Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д\

Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д»



НазваниеМетодическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д»
Дата конвертации19.12.2012
Размер88.01 Kb.
ТипМетодическая разработка
источник

МБОУ «Антипинская средняя общеобразовательная школа»


Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение)

по теме «Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д»

(УМК «Школа России»)


Учитель Смирнова Ольга Анатольевна

(первая квалификационная категория)




2012 г

Тема: «Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д»

Цель: познакомить со звуками [д], [д'], буквами Д, д.

Задачи:

- формировать умения выделять и определять место звука в слове, характеризовать звуки [д], [д’] с позиции «твёрдости – мягкости, звонкости – глухости»;


- развивать фонематический слух, речь, навыки слогового чтения, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать;


- расширять словарный запас детей;


- формировать навык чтения слов, предложений, текста с изученными буквами;


- воспитывать прилежание, любознательность в процессе учения, познавательную активность;


- развивать коммуникативные умения и навыки, умение работать в паре;


- воспитывать нравственные понятия: отзывчивость, доброта, ответственность за свои поступки, внимательное отношение к близким.


^ Ход урока:


  1. Организационный момент. (Слайд 1)


Динь-динь-дон -
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой стройно -
И  ведём себя спокойно.


  1. Актуализация знаний.


- Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в страну, где живут буквы и звуки.


- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)


^ 1. Игра «Звук, буква» (Слайд 2)


- Мудрая Сова предлагает вам поиграть в игру «Звук, буква».


- Когда я называю звук, вы хлопаете, букву – топаете.


[р], ка, [н'], эм, [т], [з'], вэ, [к], эс, [л'], эн


- Что это? (Учитель показывает на ленту букв)

В розовых домиках живут…(гласные буквы). В голубых домиках …(согласные).


  1. ^ Самоопределение темы и цели урока




  1. Игра «Буквы перепутались»


- Однажды с буквами произошла неприятная история, они выпали из своих домиков и перепутались


- Помогите буквам разделиться на две группы.

(На магнитной доске нужно разделить буквы на те, которые обозначают звонкие звуки и те, которые обозначают глухие звуки. Среди букв есть буква Д – дети с ней еще не знакомы.)


- На какие группы мы разделили буквы?

(Согласные, обозначающие звонкие звуки и согласные, обозначающие глухие звуки.)


- Чем отличаются звонкие согласные звуки от глухих?

(Звонкие согласные звуки состоят из голоса и шума, а глухие только из шума)


- Все ли из этих букв мы изучили?

(Нет, мы не изучали букву Д)


-Давайте пока отодвинем ее в сторону.


  1. ^ Выделение звуков.


- Ребята, прислушайтесь, слышите веселые звуки?

Это играет дудочка. Представьте, что у вас в руках дудочка. (Дети подносят руки ко рту, имитируя игру на дудочке)


- Поиграют только мальчики. (Ду-ду-ду)


- Какой новый звук слышим в начале каждого слова? (Звук [д])


- А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? (Динь-динь-динь).


- Повторят только девочки. (Динь-динь-динь)


- Какой звук слышим в начале слов? (Звук [д'])


- Кто может назвать тему урока? (Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д)


- Чему мы должны научиться на уроке? (Различать звуки [д] и [д'], узнать все о букве Д, читать слоги, слова и предложения с буквой Д.)



  1. ^ Изучение новой темы




    1. Знакомство со звуками [д], [д']


- Помогите мне закончить предложения


(На магнитной доске появляются картинки).

Тут наш... (дом).

Над домом ... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

- Что интересного заметили? (Все слова начинаются со звуков [д], [д'])


- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.

(Слайд 3)


- Поработаем в парах. Составьте звуковые схемы слов дом и дерево. Какие звуки мы должны отыскать в этих словах? ([д], [д'])

(Учащиеся в парах составляют схемы)

- Сколько слогов в слове дом?


- Сколько слогов в слове дерево?


- На какой слог падает ударение?


- В каком слове [д], а в каком [д'].


- Давайте расскажем все о звуках[д], [д'].

([д] – согласный, твердый, звонкий ; [д'] – согласный, мягкий, звонкий)


- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [д], [д']

(Дверь, доска, одежда, подоконник)


- Придумайте свои слова со звуками [д] и [д'].





Слов на Д ты встретишь много,

Слов на Д полно вокруг:

Дом, долина, день, дорога,

Доброта, доверье, друг


    1. ^ Игра- физминутка «Твердый – мягкий»


(Учащиеся делятся на 2 команды: команда Тима и команда Тома. Учитель показывает картинки. Дети называют предметы на картинках, выделяя голосом звуки [д], [д']. Если звук твердый – встает команда Тома, если мягкий – Тима)



    1. ^ Знакомство с буквами Д, д

- Кто из вас знает, как правильно называется буква, которой обозначаются звуки [д], [д']?

(Буква дэ)


- Посмотрите, как выглядит буква Д.


- А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)

- На что похожа буква Д?


Д – это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.

(В. Степанов)


Этот домик — буква Д.
В домике — окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка.


- Ребята, мы с вами делали проект «Веселые буквы». Посмотрите, какая буква Д получилась у Саши, у Оли.

- Буква Д - пятая буква русского алфавита. Буква Д обозначает согласный звонкий звук: твердый [Д] и мягкий [Д'].

- Раньше, по-старославянски, буква называлась "добро", что переводится на русский язык как "добро". Добро – это все хорошее, светлое: уютный дом, дружная семья, дети – это тоже добро.

- А что означает слово доброта?

(Это качество человека щедрого, заботливого, умеющего любить, жалеть других людей, всегда готового прийти на помощь)


- А вы можете назвать себя добрыми людьми? Какие добрые поступки вы совершали для других людей?

    1. ^ Работа над пословицей-скороговоркой

(Пословица записана на доске)

День дан в дар для добрых дел.

- Как поняли смысл этой пословицы?

Физминутка


Однажды я шел по тропинке лесной,

Вдруг чувствую – дождик идет за спиной.

Я шагу прибавил – скорее домой!

А дождик вприпрыжку помчался за мной.


    1. ^ Печатание буквы Д (Диск)

- Наш помощник покажет, как правильно писать Д, посмотрите на экран.

- Напечатайте букву Д во весь лист бумаги, сверните лист и напечатайте еще раз и т.д.


    1. ^ Работа с лентой букв


- Найдем место буквы Д на ленте букв.


- Что заметили? (Буква Д является парной букве Т по звонкости-глухости).


    1. ^ Чтение слогов и слов с буквой Д .


- Прочитаем хором с экрана.


- Прочитайте слоги с согласного твердого звука, с согласного мягкого.


- Прочитаем 1 столбик с восклицательной интонацией.


- Прочитаем 2 столбик хором с вопросительной интонацией.



    1. ^ Подготовительная работа перед чтением рассказа «Водолазы»


- Найдите в азбуке страницу, на которой будем сегодня работать.
 

- Рассмотрите иллюстрацию с. 104.

-Кто эти люди?

-Почему их двое, а не один?


- Что ищут водолазы на дне моря? (Клад, сокровища)


- Как могли оказаться сокровища на дне моря?


- Каких морских обитателей встретили водолазы?

-Чем интересна профессия водолаза?

(Водолазы ищут затонувшие корабли (клады, сокровища), изучают морских животных и растения, участвуют в строительстве мостов)

-Чем  трудна, и даже опасна?


(Профессия водолаза очень интересна, но и опасна. Если нарушить правила пользования аквалангом под водой, можно погибнуть)



-Какими должны быть люди, работающие водолазами?


(Водолазы (аквалангисты) очень дисциплинированные, дружные и ответственные люди. Они умеют жить по правилам.)



    1. ^ Чтение слов с доски

ВОДА

ВОДОПАД (падающий поток воды с высоты)

ВОДОЛАЗ (рабочий, который занимается подводными работами)
ВОДНЫЕ
ПОДВОДНЫЕ

  • Найдите общую часть в этих словах.




  • Слова, у которых есть общая часть (корень) называются однокоренными (родственными).




  • Что можно составить из слов? (Предложения)




  • Поработайте в группе. Составьте из слов предложение. (Водолазы искали клад)


^ 10. Чтение рассказа, работа над текстом.


  1. Чтение текста


- Прочитаем текст с. 105. Читаем текст плавно, соединяя слоги в слова.


(Дети читают рассказ самостоятельно. В это время учитель работает с группой слабых детей, для которых текст учебника напечатан крупно на карточках со специальными пометками (Сережа, Андрей)). Сильным детям (Захар, Саша, Леша, Юля) дополнительно прочитать пословицы и постараться разобраться, почему так говорят)


^ Чтение вслух.


  1. Выяснение понимания смысла рассказа.


- Кем работают папы у Нади и Димы? (У Нади и Димы папы – водолазы)


- Какую работу выполняли водолазы на дне реки? (Водолазы укрепили опоры моста)


- Как вы считаете, легко ли было водолазам выполнить эту работу?

(Трудно, так как работы проводятся под водой.)


- Давайте придумаем название этому тексту. (Водолазы)


3 ) Выяснение смысла пословиц


Сильные учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.


Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.


«Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут.


- Подходят ли эти пословицы к нашему тексту? (Да, когда выполняешь опасную работу, важно, чтобы рядом находились настоящие друзья, которые поддержат в трудную минуту. Нельзя под водой быть беспечным, безответственным – это может привести к несчастью).


  1. Итог урока. Рефлексия.


- С какой буквой познакомились на уроке?

- Расскажите все о букве Д

(Буква Д согласная, обозначает два звука: [д] – согласный, твердый звонкий и [д'] – согласный мягкий звонкий. Образует пару с буквой Т по звонкости-глухости. На древнеславянском языке называлась «добро»).


- Так к какой группе мы должны отнести Д?


К группе согласных букв, обозначающих звонкие звуки)


- Кто считает, что он хорошо потрудился на уроке – похлопайте в ладоши.

(Слайд «Умницы!»)




Похожие:

Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д\Урок по обучению грамоте Буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в '] Цели урока
Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, вырази­тельного чтения
Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д\Открытый урок обучения грамоте в 1а классе Тема: «Чтение слов, предложений с буквами Ч, ч. Письмо слов с буквой Ч» Провела учитель начальных классов: Васильева Е. Г
Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы произносим и слышим)
Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д\Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д\Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д\Урок обучения грамоте в 1 классе по умк "Перспективная начальная школа" Мурзакова Эльвира Юнусовна, учитель начальных классов мбоу артемьевская сош 1 квалификационная категория
Тема урока: “ Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости”
Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д\Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ
Урок обучения грамоте (по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова)
Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д\Выберите букву, которую нужно поставить в слова
Определите, в каких словах все согласные буквы обозначают мягкие согласные звуки
Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д\Тема занятия: слова со стечением согласных
Ребята, уже несколько занятий мы работаем по теме Согласные звуки и буквы. Стечение таких согласных. Скоро у нас будет диктант. Давайте...
Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д\Звуки и буквы Гласные и согласные звуки

Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д\План-конспект открытого урока в 1 и 3-м татарских классах Язлы Арташской начальной малокомплектной школы Тема. Звуки [м], [м]. Буквы м,М. Цели урока
Ц познакомить с буквой М,м; учить составлять слоги и читать их; учить писать печатную заглавную и строчную буквы М,м; учить составлять...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы