Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями icon

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями



НазваниеПояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями
Дата конвертации28.09.2012
Размер147.69 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

  • Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007 года.

  • Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования.

  • Приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.1999 г. Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

  • Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».    

  • Письмо Департамента общего и дошкольного образования МО РФ №14-51-277/13 от 13.11.2003 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ . № 321 от 14.12. 2006г. «Об утверждении федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год».

  • Приказ Министерства образования РФ 03.12.1999 г., №1075 «Положение «О государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ».

  • Приказ Министерства образования РФ 03.12.1999 г., №1076« О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений РФ».

  • Приказ Министерства образования РФ №135 от 21.01.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

  • Информационное письмо МОиН РФ и издательства «Просвещение» от 16.08.2004 № М1-05-862 об использовании учебников издательства «Просвещение» при организации профильного обучения.

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по ОБЖ. – М.: Дрофа, 2004.

  • Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природной
    и техногенного характера"

  • "Об охране окружающей природной среды"

  • "О пожарной безопасности " от 12.02.06г. № 78

  • "О гражданской обороне" от 12.02.06г.

  • "Об обороне" от 24.04.04г.

  • "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.06г. № 53-ФЗ

  • постановления Правительства РФ "О порядке подготовки населения в области защиты от
    чрезвычайных ситуаций" от 16.01.04г. № 738

  • постановление Правительства РФ № 122 от 16.02.07г. и приказ министра образования №3511 от 30.10.07г. "О государственном патриотическом воспитании граждан РФ"

  • школьный учебный план за 2009-2010 уч.год

  • программы курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений основного общего
    образования 10-11 классы (под редакцией В.Н.Латчука, Б.И.Мишина, А.Т.Смирнова, Ю.Д.Жилова

  • календарно-тематическое планирование составлено на основе программы авторов В.Н.Латчука, Б.И. Мишина, А.Т.Смирнова, Ю.Д.Жилова, изд. Министерства общего и профессионального образования РФ, Москва, 2007г. и дополнено обязательным минимумом содержания основного общего образования по курсу ОБЖ.

  • федеральный закон «О безопасности» от 05.03.92, «Об обороне» от 24.04.96, «О гражданской обороне» от 12.02.98, «О безопасности дорожного движения» от 15.11.95, «Об образовании» от 16.11.97, «О воинской обязанности и военной службе» от 12.03.98, «О пожарной безопасности» от 12.02.98 №78, «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» от 11.11.94;

  • постановление Правительства РФ №1441 от 31.12.1999 «Об утверждении положения по подготовке граждан к военной службе»;

  • постановление Правительства РФ №122 от 16.02.01 и приказ министра образования №3511 от 30.10.01 «О государственном патриотическом воспитании граждан РФ»;


Статус документа


Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, для проведения учебных сборов, военно-профессиональной ориентации и военно-патриотического воспитания.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования, и при этом позволяет авторам учебных программ и учебников реализовать собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развитии и социализации обучающихся.

Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.


Цели


Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:


усвоение и закрепление учащимися знаний:


- об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;

- о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства;

- об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса;

- о государственной системе обеспечения защиты населения страны от ЧС мирного и военного времени;

- об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации;

- об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и ЧС, при угрозе террористического акта;

- о мерах профилактики наркомании;

- о роли ЗОЖ для обеспечения демографической безопасности страны;

- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

усвоение учащимися содержания:

- основных положений Конституции РФ и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму;

- нормативно-правовых актов РФ, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму.

усвоение и закрепление учащимися знаний:

- о предназначении, основных функциях и задачах Вооружённых Сил РФ;

- о видах Вооружённых Сил РФ и родах войск;

- о руководстве и управлении Вооружёнными Силами РФ;

- об участии Вооружённых Сил России в контртеррористических операциях;

- о государственных и военных символах РФ.


развитие у учащихся:


- личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта;

- потребности в соблюдении норм ЗОЖ;

- потребности к выполнению требований, предъявляемых гражданину России в области безопасности жизнедеятельности;

- физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооружённой защите РФ, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооружённых Силах РФ или других войсках.


воспитание:

-ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;


Место предмета в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе в количестве 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 34 учебных часов.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.


Результаты обучения


Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню полготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, а также в военное время.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен:


^ Знать/ понимать:


-основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;

-организацию защиты населения в РФ от ЧС природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;

-основные принципы здорового образа жизни;

-правила оказания первой медицинской помощи;

-основы обороны государства и военной службы;

-боевые традиции Вооружённых Сил России, государственные и военные символы РФ.

Уметь:

-предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

-грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;

-оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

-выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы;

-пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учётом индивидуальных качеств.


Содержание программы


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов)

Основы здорового образа жизни (5 часов)

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

^ Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (4 часа)

Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.

Понятие о ране, разновидностях ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.

Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Черепно-мозговая травма, основные причины её возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Травма груди, причины её возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме груди. Травма живота, причины её возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме живота. Травма в области таза, причины её возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме в области таза. Травма позвоночника и спины, основные виды травм позвоночника и спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах позвоночника и спины.

Реанимация. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких. Основы военной службы (25 часов)

^ Воинская обязанность (10 часов)

Определение воинской обязанности и её содержание. Воинский учёт, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Основное предназначение воинского учёта. Государственные органы, осуществляющие воинский учёт. Категория граждан, не подлежащая воинскому учёту. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учёту.

Время первоначальной постановки граждан на воинский учёт. Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учёт. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учёт.

Основные обязанности граждан по воинскому учёту до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определённое Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.

Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения. Водительские и технические должности, прочие воинские должности.

Предназначение подготовка по военно-учётным специальностям. Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учётным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину, прошедшему подготовку по военно-учётной специальности, при призыве на военную службу.

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учёбу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.

Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы.

^ Особенности военной службы (8 часов)

Общевойсковые уставы – это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. История создания общевоинских уставов в России. Структура общевоинских уставов, их назначение и содержание.

История военной присяги в России. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Условия приведения военнослужащих к военной присяге. Военная присяга. Её роль и значение для каждого военнослужащего.

Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Распорядок дня и регламент служебного времени.

Воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Порядок присвоения воинских званий. Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение.

Статус военнослужащего. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих. Права и свободы военнослужащих. Довольствие военнослужащих. Льготы и компенсации.

История контрактной службы. Поступление на военную службу по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Особенности прохождения службы по контракту военнослужащими-женщинами.

Постановка проблемы. Альтернативная гражданская служба и её отличие от военной службы. Разрешение проблемы. Сравнение законов и выяснение отличий.

Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, её сущность и значение. Уголовная ответственность за преступления против военной службы.

Увольнение с военной службы. Запас Вооружённых Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

^ Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых Сил России (7 часов)

Воинская честь и достоинство – Неотъёмлемое качество военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации. Гуманность и человеколюбие – это неотъёмлемое качество российского воина во все времена. Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к преодолению трудностей при исполнении воинского долга.

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.

Общие требования воинской деятельности: внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения.

История российского офицерского корпуса. Требования, предъявляемые к офицеру военной службы. Военные образовательные учреждения.

Некоторые вопросы международного права войны. Международная миротворческая деятельность Вооружённых сил Российской Федерации.


Календарно – тематическое планирование


По предмету: Основы безопасности жизнедеятельности на 2011-2012 учебный год

Учитель: Шамсуллин Филюз Фанович

Класс: 11

Количество недельных часов по школьному учебному плану: 1

Количество часов по программе: 34

Количество часов по четвертям:




1 полугодие

2 полугодие

Год

Количество часов







34

Плановых контрольных работ







4

Тестовых работ







3

Практических работ







5



Планирование составлено на основе:


1. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана (размещены на официальном сайте Минобранауки России).

2. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2006.

3. Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. – М.: Дрофа, 2006.

4. Примерная программа по курсу ОБЖ для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Смирнов А.Т., Васнев В.А., Мишин Б.И., М.: – Дрофа, 2001.

5. Основы безопасности жизнедеятельности. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов: Методическое пособие / Волокитин А.А., Грачев Н.Н. – М.: Дрофа, 2004.

6. Основы военной службы: Учебное пособие / Смирнов А.Т., Васнев В.А. – М.: Дрофа, 2004.

7. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: Учебно-методическое пособие / Латчук В.Н., Миронов С.К. – М.: Дрофа, 2004.

8. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (тестовый контроль для 10-11 классов): Пособие для преподавателей-организаторов ОБЖ / Смирнов А.Т., Маслов М.А. – М.: Просвещение, 2002.

9. Ежемесячный информационный и научно-методический журнал «Основы безопасности жизни» Министерства образования Российской Федерации.

10. Ежемесячное информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» МЧС России.

11. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.




Похожие:

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconПояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями
Распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconПояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями
Распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconПояснительная записка по литературе
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconРабочая программа по химии. 8 Класс
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconРабочая программа по химии. 9 Класс
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconПрограмма по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconРабочая программа по логопедии представляет собой целостный документ и представлена тремя разделами: пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции звукопроизношения составлена в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М....
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconРабочая программа по литературе в 9а классе Бессмольной Елены Вячеславовны, учителя высшей квалификационной категории
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconРабочая программа по русскому языку в 6 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями iconПрограмма по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006. 93 с
Рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы