Министерство общего и профессионального образования ростовской области icon

Министерство общего и профессионального образования ростовской области



НазваниеМинистерство общего и профессионального образования ростовской области
Дата конвертации28.09.2012
Размер229.44 Kb.
ТипДокументы
источник

XIII. Вопросы организации антитеррористической безопасности образовательного учреждения

13.1. Об организации антитеррористической защиты образовательных учреждений

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Приказ

1.09.2004 г. №1840

г. Ростов-на-Дону

Об организации антитеррористической защиты образовательных учреждений

В целях исполнения решения региональной антитеррори­стической комиссии Ростовской области (протокол от 25.08.2004 г.), исполнения плана мероприятий оснащения образовательных учреж­дений средствами технической защиты, а также проверки готовно­сти образовательных учреждений к проведению мероприятий по обеспечению безопасности образовательного процесса,

Приказываю:

1. Отделу общего образования воспитательной работы (Махненко С. Г.):

1.1. Провести 29.09.2004 г. межведомственное совещание с заместителями руководителей муниципальных органов управления образованием «Повышение эффективности антитеррористической безопасности образовательного учреждения»;

1.2. В срок до 15.12.2004 г. провести выборочную проверку выполнения муниципальными органами управления об­разованием п. 4 плана мероприятий оснащения образо­вательных учреждений средствами технической защи­ты (приложение 1).

1.3. В срок до 1.11.2004 г. провести анализ проведения му­ниципальными органами управления образованием, учебно-тренировочных мероприятий (объектовая трени­ровка с эвакуацией из здания) по теме «Антитеррор», выполнения приказа Минобразования области от 23.10.2003 г. № 1934 согласно графику (приложение 2).

2. Руководителям муниципальных органов управления обра­зованием:

2.1. Провести в период с 1 по 10 сентября 2004 г. во всех образовательных учреждениях уроки ОБЖ «Террориз­му — нет!».

2.2. В срок — до 20.09.2004 г. совместно с представителями муниципальных органов внутренних дел провести во всех образовательных учреждениях учебно-тренировоч­ное мероприятие с отработкой действий при чрезвычай­ных ситуациях и в условиях теракта (объектовые тре­нировки) по теме «Антитеррор».

2.3. Представить в отдел общего образования и воспитатель­ной работы (Махненко С.Г.):

— график проведения мероприятия по каждому образова­тельному учреждению с указанием количества учащихся, привлекаемых на учебно-тренировочные мероприя­тия, сведения об участии специалистов других ведомств (ОВД, МЧС); — в срок до 15.10.2004 г. аналитическую справку о прове­дении учебно-тренировочных мероприятий (объектовой тренировки) за подписью руководителя муниципального органа управления образованием, руководителя органа управления внутренних дел и программу проведения ме­роприятия.

3. Институту повышения квалификации и переподготовки работников образования (Хлебунова С.Ф.):

3.1. Включить в программу подготовки руководящих кад­ров, преподавателей-организаторов «Основ безопасности жизнедеятельности» вопросы организации антитер­рористической защиты образовательных учреждений, методики проведения учебно-тренировочного меропри­ятия (объектовой тренировки) по теме «Антитеррор».

3.2. Подготовить методические пособия по организации учебно-тренировочного мероприятия «АНТИТЕРРОР» в общеобразовательных учреждениях Ростовской облас­ти в срок до 1.10.2004 г.

4. Областному Центру детско-юношеского туризма и экскур­сий (Романченко П.В.):

4.1. Подготовить и издать сборник инструктивно-методиче­ских материалов «Антитеррористическая безопасность образовательного учреждения» в срок до 1.12.2004 г.

4.2. Расходы на издание сборника инструктивно-методичес­ких материалов «Антитеррористическая безопасность об­разовательного учреждения» произвести за счет бюд­жетных назначений Центра.

5. Руководителям муниципальных образовательных учреждений:

5.1. Усилить контроль за безопасностью организации обра­зовательного процесса в соответствии с приказом Мин­образования области от 23.10.2003 г. № 1934.

5.2. Принять действенные меры по усилению антитеррори­стической пропаганды среди участников образовательного процесса. В этих целях оформить в фойе и класс­ных комнатах учреждений информационные стенды.

5.3. Совместно с представителями органов внутренних дел разработать «Комплексные программы» по подготовке и проведению учебно-тренировочных мероприятий «Ан­титеррор». Предусмотреть в программе мероприятия лекции, практические занятия, включающие отработку алгоритма действий обучающихся, педагогов в чрезвы­чайной ситуации (в условиях терракта), обучение пра­вилам оказания первой медицинской помощи, профи­лактические беседы по предотвращению ложных ано­нимных звонков о наличии взрывных устройств в обра­зовательных учреждениях.

5.4. Даты проведения учебно-тренировочных мероприятий й программу согласовать с управлением (отделом) внут­ренних дел, Советом образовательного учреждения и довести до всех участников образовательного процесса.

5.5. В целях создания здоровых и безопасных условий про­ведения учебно-тренировочного мероприятия назначить ответственного за охрану жизни и здоровья детей.

6. Контроль исполнения данного приказа возложить на заме­стителя министра В.А. Бережного.

Министр Л.Ф.Ковалев

Приказ подготовлен отделом общего образования и воспитательной работы (Махненко С. Г.)

13.2. Что такое терроризм и каковы его характеристики?

Приходится признать, что терроризм в России превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости последствий общественно-политических и моральных проблем. Свидетельством тому являются террористические захваты граж­данского населения в городе Москве на Дубровке осенью 2002 года и в городе Беслане в сентябре 2004 года; взрывы в Москве и Волгодонске, где в числе пострадавших было большое коли­чество детей. Именно дети, подростки и молодежь оказывают­ся самыми уязвимыми и незащищенными в данных чрезвы­чайных ситуациях.

В словаре русского языка СИ. Ожегова сказано, что тер­рор — устрашение своих политических противников, выража­ющееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. С точ­ки зрения объекта посягательства, терроризм наносит ущерб жизни, здоровью людей, имуществу, правам и законным ин­тересам, дезорганизует общественную жизнь. Насилие боль­шей частью сопровождается психологическим воздействием, вымогательством разных благ, требованиями выкупа. Однако мы становимся свидетелями того, что терроризм в России вы­ражается в физическом воздействии: в разрушении объектов: самолетов, административных зданий, жилищ вплоть до при­чинения телесных повреждений и смерти людей.

С точки зрения субъективной характеристики, терроризм — это преступление всегда умышленное, совершаемое с прямым умыслом. При этом умысел террориста отличается от умысла на убийство. Если в случае убийства имеются две стороны — преступник и жертва, то в акте терроризма есть и третья — орга­ны власти и общественность, к которым апеллирует террори­стическая организация или террорист. Жертва террориста мо­жет и не интересовать, она — не цель, а лишь средство. Их действия направлены на достижение своих целей (политиче­ских, корыстных и т.д.) посредством возбуждения обществен­ного мнения, запугивания населения и представителей власти, пропаганды своих политических, религиозных или иных воз­зрений. При этом проявляется безразличие к жертвам, что ве­дет к особой жестокости, массовому характеру невинных жертв, гибели случайных людей.

Общество определяет терроризм на уровне эмоций: в массовом сознании терроризм воспринимается как ужас, покуше­ние на основы бытия, происки «нелюдей».

Необходимо признать, что не только дети, но и взрослые не владеют психологическими технологиями, на которых ос­нована выработка адекватного поведения в экстремальных си­туациях.

Предлагаем методические рекомендации по организации мероприятий по обеспечению безопасности и защиты детей в условиях чрезвычайной ситуации при угрозе террористическо­го акта.

Приложение к приказу

Минобразования области

от 23.10.2003 г. № 1934

15.3.Памятка руководителя по организации безопасности образовательного процесса

1. Принять меры к ограничению доступа посторонних лиц (не связанных с образовательным процессом) в образователь­ное учреждение.

2. Обновить план эвакуации образовательного учреждения.

3. Провести осмотр, закрыть и опечатать подвальные, чер­дачные и складские помещения. Очистить входы и выходы зданий и сооружений подведомственных объектов.

4. Осуществлять ежедневный осмотр состояния прилегаю­щих к образовательному учреждению территорий.

5. При организации охраны образовательных учреждений заключать договора на обслуживание с отделами вневедомствен­ной охраны, частными охранными предприятиями, казачьими дружинами.

6. Оснастить подъездные пути к учреждению «механичес­кими барьерами».

7. Обеспечить контролируемый въезд автотранспорта на территорию образовательного учреждения. Организовать ло­кальный списочный учет всех припаркованных к образователь­ным учреждениям транспортных средств, устанавливать цель их пребывания.

8. Включить в должностную инструкцию дежурного адми­нистратора и обслуживающего персонала соблюдение допол­нительных мер антитеррористической защиты. В конце инст­рукции сделать запись: «с инструкцией ознакомлен», дата, под­пись инструктируемого. Установить каналы экстренной связи с милицией, кнопки тревожной сигнализации.

9. Включить в должностную инструкцию преподавателя (ведущего первый и последний урок, лекцию и пр.) осмотр ка­бинета (аудитории) с целью обнаружения посторонних предме­тов. В конце листа с функциональными обязанностями сде­лать запись: «с инструкцией ознакомлен», дата, подпись инст­руктируемого.

10. Усилить круглосуточный контроль за безопасностью обучающихся (воспитанников, студентов), проживающих в об­щежитиях, интернатах, детских домах.

11. Изучить методические рекомендации по проведению профилактических бесед по предотвращению ложных аноним­ных звонков о наличии взрывных устройств в общеобразова­тельных учреждениях области (приказ Минобразования облас­ти от 6.02.2002 г. № 172 «О дополнительных мерах по предуп­реждению чрезвычайных и опасных ситуаций в образователь­ных учреждениях Ростовской области»).

12. Провести разъяснительные беседы с участниками обра­зовательного процесса (обучающимися, родителями (законны­ми представителями), педагогами) по вопросам безопасности и действиям в опасной и чрезвычайной ситуации, о чем сде­лать соответствующую запись в журнале инструктажа по охра-

не труда. Ознакомить участников образовательного процесса с действующим законодательством, предусматривающим ответ­ственность за ложное информирование правоохранительных органов о готовящихся террористических актах.

13.4. Методические рекомендации по организации и проведению учебно-тренировочного мероприятия «Антитеррор» в общеобразовательных учреждениях Ростовской области

Защита личности, общества и государства от терро­ризма является важной составляющей национальных интересов России.

^ Из обращения Президента Российской Федерации В.В. Путина. 26 октября 2002 года

Реалии современной общественно-политической и социаль­ной обстановки в Российской Федерации демонстрируют воз­растающую роль мероприятий, направленных на предупреж­дение и минимизацию негативных последствий локальных во­оруженных конфликтов, разнообразных проявлений агрессии со стороны экстремистских группировок, террористических ак­тов, ставящих своей целью осложнение обстановки в обществе.

Южный федеральный округ, составной частью которого является Ростовская область, в силу своей специфики (многонациональность, многоконфессиональность народонаселения, значительные миграционные процессы, нестабильная соци­альная обстановка) является зоной повышенного риска для граж­данского населения, в том числе детей и молодежи. В связи с этим перед администрациями и педагогическими коллектива­ми образовательных учреждений Ростовской области стоит безотлагательная проблема совершенствования системы дея­тельности, направленной на отработку действий обучающихся, педагогов, родительской общественности при возникновении опасности для жизни и здоровья участников образовательного процесса.

Составной частью целостной системы по подготовке обу­чающихся, педагогов к организации безопасной среды жизне­деятельности и сохранения жизни, здоровья в неблагоприят­ных и опасных условиях является учебно-тренировочное ме­роприятие «Антитеррор».

1. Целями учебно-тренировочного мероприятия «Антитер­рор» являются: организация культурно-образовательного про­странства, способствующего становлению и развитию у обуча­ющихся социально значимых компетенций, отработка действий в условиях смоделированной чрезвычайной ситуации (в том числе и террористического акта), освоение школьниками зна­ний и практических навыков по правилам поведения в экстре­мальных ситуациях и приобретение обучающимися умений со­хранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и опасных усло­виях.

Задачами учебно-тренировочного мероприятия «Антитер­рор» могут быть организация деятельности обучающихся по пониманию и осознанию ценности человеческой жизни и спо­собах организации безопасной среды жизнедеятельности, обоб­щению и применению обучающимися информации об услови­ях и способах выживания в экстремальных ситуациях и оказа­нии при этом психологической и медицинской помощи, педа­гогической и моральной поддержки, овладению способами орга­низации безопасной жизнедеятельности и оказанию само- и вза­имопомощи.

Учебно-тренировочные мероприятия «Антитеррор» прово­дятся ежегодно в образовательных учреждениях на основании существующей нормативно-правовой базы федерального и ре­гионального уровней:

• Закон Российской Федерации №130-Ф3 «О борьбе с терро­ризмом» от 25.07.1998 г.;

• Постановление Государственной Думы Российской Феде­рации от 22.09.2004 г. «О первоочередных задачах по обеспе-

чению безопасности граждан Российской Федерации в ус­ловиях активизации деятельности международного терро­ризма на территории Российской Федерации»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.1999 г. №1040 «О мерах по противодействию терро­ризму»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. №547 «О подготовке населения в области за­щиты от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера»;

• Постановление Правительства Ростовской области от 21.06.1991 г. №202 «О порядке подготовки населения в об­ласти защиты от чрезвычайных ситуаций»;

• письмо Министерства образования Российской Федерации №38—55—45- 38—02 от 21.09.1999 г. «О мерах по противо­действию терроризму в учреждениях образования»;

• приказ Министерства общего и профессионального образо­вания Ростовской области от 01.09.2004 г. №1840 «Об орга­низации антитеррористической защиты образовательных уч­реждений»

«Антитеррор» предполагает системную профилактическую работу по обучению школьников правилам безопасного пове­дения, психологической подготовке при угрозе террористичес­кого акта, оснащению образовательных учреждений средства­ми технической защиты, организации охраны образовательных учреждений и т.д.

Учебно-тренировочное мероприятие «Антитеррор» являет­ся объектовой тренировкой по эвакуации и психолого-педаго­гической подготовке обучающихся к действиям в условиях за­хвата заложников, возникновения пожара, поступления инфор­мации о минировании здания, обнаружения взрывчатых ве­ществ, оказания первой медицинской помощи.

Практическая направленность данного мероприятия способ­ствует проявлению, становлению и развитию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих в условиях террористичес­кого акта.

^ 2. Учебно-тренировочное занятие «Антитеррор» содержит несколько этапов:

1. Мотивационный этап:

• обоснование важности и необходимости проведения данно­го мероприятия;

• психологический настрой участников образовательного про­цесса;

• правильное распределение обязанностей между организа­торами мероприятия;

• организация наглядной агитации (тематических стендов и уголков в рекреационных зонах и предметных кабинетах), работы радиоузла, видеолектория;

• отработка системы локальных актов учреждения (инструк­ции педагогическому и обслуживающему персоналу при воз­никновении угрозы жизни и здоровью обучающихся, схемы эвакуации и т.д.) и распорядительной документации (прика­зы руководителя образовательного учреждения, программы и планы деятельности на определенный период и по опреде­ленным направлениям) по проблеме «Антитеррор»;

^ 2. Деятельностный этап (как в рамках проведения самого мероприятия, так и через реализацию Образовательной програм­мы учреждения, систему внеклассной работы):

• освоение школьниками, педагогами и родителями психо­лого-педагогических основ безопасного поведения;

• отработка навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

• овладение приемами оказания первой медицинской помо­щи пострадавшим;

^ 3. Обобщающе-рефлексивный этап:

• анализ и корректировка поведения участников мероприя­тия в чрезвычайных ситуациях;

• обобщение, систематизация положительного опыта. Основными практическими мероприятиями в день прове­дения «Антитеррора» могут быть:

• сбор руководящего состава учреждения с представителями МВД, МЧС, ФСБ, ГО с отработкой системы. взаимодейст­вия учреждений различной ведомственной подчиненности;

• учебные эвакуационные мероприятия, в том числе отработка действий обучающихся и трудового коллектива по сигналу оповещения «Внимание всем!» и по получении информа­ции о предполагаемом минировании здания, захвате зда­ния образовательного учреждения террористами;

• тренировки по оказанию первой медицинской помощи;

• организационно - деятельностные и обучающее -просветитель­ские мероприятия по возрастным группам обучающихся. Определяя перечень мероприятий по отдельным возраст­ным группам, администрация образовательного учреждения должна учитывать особенности детских коллективов (половоз­растной состав, уровень сформированности навыков коллектив­ных и индивидуальных действий обучающихся и т.д.).

3. При этом минимальный набор мероприятий может быть следующим:

1—4 классы:

• разучивание памятки «Для детей, оказавшихся в заложни­ках»;

• беседа «Как вести себя, если ты попал в заложники»;

• игровое занятие «Узнай, как защищать себя»;

• викторина «Твое поведение в экстремальных ситуациях».

^ 5—8 классы:

• разминка- тестовое задание «Как не стать жертвой преступ­ления»;

• беседы по классам: «Что такое терроризм», «Психологичес­кий портрет террориста и его жертвы», «Гнев, агрессивность и их последствия», «Правила поведения в толпе», «Действия при обнаружении взрывного устройства», «Ложное сообще­ние об угрозе минирования по телефону как действие соци­ально незрелого гражданина общества и его последствия»;

• игра-тренинг «Профилактика агрессивного поведения у под­ростков»;

• игра-путешествие «Права детей»;

• практикум «Средства индивидуальной защиты»;

• практикум «Само- и взаимопомощь».

9—11 классы:

• лекция «Терроризм как социальное явления и способы борь­бы с ним»;

• беседы по темам «Ваши действия, если вы оказались за­ложниками», «Поведение в местах массовых скоплений лю­дей», «Психологические особенности поведения в экстре­мальных ситуациях»;

• моделирование ситуации «Захват террористами учреждения и действия обучающихся и трудового коллектива»;

• практикум «Транспортировка пострадавших на подручных средствах».

При подготовке и проведении мероприятия «Антитеррор» может использоваться литература:

• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

• Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»;

• Федеральная целевая программа «Формирование толерант­ных установок личности и профилактика экстремизма в рос­сийском обществе»;

^ Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1987;

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психологии общения. М., 1987;


Мазуркевич Е. Факторы психологического воздействия в экстремальных ситуациях // Основы безопасности жизни. № 8. 2004;

Мошкин В. Семь секунд — и Вы жертва (изучайте психоло­гические приемы самозащиты от злоумышленников). Ос­новы безопасности жизнедеятельности. № 5. 2004;

• Насилие в детской и молодежной среде как форма прояв­ления социального неблагополучия в стране // Защити меня. №4,2003;"

• Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков, М.: Просвещение, 2002;

• Рекомендации и справочный материал по обучению долж­ностных лиц, специалистов ГО и РСЧС и других групп на­селения по вопросу предупреждения и действий при терро­ристических актах // Основы безопасности жизни. № 9. 2004.

13.5. Алгоритм действий в условиях

чрезвычайной ситуации при угрозе или осуществлении террористического акта

I. При обнаружении предмета, похожего на взрывное уст­ройство (ВУ)

1. Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:

— наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, скотча, изоленты;

— подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издава­емые предметом;

— характерный запах миндаля или другой необычный за­пах, исходящий от предмета.

2. Причины, служащие поводом для опасения:

— нахождение подозрительных лиц на территории обра­зовательного учреждения (ОУ) перед обнаружением предмета;

— угрозы по телефону или в почтовых отправлениях.

3. Действия:

— не подходить, не трогать, не передвигать обнаружен­ный подозрительный предмет;

— воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильного телефона;

— немедленно сообщить по телефону 02 об обнаружении подозрительного предмета;

— зафиксировать время и место обнаружения предмета;

— освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 м;

— по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны с соблюдением мер предосто­рожности;

— организовать экстренную эвакуацию учащихся и персо­нала из здания ОУ, не сообщая, во избежание паники, об угрозе взрыва;

— по прибытии представителей правоохранительных ор­ганов действовать по их указанию.

II. При поступлении по телефону угрозы проведения терро­ристического акта:

— не прерывая говорящего и не вдаваясь в панику, выслу­шать предполагаемого террориста и попытаться полу­чить как можно больше информации о характере звонка;

— по окончании разговора не прерывать связь;

— немедленно сообщить в правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке;

— при необходимости организовать эвакуацию учащихся и персонала согласно плану экстренной эвакуации из ОУ;

— обеспечить беспрепятственную работу оперативно-след­ственной группы, кинологов и т.д.

^ III. При захвате террористами заложников: 1. Действия администрации ОУ:

— немедленно сообщить в правоохранительные органы о ситуации, сложившейся в ОУ;

— принять меры по обеспечению беспрепятственного про­хода (проезда) на территорию ОУ сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, автомобилей скорой медицинской помощи;

— с прибытием сотрудников спецподразделений МВД и ФСБ сообщить имеющуюся информацию;

— не противоречить террористам, выполнять их требова­ния, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;

— не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия;

— по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать.

2. ^ Действия заложников в режиме ожидания:

— не допускать действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и вызвать челове­ческие жертвы;

— терпеливо переносить лишения, оскорбления и униже­ния, не смотреть в глаза террористам;

— не вести себя вызывающе, вести себя покладисто, спо­койно и по возможности миролюбиво;

— внимательно следить за поведением террористов и их намерениями;

— выполнять требования террористов, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собствен­ной, стараться не допускать истерик и паники;

— спрашивать разрешение на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет, достать пла­ток из сумочки или из кармана); не падать духом и при наличии удобной и безопасной возможности выйти из здания;

— при ранении стараться не двигаться, сократив тем са­мым потерю крови;

— постараться снять стресс любым удобным способом, не вызывающим негативной реакции террористов (дыхатель­ные упражнения, самомассаж напряженных участков шеи, тихий разговор с соседом, аутотренинг, медитация).

3. Действия заложников при освобождении:

— при первых признаках газовой атаки приложить к носу и рту носовой платок или любую другую ткань или часть одежды, по возможности, смоченную водой, соком или другой жидкостью;

— при штурме здания лечь на пол лицом вниз, прикрыв голову руками, и не двигаться;

— если есть возможность — держаться подальше от про­емов дверей и окон;

— ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спец­служб или от них, так как они могут принять заложни­ка за террориста.

4. Эвакуация пострадавших.

Эвакуация учащихся и персонала, пострадавших при совер­шении террористического акта, осуществляется в поликлини­ки и больницы с вызовом автомобилей скорой медицинской помощи и, при необходимости, другим транспортом.

13.6. Как себя вести, если ты оказался в заложниках

Став заложниками, люди меняются. Сначала почти у всех возникают шок и расщепление представления о том, что же случилось. Быть этого не может! Захвата, убийств, унижения и беспомощности. Все это не со мной! Как в кино. И все-таки это именно я и другие оказались в кошмаре случившегося. Главное — не теряться. Растерянности, конечно, не избежать, но нельзя потерять разума. В этот момент у некоторых став­ших заложниками как бы срывается с предохранителя пружи­на протеста против совершаемого насилия, взрывается тяга к спасению. Такой человек кидается бежать, даже когда это бес­смысленно, бросается на террориста, борется, выхватывает у него оружие. Безрассудно взбунтовавшегося заложника терро­ристы убивают. Их нервы давно перенапряжены подготовкой к захвату. Убивают безрассудного, даже если не хотели убийств

и рассчитывали только попугать, пошантажировать захватом заложников. После первого убийства все меняется. Тяжесть преступления террористов возросла — они чувствуют себя об­реченными и ожесточаются. И заложники, увидев реальную смерть, подвергаются сильнейшей психической травме. Ужас начинает рушить их психику.

Потому, если вы вдруг стали заложником, замрите, осмот­ритесь. И, главное, подумайте: нет ли рядом кого-то, кто боль­ше вас нуждается в помощи. Помогите. Если сможете, — это первый шаг к вашему спасению.

Еще один неверный шаг может сделать заложник из-за известной психиатрам иллюзии помилования. Как вспышка, в вашем сознании может возникнуть представление, что все пло­хое вот-вот пройдет. Надо только «помириться» с террориста­ми, уговорить их, слезами взывать к их доброте. Увы, это не так. Террористы, даже если они из того же общества, что и вы, уже живут не в вашем мире, у них теперь иная жизнь. Они обрекли и себя, и вас на падение в бездну. Их остановит только насилие. Мольбы к ним могут стать вашим первым шагом к пособничеству преступникам, к предательству интересов дру­гих заложников, к распаду вашей личности.

У заложников с первых дней начинается адаптация — при­способление к, мягко говоря, свалившимся на них «неудоб­ствам». У адаптации есть «цена»: нарушения душевные и теле­сные. Что-то нарушается сразу, многое может нарушиться по­том. Вскоре притупляются ощущения и переживания. То, что возмущало или приводило в отчаяние, будет отскакивать от отупелого состояния, как от брони, нарастающей и защищаю­щей заложника. И еще — более примитивными становятся его интересы и поведение: спрятаться, поесть, поспать. Главное при этом — не утратить человеческого облика. Как удержать­ся? Помогать хоть кому-нибудь, хоть в чем-либо, а не только самому себе. Те, у кого, на горе им, в заложники с ними попа­ли их дети или близкие люди, спасены от распада души, от потери человеческого лица. Им надо заботиться не только о себе. Но ценой этого «спасения» могут стать болезни стресса, растянувшиеся на многие годы.

Чего не удастся избежать заложникам — это апатичности и агрессивности, возникающих у них довольно скоро. Если ус­ловия содержания суровы, то уже через несколько часов кто-то из заложников начинает злобно вспыхивать, ругаться с соседя­ми. Такая агрессия помогает «сбрасывать» эмоциональное пе­ренапряжение, но вместе с тем истощает человека. Не «увле­кайтесь» своей вдруг пробудившейся агрессивно-командирской или строго наставнической горячностью, осознайте, что она — отвлечение себя от страха.

Многие впадают в апатию. Это тоже «уход» от эмоций страха и отчаяния. У одних реже, у других чаще апатия прерывается вспышками беспомощной агрессивности. Полностью этого не избежать.

Избежать надо пробуждения своего садизма, стремления, казалось бы, в праведном гневе наказать кого-либо слабого, глупого, заболевшего. Садизм заразен, особенно если вся ат­мосфера пронизана садизмом террора.

У заложников под дулом пистолетов, при постоянной уг­розе жизни могут развиться шизофренические явления. Им может мерещиться, что оказавшиеся рядом давно умершие родители пришли на помощь, они могут слышать звуки вроде бы начавшегося штурма освободителей. Не бойтесь — вы не сошли с ума. Это пройдет не позже чем через две недели после освобождения. Дождитесь его. Не теряйте надежды, наделяй­те ею других.

Среди заложников много мятущихся в своем прилюдном одиночестве. Таких 30—50 процентов. Морально подавлены, психически оглушены. Их страдание заглушает все прочие чув­ства, мешает общению. У таких заложников монотонность тя­гостного переживания страха и беспомощности может сопро­вождаться шизоидными явлениями. Чем дольше, сильнее, трагичнее давление экстремальных обстоятельств, чем глубже психическое изнурение.

Некоторые люди чем дольше находятся в заложниках, тем сильнее сближаются с захватившими их террористами. Посте­пенно они начинают ощущать как бы родственную близость с

захватившими их террористами, разделяя с ними их пережива­ния и даже неприязнь к спасателям. Эти заложники и после освобождения сочувствуют захватчикам, защищают их, арес­тованных. Опасность, общая для террористов и удерживаемых ими заложников, сплачивает, «роднит» одних с другими. Легко­весным политикам и судебным следователям бывшие заложни­ки начинают казаться «пособниками» захватчиков-террористов. Многие из заложников после освобождения нуждаются в психологической помощи, а часто и в лечении душевных и те­лесных расстройств.

Л. Китаев-Смык, врач-психолог

13.7. Как выжить, если ты оказался

в заложниках? Алгоритм выживания

Советы Андрея Ильина, эксперта по выживанию, автора книг по этой проблеме:

1. Лучше испачкаться грязью, чем кровью. Это армей­ский принцип. Ни одна акция по захвату заложников не обхо­дится без предварительных приготовлений. Их-то и можно за­метить, хотя бы на подсознательном уровне. У террористов меняются поведение, мимика, тембр голоса и порой даже за­пах. Потенциальные заложники могут заметить какие-то пе­редвижения по залу. На эти вещи нужно обратить внимание и сделать соответствующие выводы. К сожалению, люди бо­ятся показаться смешными, а поэтому отметают от себя сигналы потенциальной опасности.

При захвате на Дубровке именно так и было. Заложники, находившиеся в партере, признавались, что заметили какое-то передвижение по залу, «что-то происходило». Но никто из них не насторожился. А после первых минут захвата многие не хотели верить в него, и мало кто использовал свой шанс убе­жать и спастись. Кого-то в зале держало обыкновенное любо­пытство — а что же будет дальше?

2. Нужно отключить эмоции. ^ С момента захвата у вас должна быть одна цель — спастись. Хоть это и нелегко, нуж­но отбросить эмоции и реально оценить ситуацию. Главное —. не поддаваться панике и унынию. Помните, в первую очередь террористы уничтожают паникеров и истеричек. Если совла­дать с собой сложно, придумайте для себя какое-нибудь заня­тие. Например, отмечайте действия террористов, кто во что одет и т. д.

Выдержать огромный стресс смогли не все. У одного муж­чины случилась истерика. Он бросился бежать. Террористы застрелили его и ранили еще двоих. Чтобы отвлечься от груст­ных мыслей, многие рассказывали о себе и своих семьях. А одна молодая женщина до сих пор уверена, что выжить ей уда­лось только благодаря тому, что на протяжении почти 4 суток она отвинчивала номерок от театрального кресла...

3. Станьте незаметным. После того как вам удалось взять себя в руки, начинайте активно себя спасать. Для этой цели хорошо раствориться в толпе. Станьте как все. Если у вас яркая одежда — снимите ее, если вы высокий ростом при­гнитесь. После этого можно устанавливать контакт с окру­жающими людьми. Если сосед начинает вести себя неадекват­но, постарайтесь его успокоить, вплоть до рукоприкладства. Его истерика — это источник опасности для вашей жизни. С террористами нужно вести себя максимально нейтрально и благожелательно. Самому ни о чем не спрашивать, а когда спрашивают, отвечать четко и ясно. Помните, что многие не любят, когда им смотрят прямо в глаза, сочтя это за вызов. Движения должны быть медленными и плавными. Если вы хотите достать из внутренних карманов расческу или лекар­ство лучше это проговорить. Иначе могут подумать, что вы полезли за оружием. И помните, заложник это человек вне общепринятых норм. Если вам не разрешают выйти в туа­лет — лучше сходить прямо на месте, чем лишний раз про­сить разрешения у террористов.

4. Режиссируйте штурм. ^ Понятно, что штурм рано или поздно будет: Возможно, будут жертвы. Вам важно не по-

пасть в их число. Все ваши мысли должны быть направлены на то, чтобы уцелеть. Как вас могут освободить? Может, взорвут стену. Тогда нужно по возможности переместиться на безопасное расстояние от всех стен. Возможен пожар. Лучше избавиться от синтетической одежды и уж тем более колготок, иначе 100%-ный ожог гарантирован. Если начнется по­жар — будет паника. Причем надо попытаться рассчитать и запомнить свой путь, чтобы не растеряться, когда потухнет свет. Нужно вспомнить, где выход. Ребенка посадить на пле­чи, чтобы не затоптали. А может, применят газ. Снимите с себя белье и положите в карман. Перед началом намочите (пописайте, в конце концов!) и положите на лицо. Наверняка бу­дут стрелять. Наметьте себе безопасное место и продумай­те, как вы туда доберетесь. Поговорите с соседями, есть ли у них хлопчатобумажное белье или одежда. Разорвите ее на бин­ты. Снимите ремень и засуньте в карман. Если ранят вас или соседа — это станет жгутом, который может спасти жизнь.

При штурме выжили в основном те, кто не спал. Многие заложники утверждают: они чувствовали, что именно в эту ночь будет операция по освобождению. Некоторые договорились с соседом о дежурстве — часть ночи спит один, дежурит другой и наоборот. Многие догадались сделать себе маски из ткани, сумок, свитеров. Одна женщина использовала для этого даже гигиенический пакет.

5. Не бросайтесь на шею спецназу. И вот штурм. Вы видите освободителей. В пылу боя вас могут перепутать с противником, поэтому дождитесь, пока стихнет пальба, и лишь потом смело выражайте свою благодарность. Стоит также помочь им, рассказать, где и в каких количествах мо­гут находиться другие заложники.




Похожие:

Министерство общего и профессионального образования ростовской области iconСроки, места и порядок подачи и рассмотрения апелляций Министерство общего и профессионального образования Ростовской области информирует участников егэ о сроках,
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области информирует участников егэ о сроках, местах и порядке подачи...
Министерство общего и профессионального образования ростовской области iconПравительство ростовской области министерство общего и профессионального образования
В соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими организацию и проведение единого государственного экзамена...
Министерство общего и профессионального образования ростовской области iconИнструкция для участников единого государственного экзамена на территории ростовской области
Российской Федерации, министерство общего и профессионального образования Ростовской области разработало Инструкцию для участников...
Министерство общего и профессионального образования ростовской области iconПроекта модернизации общего образования в мбоу маркинской сош цимлянского района Ростовской области в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 20.
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 20. 02. 2012 №117 «Об утверждении Комплекса мер по модернизации...
Министерство общего и профессионального образования ростовской области iconМинистерство общего и профессионального образования Ростовской области информирует участников егэ о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций
В целях обеспечения объективности оценивания экзаменационных работ и разрешения спорных вопросов, возникающих при проведении единого...
Министерство общего и профессионального образования ростовской области iconМинистерство общего и среднего профессионального образования Свердловской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17» го сухой Лог
Министерство общего и среднего профессионального образования Свердловской области
Министерство общего и профессионального образования ростовской области iconМбоу крюковская сош реализация Комплекса мер по модернизация общего образования в 2012 году Образовательное учреждение строит свою деятельность в соответствии с: «Основными приоритетами развития системы общего образования Ростовской области»
«Основными приоритетами развития системы общего образования Ростовской области» и программой «Развитие образования в Ростовской области»...
Министерство общего и профессионального образования ростовской области iconИзменения, вносимые в региональное отраслевое соглашение между министерством общего и профессионального образования ростовской области и областным комитетом
Изменения, вносимые в региональное отраслевое соглашение между министерством общего и профессионального образования ростовской области...
Министерство общего и профессионального образования ростовской области iconПриказ №472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательные учреждения Ростовской области»
Минюстом России 22 декабря 2009 года, №15785, приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03....
Министерство общего и профессионального образования ростовской области iconУтверждаю: и о. директора гбоу со «Дворец молодежи» Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы