|
Сязи Надежда Максимовна, учитель истории и обществознания МКООУ «Санаторная школа- интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» г. Тарко-Сале Пуровский райо, ЯНАО Интеллектуальный марафон «К чести России» Цели проведения игры: -реализация интеллектуального потенциала учащихся; - развитие у них быстроты мышления и коммуникативных способностей; - совершенствование умения доказывать свое мнение; - формирование понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве. - воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа. Оборудование: портреты участников-героев Отечественной войны 1812 года, альбом репродукций «Отечественная война 1812 года», историческая настенная карта «Отечественная война 1812 года», изображение русских наград и памятных знаков. План проведения:
Правила игры:
Разминка Разыгрывается право первого хода.
«Если бы я мог, я бы перенес на ладони Парижу этот храм», - воскликнул он. О каком кремлевском соборе идет речь?
Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель, И совета он учитель, А царю он – друг и брат. Полон злобы, полон мести. Без ума, без чувств, без чести… Найди правильный ответ У учащихся в руках таблички с цифрами 1. 2. 3, 4. Выслушав вопрос и варианты ответа, участники конкурса поднимают необходимую, по их мнению, цифру. 1. Кому принадлежат слова? «Я не обнажу шпаги первым, но я вложу ее в ножны не иначе, как последним»: 1. Наполеону 1 2. М. И. Кутузову 3. Александру 1. 4. Александру 11 «С потерей Москвы не потеряна еще Россия, но когда уничтожится армия, погибнет Москва и Россия»: 1. Наполеону 1 2. Александру 1. 3. М. И. Кутузову 4. Александру 11. 2. Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала, стремясь соединить свои разрозненные части; ей удалось соединиться в районе: 1. Витебска 2. Смоленска 3. Бородино 4. Малоярославца 3. Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из которых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат: 1. П. А. Тучков 2. Н. Н. Раевский 3. А. П. Ермолов 4. Д. С. Дохтуров Кто больше знает Каждая команда получает лист бумаги и в течение 3 – 4 минут должна написать максимальное число участников Отечественной войны 1812 года. Рассказ по плану По 4 участника от каждой команды должны подготовить рассказ о начале Отечественной войны 1812 года по следующему плану:
О чем рассказывают картины Два участника из разных команд подходят к стендам с репродукциями картин В. Верещагина «Конец Бородинского сражения», «В покоренной Москве(расстрел поджигателей)», «М. И. Кутузов на Бородинском поле», П. Гесса «Бой под Малоярославцем», «переправа через реку Березину», А. Кившенко «Военный совет в Филях», Ф. Рубо «Бородинская битва», посвященных Отечественной войне 1812 г., и пытаются определить. к какому ее эпизоду относится каждая репродукция. Литературный конкурс События 1812 г. получили достойное отражение в поэзии. Стихи тех лет проникнуты грозным дыханием войны. Поэзия стала боевым кличем, горячим призывом к единодушному отпору врагу. Участники команд по литературным текстам определяют, о каких героях отечественной войны 1812 г. идет речь. 1. …которого Россия, В свои годины роковыя, радушно видит на коне, В кровавом зареве пожаров. В дыму и прахе боевом. отваге, пламенных гусаров живым примером и вождем. 2. Два демона ему служили, Две силы чудно в нем слилисью В его главе – орлы парили, В его груди – змии вились… Широкрылых вдохновений Орлиный, дерзостный полет, И в самом буйстве дерзновений Змеиной мудрости расчет. Но освящающая сила, Непостежимая уму, Души его не озарила И не приблизилась к нему… 3. Надменный! Кто тебя подвигнул? Кто обуял твой дивный ум? как сердце русских не постигнул Ты с высоты отважных дум? 4. Хвала тебе, наш бодрый вождь. герой под сединами! Как юный ратник, вихрь, и дождь, И труд он делит с нами. О, сколь с израненным челом Пред строем он прекрасен! И сколь он хладен пред врагом, И сколь врагу ужасен! 5. О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой: Все в жертву ты принес земле тебе чужой, Непроницаемый для взгляда черни дикой, В молчанье шел один ты с мыслию великой, И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя, своими криками преследуя тебя, Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединой. Выскажи свое мнение Участникам необходимо ответить на поставленные вопросы, обосновав свое мнение.
Бородино – победа или поражение? Познакомьтесь с различными точками зрения на эту проблему и ответьте на вопросы:
^ : «…Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день. 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен». ^ : «К вечеру все наши позиции были в руках французов; неприятель имел 25 – тысячный совершенно нетронутый резерв, тогда как из русских армий вторая не существовала вовсе. а первая была почти совершенно расстроена». ^ «Чья это победа? на мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей». А. З. Манфред: «То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией». ^ « Для меня здесь нет вопроса, Конечно, это была победа наполеона, тактическая победа «по очкам»…То, что французы не разгромили русскую армию при Бородино, - не удивительно». Конкурс капитанов
Возможный маршрут: здание Манежа, Храм Христа Спасителя, Музей – панорама «Бородинская битва». Современные названия улиц (Кутузовский проспект), станция метро («Багратионовская», «Фили»).
Конкурс болельщиков Проводится в период подготовки заданий командами.
Подведение итогов Команда – победительница определяется по количеству набранных баллов. Они складываются: из количества очков, заработанных участниками и капитанами команд, и из количества очков, полученных болельщиками. Жюри оценивает кругозор и эрудицию учащихся в целом и отдельно отмечает тех. кто отличился на всех этапах проведения игры. Ответы: Разминка: 1 Речь идет об Успенском соборе. 2.О графе А. А. Аракчееве. Правильный ответ: 1). 3; 3; 2). 2; 3).2. Литературный конкурс:
Конкурс болельщиков: 1.- 2. Это отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война мир». 3. В Лейпциге 4. Тильзитский мир 5.Д. Давыдов 6. О.М. М. Сперанском. 7. С реки Березины в декабре 1812 г. |