7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ? icon

7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ?



Название7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ?
Дата конвертации28.09.2012
Размер329.04 Kb.
ТипУрок
источник

7 класс

Урок 1


Как мы знаем правила дорожного движения ?

Каждый ученик получает по одному вопросу, который представляет классу вместе с ответом; капитан группы дает вариант решения задачи. Вопросы и задачу предварительно можно обсудить всей группой, затем классом. Ка­питан задает встречные вопросы по теме, предлагает решить задачу или поиграть со зрителями в игру «Знатоки дорожных знаков».

Вопросы группе:

  • Для чего нужны дорожные знаки?

  • Где и как устанавливаются дорожные знаки?

  • На какие группы делятся все дорожные знаки?

  • Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?

- Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-указательных знаков?

- Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?

- Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?

- Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?

Задача № 1. Какой дорожный знак устанавливают непосредственно у пе­шеходного перехода:

а) предупреждающий «Пешеходный переход»;

б) особых предписаний «Пешеходный переход»;
Тема для группы 2 - «Светофор».

Вопросы группе:

  • Когда появились первые светофоры, и какими они были?

  • Что представляет собой светофор и его значение?

  • Что означает каждый из сигналов светофора?

  • Какие виды светофоров вы знаете?

  • Где устанавливают одно- и двухсекционные светофоры?

- Как переходить дорогу по односекционному светофору с желтым ми­гающим сигналом?

- Как переходить дорогу по светофору с дополнительной секцией?

- В каких направлениях и при каких сигналах светофора с дополнитель­ными секциями может ехать велосипедист?

Велосипедист приравнивается к водителям. При основном зеленом сигнале светофора, независимо от указания дополнительных секций, велосипедист должен ехать прямо. При зеленой стрелке правой секции с основным зеленым
сигналом - прямо и направо, а при зеленой стрелке правой секции и с красным основным сигналом - только направо. Поворот налево и разворот велосипедам
запрещен. Они должны сойти с велосипеда и вести его в руках по пешеходному переходу.

Какие ситуации-«ловушки» подстерегают ребят на перекрестке со свето­фором?

Задача № 2. Где пешеход должен ожидать смены сигнала светофора, если он не успел перейти середину проезжей части:

а) оставаться там, где его застал запрещающий сигнал;

б) быстро закончить переход;

в) остановиться на середине проезжей части?


Тема для группы 3 - «Причины дорожно-транспортных происшествий».

Вопросы группе:

  • Что называется дорожно-транспортным происшествием?

  • Причины дорожно-транспортных происшествий.

  • Как регулируется движение пешеходов?

(- Светофором, линиями разметки, указателями, регулировщиком, до­рожными знаками.)

  • Какие «бытовые» привычки обычно дети переносят в поведение на про­езжей части и нужно ли от них избавляться?

  • В каких местах пешеходы обязаны переходить дорогу?

  • Как следует убедиться в безопасности, прежде чем перейти дорогу?

- Какие бывают пешеходные переходы? (Регулируемые и нерегулируемые.)

- Какие дорожные «ловушки» подстерегают ребят на пешеходном пере­ходе?

- Какая машина опаснее: которая стоит или которая едет?

Задача № 3. По какой стороне обозначенного пешеходного перехода должен идти пешеход:

а)по той стороне, где больше места;

б)по его левой половине;

в)по его правой половине.

В конце урока каждый ученик получает соответствующую оценку. В ос­тавшееся время заполняется решением дорожных задач на повторение прой­денного материала и разбором ДТП с участием детей.


Урок 2.

Тема: «Дорожные «ловушки».


^ Цель урока: закрепить знания правил безопасного перехода через доро­гу; развить умение видеть на дороге опасные ситуации-«ловушки».

Оборудование: плакаты с дорожными «ловушками», макет дороги с при­легающей территорией.

^ Ход занятия:

Самостоятельная работа.

Все ученики делятся на 10 групп. Каждая получает свою тему (задаются вопросы, ответы на которые раскроют тему; если она будет раскрыта неполно­стью и весь класс затрудняется что-либо добавить, учитель дополняет ответы

учеников). Обсуждение темы и нахождение правильного решения дорожной ситуации-«ловушки» ведется всеми членами группы. Затем каждая группа представляет решение своей темы всему классу, используя соответствующие плакаты, макет и схематичное изображение на доске. В конце урока по резуль­татам работы выставляются оценки, которые обсуждаются всем классом. Ос­тавшееся на уроке время можно заполнить разбором дорожных ситуаций, на­блюдаемых из окна класса (если оно выходит на дорогу).

Тема 1. Какие бывают ситуации-«ловушки» закрытого обзора? Это до­рожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода кустами, деревьями, стоящими и движущимися машинами, другими пешеходами.

Какая машина опаснее: которая стоит или которая едет? Какая из стоя­щих машин опаснее других? Чем опасны машины, стоящие у светофора? Чем опасна машина, стоящая в ожидании разрешающего сигнала светофора для по­ворота направо? Чем могут быть опасны кусты, деревья, заборы, дома возле до­роги? Чем опасна медленно приближающаяся машина? Чем опасна только что проехавшая машина?

Тема 2. Какие бывают ситуации-«ловушки» отвлечения внимания? Пешеход не замечает опасность, потому что взгляд его прикован к интересующему его предмету - автобус на другой стороне дороги, приятель, родственники, мяч.

В чем опасность для пешехода, спешащего через дорогу к автобусу? В чем опасность для пешехода, заметившего на другой стороне улицы родствен­ников или приятелей, зовущих его?

В чем опасность для детей, бегущих через дорогу вслед за приятелями, старшими, собакой, мячом?

Тема 3. Что за дорожная «ловушка» - «пустынная» улица? Часто дети иг­рают на улице, окруженной жилыми домами, кустами, деревьями, по которой машины проезжают редко. Поэтому они выходят или выбегают на проезжую часть просто, не осмотрев ее. Выход не глядя!

Чем опасна игра детей рядом с проезжей частью пустынной улицы? В чем опасность, когда пешеходы или велосипедисты идут, едут по краю проез­жей части или по обочине «пустынной» улицы?

Тема 4. Пешеход стоит на проезжей части улицы. Какие дорожные «ло­вушки» могут подстерегать его? Когда пешеход стоит на проезжей части ули­цы? Когда он переходит ее не за один раз, а по этапам: сначала до середины (до «островка безопасности»- или до осевой линии), потом, подождав и пропустив машины, от середины до тротуара.

Как должен вести себя пешеход, стоя на середине проезжей части? Смот­реть вправо и влево, чтобы знать, какие машины надо пропускать и какие про­езжают за спиной. Ни в коем случае не пугаться и не отступать назад!

Что мешает видеть опасность, когда стоишь на середине улицы? Стоящие справа пешеходы.

Как надо себя настроить, остановившись на середине улицы? На пре­дельную внимательность. Никаких разговоров, никаких случайных движений, особенно назад.

Тема 5. Какие ситуации-«ловушки» подстерегают пешеходов в зоне оста­новки автобуса, троллейбуса, трамвая? Необходимо запомнить три основные ситуации-«ловушки», подстерегающие пешехода в зоне остановки:

  • пешеход выходит из-за автобуса спереди и не замечает, что слева при­ближается машина;

  • пешеход выходит из-за автобуса сзади и не замечает, что машина при­ближается справа;

  • пешеход бежит через дорогу к автобусу, не замечая машин, прибли­жающихся слева и справа.

Какое место опаснее для пешехода, переходящего через дорогу, перекре­сток или остановка? Опасно везде, но на остановке опаснее! Во-первых, на ос­тановке самая большая помеха обзору - стоящий автобус. Во-вторых, пешехо­ды часто спешат то к автобусу, то от него.

Как надо обходить автобус на остановке: спереди или сзади? Лучше его вообще не обходить - он сильно мешает обзору. Надо подождать, пока он отъе­дет подальше, или самому отойти от остановки на более безопасное место, на­пример, к пешеходному переходу, если он есть поблизости.

На каких дорогах остановки опасны больше всего? На узких, с неширокой проезжей частью. Здесь пешеход, обходя автобус, видит, что до тротуара близ­ко, «рукой подать» и чаще выбегает из-за него.

Тема 6. Как можно попасть в дорожную «ловушку» на пешеходном пере­ходе? Таких «ловушек» три:

а) приближается автобус, грузовик или другая машина; пешеход, видя,
что успевает перейти, может не заметить скрытую за ними другую машину, которая идет быстрее;

б) машина проехала через пешеходный переход, пешеход в спешке может сразу начать движение и не заметить машину справа, скрытую в этот момент за проезжающей машиной;

в) у пешеходного перехода остановилась машина (для поворота или разворота, просто затор, поломка), которая мешает заметить другие машины.

Какую ошибку чаще всего делает водитель при проезде пешеходного пе­рехода? Едет на повышенной скорости, не снижает ее. Пешеходу нельзя наде­яться на то, что водитель не ошибается, надо полагаться на свое внимание.

Тема 7. Какие ситуации-«ловушки» могут подстерегать пешехода у све­тофора? Таких ситуаций три: *

а) пешеход бежит перед стоящими у светофора машинами уже при крас­ном сигнале; пешеход уверен, что водители трогающихся машин его увидят и пропустят, и не понимает, что не все машины стояли, и из-за стоящих и тро­гающихся машин может выехать другая;

б) пешеход бежит на «зеленый», как только он загорелся, но ведь могут быть спешащие водители, проскакивающие переход на большой скорости, не успев сделать это при «своем» сигнале;

в) в одном ряду машины стоят, а в другом идут; пешеход, видя, что машины стоят, может начать переход, не видя за стоящими машинами другие, проезжающие.


Тема 8. Может ли возникнуть опасная дорожная ситуация-«ловушка» на углу перекрестка? На углу перекрестка машины могут делать поворот направо. При этом задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару (чем больше длина машины, тем больше смещение). Они мо­гут зацепить вас выступающей частью кузова или груза или даже наехать. Ино­гда неумелый водитель выезжает на «бровку» тротуара. Пропустив машину, за­прещается тут же двигаться вперед, ведь грузовой, да и легковой автомобили могут тянуть за собой прицеп и, поторопившись, вы шагнете прямо на него. Оказавшись на углу, надо наблюдать за движением и стоять подальше от края, быть всегда готовым отойти.


Тема 9. Какая дорожная «ловушка» может подстерегать вас около дома? В чем опасность проездов вдоль домов?

Тротуар и проезжая часть здесь редко разделены. Дорожки вдоль домов используются и пешеходами, и водителями. Нельзя выбегать из-за кустов, стоящих машин, из подъездов, не осмотревшись. Если возле дома стоит маши­на, не забывайте, что она может тронуться вперед, не подав сигнал, или дать задний ход. Особенно опасны грузовики-фургоны, такси и машины скорой по­мощи. Их водителям трудно наблюдать и замечать пешеходов, а такси и «ско­рая помощь» часто спешат.


Тема 10. Какая дорожная «ловушка» может подстерегать пешехода, иду­щего вдоль проезжей части?

Согласно ПДД, в населенных пунктах пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, в крайнем случае, по велосипедным. А вне населенных пунктов (если нет тротуаров, пешеходных, велосипедных до­рожек), идти по левой обочине, навстречу движения транспортных средств. Если пешеход идет по правой обочине, движе­ние транспорта происходит со стороны спины, и он не видит опасность (напри­мер, груз может высовываться за борта, или машина на скользкой дороге виль­нет в его сторону).


^ Урок 3.

Тема: Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортных происшествий.

Цель урока: научить правильному поведению при ДТП;

закрепить зна­ния и умения по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Оборудование: брошюры ПДД, аптечка.


Ход занятия:

Что называется дорожно-транспортным происшествием? Кто может стать участником ДТП?

Участниками дорожно-транспортного происшествия могут стать водите­ли транспортных средств, пешеходы (взрослые и дети), пассажиры, ремонтные рабочие, велосипедисты и др.

Правилами дорожного движения на водителя накладывается ответствен­ность за все его действия на дороге. Поэтому всем так необходимо знать основ­ные правила поведения участника ДТП. Вот некоторые из них:

  • остановиться и не трогать с места велосипед (мотоцикл, машину), а так­же другие предметы, имеющие отношение к происшествию;

  • обеспечить оказание первой медицинской помощи пострадавшему, от­править его на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение;

- сообщить о случившемся работникам милиции;

  • принять меры к сохранению места происшествия в неизменном виде, сохранить следы тормозного пути велосипеда (мотоцикла, машины), записать паспортные данные участников происшествия и свидетелей;

  • принять меры предосторожности на месте происшествия, чтобы преду­предить другие несчастные случаи. Это особенно необходимо при наступлении темноты, в тумане или при недостаточной видимости вообще.

Вы оказались на участке дороги в тот момент, когда там столкнулись ав­томобили или произошел наезд на велосипедиста или пешехода. Как правильно поступить, не нарушая правил? Проехать мимо или остановиться? Если вы ви­дели, как развивались события в момент аварии, то становитесь важным свиде­телем.

Если вы оказались очевидцем ДТП, вам необходимо знать свои обязанно­сти. Если по каким-либо причинам водитель, совершивший наезд или другое грубое нарушение ПДД, угрожающее жизни людей, покинул место происшест­вия, то очевидец должен записать номерной знак его машины. В подобных слу­чаях необходимо запомнить марку машины, ее цвет, число сидевших в ней лю­дей. Эти данные следует быстро сообщить ближайшему работнику милиции, дружиннику, инспектору дорожно-патрульной службы. Это облегчает рассле­дование причин происшествия, а иногда является единственным фактом для ус­тановления виновного.

Уехав с места происшествия (будучи свидетелем), вы лишаете следствие возможности объективно разобраться в случившемся, установить виновника аварии. Правила требуют в этой ситуации обязательно остановиться, не мешая движению других транспортных средств, оказать доврачебную помощь постра­давшим, вызвать «скорую», сообщить о случившемся в ГИБДД или милицию, записать адреса свидетелей, оказавшихся рядом с вами в момент аварии, и дож­даться приезда сотрудников милиции. В случае, если поврежденные в момент аварии велосипед, мопед или мотоцикл препятствуют движению транспорта, их можно убрать с проезжей части, предварительно обозначив это место в присут­ствии свидетелей.

Часто минуты решают судьбу пострадавшего на дороге, если до прихода «скорой» ему не оказана необходимая помощь. Но как правильно оказать эту помощь? Нужно иметь в виду, что дорожные травмы связаны всегда с много­численными переломами, порезами и порывами внутренних органов человека; любая авария характеризуется ударом при столкновении. Даже при скорости 20 км/ч в данной ситуации на человека действуют силы, в 6-7 раз превышающие силу тяжести.

Основной принцип при оказании первой медицинской помощи постра­давшим - не нанести ему новых травм своими неправильными действиями. В первую очередь необходимо выяснить, какую травму получил человек. Если он в сознании, то это можно спросить у самого пострадавшего, если же он без соз­нания, то прежде чем перетаскивать, необходимо ощупать его, чтобы опреде­лить, как правильнее ему помочь.

Если человек лежит на проезжей части, его нужно переместить на обочи­ну или тротуар, но не переносить, а перетащить. Дело в том, что другие водите­ли могут не заметить лежащего человека и совершить повторный наезд на него. Нельзя класть пострадавшего на спину, за исключением случая, когда ему тре­буется искусственное дыхание. Голова раненого всегда должна быть наклонена в сторону. Если происшествие произошло в холодную погоду, не забудьте по­стелить что-нибудь на землю и, по возможности, накройте человека теплой одеждой, чтобы к ранам не добавилась простуда. Для остановки сильного кро­вотечения нужно потуже перетянуть жгут выше раны, и сделать это необходи­мо как можно быстрее.

Если же человека, попавшего в ДТП, необходимо вытащить из автомоби­ля, то сначала освобождают доступ к нему, затем извлекают в той же позе, в ко­торой он находится, и лучше это делать вдвоем.

Существуют различные способы переноски пострадавшего. Если он мо­жет передвигаться с посторонней помощью, то помогающий ему одной рукой должен обхватить пострадавшего за талию, а другой взять за руку, перекину­тую через его плечо. Если пострадавший не может самостоятельно передви­гаться, то его переносят на спине. Значительно легче переноска на специальных носилках, которые позволяют делать остановки для отдыха. Их легко изгото­вить из подручных материалов. Для этого достаточно привязать к шестам одея­ло (плащ-палатку, пальто). Носильщики не должны идти в ногу, так как это раскачивает носилки. Преодолевая неровности местности, они должны следить за тем, чтобы тело пострадавшего всегда оставалось в горизонтальном положе­нии.

Если дорожное происшествие случилось недалеко от города или насе­ленного пункта, не торопитесь отправлять пострадавшего на первом попавшем­ся автомобиле - неправильная транспортировка раненого, как показывает прак­тика, часто заканчивается самыми печальными последствиями. В этой ситуации будет лучше как можно быстрее сообщить о случившемся в медицинское учре­ждение или милицию.

Для оказания первой медицинской помощи необходимо воспользоваться медикаментами, находящимися в аптечке первой помощи. Аптечка содержит настойку йода, нашатырный спирт, успокаивающие и сердечные (настойка ва­лерианы, валидол, кофеин), обезболивающие (анальгин, амидопирин) средства, кровоостанавливающий жгут, индивидуальный стерильный пакет, бинт.

Вывод: Итак, многого сделать нельзя, но очень важно правильно оказать первую помощь, тогда тяжело пострадавшие будут спасены в больнице. В большинстве случаев лучше подождать прибытия врача «скорой помощи», чем пытаться доставить пострадавшего в больницу на обычном автомобиле. Для сохранения жизни важна не столько быстрая, сколько правильная доставка в больницу.


^ Тема: Светофоры для пешеходов.

Цель: закрепить знания о светофоре, его назначении, разновидно­стях, выделив светофоры для пешеходов.

Ход занятия:

Викторина «Светофор».

Когда появились первые светофоры, и какими они были? Что представля­ет собой светофор, его значение? Что означает каждый из сигналов светофора? Какие виды светофоров вы знаете? Где устанавливают одно- и двухсекционные светофоры? Как переходить дорогу по односекционному светофору, с желтым мигающим сигналом? Каково значение светофора с дополнительной секцией? Как переходить дорогу по светофору с дополнительной секцией?

Мы все время вели разговор о транспортных светофорах, сигналами ко­торых руководствуются и водители, и пешеходы, но есть еще и пешеходные светофоры, они только для пешеходов. При их конструировании учитывается, что сигналы должны быть просты, понятны пешеходам. Между тем современ­ные светофоры достаточно усложнились, их сигналы (особенно многосекцион­ных) не всегда понятны малоподготовленным пешеходам. Кроме того, сущест­вует немало перекрестков, которые оснащены несколькими светофорами, дей­ствия которых согласованы между собой. Пешеходу подчас бывает трудно ра­зобраться в этой системе сигнализации, а это может сказаться на безопасности движения. Вот почему большое распространение в местах интенсивных пеше­ходных потоков получили светофоры, предназначенные специально для регу­лирования движения пешеходов.

Пешеходные светофоры устанавливают как на перекрестках, так и вдали от них - на перегонах улиц и дорог. На перекрестках может быть установлено несколько светофоров, предназначенных для регулирования потоков транс­портных средств, и несколько - специально для регулирования движения пеше­ходов. Все они, как транспортные, так и пешеходные, работают согласованно.

Пешеходные светофоры относятся к типу двухсекционных - с зеленым и красным сигналами. Сокращение желтого сигнала делает их более понятными для пешеходов. Разрешающим переход улицы является зеленый сигнал. Когда он загорается, то появляется слово «Идите». Когда же гаснет зеленый сигнал, одновременно с красным высвечивается «Стойте». Мигание зеленого сигнала предупреждает, что скоро будет включен красный.

Есть и другие пешеходные светофоры, более современной конструкции. На некоторых из них при появлении зеленого сигнала можно увидеть не слово «Идите», а фигуру идущего пешехода, а вместо слова «Стойте» высвечивается фигура стоящего пешехода. Встречаются и такие пешеходные светофоры, на которых при включении зеленого сигнала появляются две движущиеся фигурки - переход разрешен. При включении красного появляются две стоящие на од­ном месте фигурки пешеходов.

Часто пешеходные светофоры устанавливают отдельно, но есть и такие, которые монтируют в одном блоке с транспортными светофорами. В этом слу­чае транспортный светофор регулирует движение машин, а пешеходный - пе­шеходов. Довольно часто пешеходы ошибаются: не замечают пешеходного све­тофора, а руководствуются сигналами транспортного, сигналы которого не все­гда работают в одинаковом режиме с пешеходным. Таких ошибок делать нель­зя. Пешеход должен руководствоваться только сигналами пешеходного свето­фора (если он есть).

Существуют и пешеходные светофоры с вызывным устройством. Их пе­шеход включает сам, когда необходимо перейти улицу. Для этого по вертикали ниже светофора устанавливают кнопочный датчик

Существуют светофоры со звонками, они предназначены для слепых пе­шеходов. При загорании зеленого сигнала звонит звонок, и слепой переходит улицу.

^ Контрольные вопросы:

Какие виды пешеходных светофоров вы знаете? К какому типу светофо­ров относятся пешеходные светофоры? Как быть, если на перекрестке имеются и пешеходные, и транспортные светофоры?

Закончить урок можно практической работой по решению задач на зна­ние ПДД (по разводу транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке).


^ Урок 5. Сигналы регулировщика.


Цель урока: закрепить знание методов регулирования дорожного движе­ния, сигналов регулировщика.

Ход занятия:

Самостоятельная работа.

Каким сигналом должны руководствоваться пешеходы, если перекресток регулируется одновременно регулировщиком и светофором? При каком поло­жении регулировщика разрешается движение пешехода? Если регулировщик вытянул руку вперед, где и как должны переходить улицу пешеходы? Регули­ровщик обращен к вам левым или правым боком. Руки опущены. Ваши дейст­вия?

Учитель обобщает все ответы и дополняет их.

Несколько десятков лет тому назад движением на перекрестках руково­дили регулировщики. Сейчас их место заняли светофоры, но это не значит, что регулировщикам «делать нечего». Функции их изменились, сегодня чаще всего они дежурят не на перекрестках, а рядом, следят за движением и, если необхо­димо, вмешиваются в него. Нередко и теперь регулировщикам приходится ста­новиться на вахту в центре перекрестка. Обычно это бывает там, где движение усложнено, интенсивность его велика, особенно в час «пик».

Работа регулировщика очень ответственна и тяжела. Регулировщик - хо­зяин перекрестка, его указания обязательны для всех участников движения. Ес­ли сигнал, подающийся им, противоречит сигналу светофора, все участники движения обязаны выполнять указания регулировщика. Наблюдая за потоком автомобилей, он сам решает, кого пропустить в первую очередь, чтобы не соз­давать скопления машин. Он отдает приказы жестами рук или с помощью сиг­нального жезла. В ночное время применяется электрифицированный жезл, внутри которого помещаются лампочка и батарейка.

Сигналы регулировщика.

Руки вытянуты в стороны или опущены:

  • со стороны левого и правого бока - разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

  • со стороны спины или груди - движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

Правая рука вытянута вперед:

  • со стороны левого бока - разрешено движение трамваю налево, безрель­совым транспортным средствам во всех направлениях;

  • со стороны груди - разрешено движение всех транспортных средств только направо;

  • со стороны правого бока и спины - движение всех транспортных средств запрещено;

  • пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регули­ровщика.

Рука поднята вверх:

- движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях.

^ Практическое занятие.

Проводится в классе и рекреации, где есть разметка перекрестка, можно схематично нарисовать ее мелом на полу.

Покажите жесты и положения регулировщика, соответствующие красно­му, желтому и зеленому сигналам светофора.

Далее можно поиграть.

По жеребьевке выбирается регулировщик, остальные ученики разделяют­ся на две группы: пешеходы, «машины», «трамваи». Несколько человек можно выделить в жюри.

Регулировщик производит разводку транспорта. Все «машины» и пеше­ходы ждут своего сигнала.


^ Урок 6. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

Цель урока: закрепить знания правил пользования пассажирским транс­портом, дать представление о перевозке учеников на грузовых машинах как о крайней необходимости.

Оборудование: знак «Перевозка детей», соответствующие плакаты.

^ Ход занятия:

Викторина «Пассажир».

Какие виды транспортных средств вы знаете? Грузовые, пассажирские и специальные. Пассажирский транспорт подразделяется на автобусы, троллей­бусы, трамваи и легковой транспорт.

Кто называется пассажиром? Лицо, пользующееся для передвижения ка­ким-либо транспортом.

Каковы общие обязанности пассажиров? Пристегнуться ремнями безопасности (если они есть), подчиняться всем указаниям водителя транспорта или кондуктора. Посадку или высадку производить только при полной остановке
транспортного средства.

Как называются места для ожидания транспорта, и чем они обозначают­ся? Остановки. Они обозначаются специальными указателями, на которых пи­шется название остановки, номер маршрута, транспорта, а иногда и расписание движения.

Что запрещается делать пассажиру при движении транспортного средст­ва? Ездить на подножках и других, не предназначенных для проезда частях транспортных средств, высовываться из окон, выставлять руки или какие-нибудь предметы, производить посадку и высадку во время движения, препят­ствовать закрытию дверей, открывать их до полной остановки транспорта, от­влекать водителя.

Каков порядок посадки и высадки пассажиров из автобуса, трамвая, троллейбуса? Высадка и посадка производятся только при полной остановке транспорта и лишь в специально отведенных местах со стороны тротуара или обочины дороги.

На какую сторону разрешается выход из легковой машины и почему? Только на правую сторону, выход на левую сторону опасен, так как можно по­пасть под колеса объезжающего или встречного транспорта.

Почему запрещено цепляться за грузовые машины и прицепы? Привести примеры таких ДТП с детьми.

Как безопаснее обходить стоящий автобус или троллейбус? Безопаснее всего подождать, когда они отойдут от остановки, а затем переходить. Улицу будет видно со всех сторон. Вспомнить дорожные «ловушки», в которые попа­дают дети на остановке.

Для перевозки детей служат автобусы и легковые автомобили, а иногда, в виде исключения, грузовые автомобили. В этом случае грузовой автомобиль специально подготавливают для перевозки пассажиров. Его оборудуют тентом, лестницей для посадки и высадки, освещением кузова, в котором устанавли­ваются сиденья в виде лавок (от одного борта до другого); заднее сиденье имеет спинку; бортовые крючки плотно закрываются и завязываются проволокой. В грузовике должны быть огнетушитель и аптечка первой медицинской помощи, спереди и сзади устанавливаются специальные опознавательные знаки квадрат­ной формы «Перевозка детей». Перед выездом из гаража автомобиль проходит тщательный технический осмотр. Учащихся сопровождают двое взрослых, ко­торые размещаются у заднего борта машин. Число пассажиров в кузове не должно превышать числа посадочных мест. Посадку в грузовой автомобиль можно начинать лишь при полной его остановке у «бровки» тротуара, а за го­родом - на обочине дороги.

Посадка в кузов разрешается со стороны тротуара или обочины, а также через задний борт. Войдя в кузов, каждый должен занять места для сидения.

Во время движения ученики обязаны строго придерживаться указаний взрослых. Запрещается стоять в кузове, сидеть на бортах, перемещаться с места на место. Водитель выполняет во время движения со скоростью не более 60 км/ч самые разнообразные маневры в управлении, связанные с поворотами, торможением. Если не выполнять требования, то пассажир может выпасть че­рез борт.

По прибытии в пункт назначения высаживаться из кузова следует в по­рядке очередности в сторону тротуара или обочины дороги, или через задний борт с последующим переходом в сторону тротуара или обочины. Высадка из кузова в сторону проезжей части строго запрещается.


^ Контрольные вопросы.

Приходилось ли вам ехать в лагерь или еще куда-нибудь в грузовом ав­томобиле? Расскажите, как он был оборудован для такой посадки. С какой сто­роны безопасней совершать посадку и высадку из грузового автомобиля? Какой должна быть скорость движения при перевозке людей на грузовом автомобиле? Как должен вести себя пассажир в кузове при движении грузового автомобиля?


^ Урок 7. Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.

Цель урока: изучить правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мо­тороллере.

Оборудование: соответствующие плакаты.

Ход занятия:

Сегодня мотоциклы и мотороллеры особенно широко распространены в сельской Местности. Для перевозки пассажиров служат дорожные мотоциклы (одиночки и с колясками) и мотороллеры. Выпускаются и грузовые моторолле­ры.

Для того, чтобы ездить безопасно на мотоцикле или мотороллере в каче­стве пассажира, необходимо соблюдать установленные правила, нарушение ко­торых приводит к несчастным случаям.

  1. Водители мотоциклов, мотороллеров и пассажиры должны иметь за­щитные шлемы, обязаны надевать их на голову и застегивать до посадки на транспорт. Это правило обязательно в любом месте (город или сельская мест­ность), в любое время года, при любой скорости и независимо от длины мар­шрута. Защитные шлемы уменьшают тяжесть травм головы при ДТП.

  2. На мотоциклах и мотороллерах без коляски пассажирам можно ездить только при наличии заднего сиденья, подножек и плотно укрепленной ручки. На таких мотоциклах и мотороллерах разрешается ездить только одному пас­сажиру. Детям, не достигшим 12-летнего возраста, ездить на заднем сиденье мотоцикла и мотороллера запрещено.

  3. На мотоциклах и мотороллерах с колясками, кроме водителя, могут ез­дить два пассажира, сзади водителя (при наличии сиденья) и в коляске. В коля­ске мотоцикла и мотороллера допускается перевозка, кроме взрослого пасса­жира, ребенка до 12 лет при условии, что для него есть свободное место, и он
    не будет создавать помех при движении. ,.

При посадке пассажиров на мотоцикл должны быть соблюдены все тре­бования перевозки на одиночном мотоцикле (п.1). При посадке в коляску води­тель обязательно надевает защитный шлем, садится на сиденье и застегивает тент. В коляске пассажир чувствует себя удобнее и безопаснее.

Во время движения нельзя открывать тент, вставать, выставлять руки.

Запрещено перевозить пассажиров в кузове грузового мотороллера, в гру­зовых и спортивных колясках мотоциклов.

4. Сажать и высаживать пассажиров разрешается только при полной ос­тановке и лишь со стороны тротуара или обочины.

Если по пути следования в мотоцикле возникла неисправность, то после его остановки на дороге пассажирам надо выйти из транспорта в сторону обо­чины и, по возможности, уйти с дорожного полотна.

Нельзя перевозить пассажиров на неисправном мотоцикле с коляской, буксируемом по месту назначения.

^ Контрольные вопросы.

Разрешается ли перевозить в кузове грузового мотороллера пассажиров? С какого возраста можно перевозить пассажира на заднем сиденье мотоцикла (мотороллера)? Сколько пассажиров разрешается перевозить в коляске мото­цикла? Какие головные уборы для поездки обязаны надеть пассажиры мото­цикла (мотороллера)? Куда должны выходить пассажиры мотоцикла при оста­новке?

В оставшееся время можно рассмотреть ДТП с участием детей, повторить пройденный материал (особенно дорожные ситуации-«ловушки»), решить за­дачи по данной теме.


^ Тема: Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслу­живание.

Цель: расширить знания учеников о велосипеде, его устройстве, снаряжении; научить самостоятельно ухаживать за велосипедом (т.е. техническому обслуживанию). -

Оборудование: велосипеды, путевой инструмент, насос.

^ Ход занятия:

По назначению велосипеды различают: дорожные, легкодорожные, спор­тивные. В каждой из этих групп они подразделяются по технической характе­ристике: базе, высоте рамы, количеству передач, размеру шин, формам руля и седла и др.

Дорожные велосипеды изготовляют для взрослых и подростков. Подро­стковые велосипеды, которыми пользуются школьники, допускают посадку од­ного велосипедиста в возрасте 15 лет.

1. Устройство велосипеда.

Велосипед состоит из следующих основных узлов: рамы, передней вилки, руля, силовой передачи, седла и двух грязевых щитков. Рама изготавливается из стальных труб и служит основанием, на котором монтируются все другие узлы.

Передняя вилка является опорой передней части рамы. Кроме того, вилка соединяет руль с передним колесом: состоит из полого стержня, вращающегося в головке рамы и двух перьев.

Колесо состоит из стального обода и втулки, соединенных стальными спицами. На обод надеты пневматические шины, состоящие из резиновой по­крышки и камеры, в которую накачивается воздух. Втулочно-роликовая цепь соединяет ведущую (кареточную) шестерню с ведомой шестерней заднего ко­леса и служит для передачи на Нее усилия ног велосипедиста.

Седло состоит из металлического каркаса с пружинами и кожаной по­крышкой из специального замка, при помощи которого крепится на раме. Вы­соту седла в некоторых пределах можно изменять.

Грязевые щитки устанавливаются на передних и задних колесах для пре­дохранения велосипедиста от забрызгивания грязью.

//. Проверка снаряжения велосипедиста.

(Обратить внимание и на значение каждой детали оборудования.)

  1. Звонок устанавливается и крепится на левой стороне рулевой трубы та­ким образом, чтобы им можно было пользоваться, не отрывая руки от ручки руля.

  2. Передняя фара с белым светом устанавливается так, чтобы свет от нее падал на проезжую часть на расстоянии 20 м от велосипеда. Она должна вклю­чаться в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад) и в тоннелях.

  3. Задний красный фонарь включается в то же время, что и передняя фа­ра, кроме того, должен быть красный световозвращатель.

4. Зеркало заднего вида крепится на левой стороне руля шарнирно.

5. Один номерной знак устанавливается на заднем щитке (если это предусмотрено местными органами власти).

6. Путевой инструмент - для устранения неисправностей в пути.


7. Велосипедный насос крепится к раме на нижней, верхней или подседельной трубе.Руль предназначен для управления велосипедом и поддержания равнове­сия. Он состоит из стальной трубы изогнутой формы, на концах которой наде­ты ручки из резины или пластмассы, и рулевого стержня. В зависимости от по­ложения рулевой трубы меняется и посадка велосипедиста. Рукоятки рулевой трубы, поднятые вверх, заставляют велосипедиста сидеть прямо, а опущенные вниз - согнувшись.

Силовая передача передает усилие от ног велосипедиста на заднее коле­со, которое является ведущим. Механизм силовой передачи состоит из каретки, ведомой шестерни, педали и цепи.

III. Проверка технического состояния велосипедиста.

(Обратить особое внимание на безотказное действие руля и тормозов.)

Если руль работает туго, то трудно удерживать равновесие и объезжать препятствия. Его следует ослабить.

Велосипед должен быть оборудован двумя независимыми тормозами для обеспечения возможности торможения при отказе одного из них. При спуске с горы может соскочить с ведущей шестерни цепь, в результате чего задний тор­моз будет бездействовать и, следовательно, безопасно съехать вниз невозмож­но, если не иметь второго тормоза, действующего на переднее колесо.

Необходимо проверить давление воздуха в шинах. О нем можно судить





Шины при различном давлении воздуха: а- малом; б - нормальном; в - избыточном.


по внешнему виду. При пониженном давлении шина быстро нагревается и вы­ходит из строя, при повышенном - увеличивается тормозной путь велосипеда, и также может выйти из строя шина.

Проверяются правильность центровки колес (отсутствие «восьмерки»), натяжение цепи, плотность резьбовых соединений, действие звонка, исправ­ность осветительных приборов и электропроводки.


IV. Техническое обслуживание велосипеда (уход за велосипедом).

Ежедневно после поездки велосипед тщательно очищается от пыли, грязи и влаги.

Проверяются плавность хода переднего и заднего колес и узлы под­вижных соединений. Заедания и пробуксовывания не допускаются. Подтягива­ются все резьбовые соединения с помощью которых соединяются почти все детали велосипеда. Контролируются шины: накаченные, они должны плотно прилегать к бортам ободов по всей окружности. Выверяется центровка колес. Плоскости симметрии рамы и колес должны совпадать. Производится проверка натяжения цепи и спиц (должны быть натянутыми). Тормоз втулки заднего и переднего колес должен действовать без заеданий. Периодическая смазка вело­сипеда два раза в сезон - в зонах умеренного климата и 3-4 раза - в жарких зо­нах, цепь смазывают 4-8 раз в сезон.

При эксплуатации велосипеда в его ходовых соединениях образуются за­зоры, которые превышают допустимый предел; во избежание этого узлы вело­сипеда подвергаются регулировке с последующей проверкой. Изношенные де­тали заменяются новыми.







^ Урок 9. Движение велосипедистов группами. Велоэстафета.

Цель урока: проверить практические навыки учащихся; рассказать о правилах движения велосипедистов группами, о действиях руководителя груп­пы (колонны).

Оборудование: дорожные знаки.

Ход занятия:

Урок можно построить следующим образом.

  1. Самостоятельное изучение раздела 24 ПДД «Дополнительные требова­ния к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также погону жи­вотных». Рассказ о правилах движения по дороге велосипедистов группами.

  2. Опрос по теме можно провести в индивидуальном порядке во время велоэстафеты на школьной автоплощадке. Хорошую оценку получает тот, кто правильно выполнит все этапы велоэстафеты и ответит на один контрольный вопрос.

При движении в группе каждый велосипедист должен быть особенно дисциплинированным и организованным. Группу сопровождают старшие. О маршруте поездки школьники должны знать заранее. Перед выездом необхо­димо каждому еще раз осмотреть велосипед, убедиться в том, что все в поряд­ке.

Желательно, чтобы, все участники поездки были одеты в светлую одежду, тогда велосипедистов хорошо видно издалека всем участникам движения. В группе надо иметь аптечку первой медицинской помощи.

По дороге велосипедисты едут один за другим, гуськом, на некотором расстоянии друг от друга. На проезжей части они занимают правую полосу. Да­лее чем на один метр от тротуара удаляться нельзя. Если есть велосипедная до­рожка, то двигаться нужно только по ней. По велодорожке разрешается ехать в несколько рядов, как позволяет ее ширина. Но если навстречу едут велосипеди­сты, то следует перестроиться в один ряд, придерживаясь правой стороны.

Один из старших сопровождающих группу велосипедистов, назначается руководителем. Он едет впереди всех, внимательно следит за дорогой, движе нием на ней. На первом и последнем велосипедах укрепляют красные флажки, хорошо видимые издалека. Если на пути группе велосипедистов встречаются регулируемые перекрестки, то переезжать их можно только на разрешающий сигнал светофора или жест регулировщика.

Подъезжая к нерегулируемому перекрестку, руководитель группы, убе­дившись в том, что в поперечном направлении транспортных средств нет, под­няв руку или флажок, пропускает всю колонну, затем догоняет ее и снова зани­мает место впереди. При проезде нерегулируемого перекрестка все велосипе­дисты должны быть особенно внимательны и дисциплинированны.

Дорога, по которой едут велосипедисты, не всегда бывает ровной -встречаются препятствия. Возглавляющий группу, заметив это, быстро преду­преждает едущего за ним, а тот передает следующему, так по цепочке все будут предупреждены об опасности. Сигналом, предупреждающим опасность, в таких случаях является сигнал торможения - поднятие левой или правой руки вверх. Если впереди будет знак «Движение на велосипедах запрещено», то велосипе­дисты проходят этот участок дороги, ведя велосипед рядом.

Велосипедисты должны быть очень осторожны при проезде пешеходных переходов. Движение групп велосипедистов разрешается только в светлое вре­мя суток. Желательно в велопоходе через каждые два часа делать привал для отдыха и разминки. Место для этого лучше выбрать на поляне, у ручья, в сто­роне от дороги. Если в колонне имеется груз, то его надо распределить равно­мерно между всеми.

Этапы велоэстафеты:

- проезд нерегулируемого перекрестка;

- проезд регулируемого перекрестка (со светофором или регулировщиком); -« -

  • проезд пешеходного перехода;

  • остановка у контрольного пункта.

В велоэстафете можно использовать знаки: 2.5, 4.4, 3.9, 3.18.1, 3.18.2, 4.1.1-4.1.6, 5.5, 5.19.1-5.19.2.

На каждый этап соревнований коллегиально выбирается судья, который за проезд этапа ставит участнику очки (оценку).

В велоэстафете принимают участие все ученики (кроме судей). Движение участники начинают по очереди, соблюдая некоторую дистанцию. Если нет возможности провести велоэстафету, то практическая часть урока

проходит в классе в виде семинара или контрольной работы по решению задач для велоси­педистов.

^ Контрольные вопросы.

Как надо подбирать для себя велосипед? С какого возраста детям разре­шается ездить на велосипедах по улицам и дорогам? Какие правила должен со­блюдать велосипедист, двигаясь по улицам и дорогам? Каковы технические требования к велосипеду? Как должен быть оборудован велосипед для езды в вечернее время? Может ли велосипедист делать поворот налево, не слезая с ве­лосипеда? А направо? Какой предупредительный сигнал подает велосипедист перед поворотом, обгоном, объездом? Покажите, как велосипедист подает сиг­нал торможения?

Почему опасно ездить на неисправном велосипеде? Почему опасно ез­дить, не держась за руль?

Где запрещено ездить на велосипеде? Что запрещено велосипедистам? Расскажите о правилах движения велосипедистов группами. Какие правила на­до выполнять при проезде группой регулируемых и нерегулируемых перекре­стков? При каких технических неисправностях езда на велосипеде запрещает­ся? Как следует двигаться по велосипедной дорожке? Как должен поступить руководитель группы велосипедистов, если на пути встречается препятствие? Какие знаки для велосипедистов вы знаете? В какие дорожные «ловушки» мо­жет попасть велосипедист?








Похожие:

7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ? iconКонспект лекций по Правилам дорожного движения Украины. Правила дорожного движения
Правила дорожного движения являются частью закона «О дорожном движении» и устанавливают единый порядок дорожного движения на всей...
7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ? iconПравила Дорожного Движения РФ общие положения
Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие...
7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ? iconПамятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения
Каждый день вы выходите на улицу и становитесь участниками дорожного движения. Очень часто ребята нарушают правила дорожного движения...
7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ? iconКлассный час "Правила дорожного движения" Цели: проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах
Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам
7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ? iconПлан мероприятий по проведению месячника по обеспечению безопасности дорожного движения (профилактической акции «Внимание – дети!»)
Проведение классных часов на темы: «Правила дорожного движения», «Знаки дорожного движения», «Обязанности пешеходов и водителей»...
7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ? icon1. пдд РФ общие положения
Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие...
7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ? iconПравила дорожного движения и безопасного поведения
Просмотр обучающих мультфильмов («Уроки осторожности» тетушки Совы, «Правила дорожного движения» от Смешариков)
7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ? iconБилет №1 Участники дорожного движения и общие правила их поведения. Пешеход, безопасное поведение пешехода на улицах и дорогах
Участники дорожного движения — это водители и пассажиры транспортных средств и пешеходы. Они обязаны выполнять требования Правил...
7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ? icon3 класс урок Соблюдай правила дорожного движения. Цель урока
Цель урока: повторить полученные знания по пдд в 1-2 классе, ознако­мить учащихся с одной из основных особенностей современного города...
7 класс Урок 1 Как мы знаем правила дорожного движения ? iconКружок «Юный инспектор дорожного движения» Мигачев А. М. Внеурочное занятие 1 класс
Цель "Ознакомить ребят с сигналами светофора, дополнительных секций светофора, сигналами регулировщика, повторить основные Правила...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы