Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год icon

Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год



НазваниеРабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год
Дата конвертации28.09.2012
Размер254.46 Kb.
ТипРабочая программа
источник


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Усман-Ташлы


Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №


«_____»_____________2010_г.


Председатель ШМО

_____________/_Нугуманова Р.С/


Согласовано


«____»_________________2010г.


Зам. директора по УВР


______________/Зарипова Р.М./


«Утверждаю»


Приказ №____от_______________


Директор МОБУ СОШ с.Усман-Ташлы


___________ /Мухаметшина А.Ф./





^ Рабочая программа по геометрии


для 7 класса

на 2011-2012 учебный год,

составлена учителем математики первой квалификационной категории

Балтабаевой Эльмирой Сулеймановной


Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов в год: 68часов

^ Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 21-е издание. – М.: Просвещение, 2011).

Учебник. Геометрия. 7-9 классы . 21-издание. М.:Просвещение,2011


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.


^ Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование про­странственных представлений, развитие логического мышле­ния и подготовка аппарата, необходимого для изучения смеж­ных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логиче­ской строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширя­ются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Уча­щиеся овладевают приемами аналитико-синтетической дея­тельности при доказательстве теорем и решении задач.

Систе­матическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении мате­матической теории, обеспечивает развитие логического мыш­ления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием ри­сунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием гео­метрической интуиции на этой основе. Целенаправленное об­ращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания


^ Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).

  • Примерная программа основного общего образования по математике (Стандарты второго поколения).

  • Образовательная программа гимназии на 2010-2011 учебный год

  • Учебный план гимназии на 2010-2011 учебный год.



^ Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009).


^ Рабочая программа по геометрии рассчитана на 2 ч в неделю (68 ч в год), в том числе, для проведения контрольных работ – 6 ч.


Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами:

В результате изучения математики ученик должен знать/понимать1

существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгорит­мов;

  • как используются математические формулы, уравнения и не­равенства; примеры их применения для решения математи­ческих и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружаю­щего мира; примеры статистических закономерностей и вы­водов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утвержде­ний о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры оши­бок, возникающих при идеализации.

***^ Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уров­ню подготовки включаются и знания, необходимые для применения пере­численных ниже умений.

В результате изучения геометрии ученик должен уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предме­тов окружающего мира;

    • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

    • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обста­новке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки простран­ственных тел;

    • проводить операции над векторами, вычислять длину и коор­динаты вектора, угол между векторами;

    • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по задан­ным значениям углов; находить значения тригонометриче­ских функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окруж­ности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

    • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свой­ства фигур и отношений между ними, применяя дополни­тельные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

    • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

    • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические фор­мулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригономет­рии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости справоч­ники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, уголь­ник, циркуль, транспортир).


^ Используемый учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации. В 1988 году учебник занял первое место на Всесоюзном конкурсе учебников по математике для средней общеобразовательной школы.

Изучаемый материал в учебнике разбит на главы (всего 14 глав, для 7-9 класса нумерация глав сквозная). В конце каждой главы есть вопросы для повторения и дополнительные задачи.

Каждая глава разбита на параграфы (для каждой главы нумерация параграфов начинается заново). В конце каждого параграфа есть практические задания по данной теме, вопросы и задачи. Каждый параграф состоит из пунктов (всего 127 пунктов, нумерация пунктов сквозная).

В конце учебник есть подборка задач повышенной трудности по главам, два приложения «Об аксиомах стереометрии» и «Некоторые сведения о развитии геометрии», ответы и указания, предметный указатель


^ Дополнительная литература


  1. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: Просвещение 1997 г.

  2. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса - М. Просвещение, 2003.

  3. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. – М.Просвещение,2003.



^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

7 класс (68 ч)

1. Начальные геометрические сведения (10 ч)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отре­зок, луч, угол.

Понятие равенства геометрических фигур.

Срав­нение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Из­мерение углов, градусная мера угла.

Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

^ Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе нагляд­ных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.

Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вво­дится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необхо­димые исходные положения, на основе которых изучаются свой­ства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.

^ Принципиальным моментом данной темы является введение по­нятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.


^ Учащиеся должны уметь:

- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и раз­вернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссект­рисы угла;

- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;

- формулировать определения перпендикуляра к прямой;

- решать задачи на доказательство и вычисления, при­меняя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые до­казательные рассуждения;

- сопоставлять полученный ре­зультат с условием задачи.


Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»


^ 2. Треугольники (17 ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников.

Перпенди­куляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Равнобедренный треугольник и его свойства.

Задачи на построе­ние с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен­ных признаков; ввести новый класс задач — на построение с по­мощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабо­чим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснова­ние их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение призна­ков равенства треугольников при решении задач дает возмож­ность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения при­знаков равенства треугольников целесообразно использовать за­дачи с готовыми чертежами.

^ Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, формулировать определе­ния, изображать равнобедренный, равносторонний треугольни­ки; высоту, медиану, биссектрису;

- формулировать определение равных треугольников;

- формулировать и доказывать теоремы о признаках ра­венства треугольников;

- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольни­ка;

- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,

- моделировать условие задачи с помощью чертежа или ри­сунка, проводить дополнительные построения в ходе реше­ния;

- решать задачи на доказательство и вычисления, при­меняя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые до­казательные рассуждения;

- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;

- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение тре­угольника по трем сторонам; построение перпендику­ляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.

^ Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №2 «Треугольники»

3. Параллельные прямые (12 ч)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксио­му параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ­ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольни­ков, подобных треугольников, при решении задач, а также в кур­се стереометрии.

^ Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; пер­пендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;

- формулировать аксиому параллельных прямых;

- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и при­знаки параллельных прямых;

- моделировать условие задачи с помощью чертежа или ри­сунка, проводить дополнительные построения в ходе реше­ния;

- решать задачи на доказательство и вычисления, при­меняя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые до­казательные рассуждения;

- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»


^ 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (19 ч)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Неравенство треугольника.

Прямоуголь­ные треугольники, их свойства и признаки равенства.

Расстоя­ние от точки до прямой. Расстояние между параллельными пря­мыми.

Построение треугольника по трем элементам.

^ Основная цель — рассмотреть новые интересные и важ­ные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем гео­метрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводит­ся на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограни­читься только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутство­вать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

^ Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, формулировать определе­ния, изображать прямоугольный, остроугольный, тупо­угольный;

- формулировать и доказывать теоремы

- о соотношениях между сторонами и углами треугольника,

- о сумме углов треугольника,

- о внешнем угле треугольника;

- формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;

- решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.


^ Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»


5. Повторение (8 ч)


6. Резервное время – 2ч.


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ГЕОМЕТРИЯ, 7 класс

2 ч в неделю (68 ч в год)


№ урока за год

Название раздела и темы урока

Дата

Дата




Колич.

часов

план

факт



Прямая и отрезок

1

1.09






Луч и угол.

1

6.09






Сравнение отрезков и углов

1

8.09






Измерение отрезков. Решение задач

1

13.09






Измерение углов.

1

15.09






Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов»

1

20.0






Смежные и вертикальные углы.

1

22.09






Перпендикулярные прямые.

1

27.09






Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

29.09






Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»

1

4.10






Треугольник.

1

6.10






Первый признак равенства треугольников

1

13.10






Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников»

1

18.10






Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

20.10






Свойства равнобедренного треугольника

1

25.10






Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

27.10






Второй признак равенства треугольников

1

1.11






Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников»

1

8.11






Третий признак равенства треугольников

1

10.11






Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»

1

15.11






Окружность.

1

17.11






Примеры задач на построение

1

22.11






Решение задач на построение

1

24.11






Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»

1

29.11






Решение задач

1

1.12






Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

6.12






Контрольная работа №2 «Треугольники»

1

8.12






Признаки параллельности двух прямых

1

13.12






Признаки параллельности двух прямых

1

15.12






Практические способы построения параллельных прямых.

1

20.12






Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»

1

22.12






Аксиома параллельных прямых

1

27.12






Свойства параллельных прямых

1

29.12






Свойства параллельных прямых

1

17.01






Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

19.01






Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»

1

24.01






Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых. Признаки параллельности прямых»

1

26.01






Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

31.01






Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

1

2.02






Сумма углов треугольника.

1

7.02






Сумма углов треугольника. Решение задач

1

9.02






Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

14.02






Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

16.02






Неравенство треугольника.

1

21.02






Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

28.02






Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

1.03






Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

6.03






Некоторые свойства прямоугольных треугольников

1

1303






Решение задач на применение некоторых свойств прямоугольных треугольников

1

15.03






Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

20.03






Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников

1

22.03






Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1

3.04






Построение треугольника по двум сторонам и углу меду ними

1

5.04






Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам

1

10.04






Построение треугольника по трем сторонам

1

12.04






Решение задач на построение

1

17.04






Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

19.04






Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

1

24.04






Повторение. Начальные геометрические сведения

1

26.04






Повторение. Треугольники

1

3.05






Повторение. Параллельные прямые

1

8.05






Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

10.05






Повторение. Задачи на построение

1

15.05






Итоговая контрольная работа

1

17.05






Решение задач повышенной сложности

1

22.05






Повторительно-обобщающий урок

1

24.05






Резерв

1

29.05






Резерв

1

31.05









Похожие:

Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год iconРабочая учебная программа по геометрии для 10 класса (базовый уровень) на 2012-2013 учебный год
Программа составлена на основе Примерной программы для общеобразовательных учреждений по геометрии для 10-11 классов
Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по предмету «Геометрия» на 2011-2012 учебный год для 11 класса
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов: Тематическое планирование...
Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год iconОбразовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса по геометрии для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год iconОбразовательная программа по геометрии 9 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по геометрии для 8 класса на 2012-2013 учебный год Разработала учитель математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по математике для 6 класса на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа предназначена для работы в 6 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год iconНовышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе Государственного стандарта начального образования по искусству. Рабочая...
Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по черчению для 8-9 класса на 2011/2012 учебный год А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов
Рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт» для 6 класса 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по предмету «Алгебра и начала анализа» на 2011-2012 учебный год для 11 класса
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы