«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» icon

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»



Название«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Дата конвертации28.09.2012
Размер270.02 Kb.
ТипЗакон
источник

24 июля 1998 года № 124-ФЗ

Федеральный закон

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Принят

Государственной Думой

3 июля 1998 года

Одобрен

Советом Федерации

9 июля 1998 года

(В ред. Федерального закона от 20.07.2000 № 103-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные га­рантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания право­вых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни чело­века и исходит из принципов приоритетности подготовки Де"

тей к полноценной жизни в обществе, развития у них обще­ственно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданствен­ности.

^ Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятия/ используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совер­шеннолетия);

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом раз­витии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных кон­фликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселен­цев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жер­твы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения сво­боды в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специ­альных учебно-воспитательных учреждениях; дети, прожива­ющие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведе­нии; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут пре­одолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

социальная адаптация ребенка — процесс активного при­способления ребенка, находящегося в трудной жизненной си­туации, к принятым в обществе правилам и нормам поведе­ния, а также процесс преодоления последствий психологичес­кой или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка — мероприятия по вос­становлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осу­ществляющие мероприятия по социальному обслуживанию де­тей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, ме­дико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, на­ходящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению заня­тости таких детей по достижении ими трудоспособного возрас­та), а также граждане, осуществляющие без образования юри­дического лица предпринимательскую деятельность по соци­альному обслуживанию населения, в том числе детей;

социальная инфраструктура для детей — система объек­тов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизне­обеспечения детей, а также организаций независимо от органи­зационно-правовых форм и форм собственности, которые ока­зывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения пол­ноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

^ Статья 2, Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, воз­никающие в связи с реализацией основных гарантий прав и за­конных интересов ребенка в Российской Федерации.

^ Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации об основных га­рантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается

на Конституции Российской Федерации и состоит из настояще­го Федерального закона, соответствующих федеральных зако­нов и иных нормативных правовых актов Российской Федера­ции, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и за­конных интересов ребенка.

^ Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

1. Целями государственной политики в интересах детей явля­ются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституци­ей Российской Федерации, недопущение их дискриминации, уп­рочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическо­му, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и фе­деральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

2. Государственная политика в интересах детей является при­оритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах:

законодательное обеспечение прав ребенка;

государственная поддержка семьи в целях обеспечения пол­ноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;

ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

государственная поддержка органов местного самоуправ­ления, общественных объединений и иных организаций, осу­ществляющих деятельность по защите прав и законных инте­ресов ребенка.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации

1. К полномочиям органов государственной власти Россий­ской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:

установление основ федеральной политики в интересах де­тей;

выбор приоритетных направлений деятельности по обеспе­чению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоро­вья и нравственности;

принятие федеральных законов и иных нормативных пра­вовых актов Российской Федерации о регулировании и защите прав и свобод ребенка;

установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей;

формирование и реализация федеральных целевых про­грамм защиты прав ребенка и поддержки детства и определе­ние ответственных за исполнение таких программ органов, уч­реждений и организаций;

финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников и иных не запрещенных законом источников;

установление льгот в целях экономического стимулирова­ния участников мероприятий по реализации государственной

политики в интересах детей в пределах ассигнований, выделя­емых за счет средств федерального бюджета на указанные ме­роприятия;

установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

исполнение международных обязательств Российской Фе­дерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ре­бенка. 2. Органы государственной власти Российской Федерации со­вместно с органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации осуществляют:

выработку совместных направлений деятельности по обес­печению прав и законных интересов ребенка в Российской Фе­дерации;

мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей в области воспитания, образования, здраво­охранения, науки, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и социальной защиты семьи;

формирование внебюджетных фондов поддержки детства.

^ Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации

Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются госу­дарством права и свободы человека и гражданина в соответ­ствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнан­ными принципами и нормами международного права, между­народными договорами Российской Федерации, настоящим Фе­деральным законом, Семейным кодексом Российской Федера­ции и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

^ Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, органы местного самоуправления, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетен­цией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в преде­лах установленного законодательством Российской Феде­рации объема дееспособности ребенка посредством приня­тия соответствующих нормативных правовых актов, про­ведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, поряд­ка защиты прав, установленных законодательством Россий­ской Федерации, а также посредством поощрения исполне­ния ребенком обязанностей, поддержки практики правопри­менения в области защиты прав и законных интересов ре­бенка.

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного зако­нодательством Российской Федерации объема дееспособ­ности ребенка.

{Пункт 3 статьи 7вступил в силу с 1 июля 1999 года.)

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, пси­хологи и другие специалисты, которые в соответствии с за­конодательством Российской Федерации несут ответствен­ность за работу по воспитанию, образованию, охране здо­ровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в меро­приятиях по обеспечению защиты прав и законных интере­сов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда

и социального развития, правоохранительных и других орга­нах, занимающихся защитой прав ребенка.

4. Общественные объединения (организации) и иные неком­мерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и ис­полнению обязанностей. Такие объединения (организации) имеют право по заявлению ребенка получать от уполномо­ченных федеральных органов исполнительной власти, ор­ганов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации методическую помощь, в том числе на конкурсной основе, иную помощь в объеме и в порядке, которые уста­новлены соответствующей федеральной или региональной программой.

^ Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей

(Статья 8 вступила в силу с 1 января 2000 года.)

1. Государственная политика в интересах детей осуществля­ется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, ус­тановленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минималь­ных социальных стандартов.

Государственные минимальные социальные стандарты ос­новных показателей качества жизни детей включают в себя ус­тановленный минимальный объем социальных услуг по:

гарантированному, общедоступному бесплатному началь­ному общему, основному общему, среднему (полному) обще­му образованию, начальному профессиональному, на конкурс­ной основе среднему профессиональному, высшему професси­ональному образованию, воспитанию в образовательных учреж­дениях;

бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспе­чению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;

гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, вы­бор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, опла­ту труда в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации;

социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддер­жки путем выплаты государственных пособий гражданам, име­ющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации де­тей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечению права на жилище в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

организации оздоровления и отдыха детей, в том числе де­тей, проживающих в экстремальных условиях, а также на тер­риториях, неблагоприятных в экологическом отношении и при­знанных таковыми в порядке, установленном законодатель­ством Российской Федерации;

оказанию квалифицированной юридической помощи.

2. Государственные минимальные социальные стандарты ос­новных показателей качества жизни детей определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.

Органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации в соответствии с законодательством субъектов Россий­ской Федерации могут устанавливать дополнительные соци­альные стандарты основных показателей качества жизни детей.

3. Дети, находящиеся в соответствующем образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреж­дении, учреждении здравоохранения, учреждении социаль­ного обслуживания или ином учреждении, в котором осу­ществляются уход за ними, образовательный и воспитатель­ный процессы, их зашита или лечение, имеют право на пе­риодическую оценку соответствия предоставляемых им ус-

луг государственным минимальным социальным стандар­там основных показателей качества жизни детей. Данная оценка проводится уполномоченным органом исполнитель­ной власти, органом местного самоуправления на основа­нии обращений детей и (или) их законных- представителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица указанных учреждений обязаны устра­нить выявленные нарушения и информировать об этом соот­ветствующий уполномоченный орган в сроки, предусмотрен­ные соответствующими нормативными актами об оценке пре­доставляемых детям услуг в области образования, воспитания, лечения, социальных и иных услуг. Неисполнение должност­ными лицами предписаний об устранении нарушений влечет за собой административную ответственность.

^ Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не мо­гут ущемляться права ребенка.

2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреж­дений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающих­ся, воспитанников, за исключением детских обществен­ных объединений (организаций), учреждаемых либо со­здаваемых политическими партиями, детских религиоз­ных организаций.


Указанные общественные объединения (организации) осу­ществляют свою деятельность в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации об общественных объединениях.

Администрация образовательных учреждений может за­ключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

(Пункт 3 статьи 9 вступил в силу с 1 июля 1999 года.)

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учрежде­ний, за исключением дошкольных учреждений и учрежде­ний начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреж­дений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследо­вания деятельности работников образовательных учрежде­ний, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе че­рез своих выборных представителей обратиться за содействи­ем и помощью в уполномоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Ад­министрация образовательного учреждения не вправе пре­пятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного уч­реждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образователь­ного учреждения. Такие собрания и митинги не могут про­водиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения обществен­ного порядка и не должны препятствовать образовательно­му, воспитательному процессам.

4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждени­ях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблю­дением, обеспечением и защитой прав ребенка.

^ Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья феде­ральные органы исполнительной власти, органы исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусмат­ривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагнос­тику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспан­серное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инва­лидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

^ Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

1. В соответствии с законодательством Российской Федера­ции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональ­ной ориентации, профессиональной подготовки детей, до­стигших возраста 14 лет.

2. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицин­ского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоуст­ройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Россий­ской Федерации.

^ Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на от­дых и оздоровление детей.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации устанавливают социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, прожива­ющих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признан­ных таковыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

^ Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации при

принятии решений по вопросам социально-экономическо­го развития соответствующих территорий учитывают нор­мативы строительства объектов социальной инфраструкту­ры для детей. Такие нормативы устанавливаются Прави­тельством Российской Федерации и применяются с учетом региональных различий, традиций народов Российской Федерации, если иное не установлено законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Фе­дерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципаль­ной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнитель­ной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия эксперт­ной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

(Пункты 3, 4, 6, 7 статьи 13 вступили в силу с 1 июля 1999 года.)

3. Имущество, которое является государственной собственно­стью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объек­там социальной инфраструктуры для детей и возникнове­ние, обособление или приобретение которого предназначе­но для целей образования, воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях. Имущество, которое является собственностью субъекта

Российской Федерации и предназначено для целей образова­ния, воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и соци­ального обслуживания детей, используется в порядке, опреде­ленном законодательством Российской Федерации и законода­тельством субъекта Российской Федерации.

4. Если государственное или муниципальное учреждение, яв­ляющееся объектом социальной инфраструктуры для де­тей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собствен­ности, а также земельные участки, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредите­лем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития детей, ока­зания им медицинской, лечебно-профилактической помо­щи, социальной защиты и социального обслуживания де­тей. Договор аренды не может заключаться, если в резуль­тате экспертной оценки установлена возможность ухудше­ния указанных условий. Договор аренды может быть при­знан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.

5. Порядок изменения назначения имущества, которое явля­ется муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное иму­щество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, раз­вития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилак­тической помощи, социальной защиты и социального об­служивания детей, устанавливается органами местного са­моуправления при условии предварительного создания (при­обретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

6. Изменение назначения объектов социальной инфраструк­туры для детей, которые являются государственной соб­ственностью и предоставляют детям социальные услуги в объеме, предусмотренном государственными минимальны-

ми социальными стандартами основных показателей каче­ства жизни детей, запрещается.

7. Изменение формы собственности имущества, которое от­носится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной или муниципальной собствен­ностью, может осуществляться в установленных законом объеме и порядке. При этом федеральным законом устанавливается особый порядок приватизации (разгосударствления) объектов социальной инфраструктуры для детей с учетом гарантированного обеспечения государственных минимальных социальных стандартов основных показа* е-лей качества жизни детей.

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

1. Органы государственной власти Российской Федерации при­нимают меры по защите ребенка от информации, пропа­ганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравствен­ному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкоголь­ной продукции и табачных изделий, от пропаганды соци­ального, расового, национального и религиозного неравен­ства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуаль­ной, нравственной, психической безопасности детей феде­ральным законом, законами субъектов Poccийской Феде­рации устанавливаются нормативы распространения печат­ной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.

3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоро­вья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воз­действий в порядке, определенном Правительством Россий­ской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психо­логическая, педагогическая, санитарная) настольных, ком­пьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

^ Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной си­туации, осуществляется федеральными органами государствен­ной власти, органами законодательной и исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Феде­рации. Такая защита должна обеспечивать выживание и разви­тие детей, их участие в общественной жизни.

Государство гарантирует судебную защиту прав детей, на­ходящихся в трудной жизненной ситуации.

2. В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жиз­ненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного само­управления или на основании решения суда в соответствии

с государственными минимальными социальными стан­дартами основных показателей качества жизни детей раз­рабатывают индивидуальную программу реабилитации ре­бенка. Указанная программа включает в себя оценку (экс­пертизу) состояния ребенка, в том числе проведенную уч­реждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой са­мостоятельно или совместно с образовательными учреж­дениями, учреждениями здравоохранения и другими уч­реждениями.

В случае установления судом вины родителей (лиц, их за­меняющих) в нарушении прав и законных интересов детей ком­пенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с уче­том проведения необходимых мер по социальной реабилита­ции и социальной адаптации детей.

(Пункт 3 статьи 15 вступил в силу с 1 июля 1999 года.) 3. Общественные объединения (организации) и иные неком­мерческие организации, в том числе международные объ­единения (организации) в лице своих отделений в Россий­ской Федерации, осуществляют свою деятельность по за­щите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуа­ции, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными дого­ворами Российской Федерации, законодательством Россий­ской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляю­щие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граж­дан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педаго­гических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

4.. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных ин­тересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, со­вершившим правонарушения, должностные лица орга­нов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принци­пами и нормами международного права, нормами, пре­дусмотренными международными договорами Россий­ской Федерации, в том числе в части гуманного обраще­ния с несовершеннолетними, оказания им квалифициро­ванной юридической помощи, законодательством Россий­ской Федерации.

Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализа­ции правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудитель­ных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных мер, за исключением такой меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное или лечеб­но-воспитательное учреждение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовер­шеннолетнего. Указанные мероприятия осуществляются в по­рядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи.

Если ребенок, с участием которого или в интересах кото­рого осуществляется правоприменительная процедура (дей­ствие), нуждается в педагогической, психологической, меди­цинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предприня­тых действиях.

^ Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка

Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации

1. Компетенция федеральных органов исполнительной вла­сти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реа­лизуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образо­вания и воспитания, охраны здоровья, социальной защи­ты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорно­сти и правонарушений, организации детского и семейно­го отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих орга­низаций и в других областях в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, устанавливается Пре­зидентом Российской Федерации и Правительством Рос­сийской Федерации.

2. В соответствии с установленными полномочиями федераль­ные органы исполнительной власти осуществляют деятель­ность по следующим направлениям:

обеспечение реализации федеральных целевых программ, региональных программ, местных программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства;

участие в формировании социальной инфраструктуры для

детей;

определение порядка информирования и проведения кон­сультаций, осуществления мероприятий по защите прав и за­конных интересов ребенка;

полное, частичное, долевое финансирование проектов, про­грамм защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, в том числе на конкурсной основе и (или) на условиях госу­дарственного заказа;

обеспечение подготовки соответствующих кино-, радио-, теле-, и видеопрограмм для детей;

подготовка государственного доклада о положении детей и защите их прав, других информационных и аналитических ма­териалов;

иные направления координации деятельности в данной об­ласти.

3. Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприя­тия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Россий­ской Федерации.

^ Статья 17. Государственная поддержка органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают финансовое, орга­низационное, информационно-методическое и иное содей­ствие органам местного самоуправления, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей.

2. В соответствии с предметом ведения органы местного са­моуправления могут принимать решения об осуществле­нии мероприятий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия с действиями орга­нов исполнительной власти в части поддержки федераль­ных, региональных, местных программ защиты прав и за­конных интересов детей, поддержки детства, а также ме­роприятий, осуществляемых в данной области.

Органы местного самоуправления могут заключать дого­воры с юридическими и физическими лицами об оказании ус-

луг по социальному обслуживанию детей, в том числе детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации. 3. Финансирование указанных в настоящей статье мероприя­тий осуществляется в порядке, установленном норматив­ными правовыми актами представительных органов мест­ного самоуправления.

Статья 18. Государственная поддержка общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей

1. Льготы и компенсации общественным объединениям (орга­низациям) и иным некоммерческим организациям, граж­данам, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей, устанавливаются законами Рос­сийской Федерации и законами субъектов Российской Фе­дерации.

2. Финансирование проектов и программ общественных объ­единений (организаций) и иных некоммерческих организа­ций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей, в части создания учреж­дений социального обслуживания детей осуществляется на конкурсной основе. Условия конкурса определяет осуще­ствляющий мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей соответствующий орган испол­нительной власти.

Финансирование и материально-техническое обеспечение указанных проектов и программ могут проводиться на услови­ях государственного заказа.

^ Статья 19. Государственный заказ на производство товаров и оказание услуг

для детей

1. При осуществлении федеральными органами исполнитель­ной власти мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации может формироваться госу­дарственный заказ на производство товаров и услуг для детей посредством заключения государственными заказчи­ками государственных контрактов.

В соответствии с законодательством Российской Федера­ции государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль за выполнением государственного заказа и оказание помощи в его выполнении. 2. Услуги центров социальной помощи семье и детям, учреж­дений реабилитации и социального обслуживания детей-ин­валидов, центров психолого-педагогической помощи насе­лению, социальных приютов для детей и подростков, соци­ально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и других социальных служб для детей, включенные в состав государственных минимальных социальных стандартов ос­новных показателей качества жизни детей, как правило, ока­зываются в порядке выполнения государственного заказа. Социальные службы независимо от организационно-пра­вовых форм и форм собственности в случае размещения госу­дарственного заказа на оказание услуг для детей при реализа­ции государственного заказа руководствуются социальными нормативами и нормами, предусмотренными законодатель­ством Российской Федерации для соответствующих государ­ственных учреждений и организаций.

^ Статья 20. Целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства

1. Федеральные органы исполнительной власти осуществля­ют мероприятия по созданию необходимых правовых, эко­номических, социальных условий для реализации федераль­ных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.

Порядок разработки и реализации указанных федеральных целевых программ определяется Правительством Российской Федерации.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации разрабатывают и осуществляют региональные це­левые программы защиты прав и законных интересов де­тей, поддержки детства, если это предусмотрено законода­тельством субъектов Российской Федерации.

3. Мероприятия по разработке и реализации местных целе­вых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства осуществляются органами местного са­моуправления в соответствии с законодательством субъек­тов Российской Федерации и соответствующими правовы­ми актами органов местного самоуправления.

^ Статья 21. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей

Финансирование федеральных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, феде­ральных мероприятий по реализации государственной полити­ки в интересах детей осуществляется за счет средств федераль­ного бюджета, внебюджетных источников и иных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, а также бюджетов субъек­тов Российской Федерации, если их участие в реализации та­ких программ, федеральных мероприятий по реализации госу­дарственной политики в интересах детей предусмотрено зако­нами субъектов Российской Федерации.

Статья 22. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации

(вред. Федерального закона от 20.07.2000№ 103-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации ежегодно разрабатывается в целях обеспечения ор­ганов государственной власти Российской Федерации объектив­ной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его из­менения.

Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации представляется Правительством Российской Феде­рации палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок его разработки, распространения, в том числе опубли­кования, определяется Правительством Российской Федерации.

^ Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона

1. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществ­ляющие мероприятия по образованию, воспитанию, разви­тию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адап­тации, социальной реабилитации и (или) иные мероприя­тия с его участием, вправе обратиться в установленном за­конодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здо­ровью, имуществу, а также морального вреда.

(Пункт 2 статьи 23 вступил в силу с 1 июля 1999 года.)

2. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошлина не взимается.

Глава V. Заключительные положения

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9, пункты 3, 4, 6, 7 статьи 13, пункт 3 статьи 15 и пункт 2 статьи 23 настоящего Феде­рального закона вступают в силу с 1 июля 1999 года.

3. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2000 года.

Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Рос­сийской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации

Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

24 июля 1998 года № 124-ФЗ




Похожие:

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» iconЗакон "об основных гарантиях прав ребенка в рф" российская федерация федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской...
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» iconЗакон "об основных гарантиях прав ребенка в рф" российская федерация федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской...
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» iconЗакон от 24. 07. 1998 г. №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» российская федерация федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации
Федеральных законов от 20. 07. 2000 n 103-фз, от 22. 08. 2004 n 122-фз, от 21. 12. 2004 n 170-фз
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» iconЗакон от 24. 07. 98 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
«Ребенок лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)», Закон от 24. 07. 98 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка...
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» iconЗакон от 24 июля 1998 г. N 124-фз "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (информация об изменениях ) c изменениями и дополнениями от
Гарант: Об организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 71-фз "О внесении изменений...
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» iconЗакон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в рф» российская федерация федеральный закон от 24. 07. 1998 Г. №124-фз об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации
Федеральных законов от 20. 07. 2000 n 103-фз, от 22. 08. 2004 n 122-фз, от 21. 12. 2004 n 170-фз
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» iconЗакон РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ российская федерация федеральный закон от 24. 07. 1998 Г. №124-фз об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации
Федеральных законов от 20. 07. 2000 n 103-фз, от 22. 08. 2004 n 122-фз, от 21. 12. 2004 n 170-фз
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» iconЗакон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в изложении) №124-фз от 24. 07. 1998 года в редакции 20. 07. 2000 года
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в изложении)
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» iconИзвлечения из федерального закона об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской...
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» iconЗакон от 24 июля 1998 г. N 124-фз "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня 2009 г.)
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-фз "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы