. Анализ ответов выпускников показал, что материал о классификации организмов, особенностях строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений и животных усвоили в среднем 65% экзаменуемых. В то же время результаты выполнения заданий, контролирующих материал о хордовых, оказались несколько ниже, чем о беспозвоночных животных. Средний результат составил 64%. Сложными оказались задания, контролирующие знания о классификации цветковых растений, умения определять их признаки. Между тем эти знания составляют базу для освоения эволюционных понятий в старшей школе. Поэтому, несмотря на то, что в 6 классе на изучение материала о растениях отводится в соответствии с базисным учебным планом 1 час в неделю, при подготовке к ЕГЭ этим вопросам необходимо уделять внимание.

Анализ результатов выполнения заданий данного блока на повышенном уровне показал довольно большой разброс: в слабой группе средний результат выполнения – 24%, а в сильной – 87%. Это можно объяснить тем, что материал за основную школу не повторяется на заключительном этапе изучения биологии в школе, за исключением профильных классов.

Блок 5. Человек и его здоровье. Анализ результатов по данному блоку показал, что в среднем 63% выпускников верно выполнили задания базового уровня, за исключением линии А17 «Внутренняя среда организма. Иммунитет. Обмен веществ». Средний результат выполнения этих заданий оказался ниже 40%. Вопросы обмена веществ в организме человека из года в год вызывают затруднения у учащихся, хотя в школьных учебниках им дается должное разъяснение. Это связано с тем, что выпускники затрудняются применять анатомо-морфологические знания для объяснения сущности физиологических процессов.

Задания повышенного уровня проверяли знания о процессах жизнедеятельности, внутренней среде организма, обмене веществ, нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека, об анализаторах, ВНД. Средний результат выполнения этих заданий составил 57%, что соответствует заложенному в плане экзаменационной работы уровню сложности.

Блок 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. По этому блоку экзаменуемые продемонстрировали хорошие результаты, как на базовом, так и на повышенном уровне. Особенно заметное повышение результатов, по сравнению с прошлым годом, наблюдается по содержательной линии – А23 «Эволюция органического мира. Происхождение человека». Отчасти это можно объяснить тем, что в текущем году задания этой линии были упрощены и приведены в соответствие с базовым уровнем.

Наиболее сложными в данном блоке оказались отдельные задания, контролирующие знания о многообразии видов, их структурной организации, видообразовании, факторах эволюции.

Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности. Традиционно задания экологического характера базового уровня не вызывают особых затруднений у выпускников, поскольку экологические знания междисциплинарны. С ними учащиеся знакомятся не только при изучении всего курса биологии, но и смежных предметов: географии, химии, физики, а также на уроках предметов гуманитарного цикла, поэтому уровень экологической грамотности зависит не только от подготовки по биологии, но и по другим предметам. Кроме того, необходимо отметить возрастающее внимание к экологическим проблемам со стороны общественности и многоплановость освещения этих проблем в СМИ.

Среди заданий, проверяющих освоение экологических знаний, наиболее доступными оказались задания содержательных линий «Среды обитания. Экологические факторы» и «Экосистема, ее компоненты. Цепи питания» (средний результат – 67%). Достаточно высокие результаты получены при ответах на вопросы о влиянии среды обитания на организм, о разнообразии экосистем, цепях питания, отличиях агроэкосистем от естественных систем, мерах сохранения экосистем и биосферы в целом.

В то же время в 2008 году трудными для выпускников оказались задания, контролирующие учебный материал о круговороте веществ, биогенной миграции атомов, биомассе живого вещества, факторах, поддерживающих равновесие в биосфере, функциях живого вещества (средний процент выполнения – 56%). Учащиеся слабо знают условия, обеспечивающие устойчивое развитие биосферы и поддержание равновесия в ней, плохо разбираются в глобальных экологических проблемах и путях их решения. Не случайно материал об антропогенных изменениях в экосистемах, роли биологического разнообразия в сохранении биосферы включен в требования к уровню подготовки выпускников по биологии (стандарт 2004 года) и, как следствие, в спецификацию экзаменационной работы ЕГЭ по биологии 2009 года. Задания повышенного уровня этого блока у участников со средним и высоким уровнем подготовки не вызвали особых затруднений (средний результат – 63% и 84% соответственно).

Часть 2(В), как и в предыдущие годы, включала задания разных типов повышенного уровня сложности. Более высокие результаты получены при выполнении задания с выбором нескольких верных ответов (средний результат – 60%), при этом более успешно справились с ними выпускники, получившие отметки «4» и «5» (69%-90%). Достаточно хорошо усвоен материал по разделу «Общая биология», который изучается на заключительном этапе обучения и лучше запоминается учащимися (на него обращается наибольшее внимание и учениками, и учителями).

Анализ результатов выполнения отдельных заданий с выбором нескольких ответов показал, что выпускники слабо владеют умениями устанавливать сходство клеток организмов разных царств, строение анализаторов, причинно-следственные связи при определении движущих сил и результатов эволюции, признаки ароморфоза у конкретных групп организмов, сравнивать классы позвоночных животных, определять среди органических веществ клетки полимеры и мономеры, делать вывод о значении клеточной теории и законов наследственности.

Задания на установление соответствия (В4-В6) в среднем выполнили 47% экзаменуемых, что примерно соответствует уровню прошлого года. С этими заданиями экзаменуемые традиционно справляются хуже, чем с заданиями на выбор нескольких верных ответов. Сложными оказались вопросы, контролирующие умения устанавливать соответствие между группой организмов и процессом обмена веществ, который для неё характерен, между характеристикой автотрофного питания и его типом, между примерами размножения организмов и его способом, между строением клетки и её принадлежностью к определенной группе организмов. Выполнение этих заданий в среднем составило только 20%, что ниже заявленного уровня сложности.

Наибольшие затруднения из всех заданий этого типа вызвал материал об особенностях строения и функционирования организма человека. У школьников слабо сформированы умения устанавливать связи между строением и функциями органов и систем органов человека, особенностями нервной и гуморальной регуляции.

Как и в предшествующие годы, большие затруднения вызвали задания на установление последовательности объектов, процессов, явлений (В7-В8). В среднем эти задания выполнили 43% экзаменуемых. Обращает на себя внимание тот факт, что 1 балл получили менее 5% экзаменуемых, в то время как 2 балла набрали в среднем 42% участников экзамена, что соответствует заявленному уровню сложности. Полученные результаты объясняются тем, что экзаменуемые, хорошо владеющие материалом, умеют правильно установить последовательность процессов, объектов и не допускают ошибок, что дает им возможность получить высокий балл.

Наиболее сложными оказались задания на установление последовательности процессов обмена веществ в клетке, организме, смены экосистем, появления групп животных на Земле в процессе эволюции, прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге, луча света в глазном яблоке. Выполнение таких заданий колеблется в интервале 10%-27%.

Таким образом, анализ результатов выполнения заданий с кратким ответом части 2 (В) позволяет констатировать, что из трех типов заданий наибольшие затруднения вызывают задания на установление соответствия. Они требуют от учащихся не только конкретных знаний, но и умений проводить определенные мыслительные операции (сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи).

Анализ выполнения выпускниками заданий части 3 (С) показал, что к их выполнению приступило в среднем 75% экзаменуемых.

Задания линии С1 имеют практико-ориентированную направленность и выполнены лучше всеми группами экзаменуемых, по сравнению с другими заданиями части 3. Участники экзамена правильно охарактеризовали значение тактильных рецепторов в познании окружающей природы, объяснили отрицательные последствия использования ядохимикатов для здоровья человека. Вместе с тем они не смогли объяснить, за счёт какой части спектра солнечного света происходит фотосинтез у водорослей, обитающих на большой глубине, охарактеризовать влияние антропогенного фактора на возникновение парникового эффекта, раскрыть опасность открытого сжигания бытовых отходов для окружающей среды.

Задания линии С2 контролировали умения анализировать биологический текст, находить и исправлять ошибочную информацию, работать с рисунком, схемой. Анализ результатов выполнения заданий этой линии выпускниками с разным уровнем подготовки показал, что только 1/3 участников продемонстрировала умения работать с текстом и рисунками.

Трудными для выполнения оказались задания с рисунками по разделу «Растения», требующие умений сравнивать разные типы плодов, определять структуры листа и описывать их функции. По-прежнему сложными для учащихся остаются задания на определение по рисунку фаз деления клетки, клеточных структур и их функций. Самые низкие результаты в этой содержательной линии получены в ответах на задания, требующие умений находить и исправлять ошибки в текстах по экологии и эволюции. Максимальный балл за эти задания получили около 4%-6% экзаменуемых, что объясняется, с одной стороны, сложностью материала об экологических закономерностях и эволюции органического мира, а с другой – неумением анализировать биологическую информацию и делать теоретические обобщения.

Более высокие результаты отмечены по содержательной линии С3, в которой предусматривалась проверка умений выпускников обобщать и применять знания о многообразии организмов. К выполнению заданий этой линии приступили 87,6% участников ЕГЭ. Максимальное число баллов набрали только 13% участников, тогда как 1 балл получили 37% экзаменуемых.

Наибольшие трудности вызвали задания, требующие умений применять физиологические знания для обоснования процессов жизнедеятельности растений, животных, человека, а также умений сравнивать культурные растения и домашних животных с их дикими предками.

Задания линии С4 выявляли умения выпускников обобщать и применять знания о биологических системах. В этой линии проверялись знания по общей биологии. С заданиями справились в среднем 29% участников.

По-прежнему выявляются различия в овладении выпускниками экологическими и эволюционными знаниями. Более низкие результаты получены в ответах на задания по блоку «Эволюция органического мира». Особые затруднения вызвали у выпускников вопросы, связанные с установлением причин приспособленности организмов к окружающей среде, обоснованием общности происхождения органического мира, родства объектов живой природы. Экзаменуемые плохо справились с заданиями, контролирующими знания о сравнительно-анатомических и эмбриологических доказательствах происхождения человека, умения устанавливать причинно-следственные связи между движущими силами, направлениями и результатами эволюции.

Задания линии С5 предусматривали решение биологических задач на применение знаний в новой ситуации по цитологии, эволюции и экологии. Проверялись не только знания, но и умения экзаменуемых сравнивать объекты и процессы (находить сходство и различие объектов, явлений), решать расчетные биологические задачи. Средний результат выполнения составил 27%, 3 балла получили 17% выпускников.

Около трети экзаменуемых, приступивших к выполнению заданий этой линии, получили максимальные баллы. Они правильно определили число нуклеотидов в гене, кодонов на иРНК и молекул тРНК по количеству аминокислот во фрагменте полипептида. Достаточно высокие результаты получены в ответах на задание, требующее определить количество нуклеотидов – А, Т, Ц, по представленному проценту содержания в молекуле ДНК нуклеотида гуанина (Г). Такого типа задания используются в экзаменационных работах уже несколько лет.

В то же время установлено, что экзаменуемые затруднились решить задачи, в которых требовалось установить нуклеотидную последовательность участка тРНК, синтезируемого на данном фрагменте ДНК, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка. Большинство участников экзамена не представляют, что все виды РНК, в том числе и транспортная, синтезируются на ДНК. Как показывает школьная практика, эти вопросы биологического содержания не конкретизируются в школьных учебниках и не поясняются учителями на уроках. Сами же выпускники не сумели воспользоваться информацией о месте синтеза тРНК, приводимой авторами в условиях задач, и использовать ее для выполнения задания. Существенной ошибкой при решении задачи было то, что аминокислоты определялись экзаменуемыми по антикодону тРНК, а не по кодону иРНК, хотя в прилагаемой таблице такое указание имеется.

В заданиях линии С6 выпускникам предлагалось решить генетическую задачу на применение знаний в новой ситуации: на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, определение групп крови, анализ родословной. Это одна из самых сложных содержательных линий экзаменационной работы. К выполнению заданий этой линии приступило меньше всего экзаменуемых. Данные по выполнению заданий линии С6 свидетельствуют о том, что если выпускники умеют решать задачу, то они достаточно редко ошибаются и получают максимальное число баллов. Экзаменуемые, получившие 1 балл, как правило, не умеют решать генетические задачи, но могут определить генотипы родителей и гаметы.

Наиболее высокие результаты получены при решении задач на наследование признаков, сцепленных с полом, и типичное дигибридное скрещивание. Задачи на дигибридное скрещивание, одним из признаков которого является признак, сцепленный с полом, также в большинстве случаев не вызывают затруднений. Однако экзаменуемые хуже справляются с задачами на сцепленное наследование аутосомных признаков. Сложны для выпускников и задачи на анализ родословной. Наиболее трудными в этом году оказались задания на дигибридное скрещивание нерасчетного характера. При их выполнении экзаменуемые должны были обосновать и четко аргументировать свои ответы, используя знания цитологических основ закономерностей наследования признаков. Ответ требовал применения умений использовать теоретические знания для обоснования результатов эксперимента, что оказалось сложно для участников ЕГЭ.

В целом анализ результатов по части 3 (С) показал, что у экзаменуемых по-прежнему слабо сформированы умения давать развернутые ответы в повествовательной форме, применять теоретические знания для обоснования результатов эволюции, биохимических процессов, протекающих в клетке и организме.


Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии с учетом результатов ЕГЭ 2008 г.

Анализ результатов ЕГЭ 2008 г. позволяет сформулировать некоторые общие рекомендации для подготовки учащихся к ЕГЭ и дальнейшего совершенствования методики обучения биологии.

При подготовке к ЕГЭ прежде всего необходимо добиться усвоения учащимися материала разделов «Общая биология» и «Человек и его здоровье», поскольку в экзаменационной работе преобладают задания, контролирующие наиболее существенные вопросы из этих разделов (их доля составляет 85%).

С целью повышения уровня биологической подготовки учащихся рекомендуется предусмотреть при организации учебного процесса повторение и обобщение материала, изученного в основной школе, наиболее значимого для конкретизации теоретических положений, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: клеточной, эволюционной, хромосомной теории, вопросов антропогенеза, материала по экологии, онтогенезу, селекции. Кроме того, при изучении соответствующих разделов курса биологии следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.

Учитывая результаты анализа ответов экзаменуемых на протяжении нескольких лет, при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования, определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза; характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.

В процессе обучения биологии необходимо уделить особое внимание формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся следует использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ.

В учебном процессе уделять больше внимания формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской и др.). Целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. У школьников необходимо сформировать умения кратко, четко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развернутым ответом.


На сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru) размещены новые документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ 2009 г., открытый сегмент Федерального банка тестовых материалов, учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом и другие материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ.







Похожие:

Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет iconГ. И. Лернером по материалам аналитического отчет
В. С. Рохловым, к п н. Г. И. Лернером по материалам аналитического отчета по результатам проведения экзамена в 2008 г для выпускников...
Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет iconН. Б. Мельниковой по материалам аналитического отчет
Г. К. Безруковой, к п н. Н. Б. Мельниковой по материалам аналитического отчета по результатам проведения экзамена в 2008 г для выпускников...
Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет iconЕ. Е. Камзеевой Е. Е., к п. н. Демидовой М. Ю. по материалам аналитического отчет
Е. Е. Камзеевой Е. Е., к п н. Демидовой М. Ю. по материалам аналитического отчета по результатам проведения экзамена в 2008 г для...
Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет iconД. Ю. Добротиным и к п. н. А. А. Кавериной по материалам аналитического отчет
Д. Ю. Добротиным и к п н. А. А. Кавериной по материалам аналитического отчета по результатам проведения экзамена в 2008 г для выпускников...
Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет iconЛ. С. Степановой и к п. н. И. П. Цыбулько по материалам аналитического отчет
Л. С. Степановой и к п н. И. П. Цыбулько по материалам аналитического отчета по результатам проведения экзамена в 2008 г для выпускников...
Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет iconАналитического моделирования
Для аналитического моделирования характерно, что процессы функционирования системы записываются в виде некоторых функциональных соотношений...
Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет icon«Информационно-аналитический отчёт педагогического работника о профессиональной деятельности в межаттестационный период»
Рекомендации в помощь педагогам, проходящим аттестацию на 1 к к., по составлению информационно-аналитического отчета портфолио
Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет iconПоложение о публичном докладе школы I. Общие положения
Публичный доклад ( далее Доклад) это материал аналитического характера, на основе которого образовательное учреждение определяет...
Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет iconЗато александровск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 общеразвивающего вида
На ваш запрос «О подготовке аналитического отчета по итогам 2011-2012 учебного года» направляем аналитический отчет о работе учреждения...
Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2009 года»
Одна из ведущих идей единого государственного экзамена – создание независимой системы оценки образовательных достижений учащихся,...
Р. А. Петросовой на основе аналитического отчет iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2009 года»
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании физики в образовательных учреждениях среднего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы