Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями icon

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями



НазваниеПояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями
Дата конвертации28.09.2012
Размер115.3 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

  • Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007 года.

  • Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования.

  • Приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.1999 г. Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

  • Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».    

  • Письмо Департамента общего и дошкольного образования МО РФ №14-51-277/13 от 13.11.2003 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ . № 321 от 14.12. 2006г. «Об утверждении федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год».

  • Приказ Министерства образования РФ 03.12.1999 г., №1075 «Положение «О государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ».

  • Приказ Министерства образования РФ 03.12.1999 г., №1076« О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений РФ».

  • Приказ Министерства образования РФ №135 от 21.01.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

  • Информационное письмо МОиН РФ и издательства «Просвещение» от 16.08.2004 № М1-05-862 об использовании учебников издательства «Просвещение» при организации профильного обучения.

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по ОБЖ. – М.: Дрофа, 2004.

  • Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природной и техногенного характера"

  • "Об охране окружающей природной среды"

  • "О пожарной безопасности " от 12.02.06г. № 78

  • "О гражданской обороне" от 12.02.06г.

  • "Об обороне" от 24.04.04г.

  • "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.06г. № 53-ФЗ

  • Постановления Правительства РФ "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" от 16.01.04г. № 738

  • Постановление Правительства РФ № 122 от 16.02.07г. и приказ министра образования №3511 от 30.10.07г. "О государственном патриотическом воспитании граждан РФ"

  • Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности, 1-11 классы, под редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение», 2006 год.



Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об охране окружающей природной среды", "О пожарной безопасности", "О гражданской обороне" и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.


Цели

Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах
    безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения
    безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своей
    здоровью и жизни;

*овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на этапе основного общего образования. В VIII классе на его изучение выделяется 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 34 учебных часа.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и
    моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества, учебного коллектива.



Результаты обучения


Результаты изучения учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" приведены разделе "Требования к уровню подготовки выпускников". Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика "Уметь" включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуация социального, природного и техногенного характера.

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать:


- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки их профилактику,

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

- знать о влиянии деятельности человека на окружающую среду.

- знать ПДД.

- знать об уголовной ответственности и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

- знать правила безопасного поведения при радиационных, химических, гидротехнических

авариях.


Уметь:


- использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

- уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.


Основное содержание программы

1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного ха­рактера. Безопасность и защита человека(26).

^ 1.1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера(3).

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

^ 1. 2. Пожары и взрывы (5)

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.

^ 1. 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ (5)

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

^ 1.4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5)

Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях радиоактивном загрязнении местности.

^ 1.5. Гидротехнические аварии(4). Гидротехнические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

^ 1.6. Нарушение экологического равновесия(4). Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России.


^ 2. Основы здорового образа жизни. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. (7)

Вредные привычки и их негативное влияние на организм.

Средства оказания первой медицинской помощи.

Правила для велосипедистов. Правила для роллинга.

Снаряжение. Как научиться кататься на роликовых коньках без травм и увечий.

Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних.

Как уберечь себя от преступлений. Безопасность в общественных местах.

Как получить помощь со стороны. Как вести себя, когда избежать силового контакта невозможно.


Календарно – тематическое планирование


По предмету: Основы безопасности жизнедеятельности на 2011-2012 учебный год.

Учитель: Шамсуллин Филюз Фанович

Класс: 8


Количество недельных часов по школьному учебному плану: 1

Количество часов по программе: 34


Количество часов по семестрам:




1 семестр

2 семестр

3 семестр

Год

Количество часов










34

Плановых контрольных работ










5

Тестовых работ










3

Практических работ










2



Планирование составлено на основе:


1. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана (размещены на официальном сайте Минобранауки России).

2. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2006.

3. Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. – М.: Дрофа, 2006.

4. Примерная программа по курсу ОБЖ в 8 классе (Смирнов А.Т., Жилов Ю.Д., Латчук В.Н., Мишин Б.И.) М.: – Просвещение, 2001.

5. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: Учебно-методическое пособие / Латчук В.Н., Миронов С.К. – М.: Дрофа, 2004.

6. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (тестовый контроль для 10-11 классов): Пособие для преподавателей-организаторов ОБЖ / Смирнов А.Т., Маслов М.А. – М.: Просвещение, 2002.

7.Ежемесячный информационный и научно-методический журнал «Основы безопасности жизни» Министерства образования Российской Федерации.

8. Ежемесячное информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» МЧС России.

9. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.




Похожие:

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconПояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями
Распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconПояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями
Распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconПояснительная записка по литературе
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconРабочая программа по химии. 8 Класс
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconРабочая программа по химии. 9 Класс
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconПрограмма по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconРабочая программа по логопедии представляет собой целостный документ и представлена тремя разделами: пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции звукопроизношения составлена в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М....
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconРабочая программа по литературе в 9а классе Бессмольной Елены Вячеславовны, учителя высшей квалификационной категории
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconРабочая программа по русскому языку в 6 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconПрограмма по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006. 93 с
Рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы